В этом разделе вы указываете только сами методы исследования. А деятельность, построенная на их реализации, записывается на третьем этапе проекта.

Список доступных методов исследования

(объяснение методов поможет вам правильно определить задачи (шаги) исследования):

подумать самостоятельно;

Наверное, с этого лучше всего начинать любую проектную работу.

Можно задать себе вопросы.

ü Что я знаю об этом?

ü Какие суждения могу высказать по этому поводу?

ü Какие выводы и умозаключения я могу сделать из того, что мне уже известно?

прочитать книги о том, что вы исследуете;

Если предмет исследования подробно описан в доступных для вас книгах, их надо обязательно посмотреть. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до вас уже открыто. Изучив уже известное, можно двигаться дальше. Открывать новое!

Начать можно со справочников и энциклопедий. В наше время издается много различных энциклопедий и справочников для детей и взрослых. Они обычно хорошо иллюстрированы, их тексты, как правило, содержат очень много интересной информации. Если ее оказывается недостаточно, то следует прочитать книги с подробным описанием изучаемого вами объекта или явления.

В разделе «Реализация проекта» запишите все, что вы узнали из книг.

познакомиться с кино- и телефильмами;

Много новой информации содержится не только в книгах, но и в различных научных, научно-популярных и художественных фильмах. Это настоящий клад для исследователя. Не забудьте об этом источнике!

В разделе «Реализация проекта» запишите все, что вы узнали нового из фильмов.

найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет;

Компьютер - верный помощник современного исследователя. Ни один ученый уже не может работать без него. Компьютер помогает решать самые разные исследовательские задачи: строить математические модели, проводить эксперименты с компьютерными (виртуальными) копиями объектов, готовить тексты, чертежи, схемы, рисунки.

В глобальных компьютерных сетях содержится много информации практически обо всем, что вас может заинтересовать.

В разделе «Реализация проекта» запишите все, что вам помог узнать компьютер.

спросить у других людей;

Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы:

специалисты:

ü к специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что вы исследуете. Это могут быть ученые, например, профессор из университета или работник научно-исследовательского института. В школе их найти трудно. Но им можно позвонить или написать письмо, отправив его по обычной или электронной почте.

ü специалистом может быть и учитель. Например, учитель физики или астрономии может рассказать о космосе много нового, того, что не входит в обычные школьные программы.

ü специалистами могут оказаться и папа, и мама, и дедушка, и бабушка. Например, исследуя характер вооружения войск специального назначения, вы вспоминаете, что ваш дедушка был офицером. Это значит, что он вполне может быть экспертом.

и неспециалисты:

ü неспециалистами для вас будут остальные люди. Их тоже целесообразно расспросить. Вполне может быть, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что вы изучаете.

В разделе «Реализация проекта» запишите информацию, полученную от других людей.

понаблюдать;

Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Надо понимать и помнить, что смотреть и слушать может каждый, а вот видеть и слышать способны не все. Смотрим мы глазами, слушаем ушами, а видим и слышим умом.

Например, каждый может увидеть, как ведут себя дети на перемене в школе; посмотреть, как они двигаются; послушать, какие они издают звуки. Но только умный, наблюдательный исследователь, глядя на поведение своих одноклассников в школе, может сделать много интересных выводов, суждений и умозаключений.

Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить и все это также можно использовать в ваших исследованиях.

Необходимо учитывать, что и подбор методов, и план работы зависят от того, что вы исследуете. (например: за животным можно понаблюдать, а за астероидами – нет)

В разделе «Реализация проекта» запишите информацию, полученную с помощью наблюдений.

провести эксперимент.

Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» и переводится на русский как «проба, опыт». Это ведущий метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления.

Эксперимент предполагает, что вы активно воздействуете на то, что исследуете. Так, например, вы можете экспериментально определить, при какой температуре замерзают разные жидкости (вода, молоко, солярка и др.); как быстро способен обучиться ваш щенок или котенок новым командам; как относится к различной музыке ваш попугай; какие овощи и фрукты больше всего любит ваша черепаха.

В разделе «Реализация проекта» опишите сначала планы, а затем результаты своих экспериментов.

анализ и синтез полученной информации;

Найденной информации может оказаться очень много. В своём проекте неправильно оставлять всю найденную информацию, поэтому необходимо отобрать самое главное, важное, необходимое, т. е. провести анализ и синтез полученной информации.

сравнение;

Сравнение полученных сведений могут дать очень интересный эффект, например, сведения об одном и том же. Но в разные эпохи, времена и т. д.

конкретизация.

Указания на конкретные факты, сведения помогут сделать выводы.

НАПРИМЕР:

• изучение литературных и документальных источников;

• анализ произведений художников о Великой Отечественной войне;

• наблюдение;

• анализ и синтез полученной информации;

• сравнение;

• конкретизация.

Наши рекомендации