Рабочая учебная программа (силлабус)
1.НАЗВАНИЕ, НОМЕР (КОД) КУРСА И КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ | |||||
название курса | код курса | количество кредитов | |||
Социология | ОР2110 | ||||
2.КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ | |||||
Ф.И.О. | время и место проведения | контактная связь | |||
Шевченко Людмила Яковлевна | лекции | семинары | СРСП | каб. 202 | |
по расписанию | по расписанию | по расписанию | |||
3.КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА | |||||
цель | Цель преподавания дисциплины «Социология» состоит в том, чтобы сформировагь у студентов первоначальное систематизированное представление о социологии как науке: развитии соииологической теории, методах и практическом использовании социологических исследований, основных отраслевых социологических теориях и их применении. Это важно для профессиональной ориентации студентов и последующего выбора ими элективных дисциплин. | ||||
задачи | Задачи курса: - создать представление о динамике социальных зменений в мирс на основании макро- и микросоциологических подходов; - сформировать умение эффективной работы в современной организации; -ознакомление с основными социологическими понятиями, концепциями, теориями с целью исследования социальных процессов; - освоение прикладных методов и организации социологического исследования; - обучение студентов социологическому мышлению, умению практически использовать полученные знания для выделения и изучения актуальных проблем общества. | ||||
формируемые компетенции | Освоение данного курса бакалаврами предполагает, что студенты будут обладать следующими компетенциями: Знать: · теоретические и прикладные основы и закономерности функционирования социологической науки; · основные социологические понятия; · классические и современныс социологические теории; · основные направления и результаты современных исследований н области социологии. Уметь: · самостоятельно анализировать процессы и явления, происходяшие и обшествс; · корректно и аргументировано формулировать свою мысль в устной и письменной форме; · использовать усвоенные знания в конкретных ситуациях; · динамично использовать альтернативные, новые или инновационные социологические подходы к решению профессиональных задач. Владеть: · навыками целостного подхода к анализу, проектированию и прогнозированию проблем современного обшества; · доступными источниками социологической информации, обобщать и анализировать данные; · навыками межличностной и межкультурной коммуникации, основанными на толерантности и уважении; · методикой проведения социологических исследований; · способностью к критическому восприятию информации («критическому мышлению»); · навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и научной полемики. | ||||
4.ПРЕРЕКВИЗИТЫ И ПОСТРЕКВИЗИТЫ ДИСЦИПЛИНЫ: | |||||
Пререквизиты | Изучение курса «Социология» связано с другими смежными базовыми дисциплинами, такими как «Информационные технологии», «История Казахстана», «Политология», «Психология». | ||||
Постреквизиты | Усвоение данной дисциплины позволит освоить последующие курсы, такие как «История теоретической социологии», «Социальная структура и стратификация общества», «Методология и организация социологического исследования» и другие. | ||||
5. Тематический план
Тематический план (очная форма обучения на базе общего среднего образования – срок обучения 4 года)
Название темы | Литература | Количество часов | Используемый демонстрационный материал и техническое оборудование (обеспечение) | |||||||
лек. | сем. | СРСП (ауд.)+СРСП (внеауд.) | СРС | |||||||
Социология как наука | ||||||||||
1. | Формирование социологии как науки. Предмет и объект познания социологии. Понятие «социального» в структуре социального знания. Социальное взаимодействие и его формы. Структура социологии. Функции социологии. Социология в системе социогуманитарных наук. | Л - 5, 8, 10, 19, 20, 21, 25, 48, 50, 51 | 1 ч. | 1 ч. | 2 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | ||||
Специфика социологического видения мира. | Л - 5, 8, 10, 19, 20, 21, 25, 48, 50, 51 | 1ч.+1ч. | презентации схемы мультимедийный комплекс | |||||||
Основные этапы становления и развития социологии. | ||||||||||
2. | Становление социологии как науки. О. Конт как основатель социологии. Основные идеи, методы и задачи социологии как позитивной науки. Духовные зачинщики социологии: позитивизм и марксизм XIX века (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс). Основные социологические школы XIX века. | Л - 3, 5, 6, 7, 10, 12, 14, 18, 28, 42, 45, 50, 51 | 1 ч. | 1 ч. | 2 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | ||||
Становление социологии как науки. | Л - 3, 5, 6, 7, 10, 12, 14, 18, 28, 42, 45, 50, 51 | 1ч.+1ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||||
Современные социологические теории. | ||||||||||
3. | Институционализация и профессионализация социологии: формирование теоретической и прикладной (эмпирической) социологии и ее связь с потребностями общественной жизни. Структурный функционализм в социологии. (П. Сорокин, Т. Парсонс, З. Фрейд, Э. Фромм). | Л - 3, 6, 12, 13, 16, 18, 28, 29, 30, 47, 50, 51 | 1 ч. | 1 ч. | 2 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | ||||
Институционализация социологической мысли в Казахстане. Современный этап: проблемы и направления. | Л - 3, 6, 12, 13, 16, 18, 28, 29, 30, 47, 50, 51 | 1ч.+1ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||||
Методология социологического исследования. | ||||||||||
4. | Социологическое исследование как инструмент познания социальной реальности. Социальные факты и социальная информация. Классификация социологических исследований: фундаментальные и прикладные, теоретические и эмпирические исследования. | Л – 7, 12, 15, 27, 30, 33, 42, 45, 48, 50, 51 | 1 ч. | 1 ч. | 2 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | ||||
Научная организация социологического исследования. | Л – 7, 12, 15, 27, 30, 33, 42, 45, 48, 50, 51 | 1ч.+1ч. | ||||||||
Методы сбора социологической информации | ||||||||||
5. | Теория и методика проведения кокретных социологических исследований. Методы социологических исследований Наблюдение и его особенности. Опрос: его роль, достоинства и недостатки. Изучение документов, их классификация. Эксперимент в социологии. Этика социологического исследования. | Л - 7, 10, 19, 22, 25, 26, 27, 33, 42, 45, 50, 51 | 1 ч. | 1 ч. | 2 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | ||||
Методика проведения кокретных социологических исследований. | Л - 7, 10, 19, 22, 25, 26, 27, 33, 42, 45, 50, 51 | 1ч.+1ч. | ||||||||
Общество и социальные взаимодействия. | ||||||||||
6. | Определение общества. Основные теоретические подходы к анализу общества: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Теории общественного развития. Традиционное и современное общество. Основные характеристики традиционного и современного общества. Важнейшие характеристики современности. Глобальное развитие. | Л - 7, 10, 19, 22, 25, 26, 27, 33, 42, 45, 50, 51 | 1 ч. | 1 ч. | . | 2 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||
Типологизация общества. | Л - 7, 10, 19, 22, 25, 26, 27, 33, 42, 45, 50, 51 | 1ч.+1ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||||
Социальные группы, организации и институты. | ||||||||||
7. | Виды социальных групп. Социальная органтзация. Социальный институт как регулируемое пространство. Процессы институционализации. Основные институты социальной системы и их функции. Религия как один из основных институтов общества. Социальные институты и социальные процессы. | Л – 4, 7, 10, 19, 21, 25, 32, 38, 46, 50, 51 | 1 ч. | 1 ч. | 2 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | ||||
Социология малых групп. Лидерские стили в группе. | Л – 4, 7, 10, 19, 21, 25, 32, 38, 46, 50, 51 | 1ч.+1ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||||
Социализация личности. | ||||||||||
8. | Личность как социальная система. Личность в системе социальных связей. Социологический аспект структуры личности. Основные социологические концепции личности. Фрейдистское понимание структуры личности. Социальные типы личности. Социальные статусы и роли. Социализация как процесс усвоения культурных норм и ролей. Институты социализации. | Л - 7, 10, 11, 14, 15, 22, 24, 26, 31, 32, 50, 51 | 1 ч. | 1 ч. | 2 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | ||||
Основные социологические концепции личности. | Л - 7, 10, 11, 14, 15, 22, 24, 26, 31, 32, 50, 51 | 1ч.+1ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |||||||
Социальное неравенство и социальная стратификация. | ||||||||||
9. | Виды и элементы социальной структуры. Социальное неравенство и система социальной стратификации. Классы в западном обществе. Социально-классовая структура современного казахстанского общества. Новые подходы к исследованию социальной структуры. | Л - 7, 10, 11, 14, 15, 22, 24, 26, 31, 32, 50, 51 | 1 ч. | 1 ч. | 2 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс, видеофильм | ||||
Социальная мобильность и её основные тенденции. | Л - 7, 10, 11, 14, 15, 22, 24, 26, 31, 32, 50, 51 | 1ч.+1ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс, видеофильм | |||||||
Культура и общество. | ||||||||||
10. | Социологическое понимание культуры как социальной системы Субъекты культурной деятельности. Ценности культуры и социализация личности.. Социально-философские аспекты интерпретации понятий "культура" и "цивилизация". Важнейшие элементы культуры. Производство и распространение культуры. Национальная культура и этноцентризм. | Л - 7, 10, 11, 14, 15, 22, 24, 26, 31, 32, 50, 51 | 1 ч. | 1 ч. | 2 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс, видеофильм | ||||
Феномен массовой культуры, её признаки и черты. | Л - 7, 10, 11, 14, 15, 22, 24, 26, 31, 32, 50, 51 | 1ч.+1ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс, видеофильм | |||||||
Социология семьи и гендера. | |||||||
11. | Семья как социальный институт и малая группа. Определение семьи и брака.Этапы развития семьи. Моногамия и полигамия в процессе исторической эволюции брака. Социальные функции семьи. Структура семьи. Понятия «пол» и «гендер». Социологическая теория гендера. Гендерные роли. Гендерный анализ распределения ролей в семье. Проблемы гендерного неравенства в обществе. | Л - 2, 7, 17, 19, 25, 31, 33, 50, 51 | 1 ч. | 1 ч. | 2 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс, видеофильм | |
Развитие семейной политики в Казахстане. | Л - 2, 7, 17, 19, 25, 31, 33, 50, 51 | 1ч.+1ч. | презентации схемы мультимедийный комплекс | ||||
Социология молодежи. | |||||||
12. | Критерии выделения молодежи в качестве отдельной группы. Социальный статус молодежи. Молодежные группы. Ценностные ориентации и социальные установки молодежи. Процессы маргинализации в молодежной среде. Образ жизни современного студента. | Л – 5, 7, 19, 22, 26, 31, 33, 35, 36, 50, 51 | 1 ч. | 1 ч. | 2 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |
Молодежная культура, субкультура и контркультура. | Л – 5, 7, 19, 22, 26, 31, 33, 35, 36, 50, 51 | 1ч.+1ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс, видеофильм | ||||
Девиантное поведение. | |||||||
13. | Социальные нормы и ценности. Социальный контроль и его функции. Социологические теории девиантного поведения. Концепции аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона. Влияние криминальной, конфликтной и ретритической субкультур на тип девиантного поведения. | Л – 5, 7, 19, 22, 26, 31, 33, 35, 36, 50, 51 | 1 ч. | 1 ч. | 2 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |
Социологические теории девиантного поведения. | Л – 5, 7, 19, 22, 26, 31, 33, 35, 36, 50, 51 | 1ч.+1ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс, видеофильм | ||||
Социология труда и экономической жизни. | |||||||
14. | Специфика социологического подхода к изучению труда и производства, их социально-исторические особенн ости. Понятие «работа», «профессия», «занятость» Социально-профессиональная структура общества. Социальная организация труда. Рынок труда и структура занятости. Возникновение экономической социологии и ее становление в мировой науке. Специфика и статус экономической социологии. | Л - 3, 4, 6, 7, 15, 17, 23, 24, 50, 51 | 1 ч. | 1 ч. | 2 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |
Экономика как социальная область | Л - 3, 4, 6, 7, 15, 17, 23, 24, 50, 51 | 1ч.+1ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | ||||
Социология образования и средства массовой информации. | |||||||
15. | Система образования как предмет социологического исследования. Основные социальные функции образования. Противоречия ипроблемыобразования на современном этапе. Образование как фактор социальной мобильности. Опыт современного решения проблемы: социологический анализ. | Л - 4, 5, 6, 7, 9, 10, 15, 17, 50, 51 | 1 ч. | 1 ч. | 2 ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс | |
Роль образования в модернизации казахстанскоог общества | Л - 4, 5, 6, 7, 9, 10, 15, 17, 50, 51 | 1ч.+1ч. | презентации, схемы мультимедийный комплекс, видеофильм | ||||
Средства массовой информации. Массовая коммуникация как особая форма социального взаимодействия. Виды и социальные функции средств массовой информации. Власть в СМИ. Средства массовой информации в современном Казахстане. | Л - 4, 5, 6, 7, 9, 10, 15, 17, 50, 51 | 2 ч. | интернетрессурсы, рекомендуемая литература, подготовка докладов, рефератов и презентаций | ||||
Всего | 15+15 |
Тематический план
(заочная сокращённая форма обучения на базе технического и профессионального, послесреднего образования для творческих специальностей – срок обучения 3 года)
№ | Название темы | Лекции | Семинары | СРС |
Социология как наука. | ||||
Основные этапы становления и развития социологии. | ||||
Современные социологические теории. | ||||
Методология социологического исследования. | ||||
Методы сбора социологической информации. | ||||
Общество и социальные взаимодействия. | ||||
7. | Социальные группы, организации и институты. | |||
Социализация личности. | ||||
Социальное неравенство и социальная стратификация. | ||||
Культура и общество. | ||||
Социология семьи и гендера. | ||||
Социология молодежи. | ||||
Девиантное поведение. | ||||
Социология труда и экономической жизни. | ||||
Социология образования . | ||||
Итого: |
Тематический план дисциплины
(заочная форма обучения по ДОТ)
№ | Название темы | Лекции | СРС |
Социология как наука. | |||
Основные этапы становления и развития социологии. | |||
Современные социологические теории. | |||
Методология социологического исследования. | |||
Методы сбора социологической информации. | |||
Общество и социальные взаимодействия. | |||
7. | Социальные группы, организации и институты. | ||
Социализация личности. | |||
Социальное неравенство и социальная стратификация. | |||
Культура и общество. | |||
Социология семьи и гендера. | |||
Социология молодежи. | |||
Социология труда и экономической жизни. | |||
Девиантное поведение. | |||
Социология образования. | |||
Итого: |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Лекционный курс
(очная форма обучения на базе общего среднего образования – срок обучения 4 года)
Неделя | Тема | Содержание |
1. | Социология как наука | План 1. Объект и предмет социологии. 2. Структурасоциологии. |
2. | Основные этапы становления и развития социологии | План 1. Предпосылки возникновения социологии в Европе. Взгляды О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса. 2. Становление социологии как самостоятельной науки. Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс. 3. Теории конфликтов и теории структурного функционализма. |
3. | Современные социологические теории | План 1. П. Сорокин. Идея социокультурной динамики. 2. Школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф). 3. Феноменология (А. Шюц, Н. Лукманн), этнометодология (Г. Гарфинкель, А. Сикурел) и теория действия (Дж. Хоманс). |
4. | Методология социологического исследования | План 1.Разработка концепции и программы. 2.Выборка в социологическом исследовании. 3.Анализ и обобщение результатов. Репрезентативность. |
5. | Методы сбора социологической информации | План 1.Документы как источник информации. 2.Наблюдение и эксперимент. 3.Социологические опросы: интервьюирование, анкетирование. 4.Социометрия. |
6. | Общество и социальные взаимодействия | План 1.Общество как социальная система. 2.Типология обществ. 3.Социальные общности. |
7. | Социальные группы, организации и институты | План 1.Социальные группы: их виды, структура и функции. 2.Социальные организации. Теория бюрократии М.Вебера. 3.Социальный институт и его функции. 4. Религия как социальный институт. |
8. | Социализация личности | План 1.Социологическое понятие личности. 2.Социологические концепции личности. 3.Социализация личности |
9. | Социальное неравенство и социальная стратификация | План 1. Социальная дифференциация и социальное неравенство. 2. Социальная стратификация. 3. Социальная мобильность. |
10. | Культура и общество | План 1.Целостность культуры и механизмы ее воспроизводства. 2.Формы и виды культуры. 3.Функции культуры. |
11. | Социология семьи и гендера | План 1. Основные социологические ракурсы изучения семьи. 2. Особенности и основные проблемы современной семьи. 3. Тенденции развития института современной семьи. 4.Социологическая теория гендера. Проблема гендерного неравенства в обществе. |
12. | Социология молодежи | План 1.Молодежь как особая социально-демографическая группа. 2. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи. 3.Сущность и принципы молодежной государственной политики в Казахстане. |
13. | Девиантное поведение | План 1. Причины и суть отклоняющегося поведения. 2. Теории отклоняющегося поведения. 3. Социальный контроль. |
14. | Социология труда и экономической жизни | План 1. Место экономической социологии в системе социального знания. 2.Экономическое поведение как вид социального действия. 3. Труд – основа жизнедеятельности человека и общества. Общественная форма труда. 4.Сущность и функции труда. Его социальные аспекты. |
15. | Социология образования | План 1. Учение как социокультурная деятельность. 2. Социальные функции и цели образования. 3. Проблемы образования в Казахстане. |
Лекционный курс
(заочная сокращённая форма обучения на базе технического и профессионального, послесреднего образования для творческих специальностей – срок обучения 3 года)
Неделя | Тема | Содержание |
1. | Социология как наука | План 1. Объект и предмет социологии. 2. Структура социологии. |
2. | Основные этапы становления и развития социологии | План 1. Предпосылки возникновения социологии в Европе. Взгляды О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса. 2. Становление социологии как самостоятельной науки. Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс. 3. Теории конфликтов и теории структурного функционализма. |
3. | Современные социологические теории | План 1. П. Сорокин. Идея социокультурной динамики. 2. Школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф). 3. Феноменология (А. Шюц, Н. Лукманн), этнометодология (Г. Гарфинкель, А. Сикурел) и теория действия (Дж. Хоманс). |
4. | Методы сбора социологической информации | План 1.Документы как источник информации. 2.Наблюдение и эксперимент. 3.Социологические опросы: интервьюирование, анкетирование. 4.Социометрия. |
5. | Общество и социальные взаимодействия | План 1.Общество как социальная система. 2.Типология обществ. 3.Социальные общности. |
6. | Социальные группы, организации и институты | План 1.Социальные группы: их виды , структура и функции. 2.Социальные организации. Теория бюрократии М.Вебера. 3.Социальный институт и его функции. 4. Религия как социальный институт. |
7. | Социализация личности | План 1.Социологическое понятие личности. 2.Социологические концепции личности. 3.Социализация личности. |
8. | Социальное неравенство и социальная стратификация | План 1.Социальная дифференциация и социальное неравенство. 2.Социальная стратификация. 3.Социальная мобильность. |
9. | Культура и общество | План 1.Целостность культуры и механизмы ее воспроизводства. 2.Формы и виды культуры. 3.Функции культуры. . |
10. | Социология семьи и гендера | План 1.Основные социологические ракурсы изучения семьи. 2.Особенности и основные проблемы современной семьи. 3. Тенденции развития института современной семьи. 4.Социологическая теория гендера. Проблема гендерного неравенства в обществе. |
11. | Девиантное поведение | План 1. Причины и суть отклоняющегося поведения. 2. Теории отклоняющегося поведения. 3. Социальный контроль. |
12. | Социология труда и экономической жизни | План 1. Место экономической социологии в системе социального знания. 2.Экономическое поведение как вид социального действия. 3. Труд – основа жизнедеятельности человека и общества. Общественная форма труда. 4.Сущность и функции труда. Его социальные аспекты. |
Лекционный курс
(заочная форма обучения по ДОТ)
Неделя | Тема | Содержание |
1. | Социология как наука | План 1.Объект и предмет социологии 2.Структура социологии. |
2. | Основные этапы становления и развития социологии | План 1.Предпосылки возникновения социологии в Европе. Взгляды О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса. 2.Становление социологии как самостоятельной науки. Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс. 3.Теории конфликтов и теории структурного функционализма. |
3. | Современные социологические теории | План 1.П. Сорокин. Идея социокультурной динамики. 2.Школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф). 3.Феноменология (А. Шюц, Н. Лукманн), этнометодология (Г. Гарфинкель, А. Сикурел) и теория действия (Дж. Хоманс). |
4. | Методология социологического исследования | План 1.Разработка концепции и программы. 2.Выборка в социологическом исследовании. 3.Анализ и обобщение результатов. Репрезентативность. |
Семинарские занятия
(очная форма обучения на базе среднего образования – срок обучения 4 года)
неделя | тема | содержание |
1. | Социология как наука | План 1. Специфика объекта и предмета социологии. 2.Социология как научное знание. 3.Фундаментальные вопросы социологии. |
2. | Становление социологии как науки. | План 1. Исторические и естественно-научные предпосылки возникновения социологии. 2. Огюст Конт как родоначальник социологии: контовская модель структуры социологии; контовский «закон трех стадий»; методы социологии в интерпретации О.Конта. 3. Становление социологии как самостоятельной науки. Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс. Теории конфликтов и теории структурного функционализма. |
3. | Парадигмы социологии ХХ века. | 1. Психоанализ З. Фрейда. 2. Э. Фромм о «социальном характере». 3. П. Сорокин. Идея социокультурной динамики. 4. Т. Парсонс. Теория социального действия. |
4. | Социологическое исследование как вид познавательной деятельности | План 1. Виды прикладных социологических исследований. 2. Программа и план прикладных социологических исследований. Обобщение результатов исследования. |
5. | Социологические методы исследования | План 1.Прямое наблюдение. 2.Документальные источники. 3.Анкетные опросы и интервью. 4.Тестовые процедуры. |
6. | Общество как социальная система. | План 1. Основные теоретические подходы к анализу общества. 2. Признаки, элементы и структурные компоненты общества. 3.Основные характеристики традиционного и современного общества. |
7. | Социальные институты. Религия как важнейший социальный институт | План 1.Понятие «социальный институт». Основные институты общества. 2.Функции и роль религии в обществе. 3.Мировые религии как формообразующий фактор человеческой культуры. Нетрадиционные религии и их суть. |
8. | Социологическое изучение личности | План 1. Личность в системе социальных связей. Социологический аспект структуры личности. 2. Социализация личности. Понятие о социальных функциях, статусах и ролях личности. (Р. Мертон). 3. Основные социологические концепции личности. К. Маркс, З. Фрейд, Д. Мид, Э. Фромм, Д. Рисмен. |
9. | Системы социальной структуры и стратификации | План 1. Социальное неравенство и система социальной стратификации. Теории стратификации в современном мире. 2. Классы в современном западном обществе и тенденции развития основных групп занятого населения развитых индустриальных стран. 3. Динамика социальных процессов современного общества на территории Казахстана. |
10. | Социологическое изучение культуры | План 1. Социальные и культурные аспекты познания общества. 2. Элементы культуры. Производство и распространение культуры. 3. Национальная культура и этноцентризм. Феномен массовой культуры, ее признаки и черты. |
11. | Семья и гендерные роли | План 1. Семья как социальный институт и малая группа. 2. Характерные признаки семьи, ее структура и функции. 3. Состояние семейно-брачных отношений в казахстанском обществе и других странах мира. 4. Социологическая теория гендера.Проблемы гендерного неравенства в общесиве. |
12. | Молодёжь и молодёжная политика как предмет социологического изучения | План 1. Молодежь как социально-демографическая группа. 2. Особенности молодежной субкультуры и современного конфликта поколений. 3. Особенности социализации молодежи в условиях рыночных отношений. 4. Ценностные ориентации современного казахстанского студенчества |
13. | Социальные девиации | План 1. Аномия. Причины и суть отклоняющегося поведения. Предмет и задачи социологии девиантного поведения. 2. Теории девиантного поведения. 3. Социологический анализ отдельных форм девиантного поведения. Социальный контроль и его функции. |
14. | Труд, работа и экономическая жизнь | План 1.Специфика социологического подхода к изучению труда и производства, их социально-исторические особенности. 2.Социально-профессиональная структура общества. 3.Новые формы организации труда в условиях экономической модернизации казахстанского общества. 4.Концепции занятости в классических и современных западных теориях и их социологическая интерпретация. Эволюция концепции занятости в постсоветском Казахстане. |
15. | Система образования как предмет социологического анализа | План 1. Социология образования; основные социальные функции образования. 2. Противоречия и проблемы образования на современном этапе. 3. Система образования в информационном обществе: проблемы, решения, перспективы. |
ЗАДАНИЯ СРСП
(очная форма обучения на базе среднего образования – срок обучения 4 года)
Неделя | Тема | Литература | Содержание задания |
1. | Специфика социологического видения мира. | 2, 5, 12, 13, 23, 26, 29, 36, 47, 56, 63, 64, 71, 87 | Предмет и метод социологии. Структура социологии. Функции социологии. Социология в системе социогуманитарных наук. Вид контроля СРСП – контрольная работа. |
2. | Социологические концепции О.Конта, Э.Дюркгейма и других социологов классического этапа социологии. | Л - 4,9, 23, 26, 29, 30, 42, 47, 58, 65, 69, 77, 93 | Становление социологии как науки. О. Конт как основатель социологии. Основные идеи, методы и задачи социологии как позитивной науки. Духовные зачинщики социологии: позитивизм и марксизм XIX века (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс). Основные социологические школы XIX века. Вид контроля СРСП – написание эссе. |
3. | Институционализация социологической мысли в Казахстане. | Л - 4,9, 23, 26, 29, 30, 42, 47, 58, 65, 69, 77, 93 | Социологический анализ современных социальных процессов в трудах Н.Аитова, М.Аженова, В.Черняк, К.Биекенова, К.Габдуллиной, М.Тажина. С.Сейдуманова, М.Садыровой и др. Вид контроля СРСП – Тематические контрольные работы. |
4. | Научная организация социологического исследования. | Л - 1, 2, 12, 45, 51, 55, 59, 78, 82, 83, 84, 88, 92 | Социологическое исследование как инструмент познания социальной реальности. Социальные факты и социальная информация. Классификация социологических исследований: фундаментальные и прикладные, теоретические и эмпирические исследования. Вид контроля СРСП – 1.Предварительный системный анализ объекта исследования. 2.Составление стратегического плана исследования. |
5. | Методика проведения кокретных социологических исследований. | Л - 1, 2, 12, 45, 51, 55, 59, 78, 82, 83, 84, 88, 92 | Сущность и роль методики в осуществлении социологического исследования. Особенности техники социологического исследования, ее значение в организации и проведении исследования. Понятие процедуры. Типы процедур. Сущность и виды теоретико-аналитических и эмпирических процедур. Вид контроля СРСП – 1.Проведение контент-анализа местной печати. 2. Составление программы социологических исследований по разрешению конкретной проблемы и проведение конкретного социологического исследования. |
6. | Типологизация общества. | Л - 3, 4, 6, 14, 21, 27, 28, 31, 37, 43, 45, 48, 53, 54, 73, 85, 109 | Эволюция, изменение, развитие общества. Воздействие глобализации на общественное развитие и локальные культуры. Вид контроля СРСП – Подготовка электронных презентаций. |
7. | Социология малых групп. Лидерские стили в группе. | Л - 4,9, 23, 26, 29, 30, 42, 47, 58, 65, 69, 77, 93 | Групповая динамика. Влияние размера группы на социальное взаимодействие. Вид контроля СРСП – выполнение творческих заданий. |
8. | Основные социологические концепции личности. | Л - 114, 116, 118, 119, 120, 124, 125 | Теория «зеркального» «я» Ч. Кули. Теория структуры социального «я» Дж. Мида. «Обобщенные» и «значимые другие». Стадии социализации. Социологический и психологический подходы к процессу социализации: взаимодействие и взаимообогащение. Психо-аналитические теории социализации: фрейдистская теория психосексуального развития ребенка и эпигенетическая теория Э. Эриксона. Теория социального научения и теория когнитивного развития Ж. Пиаже. Вид контроля СРСП – Работа с текстами М. Вебера, Т. Парсонса, Ч. Кули. Ж. Пиаже, З.Фрейда. |
9. | Социальная мобильность и её основные тенденции | Л - 19, 27, 28, 36, 40, 55, 58 | Теория социальной мобильности П.Сорокина. Классификация мобильности. Каналы вертикальной мобильности. Миграция - формы и следствия. Вид контроля СРСП – Выполнение заданий по структурно-логическим схемам. |
10. | Феномен массовой культуры, её признаки и черты | Л - 2, 24, 36, 39,40, 41, 46, 48, 58 | Производство ранее не существовавших знаний, ценностей и норм. «Общество потребления». Каналы распостраненя массовой культуры Вид контроля СРСП - Понятийно-терминологическая игра. |
11. | Развитие семейной политики в Казахстане. | Л - 19, 27, 28, 36, 40, 55, 58 | Новые семейные формы и общественная дискуссия. Развитие гендерной политики в Казахстане. Вид контроля СРСП – Диспут. |
12. | Молодежная культура, субкультура и контркультура. | Л - 6, 7, 8, 17, 31, 32, 33, 40, 41, 49, 50, 87, 96, 97 | Ценностные ориентации и социальные установки молодежи. Процессы маргинализации в молодежной среде. Образ жизни современного студента. Вид контроля СРСП – 1.Подготовка электронных презентаций. 2.Работа с периодической литературой, написание рефератов по актуальным молодежным проблемам, проведение экспресс-опросов в студенческой среде |
13. | Социологические теории девиантного поведения. | Л - 16, 63, 70, 81, 94, 95, 109 | Теория стигматизации. Социобиологические теории девиантного поведения. Концепция конституциональной предрасположенности к девиантному поведению Ч. Ломброзо. Антропологический подход Э. Хуттона. Теория физических типов Х. Шелдона. Концепция генетической предрасположенности к преступности П. Джекобса и ее критика. Вид контроля СРСП - Источниковедческая работа. Работа с монографической литературой и периодическими изданиями. Наши рекомендации
|