Костанайский государственный педагогический институт

Костанайский государственный педагогический институт

Факультет истории и искусств

Кафедра всемирной истории и общественных дисциплин

«Утверждено»

Советом факультета

протокол № 10 от 24 июня 2016 года

Председатель Совета_______ Балгабаева Г.З.

Рабочая учебная программа (силлабус)

по дисциплине «СОЦИОЛОГИЯ»

Специальность: Образование 5В05030 - Психология, 5В090200-Туризм

форма обучения: очная, заочная

всего кредитов: 2

  Форма обучения
очная заочная
на базе общего среднего образования (срок обучения 4 года) сокращенная на базе технического и профессионального, послесреднего образования (срок обучения 3 года) на базе общего среднего образования (срок обучения 5 лет) сокращенная на базе технического и профессионального, послесреднего образования (срок обучения 3 года) сокращенная на базе высшего образования (срок обучения 2 года)
Для твор.спец. По ДОТ
Всего часов по РУП В том числе:        
лекций      
практических (семинарских)          
лабораторных            
СРСП          
СРС      
Экзамен (семестр) 1,2     1,2  

Программа дисциплины разработана Шевченко Л.Я., кандидат исторических наук, доцент _____________________________________________________________________________

( Ф.И.О. , должность, ученая степень)

на основании государственного общеобязательного стандарта образования РК по циклу общеобразовательных дисциплин, утвержденного приказом МОН РК № 793 от 31.03.2015 г.

Рассмотрена и рекомендована на заседании кафедры

Протокол № 12 от 23.06. 2016 г.

Зав.кафедрой: Ярочкина Е.В..

Одобрена методическим бюро факультета

Протокол № 6 от «23» 06. 2015 г.

Председатель: Разуваева М.В.

Сведения о переутверждении

Учебный год Сведения об изменениях в силлабусе Дата переутверждения № протокола заседания кафедры   Подпись зав.кафедрой
         
         
         
         
         
         

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекционный курс

(очная форма обучения на базе общего среднего образования – срок обучения 4 года)

Неделя Тема Содержание
1. Социология как наука   План 1. Объект и предмет социологии. 2. Структурасоциологии.
2. Основные этапы становления и развития социологии План 1. Предпосылки возникновения социологии в Европе. Взгляды О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса. 2. Становление социологии как самостоятельной науки. Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс. 3. Теории конфликтов и теории структурного функционализма.
3. Современные социологические теории План 1. П. Сорокин. Идея социокультурной динамики. 2. Школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф). 3. Феноменология (А. Шюц, Н. Лукманн), этнометодология (Г. Гарфинкель, А. Сикурел) и теория действия (Дж. Хоманс).
4. Методология социологического исследования План 1.Разработка концепции и программы. 2.Выборка в социологическом исследовании. 3.Анализ и обобщение результатов. Репрезентативность.
5. Методы сбора социологической информации План 1.Документы как источник информации. 2.Наблюдение и эксперимент. 3.Социологические опросы: интервьюирование, анкетирование. 4.Социометрия.
6. Общество и социальные взаимодействия План 1.Общество как социальная система. 2.Типология обществ. 3.Социальные общности.  
7. Социальные группы, организации и институты План 1.Социальные группы: их виды, структура и функции. 2.Социальные организации. Теория бюрократии М.Вебера. 3.Социальный институт и его функции. 4. Религия как социальный институт.
8. Социализация личности План 1.Социологическое понятие личности. 2.Социологические концепции личности. 3.Социализация личности    
9. Социальное неравенство и социальная стратификация План 1. Социальная дифференциация и социальное неравенство. 2. Социальная стратификация. 3. Социальная мобильность.
10. Культура и общество   План 1.Целостность культуры и механизмы ее воспроизводства. 2.Формы и виды культуры. 3.Функции культуры.    
11. Социология семьи и гендера План 1. Основные социологические ракурсы изучения семьи. 2. Особенности и основные проблемы современной семьи. 3. Тенденции развития института современной семьи. 4.Социологическая теория гендера. Проблема гендерного неравенства в обществе.
12. Социология молодежи План 1.Молодежь как особая социально-демографическая группа. 2. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи. 3.Сущность и принципы молодежной государственной политики в Казахстане.    
13. Девиантное поведение План 1. Причины и суть отклоняющегося поведения. 2. Теории отклоняющегося поведения. 3. Социальный контроль.
14. Социология труда и экономической жизни План 1. Место экономической социологии в системе социального знания. 2.Экономическое поведение как вид социального действия. 3. Труд – основа жизнедеятельности человека и общества. Общественная форма труда. 4.Сущность и функции труда. Его социальные аспекты.
15. Социология образования План 1. Учение как социокультурная деятельность. 2. Социальные функции и цели образования. 3. Проблемы образования в Казахстане.

Лекционный курс





(заочная сокращённая форма обучения на базе технического и профессионального, послесреднего образования для творческих специальностей – срок обучения 3 года)

Неделя Тема Содержание
1. Социология как наука   План 1. Объект и предмет социологии. 2. Структура социологии.
2. Основные этапы становления и развития социологии План 1. Предпосылки возникновения социологии в Европе. Взгляды О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса. 2. Становление социологии как самостоятельной науки. Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс. 3. Теории конфликтов и теории структурного функционализма.
3. Современные социологические теории План 1. П. Сорокин. Идея социокультурной динамики. 2. Школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф). 3. Феноменология (А. Шюц, Н. Лукманн), этнометодология (Г. Гарфинкель, А. Сикурел) и теория действия (Дж. Хоманс).
4. Методы сбора социологической информации План 1.Документы как источник информации. 2.Наблюдение и эксперимент. 3.Социологические опросы: интервьюирование, анкетирование. 4.Социометрия.
5. Общество и социальные взаимодействия План 1.Общество как социальная система. 2.Типология обществ. 3.Социальные общности.  
6. Социальные группы, организации и институты План 1.Социальные группы: их виды , структура и функции. 2.Социальные организации. Теория бюрократии М.Вебера. 3.Социальный институт и его функции. 4. Религия как социальный институт.
7. Социализация личности План 1.Социологическое понятие личности. 2.Социологические концепции личности. 3.Социализация личности.  
8. Социальное неравенство и социальная стратификация План 1.Социальная дифференциация и социальное неравенство. 2.Социальная стратификация. 3.Социальная мобильность.
9. Культура и общество   План   1.Целостность культуры и механизмы ее воспроизводства. 2.Формы и виды культуры. 3.Функции культуры.   .
10. Социология семьи и гендера План 1.Основные социологические ракурсы изучения семьи. 2.Особенности и основные проблемы современной семьи. 3. Тенденции развития института современной семьи. 4.Социологическая теория гендера. Проблема гендерного неравенства в обществе.
11. Девиантное поведение План 1. Причины и суть отклоняющегося поведения. 2. Теории отклоняющегося поведения. 3. Социальный контроль.
12. Социология труда и экономической жизни План 1. Место экономической социологии в системе социального знания. 2.Экономическое поведение как вид социального действия. 3. Труд – основа жизнедеятельности человека и общества. Общественная форма труда. 4.Сущность и функции труда. Его социальные аспекты.

Лекционный курс

(заочная форма обучения по ДОТ)

Неделя Тема Содержание
1. Социология как наука   План 1.Объект и предмет социологии 2.Структура социологии.
2. Основные этапы становления и развития социологии План 1.Предпосылки возникновения социологии в Европе. Взгляды О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса. 2.Становление социологии как самостоятельной науки. Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс. 3.Теории конфликтов и теории структурного функционализма.
3. Современные социологические теории План 1.П. Сорокин. Идея социокультурной динамики. 2.Школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф). 3.Феноменология (А. Шюц, Н. Лукманн), этнометодология (Г. Гарфинкель, А. Сикурел) и теория действия (Дж. Хоманс).
4. Методология социологического исследования План 1.Разработка концепции и программы. 2.Выборка в социологическом исследовании. 3.Анализ и обобщение результатов. Репрезентативность.

Семинарские занятия

(очная форма обучения на базе среднего образования – срок обучения 4 года)

неделя тема содержание
1. Социология как наука План 1. Специфика объекта и предмета социологии. 2.Социология как научное знание. 3.Фундаментальные вопросы социологии.    
2. Становление социологии как науки. План 1. Исторические и естественно-научные предпосылки возникновения социологии. 2. Огюст Конт как родоначальник социологии: контовская модель структуры социологии; контовский «закон трех стадий»; методы социологии в интерпретации О.Конта. 3. Становление социологии как самостоятельной науки. Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс. Теории конфликтов и теории структурного функционализма.
3. Парадигмы социологии ХХ века. 1. Психоанализ З. Фрейда. 2. Э. Фромм о «социальном характере». 3. П. Сорокин. Идея социокультурной динамики. 4. Т. Парсонс. Теория социального действия.
4. Социологическое исследование как вид познавательной деятельности План 1. Виды прикладных социологических исследований. 2. Программа и план прикладных социологических исследований. Обобщение результатов исследования.
5. Социологические методы исследования План 1.Прямое наблюдение. 2.Документальные источники. 3.Анкетные опросы и интервью. 4.Тестовые процедуры.  
6. Общество как социальная система. План 1. Основные теоретические подходы к анализу общества. 2. Признаки, элементы и структурные компоненты общества. 3.Основные характеристики традиционного и современного общества.  
7. Социальные институты. Религия как важнейший социальный институт План 1.Понятие «социальный институт». Основные институты общества. 2.Функции и роль религии в обществе. 3.Мировые религии как формообразующий фактор человеческой культуры. Нетрадиционные религии и их суть.
8. Социологическое изучение личности План 1. Личность в системе социальных связей. Социологический аспект структуры личности. 2. Социализация личности. Понятие о социальных функциях, статусах и ролях личности. (Р. Мертон). 3. Основные социологические концепции личности. К. Маркс, З. Фрейд, Д. Мид, Э. Фромм, Д. Рисмен.
9. Системы социальной структуры и стратификации План 1. Социальное неравенство и система социальной стратификации. Теории стратификации в современном мире. 2. Классы в современном западном обществе и тенденции развития основных групп занятого населения развитых индустриальных стран. 3. Динамика социальных процессов современного общества на территории Казахстана.
10. Социологическое изучение культуры План 1. Социальные и культурные аспекты познания общества. 2. Элементы культуры. Производство и распространение культуры. 3. Национальная культура и этноцентризм. Феномен массовой культуры, ее признаки и черты.  
11. Семья и гендерные роли План 1. Семья как социальный институт и малая группа. 2. Характерные признаки семьи, ее структура и функции. 3. Состояние семейно-брачных отношений в казахстанском обществе и других странах мира. 4. Социологическая теория гендера.Проблемы гендерного неравенства в общесиве.  
12. Молодёжь и молодёжная политика как предмет социологического изучения План 1. Молодежь как социально-демографическая группа. 2. Особенности молодежной субкультуры и современного конфликта поколений. 3. Особенности социализации молодежи в условиях рыночных отношений. 4. Ценностные ориентации современного казахстанского студенчества  
13. Социальные девиации План 1. Аномия. Причины и суть отклоняющегося поведения. Предмет и задачи социологии девиантного поведения. 2. Теории девиантного поведения. 3. Социологический анализ отдельных форм девиантного поведения. Социальный контроль и его функции.
14. Труд, работа и экономическая жизнь План 1.Специфика социологического подхода к изучению труда и производства, их социально-исторические особенности. 2.Социально-профессиональная структура общества. 3.Новые формы организации труда в условиях экономической модернизации казахстанского общества. 4.Концепции занятости в классических и современных западных теориях и их социологическая интерпретация. Эволюция концепции занятости в постсоветском Казахстане.
15. Система образования как предмет социологического анализа План 1. Социология образования; основные социальные функции образования. 2. Противоречия и проблемы образования на современном этапе. 3. Система образования в информационном обществе: проблемы, решения, перспективы.

ЗАДАНИЯ СРСП

(очная форма обучения на базе среднего образования – срок обучения 4 года)

Неделя Тема Литература Содержание задания
1. Специфика социологического видения мира. 2, 5, 12, 13, 23, 26, 29, 36, 47, 56, 63, 64, 71, 87 Предмет и метод социологии. Структура социологии. Функции социологии. Социология в системе социогуманитарных наук. Вид контроля СРСП – контрольная работа.
2. Социологические концепции О.Конта, Э.Дюркгейма и других социологов классического этапа социологии. Л - 4,9, 23, 26, 29, 30, 42, 47, 58, 65, 69, 77, 93 Становление социологии как науки. О. Конт как основатель социологии. Основные идеи, методы и задачи социологии как позитивной науки. Духовные зачинщики социологии: позитивизм и марксизм XIX века (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс). Основные социологические школы XIX века. Вид контроля СРСП – написание эссе.
3. Институционализация социологической мысли в Казахстане. Л - 4,9, 23, 26, 29, 30, 42, 47, 58, 65, 69, 77, 93 Социологический анализ современных социальных процессов в трудах Н.Аитова, М.Аженова, В.Черняк, К.Биекенова, К.Габдуллиной, М.Тажина. С.Сейдуманова, М.Садыровой и др. Вид контроля СРСП – Тематические контрольные работы.
4. Научная организация социологического исследования. Л - 1, 2, 12, 45, 51, 55, 59, 78, 82, 83, 84, 88, 92 Социологическое исследование как инструмент познания социальной реальности. Социальные факты и социальная информация. Классификация социологических исследований: фундаментальные и прикладные, теоретические и эмпирические исследования. Вид контроля СРСП – 1.Предварительный системный анализ объекта исследования. 2.Составление стратегического плана исследования.
5. Методика проведения кокретных социологических исследований. Л - 1, 2, 12, 45, 51, 55, 59, 78, 82, 83, 84, 88, 92 Сущность и роль методики в осуществлении социологического исследования. Особенности техники социологического исследования, ее значение в организации и проведении исследования. Понятие процедуры. Типы процедур. Сущность и виды теоретико-аналитических и эмпирических процедур. Вид контроля СРСП – 1.Проведение контент-анализа местной печати. 2. Составление программы социологических исследований по разрешению конкретной проблемы и проведение конкретного социологического исследования.
6. Типологизация общества. Л - 3, 4, 6, 14, 21, 27, 28, 31, 37, 43, 45, 48, 53, 54, 73, 85, 109 Эволюция, изменение, развитие общества. Воздействие глобализации на общественное развитие и локальные культуры. Вид контроля СРСП – Подготовка электронных презентаций.
7. Социология малых групп. Лидерские стили в группе. Л - 4,9, 23, 26, 29, 30, 42, 47, 58, 65, 69, 77, 93 Групповая динамика. Влияние размера группы на социальное взаимодействие. Вид контроля СРСП – выполнение творческих заданий.
8. Основные социологические концепции личности. Л - 114, 116, 118, 119, 120, 124, 125 Теория «зеркального» «я» Ч. Кули. Теория структуры социального «я» Дж. Мида. «Обобщенные» и «значимые другие». Стадии социализации. Социологический и психологический подходы к процессу социализации: взаимодействие и взаимообогащение. Психо-аналитические теории социализации: фрейдистская теория психосексуального развития ребенка и эпигенетическая теория Э. Эриксона. Теория социального научения и теория когнитивного развития Ж. Пиаже. Вид контроля СРСП – Работа с текстами М. Вебера, Т. Парсонса, Ч. Кули. Ж. Пиаже, З.Фрейда.
9. Социальная мобильность и её основные тенденции Л - 19, 27, 28, 36, 40, 55, 58 Теория социальной мобильности П.Сорокина. Классификация мобильности. Каналы вертикальной мобильности. Миграция - формы и следствия. Вид контроля СРСП – Выполнение заданий по структурно-логическим схемам.
10. Феномен массовой культуры, её признаки и черты Л - 2, 24, 36, 39,40, 41, 46, 48, 58 Производство ранее не существовавших знаний, ценностей и норм. «Общество потребления». Каналы распостраненя массовой культуры Вид контроля СРСП - Понятийно-терминологическая игра.
11. Развитие семейной политики в Казахстане. Л - 19, 27, 28, 36, 40, 55, 58 Новые семейные формы и общественная дискуссия. Развитие гендерной политики в Казахстане. Вид контроля СРСП – Диспут.
12. Молодежная культура, субкультура и контркультура. Л - 6, 7, 8, 17, 31, 32, 33, 40, 41, 49, 50, 87, 96, 97 Ценностные ориентации и социальные установки молодежи. Процессы маргинализации в молодежной среде. Образ жизни современного студента. Вид контроля СРСП – 1.Подготовка электронных презентаций. 2.Работа с периодической литературой, написание рефератов по актуальным молодежным проблемам, проведение экспресс-опросов в студенческой среде
13. Социологические теории девиантного поведения. Л - 16, 63, 70, 81, 94, 95, 109 Теория стигматизации. Социобиологические теории девиантного поведения. Концепция конституциональной предрасположенности к девиантному поведению Ч. Ломброзо. Антропологический подход Э. Хуттона. Теория физических типов Х. Шелдона. Концепция генетической предрасположенности к преступности П. Джекобса и ее критика. Вид контроля СРСП - Источниковедческая работа. Работа с монографической литературой и периодическими изданиями.
14. Экономика как социальная область. Л - 2, 26, 35, 36, 38, 51 Экономика как хозяйственная система. Развитие глобальной системы экономики. Проблемы глобального разделения труда и глобальной экономики. Социальные прблемы модернизации развития Казахстана. Вид контроля СРСП – Дискуссия.
15. Средства массовой информации. Л – 1, 2, 40, 42, 47, 58, 82 Массовая коммуникация как особая форма социального взаимодействия. Виды и социальные функции средств массовой информации. Власть в СМИ. Средства массовой информации в современном Казахстане. Вид контроля СРСП – Работа с монографической литературой и периодическими изданиями.

ЗАДАНИЯ НА СРС

(очная форма обучения на базе общего среднего образования – срок обучения 4 года)

Тема, задание, виды самостоятельной работы количество часов литература срок сдачи неделя форма отчётности
Тема: Основные понятия социологии: социальная группа, организация, институт и др. Задание: Составление глоссария. Л - 4,9, 23, 26, 29, 30, 42, 47, 58, 65, 69, 77, 93 2 неделя Собеседование
Тема: Социологические концепции основоположников социологии. Задание: Работа по книге А.Елсукова, Г.Соколовой, А.Грицианова «История социологии» Л - 4,9, 23, 26, 29, 30, 42, 47, 58, 65, 69, 77, 93 4 неделя Коллоквиум
Тема: Составление программы социологического исследования по актуальной социальной проблеме. Задание: Подготовка электронных презентаций. Л - 1, 2, 17, 24, 26, 36, 44, 71, 76, 83, 102 6 неделя Лабораторная работа
Тема: Количественные и качественные методы социологического исследования. Задание: Контент-анализ местной печати. Составление информационной доктрины СМИ. Л - 10, 18, 34, 40, 47, 58, 67, 87, 93, 98, 99 8 неделя Лабораторная работа
Тема: Новые семейные формы и общественная дискуссия Задание: Выяснение тенденций и перспективы развития брака и семьи. Роль семьи в современном казахстанском обществе. Социологическое исследование брака и развода. Социально-психологические аспекты планирования семейной жизни и решния внутрисемейных конфликтов. Л - 1, 2, 23, 24, 36, 47, 51, 54, 71, 76, 78, 79, 85, 87, 88, 89, 94 10 неделя Дискуссия
Тема: Социологическое исследование разных форм девиации в Казахстане. Задание: Работа с интернетресурсами и материалами периодической печати. Л - 22, 26, 36, 40, 47, 48, 87, 102 12 неделя Подготовка и защита электронных презентаций
Тема: Социологические проблемы школы. Задание: Работа с основными теориями и концепциями. Подготовка рефератов. Л - 114, 116, 118, 119, 120, 124, 125 14 неделя Защита рефератов
Тема: Социальные проблемы занятости и безработицы в Казахстане. Задание: Понятие «работа», «профессия», «занятость». Социальная организация труда. Рынок труда и структура занятости. Л - 114, 116, 118, 119, 120, 124, 125 15 неделя Написание эссе
  ИТОГО      

Самостоятельная работа студентов (СРС)

(заочная сокращённая форма обучения на базе технического и профессионального, послесреднего образования для творческих специальностей – срок обучения 3 года)

Темы занятий Задания Цель и содержание заданий Рекомендуемая литература Форма контроля Сроки сдачи
Становление социологии как науки. Тесты, упражнения О. Конт как основатель социологии. Основные идеи, методы и задачи социологии как позитивной науки. Духовные зачинщики социологии: позитивизм и марксизм XIX века (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс). Основные социологические школы XIX века. Л - 4,9, 23, 26, 29, 30, 42, 47, 58, 65, 69, 77, 93 Собеседование Неделя
Развитие социологической мысли в России. Тесты, задания, упражнения, работа с определениями Субъективная социология П. Лаврова и Н. Михайловского. Учение о социальном прогрессе в работах М. Ковалевского. Л - 22, 24, 36, 42, 47, 56, 58, 102 Коллокви-ум Неделя
Парадигматические основания социологии ХХ века. Работа с понятиями, определениями, основными концепциями. Доклады. П. Сорокин, Т. Парсонс, З. Фрейд, Э. Фромм. Л - 4,9, 23, 26, 29, 30, 42, 47, 58, 65, 69, 77, 93 Защита докладов и сдача выполнен-ных работ Неделя
Социологические взгляды на развитие общества и личности казахских мыслителей XIX – XX вв. Дискуссия "Книга в жизни современного молодого человека". Ч. Валиханова, А. Кунанбаева, А. Байтурсынова, А. Букейханова и др. Современный этап развития социологии в Казахстане: трудности, достижения, проблемы. Л – 1, 2, 7, 48, 50, 107, 117 Дискуссия Неделя
Социологический анализ общества как социальной системы. Заполнение таблиц на соответствие. Контент-анализ республиканской и местной печати. Определение общества. Основные теоретические подходы к анализу общества: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Общество как живой организм. Теоретические рамки современного функционализма. Социальный прогресс. Формы прогресса. Л - 1, 2, 17, 24, 26, 36, 44, 71, 76, 83, 102 Сдача выполнен-ных заданий, собеседование Неделя
Социальные институты. Доклады и рефераты. Социальный институт как регулируемое пространство. Процессы институционализации. Основные институты социальной системы и их функции. Социальные институты и социальные изменения. Л - 22, 26, 36, 40, 47, 48, 87, 102 Защита докладов и рефератов неделя
Социальные взаимодействия. Выполнение аналитических заданий, работа с тестами. Феномен социального взаимодействия. Основные признаки социального взаимодействия (предметность, ситуативность, эксплицирование, рефлективная многозначность). Объективная и субъективная стороны социального взаимодействия. Социальный механизм взаимодействия. Способ взаимодействия. Л - 22, 26, 36, 40, 47, 48, 87, 102 Коллокви-ум неделя
Социальные отношения. Тесты, задания, упражнения. Феномен социальных отношений. Признаки социальных отношений М. Вебера. Отличия официальных отношений от неофициальных. Типологизация социальных отношений и их ранжирование. Структура социальных отношений Т. Парсонса и Ч. Кули. Л - 22, 26, 36, 40, 47, 48, 87, 102 Отчет о выполнен-ных заданиях Неделя
Методы социологических исследований. Контент-анализ местной печати. Составление информационной доктрины СМИ. Наблюдение, его особенности. Опрос: его роль, достоинства и недостатки. Изучение документов, их классификация. Выборка в социологическом исследовании. Л - 10, 18, 34, 40, 47, 58, 67, 87, 93, 98, 99 Лабораторная работа Неделя
Социальная структура общества и социальная стратификация. Проблемные задания. Работа с таблицами на соответствие. Тест «Уровень удовлетворенности браком». Виды и элементы социальной структуры. Социально-классовая структура современного общества. Новые подходы к исследованию социальной структуры. Л - 19, 27, 28, 36, 40, 55, 58 Тестовые зачеты Неделя
Личность и социализация. Определение стадий жизненного пути личности по Э. Эриксону. Работа с определениями. Выявление специфики социологического подхода к личности; изучение структуры личности; знакомство с основными концепциями социализации; рассмотрение этапов и агентов социализации; уяснение статусно-ролевой концепции; соотношение понятий социального статуса и роли. Л - 1, 2, 23, 24, 36, 47, 51, 54, 71, 76, 78, 79, 85, 87, 88, 89, 94 Решение ситуационных задач. Неделя
Социологические проблемы школы. Работа с основными теориями и концепциями. Подготовка рефератов. Школа как важнейший институт в системе образования, ее ядро. Основные социальные функции школы. Влияние школы на общество. Закон об образовании. Казахстанская школа: количественные, структурные, качественные параметры. Городская и сельская школы, их специфика. Государственная и частная школы. Альтернативные варианты. Школа и государство. Школа и религия. Л - 114, 116, 118, 119, 120, 124, 125 Защита обзорных материалов по теме. неделя
  Итого часов:        

Самостоятельная работа студентов (заочная форма обучения по ДОТ)

Задания для СРС с графиком их выполнения и сдачи

Содержание задания Форма сдачи Рекомендации (описание задания) Коли-чество бал- лов Сроки сдачи
Ответить на контрольные вопросы лекций 1-3 (тема 1-вопросы 6, 7, 9; тема 2- вопросы 1, 4, 7, 13, 15, 20; тема 3 – вопросы 4, 7, 8, 11, 14) Электронный вариант файла-ответа в программе MSWord Ответ должен полностью отражать сущность вопроса и т.д. 7 неделя
1) Выполнить презентацию по теме «Социологический анализ общества как социальной системы» 2) Ответить на тестовые задания по теме «Социальная структура общества и социальная стратификация и социальная мобильность» Электронный вариант файла-презентации в программе MSPowerPoint 1) не менее 20 слайдов с переходами, анимацией и т.д. 2) Тесты находятся в отдельном файле     7 неделя
Подготовить доклад на тему «Социология образования» Электронный вариант файла-ответа Не менее 10 стр. 7 неделя
  РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ 1 Электронный вариант Задания находятся в отдельном файле 7 неделя
      ИТОГО  
Подготовить реферат Электронный вариант файла-ответа Согласно предлагаемой тематики 14 неделя
Выполнить контрольную работу Электронный вариант файла-ответа в программе MSWord Список контрольных работ находится в силлабусе 14 неделя
Ответить на тестовые задания по теме «Личность как социальная система и социология девиантного поведения» Электронный вариант файла-ответа Тесты находятся в отдельном файле 14 неделя
  РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ 2 Электронный вариант Задания находятся в отдельном файле 15 неделя
      ИТОГО  
      ВСЕГО  

ПОЛИТИКА КУРСА, АКАДЕМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭТИКИ

Дисциплина «Основы права» изучает вопросы основных отраслей права (конституционного, административного, гражданского, уголовного и т.д), которые, с одной стороны, дают общее представление о роли тех или других правовых норм, а с другой представляют необходимые знания для того, чтобы ориентироваться в решении проблем, сопровождающих каждого человека на протяжении всей его жизни. Изучение основ права позволяет грамотно оценивать жизненно важные ситуации.

ВОПРОСЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Контрольные вопросы к 1 рубежному контролю:

Объект, предмет и функции социологии:

1. Каждая наука изучает определенную область окружающей действительности и представляет собой выработку и теоретическую систематизацию достоверных знаний об этой деятельности. Какую сферу деятельности изучает социология?

2. Та часть объективной реальности, которую изучает определенная наука, называется ее объектом. Что является объектом социологии? Чем отличается объект социологии от объектов естественных наук – физики, химии, биологии?

3. Каждая наука из своего объекта выделяет специфическую область предметного интереса по отношению к данному объекту. Что составляет предмет социологии как науки?

4. Предмет науки, как правило, многогранен, следовательно, определенным образом структурирован. Каковы структурные формирования, изучаемые социологией?

5. Каждая наука имеет определенные источники генерируемых и систематизируемых ею знаний. В чем состоят источники социологического знания?

6. Получив представление об объекте, предмете социологии, об источниках социологического знания, можно дать определение данной науки. Какие подходы к определению социологии Вы знаете? Как определить социологию в качестве самостоятельной науки?

7. Любая наука возникает и развивается для того, чтобы решать определенные задачи, выдвигаемые перед людьми их взаимодействиями с окружающей природой и социальной действительностью. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: в чем состоят основные задачи социологии?

8. В процессе решения свойственных данной науке задач, она выполняет определенные функции. Каковы функции социологии?В чем конкретно они выражаются?

9. Объект, предмет, задачи и функции социологии определенным образом связаны между собой. Начертите схему, которая отражает процесс развертывания социологии как науки.

Структура и методология социологии:

1. Чем объясняется множественность теоретических концепций в социологии?

2. В чем заключается сущность эмпирических исследований?

3. Что представляют из себя теоретические социологические исследования?

4. Какие типы теорий существуют в социологии?

5. Каковы особенности фундаментальных социологических исследований?

6. На что ориентированы прикладные социологические исследования?

7. Каковы особенности макросоциологических концепций?

8. В чем состоят отличительные особенности микросоциологии?

9. Чем обусловлена необходимость объединения макросоциологических и микросоциологических подходов в социологии?

10. Что представляет собой методология?

11. Какие методы включает в себя социологическая методология?

Социализация личности

1. Почему личность выступает не только в качестве объекта, но и активного объекта социализации?

2. В чем состоит сущность социализации личности?

3. Каковы особенности ненаправленной (стихийной) и направленной социализации?

4. Какова социализирующая роль идентификации и обобщенного другого?

5. Какую роль в процессе социализации играет самобытность личности?

6. Каковы основные этапы социализации личности?

7. Какие факторы влияют на социализацию личности?

8. В чем состоит роль таких институтов социализации, как семья, школа, трудовой коллектив?

9. В чем заключены особенности и социализирующее значение культуры?

10. Какую роль в социализации личности выполн<

Наши рекомендации