Аналитический марксизм сегодня
Хотя, как мы видели, представители аналитического марксизма считают себя марксистами, некоторые (например, Callinicos, 1989) задаются вопросом о том, не делает ли их приверженность к традиционным понятиям и методам такое их определение бессмысленным или разрушительным для марксистской ориентации (Kirkpatrick, 1994). В ответ на это Элстер утверждает: «Большинство взглядов, которые я считаю верными и важными, ведут к Марксу» (Elster, 1985, р. 531).
Мейер (Mayer, 1994) обобщил аналитический марксизм и попытался, в частности, рассмотреть и опровергнуть шесть положений, которые, по его мнению, выражают основную критику данного подхода.Прежде чем ее рассмотреть, отметим критический аргумент, который проистекает из самого творчества Мейера: «Аналитический марксизм не является единой или даже внутренне согласованной системой взглядов» (1994, р. 300). Различия между рассмотренными здесь крупными представителями аналитического марксизма (Коэном, Рёмером и Райтом), не говоря уже о прочих мыслителях (особенно Адаме Пжеворски [Przeworski, 1985] и его работе о государстве), которых можно сюда отнести, огромны и затрудняют обсуждение настоящих ученых в одинаковом контексте. Эти различия могут расколоть аналитический марксизм прежде, чем он получит возможность развиться в последовательную концепцию.
[207]
Первый критический аргумент, рассмотренный Мейером, состоит в том, что аналитический марксизм дискретен и сосредоточен на исследовании рациональных субъектов действия. Мейер отвечает на это, что представители аналитического марксизма не считают, что общество состоит из изолированных индивидов, они признают, что люди не всегда ведут себя рационально. Во-вторых, аналитических марксистов обвиняют в экономическом детерминизме; в ответ на это говорится, что, согласно преобладающей здесь точке зрения, экономические факторы первичны, но определяющего характера не носят. В соответствии с третьим критическим аргументом, позиция аналитических марксистов антиисторична, однако Мейер не считает, что это свойство присуще данному подходу. Скорее оно связано с его новизной и с тем, что для рассмотрения исторических проблем еще не было времени. Связанный с этим четвертый аргумент обвиняет аналитических марксистов в том, что они выдвигают статичные подходы, при которых затруднительно исследовать изменения. Признавая данный недостаток, Мейер утверждает, что эту трудность испытывают практически все ученые в области социальных исследований. В-пятых, рассматриваемое нами направление обвиняют в тавтологии — «необоснованном принятии того, что должно быть доказано» (Mayer, 1994, р. 305). Мейер считает, что эта проблема свойственна всем дедуктивным подходам. Наконец, аналитический марксизм характеризуется как теория, которой недостает нравственного импульса, но Мейер опровергает и это: «Представители аналитического марксизма вполне способны на нравственный порыв, их нравственной критике капитализма не хватает неистовства, в отличие от достижений в точности и проницательности» (1994, р. 315).
Свой разбор Мейер заканчивает анализом шести задач, с которыми сталкивается аналитический марксизм, трудностей, которые нужно решить, чтобы аналитический марксизм стал значительной силой в социальных науках. Во-первых, аналитический марксизм должен разработать более динамичный подход. Согласно формулировке Мейера, «любой вариант марксизма, если он не способен объяснить социальную динамику, не может рассчитывать на расцвет» (1994, р. 317). Во-вторых, теоретики аналитического марксизма должны более глубоко заняться анализом конкретных событий и ситуаций. В-третьих, приверженцы данного подхода должны исправить настоящий дисбаланс, ликвидировать перекос в сторону теории и больше заниматься эмпирическими исследованиями. В-четвертых, аналитические марксисты должны расширить свой подход, не замыкаясь на базисе экономических факторов, и рассмотреть более широкий круг социальных факторов. В-пятых, они должны отойти от особого внимания к развитым капиталистическим государствам и обратиться к менее развитым нациям. Наконец, представителям аналитического марксизма следует показать существование жизнеспособных альтернатив капитализму.