Раздел i. программа социологического исследования

ОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ............................ 3

БЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОГРАММЕ....................................................... 3

ЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ.............................. 7

Формулировка и обоснование проблемы исследования................................. 8

Цели и задачи исследования........................................................................ 13

Определение объекта и предмета исследования.......................................... 15

Логический анализ основных понятий........................................................... 18

Теоретическая интерпретация....................................................................... 18

Выдвижение гипотез...................................................................................... 21

Эмпирическая интерпретация понятий........................................................... 23

ЛЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ........................................................ 26

Выборка........................................................................................................ 26

Обоснование методов сбора эмпирических данных..................................... 26

Методы сбора информации.......................................................................... 27

Методы обработки и анализа данных............................................................ 28

Организационный план исследования........................................................... 30

КУЧНЫЙ ОТЧЕТ............................................................................................ 31

МЕТОДОЛОГИЯ И ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ М. ВЕБЕРА 34

ПОГИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ................................... 45

КОПЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ, КОНКРЕТИЗАЦИЯ И ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ 45

Теоретическая модель исследования инвестиционного поведения............... 48

Несколько слов об истории вопроса............................................................ 51

Пример конкретизации и операционализации................................................. 53

СОСТАВЛЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ КАРТЫ..................................................... 55

ПЕРЕМЕННЫЕ, ИЗМЕРЕНИЕ, ПРОПОЗИЦИИ................................................... 58

Пример построения теории у Ф. Херцберга....................................................... 73

3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТАИССЛЕДОВАНИЯ................................ 76

СОЗДАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ............................................................ 76

ПРИМЕРЫ РАЗРАБОТКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

В ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ...................................................................... 77

Пример теоретической модели 1........................................................................ 77

Пример теоретической модели 2........................................................................ 83

Пример теоретической модели 3........................................................................ 85

Пример теоретической модели 4........................................................................ 91

4. ЭМПИРИЧЕСКАЯ СХЕМА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ................................. 97

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ............................................ 97

НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ СХЕМА ОБЪЕКТА.............................. 100

ФУНКЦИИ И СУЩНОСТЬ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ........................................ 102

ЭМПИРИЧЕСКИЕ, НАУЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ................................... 105

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ............................ 109

5. АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ........................................................... 111

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ 111

АНАЛИЗ ОДНОМЕРНЫХ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ.................................................... 115

Номинальная шкала.......................................................................................... 11Б

Ранговая шкала................................................................................................. 120

Интервальная пропорциональная шкала........................................................... 121

АНАЛИЗ ДВУМЕРНЫХ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ: ВЫЯВЛЕНИЕ СВЯЗЕЙМЕЖДУ ПЕРЕМЕННЫМИ 128

6. ВВОД И АНАЛИЗ ДАННЫХ С ПОМОЩЬЮ SPSS 8.0.................................. 137

БАЗЫ ДАННЫХ................................................................................................. 137

Создание баз данных........................................................................................ 137

Постановка условия.......................................................................................... 138

Расщепление базы данных................................ '.............................................. 141

Перекодирование переменных....................................................................142

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ........................................................................... 144

Анализ линейных распределений (FREQUENCES)....................................... 144

Анализ парных распределений (CROSSTABS)............................................. 148

Средние значения (DESCRIPTIVES)............................................................. 152

РИМЕНЕНИЕ SPSS 8.0 ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ФАКТОРНОГО И КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗОВ ............................................ 157

РАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ................................................................................ 157

Выбор первичных переменных.................................................................... 159

Проведение факторного анализа................................................................. 161

Интерпретация факторов............................................................................. 169

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ...............................................................................171

ТАБЛИЧНОЕ И ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕСОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ 175

ТАБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ.................................................. 175

Техника редактирования таблиц в текстовом редакторе Word..................... 182

ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ.............................................. 194

ВАЛИДНОСТЬ И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА.................................................... 200

ОТ КОНЦЕПЦИИ К ТЕОРИИ: ВАЛИДНОСТЬ И ИНВАЛИДНОСТЬ................. 200

ВАЛИДНОСТЬ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ НАУЧНЫХ МНЕНИЙ............................... 201

ТОТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА: УЗКАЯ И ШИРОКАЯ ТРАКТОВКА ВАЛИДНОСТИ 203

ВНЕШНЯЯ ВАЛИДНОСТЬ............................................................................ 206

ВНУТРЕННЯЯ ВАЛИДНОСТЬ....................................................................... 207

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ВАЛИДНОСТЬ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙПОРТРЕТ 210

ВИДЫ И ТИПЫ ВАЛИДНОСТИ: ИНСТРУМЕНТЫ ВАЛИДИЗАЦИИ................ 210

нюлнительное чтение................................................................................ 217

К. Гемпель. Функция общих законов в истории............................................ 217

Э. Дюркгейм. Что такое социальный факт.................................................... 229

В.А. Ядов. Особенности методики и этапов развертывания

прикладного исследования.......................................................................... 236

РАЗДЕЛ II ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ

Л. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС..................................................................... 243

ИСТОРИЯ ОПРОСОВ....................................................................................... 243

ОПРОС - ЭТО ПРОСТО..................................................................................... 245

ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО ОПРОСА..................................................................... 250

ВИДЫ ОПРОСА................................................................................................ 255

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОПРОСА............................................................... 258

2. ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС............................................................................... 261

МЕТОДОЛОГИЯ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА........................................................ 261

ВИДЫ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА....................................................................... 263

ОТБОР ЭКСПЕРТОВ......................................................................................... 269

ФАКТОРЫ ВАЛИДНОСТИ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК........................................... 272

ОШИБКИ И ТРУДНОСТИ В ПРИМЕНЕНИИ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА 274

3. МЕТОДОЛОГИЯ ИНТЕРВЬЮ..................................................................... 275

РОЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ И МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРВЬЮ .... 275

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ИНТЕРВЬЮ............................................. 280

На границе двух миров..................................................................................... 284

ДЕФИНИЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРВЬЮ.................................................... 287

ИНТЕРВЬЮ В КАЧЕСТВЕННОЙ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ 294

БЫТЬ БЛИЗКИМ РЕСПОНДЕНТУ...................................................................... 297

ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР В ХОТОРНЕ..................................................... 299

4. ВИДЫ И ТИПЫ ИНТЕРВЬЮ........................................................................ 302

ТИПОЛОГИЯ ИНТЕРВЬЮ.................................................................................. 302

ФОРМАЛИЗОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ................................................................... 309

СВОБОДНОЕ ИНТЕРВЬЮ................................................................................. 312

ФОКУС-ГРУППА............................................................................................... -316

Из истории вопроса........................................................................................... 316

Определение и особенности метода................................................................. 318

Преимущества и недостатки....................................................................... 320

Сфера применения..................................................................................... 321

ЕЛЕФОННОЕ ИНТЕРВЬЮ - ХОРОШО, НО ОЧЕНЬ ПЛОХО......................... 322

ЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРВЬЮ.......................................................................... 335

ЗРГАНИЗАЦИЯ ФОКУС-ГРУПП................................................................... 335

Состав и численность фокус-группы........................................................... 335

Ограничения на участие в фокус-группах.................................................... 338

Процедура проведения............................................................................... 339

Функции и качества модератора.................................................................. 340

Устройство помещения............................................................................... 341

ЭТБОР, ПОДГОТОВКА, ИНСТРУКТАЖ ИНТЕРВЬЮЕРОВ............................ 342

ЭФФЕКТ ИНТЕРВЬЮЕРА............................................................................ 346

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ........................................................ 350

ОТКУДА МЫ РОДОМ И КАК НАС ЗОВУТ..................................................... 350

НА ЧТО НАПРАВЛЕНО МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ...................... 355

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ ДАЮТ МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ? 357

НАУЧНЫЙ СТАТУС МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.......................... 359

СТАНДАРТНАЯ МАТРИЦА МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 362

ПРОБЛЕМА ВЫБОРКИ И РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ.................................... 364

ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ ЗАКАЗЧИКА И ИССЛЕДОВАТЕЛЯ...................... 369

БРИФ И БРИФИНГ....................................................................................... 372

МЕТОДЫ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ....................................... 375

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ................. 376

ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПРОС IHALL-TEST)....................................................... 378

ДОМАШНИЙ ТЕСТ [HOME-TEST)................................................................. 380

ЛИЧНОЕ ИНТЕРВЬЮ {FACE-TO-FACE]........................................................ 381

КАБИНЕТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ [DESK RESEARCH]................................... 383

ТЕЛЕФОННЫЙ ОПРОС OMNIBUS................................................................ 384

THE VALS SURVEY...................................................................................... 386

BonpocHHKVALS Survey [online version]....................................................... 390

Дополнительное чтение................................................................................. 392

Ш. Гоуайзер, Э. Уитт. Опросы и вопросы......................................................... 392

Д.М. Рогозин. Особенности метода интервью.................................................. 399

М.В. Сердюкова. Как интервьюировать элиту.................................................. 405

О. Харари. Шесть мифов исследований рынка................................................. 409

РАЗДЕЛ III

Наши рекомендации