Раздел i. программа социологического исследования
ОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ............................ 3
БЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОГРАММЕ....................................................... 3
ЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ.............................. 7
Формулировка и обоснование проблемы исследования................................. 8
Цели и задачи исследования........................................................................ 13
Определение объекта и предмета исследования.......................................... 15
Логический анализ основных понятий........................................................... 18
Теоретическая интерпретация....................................................................... 18
Выдвижение гипотез...................................................................................... 21
Эмпирическая интерпретация понятий........................................................... 23
ЛЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ........................................................ 26
Выборка........................................................................................................ 26
Обоснование методов сбора эмпирических данных..................................... 26
Методы сбора информации.......................................................................... 27
Методы обработки и анализа данных............................................................ 28
Организационный план исследования........................................................... 30
КУЧНЫЙ ОТЧЕТ............................................................................................ 31
МЕТОДОЛОГИЯ И ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ М. ВЕБЕРА 34
ПОГИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ................................... 45
КОПЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ, КОНКРЕТИЗАЦИЯ И ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ 45
Теоретическая модель исследования инвестиционного поведения............... 48
Несколько слов об истории вопроса............................................................ 51
Пример конкретизации и операционализации................................................. 53
СОСТАВЛЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ КАРТЫ..................................................... 55
ПЕРЕМЕННЫЕ, ИЗМЕРЕНИЕ, ПРОПОЗИЦИИ................................................... 58
Пример построения теории у Ф. Херцберга....................................................... 73
3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТАИССЛЕДОВАНИЯ................................ 76
СОЗДАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ............................................................ 76
ПРИМЕРЫ РАЗРАБОТКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
В ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ...................................................................... 77
Пример теоретической модели 1........................................................................ 77
Пример теоретической модели 2........................................................................ 83
Пример теоретической модели 3........................................................................ 85
Пример теоретической модели 4........................................................................ 91
4. ЭМПИРИЧЕСКАЯ СХЕМА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ................................. 97
СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ............................................ 97
НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ СХЕМА ОБЪЕКТА.............................. 100
ФУНКЦИИ И СУЩНОСТЬ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ........................................ 102
ЭМПИРИЧЕСКИЕ, НАУЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ................................... 105
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ............................ 109
5. АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ........................................................... 111
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ 111
АНАЛИЗ ОДНОМЕРНЫХ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ.................................................... 115
Номинальная шкала.......................................................................................... 11Б
Ранговая шкала................................................................................................. 120
Интервальная пропорциональная шкала........................................................... 121
АНАЛИЗ ДВУМЕРНЫХ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ: ВЫЯВЛЕНИЕ СВЯЗЕЙМЕЖДУ ПЕРЕМЕННЫМИ 128
6. ВВОД И АНАЛИЗ ДАННЫХ С ПОМОЩЬЮ SPSS 8.0.................................. 137
БАЗЫ ДАННЫХ................................................................................................. 137
Создание баз данных........................................................................................ 137
Постановка условия.......................................................................................... 138
Расщепление базы данных................................ '.............................................. 141
Перекодирование переменных....................................................................142
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ........................................................................... 144
Анализ линейных распределений (FREQUENCES)....................................... 144
Анализ парных распределений (CROSSTABS)............................................. 148
Средние значения (DESCRIPTIVES)............................................................. 152
РИМЕНЕНИЕ SPSS 8.0 ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ФАКТОРНОГО И КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗОВ ............................................ 157
РАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ................................................................................ 157
Выбор первичных переменных.................................................................... 159
Проведение факторного анализа................................................................. 161
Интерпретация факторов............................................................................. 169
КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ...............................................................................171
ТАБЛИЧНОЕ И ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕСОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ 175
ТАБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ.................................................. 175
Техника редактирования таблиц в текстовом редакторе Word..................... 182
ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ.............................................. 194
ВАЛИДНОСТЬ И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА.................................................... 200
ОТ КОНЦЕПЦИИ К ТЕОРИИ: ВАЛИДНОСТЬ И ИНВАЛИДНОСТЬ................. 200
ВАЛИДНОСТЬ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ НАУЧНЫХ МНЕНИЙ............................... 201
ТОТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА: УЗКАЯ И ШИРОКАЯ ТРАКТОВКА ВАЛИДНОСТИ 203
ВНЕШНЯЯ ВАЛИДНОСТЬ............................................................................ 206
ВНУТРЕННЯЯ ВАЛИДНОСТЬ....................................................................... 207
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ВАЛИДНОСТЬ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙПОРТРЕТ 210
ВИДЫ И ТИПЫ ВАЛИДНОСТИ: ИНСТРУМЕНТЫ ВАЛИДИЗАЦИИ................ 210
нюлнительное чтение................................................................................ 217
К. Гемпель. Функция общих законов в истории............................................ 217
Э. Дюркгейм. Что такое социальный факт.................................................... 229
В.А. Ядов. Особенности методики и этапов развертывания
прикладного исследования.......................................................................... 236
РАЗДЕЛ II ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ
Л. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС..................................................................... 243
ИСТОРИЯ ОПРОСОВ....................................................................................... 243
ОПРОС - ЭТО ПРОСТО..................................................................................... 245
ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО ОПРОСА..................................................................... 250
ВИДЫ ОПРОСА................................................................................................ 255
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОПРОСА............................................................... 258
2. ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС............................................................................... 261
МЕТОДОЛОГИЯ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА........................................................ 261
ВИДЫ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА....................................................................... 263
ОТБОР ЭКСПЕРТОВ......................................................................................... 269
ФАКТОРЫ ВАЛИДНОСТИ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК........................................... 272
ОШИБКИ И ТРУДНОСТИ В ПРИМЕНЕНИИ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА 274
3. МЕТОДОЛОГИЯ ИНТЕРВЬЮ..................................................................... 275
РОЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ И МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРВЬЮ .... 275
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ИНТЕРВЬЮ............................................. 280
На границе двух миров..................................................................................... 284
ДЕФИНИЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРВЬЮ.................................................... 287
ИНТЕРВЬЮ В КАЧЕСТВЕННОЙ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ 294
БЫТЬ БЛИЗКИМ РЕСПОНДЕНТУ...................................................................... 297
ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР В ХОТОРНЕ..................................................... 299
4. ВИДЫ И ТИПЫ ИНТЕРВЬЮ........................................................................ 302
ТИПОЛОГИЯ ИНТЕРВЬЮ.................................................................................. 302
ФОРМАЛИЗОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ................................................................... 309
СВОБОДНОЕ ИНТЕРВЬЮ................................................................................. 312
ФОКУС-ГРУППА............................................................................................... -316
Из истории вопроса........................................................................................... 316
Определение и особенности метода................................................................. 318
Преимущества и недостатки....................................................................... 320
Сфера применения..................................................................................... 321
ЕЛЕФОННОЕ ИНТЕРВЬЮ - ХОРОШО, НО ОЧЕНЬ ПЛОХО......................... 322
ЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРВЬЮ.......................................................................... 335
ЗРГАНИЗАЦИЯ ФОКУС-ГРУПП................................................................... 335
Состав и численность фокус-группы........................................................... 335
Ограничения на участие в фокус-группах.................................................... 338
Процедура проведения............................................................................... 339
Функции и качества модератора.................................................................. 340
Устройство помещения............................................................................... 341
ЭТБОР, ПОДГОТОВКА, ИНСТРУКТАЖ ИНТЕРВЬЮЕРОВ............................ 342
ЭФФЕКТ ИНТЕРВЬЮЕРА............................................................................ 346
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ........................................................ 350
ОТКУДА МЫ РОДОМ И КАК НАС ЗОВУТ..................................................... 350
НА ЧТО НАПРАВЛЕНО МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ...................... 355
КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ ДАЮТ МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ? 357
НАУЧНЫЙ СТАТУС МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.......................... 359
СТАНДАРТНАЯ МАТРИЦА МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 362
ПРОБЛЕМА ВЫБОРКИ И РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ.................................... 364
ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ ЗАКАЗЧИКА И ИССЛЕДОВАТЕЛЯ...................... 369
БРИФ И БРИФИНГ....................................................................................... 372
МЕТОДЫ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ....................................... 375
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ................. 376
ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПРОС IHALL-TEST)....................................................... 378
ДОМАШНИЙ ТЕСТ [HOME-TEST)................................................................. 380
ЛИЧНОЕ ИНТЕРВЬЮ {FACE-TO-FACE]........................................................ 381
КАБИНЕТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ [DESK RESEARCH]................................... 383
ТЕЛЕФОННЫЙ ОПРОС OMNIBUS................................................................ 384
THE VALS SURVEY...................................................................................... 386
BonpocHHKVALS Survey [online version]....................................................... 390
Дополнительное чтение................................................................................. 392
Ш. Гоуайзер, Э. Уитт. Опросы и вопросы......................................................... 392
Д.М. Рогозин. Особенности метода интервью.................................................. 399
М.В. Сердюкова. Как интервьюировать элиту.................................................. 405
О. Харари. Шесть мифов исследований рынка................................................. 409
РАЗДЕЛ III