Инновационный метод: матричная модель
Виды деятельности, правила метода | Исследование | Обучение | Действие |
Занимайтесь своими затруднениями и проблемами | 1.1 | 1.2 | 1.3 |
Разрешайте свои затруднения вместе с другими людьми | 2.1 | 2.2 | 2.3 |
Концентрируйтесь на содержании затруднения | 3.1 | 3.2 | 3.3 |
Прорывайтесь к действительному содержанию затруднения | 4.1 | 4.2 | 4.3 |
Вырабатывайте новое видение себя, своих возможностей, мира в целом | 5.1 | 5.2 | 5.3 |
Для исследования этих вопросов нужны новые исследовательские средства, которые и предлагаются в рамках инновационного метода. Так, в практике инновационных семинаров для работы в исследовательских блоках 1.1, 2.1, 3.1,4.1, 5.1 используются следующие виды исследований, включающих соответствующие средства:
1. Диагностика. Входе исследования инновационного метода используются три вида диагностики: диагностика социальных систем, диагностика
конкретных ситуаций и диагностика проблем. Специфика диагностики социальной системы, в отличие от предметного исследования, состоит в том, что, во-первых, в качестве объекта диагностики выступает некоторая жизненная целостность (а не ее предметный срез); во-вторых, диагностика социальной системы направлена на выявление ее индивидуальных особенностей (а не закономерностей) и, в третьих, диагностика ориентирована на использование ее результатов для решения практических проблем.
Диагностика конкретных ситуаций осуществляется за счет метода ситуационного анализа, детально разработанного в рамках инновационной методологии. В частности, в качестве одного из инструментов такого анализа используется модель ситуационной структуры.
Диагностика проблем заключается в их выявлении и специальной работе с ними, включающей такие процедуры, как:
• расширение смыслового поля проблемы;
• работа с границами проблемы;
• отделение онтологии проблемы от оценок, описаний и мнений;
• трансформация проблемы;
• формулировка проблемы-причины и некоторые др.
2. Предметные исследованияпроводятся в рамках применения инновационного метода на предварительной стадии, в ходе инновационного семинара и на постсеминарской стадии. Эти исследования могут проводиться специалистами самых разных областей — психологами, социологами, экономистами и др. Специфика предметных исследований в рамках применения инновационного метода — нетрадиционные области, объекты и предметы исследования, повышенные требования к обоснованности, валидности инструментария и качеству исследования в целом, а также осмысленность дальнейшего использования этих результатов в жизненной практике.
3. Системные исследованиядают возможность изучать общесистемные характеристики организаций и их динамику в ходе консультационной деятельности социологов, организационный порядок и другие системные механизмы жизнедеятельности. При этом события на инновационном семинаре рассматриваются как репрезентационные (в отличие от имитационных) модели организационных норм и отношений. В центре внимания системного исследования — взаимодействие между инновационным семинаром, имеющим дело с представителями организаций как с репрезентационной группой. и социальной системой, представленной этой группой. Это взаимодействие задает новый системный объект, образуемый последовательным включением в ходе взаимодействия его основных частей друг в друга (группа консультантов — группа участников — коллектив организации — социальная средг организации). Объект системного исследования, как мы видим, — это сложная естественно-искусственная социальная система, изучение которой становится научной основой ее развития.
4. Техническое исследование.Исследование процесса использования инновационного метода, или «техническое исследование», направлено на совершенствование организации инновационных семинаров и инновационного метод; в целом. Такое исследование — один из моментов деятельности по организацт инновационного семинара и проводится с целью воспроизводства и развитю этой деятельности. Оно носит «технический» характер и проводится самим! организаторами относительно поставленных ими целей либо специально под
готовленными исследователями. Так, в зависимости от целей организаторов может проводиться анализ техники организации рабочего процесса, анализ эффективности коммуникации, процессов понимания, конфликтов и т.п.
Главный акцент в техническом исследовании делается на анализе и изучении того, как «работают» используемые на семинаре средства, — теоретические модели, методики, процедуры, техники работы, к каким результатам приводит их применение. Особый интерес для технического исследования представляют расхождения между задуманными, запланированными событиями и событиями реальными. В этих расхождениях проявляются онтологические свойства ситуаций, оказавшиеся не охваченными пониманием и рефлексией участвующих в семинаре. Эти расхождения дают богатую информацию для корректировки, развития, трансформации средств, используемых в инновационном семинаре, и для поиска и разработки новых. Техническое исследование — неотъемлемая составляющая деятельности каждого консультанта.
5. Рефлексивное исследование.Данный тип исследования — один из самых сложных, поскольку включает метод и процедуры интроспекции — самонаблюдение, изучение психических процессов на основании наблюдения над собственным сознанием. Д. Локк считал, что «идеи рефлексии — есть действия ума в отношении его других идей». Исходя из этой мысли, можно сказать, что рефлексия — это изучение умом самого себя. На инновационных семинарах используется многообразный понятийный и методический аппарат рефлексивного анализа. Для этой работы создается специальная ситуация и соответствующая обстановка, физическое и психологическое пространство, вводятся такие понятия, как «рефлексивный выход», «рефлексивная позиция», «рефлексивное отношение», «рефлексивное поглощение» и многие другие; вводятся специальные процедуры и техники. В результате многократного использования процедур рефлексивного исследования на инновационных семинарах возникают достаточно сложные рефлексивныеструктуры, выполняющие функцию саморефлексивности всей системы работы. На основе полного и многостороннего осознания всех происходящих событий участники семинара строят дальнейшую работу по повышению эффективности коммуникации и деятельности.
Содержание поля 1.2 составляют процессы, механизмы и инструментарий обучения человека взаимодействию с затруднениями и проблемами, онтологическому их видению и пониманию. Очень важно научить человека воспринимать затруднение или проблему как всего лишь одну из бесконечного количества интерпретаций сложившихся обстоятельств и ситуации. Одна из главных задач инновационного обучения — научить людей производить трансформацию своего мышления и сознания для развития способности к высокой вариабельности взаимодействия с затруднениями и проблемами, способности не быть объектом манипуляций со стороны собственных стереотипов и заложенных в сознание культурой и обществом программ. Фактически речь идет как об обучении человека множеству культурных кодов, так и об обучении его выходить за рамки существующих культурных пространств и конструктивно работать с этими пространствами в целях снятия затруднений в своих действиях.
В поле 1.3 содержатся предписания, программы и инструменты практического действования по нетрадиционному осмыслению и видению затруд-
нений, по трансформациям мышления и сознания в целях адекватного видения затруднений и проблем, их понимания и практической модификации. Научить человека различать «свои» и «не свои» проблемы чрезвычайно трудно. Идентифицировав «свою» проблему, человек включает мощный моти-вационный и энергетический механизм работы с нею. Снимая «свои» затруднения, человек освобождает себя для дальнейших эффективных действий. Отсюда, «своим» затруднение будет в том случае, если оно препятствует продуктивной жизни и деятельности. «Свои» затруднения локализованы в самом человеке. Отсюда с точки зрения инновационной методологии отчужденная, абстрактно-объективистская позиция социологов-консультантов как сторонних наблюдателей неэффективна. Социолог-консультант, использующий инновационный метод, в первую очередь применяет его к своим собственным профессиональным и личностным затруднениям. Разрешая или снимая их, он одновременно и тем самым выступает в роли профессионала по отношению к социальным системам и людям, с которыми работает (см. правило 2 метода) и получает статус «сапожника с сапогами», в отличие от всех других способов работы социологов.
На инновационных семинарах специальная ситуация и соответствующая обстановка
Второе правилоинновационного метода строится на положении о том, что позитивные изменения в ситуации, деятельности, человеке происходят в социальной группе и ее усилиями. Человек связан со своим окружением тысячами нитей. Эти связи существуют постольку, поскольку данный человек таков, каков он есть, и предполагают его таковым. Чтобы человек как-то изменился, должны быть изменены эти связи. Отсюда невозможность для человека изменений вне и в изоляции от ближайшего окружения, в частности групп, в которые он входит.
Предметом исследований здесь (2.1) становятся процессы взаимодействия человека и группы в процессе изменений. Изучаются индивидуальные и групповые реальности, проблемы, возникающие в ходе изменений, групповая динамика и социокультурные трансформации группы в ходе изучения, понимания и реинтерпретации группой кризисных явлений, а также сами эти
процессы. Ключевыми здесь становятся вопросы взаимодействия групповых и индивидуальных механизмов изменения, динамики жизни группы как целостного живого организма и влияния этой динамики на отдельные «органы» этого организма — членов группы и их различных сочетаний. Один из важнейших объектов исследования — групповая деятельность по решению проблем и снятию затруднений. В рамках этой работы изучаются процессы образования в групповой деятельности и благодаря этой деятельности си-нергического эффекта, неразрывно связанного с возникновением нового, процессы становления группы как команды единомышленников, процессы конфликтов и другие интерактивные процессы.
Блок 2.2 содержит идеи, принципы, средства и процедуры обучения членов группы совместной работе по изучению и разрешению проблемных ситуаций. Сам процесс обучения также становится предметом освоения (члены группы постоянно учатся учиться). Этот методический блок предлагает новые средства высокоэффективного обучения процедурам и техникам групповой мыслительной работы, формирования и трансформации группового сознания, групповой мотивации и энергетики, группового действия. Инновационное обучение направлено на выработку у членов группы продуктивной реакции на кризисные ситуации, чувствительности к новому, на выработку новых идей и навыков самотрансформирования. Базовые идеи и принципы инновационного обучения состоят в следующем:
1. Основа эффективности обучения — построение его на базе организации группового решения своих проблем.
2. Обучение — вид исследовательской работы.
3. Инновационное обучение — всегда развитие человека и группы.
4. Основная форма инновационного обучения — интенсивное погружение.
5. Инновационное обучение строится на убеждении в том, что все люди талантливы с детства.
6. Учебная работа строится от сложного к простому («принцип сведения» Р.Декарта).
7. Логика инновационного обучения состоит в движении от действия, от практики — к знаниям и концепциям.
8. Знание не привносится извне, а выращивается в сознании человека на материале сверхбольших объемов информации.
9. В инновационном обучении максимально активизируются и задейству-ются резервные возможности сознания, психики и мышления человека.
10. Обучению и развитию участников способствует процесс интенсивного развития группы.
Инновационное обучение строится на базе ряда новых теоретических кон -цепций (например, на концепциях репрезентационного моделирования, теоретической модели взаимодействия, модели «субъект — матрица», концепции саморазвивающихся социальных систем и многих других), а также на базе наиболее эффективных форм обучения (так, на инновационных семинарах только тренингов используется 10 видов — инновационный, социо-инженер-ный, рефлексивный, организационный и т.п.).
Блок 2.3 содержит средства организации продуктивной групповой работы по разрешению проблемных и кризисных ситуаций, а также работы, направленной на самотрансформацию группы. Этот методический блок направлен на формирование группового действия.
В групповой работе участники сами устанавливают нормы взаимодействия, выбирают средства своей работы, имеют возможность влиять на ход событий. Групповая работа позволяет использовать разделение труда, специализацию, механизм соревнования и др., что позволяет в результате получать синергический эффект. Он состоит в том, что результаты групповой работы превышают простую сумму результатов работы ее отдельных членов (формула 2-2=5).
В процессе групповой работы происходит обмен опытом, выявляются картины мира участников, активизируется творческий потенциал каждого, возрастает групповая и индивидуальная энергетика, происходят изменения и трансформации взглядов, групповых норм, ценностных структур, способов взаимодействия, рождаются новые идеи, что и приводит к разрешению затруднений членов группы.
Программа групповой работы в рамках инновационного метода включает следующие процедуры: Группообразование. Организация позиционной динамики. Организация сотрудничества. Организация соревнования. Использование конфликта в конструктивных целях.
Каждая процедура состоит из операций и техник. Процедура, операция и техника представляют собой элементы социальной технологии, строятся на теоретических моделях и аккумулируют огромный практический опыт. Так, только позиционная палитра инновационного метода включает 9 типов и более 50 видов позиций. Такие модели используются в трех функциях: как исследовательский инструмент, как инструмент обучения и как инструмент организации практических действий.
Третье правилоинновационного метода предписывает предельную концентрацию и глубокое погружение в содержание затруднения. Великие открытия и крупные изобретения рождались именно в результате концентрации и погружения. Перебирая сотни и тысячи аспектов проблемы и вариантов решения, человек исчерпывает уровень современных знаний и выходит на идеи, которых никогда не было в культуре. К примеру, Эдисон провел около 10 тысяч опытов, прежде чем изобрел электрическую лампочку. Широко известен и образ ученого, погруженного в свои мысли, странного для других и «не от мира сего».
В соответствии с направленностью блока 3.1 предметом исследования здесь становится процесс концентрации группы и индивида на затруднении. Изучается способность участников работы к концентрации, ее механизмы, эффекты, связь концентрации с пониманием и действием, эффективность различных техник концентрации, влияние концентрации на мотивацию к последующим практическим действиям, роль группы и т.д. Важной областью исследований является механизм действия границ всех видов, социальных стандартов, стереотипов, их идентификации и преодоления, а также главный результат глубокого погружения —пограничные состояния сознания, позволяющие дистанцироваться от стандартов и стереотипов, войти в состояние инсайта и осмыслить затруднение в многомерном контекстном пространстве.
Блок 3.2 предполагает обучение членов группы техникам концентрации, работы со своими границами и ограничениями, идентификации затруднений и проблем, техникам вхождения в пограничные состояния и использования их для реконструирования первичного жизненного материала и выхода на онтологию происходящего. Основное средство, позволяющее осознать все
вышеупомянутые процессы и механизмы и резко повысить эффективность самообучения, — техника сталкинга. Всамом широком смысле сталкинг — это стратегический контроль собственного поведения. Такая техника позволяет наблюдать, «выслеживать» различные проявления собственной личности, психики, духа во взаимодействии с другими людьми. Это не размышление, не оценка, а прямое и простое наблюдение. Это способность отдавать отчет о происходящем, способность, противоположная известной ироничной мысли о человеке, который «жил и умер, не приходя в сознание». Можно сказать, что речь здесь идет о сталкинге как концентрации на связке, взаимодействии содержания затруднения и проявлений личности, психики, духа человека. Используя подобную технику, можно избежать бездны отчуждения и забвения, потери собственной индивидуальности. Ведь обучение — это, с одной стороны, изменение, трансформация, с другой — выявление, сохранение и развитие этой индивидуальности.
Блок 3.3 предписывает конкретные процедуры и действия по использованию концентрации в продуктивных целях, а также формы и методы организации соответствующих групповых процессов и актов.
Концентрация достигается за счет следующих техник и форм работы:
1. Интенсивное погружение: работа в течение нескольких дней с 9 до 23 часов.
2. Смена форм работы над содержанием затруднения: в день иногда меняется до 12 форм работы.
3. Рефлексивные техники —используется несколько десятков таких техник.
4. Сталкинг.
5. Медитационные техники.
6. Техники релаксации и энергетизации и ряд других.
Четвертое правилоинновационного метода фиксирует необходимость рассматривать затруднение как одну из возможных интерпретаций ситуации, что влечет за собой необходимость прорыва к действительному, онтологическому его содержанию либо к осознанию того, что такого содержания нет. В основу этой работы положено понятие «интерпретационная схема» — понятийный и смысловой конфигуратор, задающий контекст и способ осмысления тех или иных фактов или явлений жизни. Обычно люди пользуются такими схемами, которые позволяют комплексно оценивать практические ситуации и принимать по ним верные решения. Но в нестандартных ситуациях такие естественные интерпретационные схемы чаще всего не срабатывают, и возникает необходимость в создании искусственных интерпретационных схем либо отказа от использования такого механизма вообще.
Предмет исследования здесь (4.1) — взаимодействие человека, группы с разными реальностями, порождаемыми разными интерпретационными схемами, применяемыми к материалу мира. Областями, объектами и проблемами исследований в этом случае будут: жизнь в различных реальностях, выход за их границы, одновременное существование человека в разных реальностях и на их пересечении, способы и механизмы порождения реальностей разными людьми, возможности осознанного контроля за этим процессом и т.д. Особенно важный аспект такого подхода — работа с природой дистинкций и глосс, шире — с механизмами социокультурной детерминированности мышления, сознания и действий человека.
Блок 4.2 определяет возможности и средства обучения свободному оперированию множеством социокультурных кодов и состояний сознания, а
также выходу за рамки социокультурной детерминированности. Речь здесь идет об обучении человека и группы рефлексивному и осознанному отношению ко всему, что с ними происходит, пониманию природы интерпретационного механизма, выходу из зоны манипулирования со стороны культуры и социума, освобождению от фатальности, предзаданности мыслей, состояний, действий. Главная цель обучения — человек с открытым сознанием, способный ассимилировать бесконечное богатство мира, закрытое ограниченными возможностями исторически сложившегося состояния сегодняшней социокультурной'системы.
Блок 4.3 предписывает практические действия по преодолению человеком и группой предопределенности восприятия, состояний, мыслей и действий, по выходу к действительному содержанию затруднений, проблем и кризисов либо сознанию отсутствия у затруднения или проблемы онтологического статуса, а у человека необходимости изменения способа взаимодействия с миром. Люди испытывают жесточайшую фрустрацию, когда начинают «разбирать» привычный, «стабильный» и «надежный» мир своей жизни, свою реальность. Поэтому использовать инновационный метод можно лишь тем и в тех случаях, когда появилось осознание невозможности так жить дальше, прнимание тщетности усилий по разрешению жизненных затруднений средствами, существующими у человечества сегодня, яростное желание изменить жизнь и жгучее любопытство к новому, метафизическому, запредельному для обычных людей.
Пятое правилометода предписывает выработку нового видения себя, своих возможностей, мира в целом. Преодоление (либо снятие) затруднений и проблем возможно лишь при условии генерирования новых идей, представлений, нового понимания себя и других, окружающего мира в целом. Эти процессы и явления и выступают здесь в качестве предмета исследований (5.1). Изучаются сущность и природа «нового» и механизмы его рождения, возможности изменения и трансформации существующего, механизмы индивидуального и группового порождения нового, взаимодействие нового с уже существующим и т.д. Теоретические предпосылки исследования этих процессов, доказавшие свою продуктивность как в исследованиях, так и в обучении и практике, состоят в следующем:
1. Мир непрерывно меняется.
2. Этот процесс — главный материал создаваемой людьми реальности.
3. Повторение одного и того же невозможно (в силу п. 1).
4. Старое не существует (в силу пп. 1 и 2).
5. Культурные образцы и программы сформированы старым, уже не существующим миром и соответствуют только ему.
6. Мы воспроизводим образцы и программы, а не мир.
7. Упорядоченный образцами и программами материал мира — это псевдореальность, выступающая для людей как реальность жизненного мира.
Блок обучения 5.2 предполагает освоение средств, позволяющих порождать, развивать и реализовывать новое, приобретать новый опыт, формировать новые образцы деятельности. Поскольку старые средства не способны давать новый результат, предполагается, что порождение новых средств и обучение этому — один из существеннейших моментов инновационного обучения. Один из наиболее эффективных методов инновационного обучения — инновационный тренинг.
Инновационный тренинг рассматривается как средство интенсивного приобретения участниками опыта саморазвития и продуктивной деятельности. Наиболее общая цель тренинга — повышение чувствительности к новому и получение нового опыта. Содержание нового опыта в инновационом тренинге — деятельность по формированию нового видения и успешного решения проблем в ситуациях высокой неопределенности, создаваемых путем «разборки» образцов и программ, «раскачки», «размягчения» границ и стереотипов, формирования многомерного интерпретационного пространства. В ходе тренинга создаются ситуации, требующие самостоятельной выработки новых представлений о продуктивных действиях, а также новых способов осуществления этих действий. В качестве «учебного» материала выступает жизненный и профессиональный опыт участников, опыт действий в тренинговой группе, а также пусковые задачи творческого характера. Усвоение и выработка новых умений происходит в диалогической форме, а также в форме самопроявления, творчества и самореализации.
Блок 5.3 предписывает действия, в результате которых рождается новое — новые идеи, состояния, видение, понимание, действия, ситуации, процессы, системы, реальности и т.д. Средства, помогающие получить искомый результат, можно представить следующей типологией:
1.Рациональные методы — логико-математические, методологические, компьютерные и т.д.
2.Ассоциативные — мозговая атака, синектика, модерация, ассоциативный круг, метод свободных ассоциаций, реверсированная мозговая атака и многое другое.
3.Медитационные — трансцендентальная медитация, динамическая медитация, медитация на проблеме и т.д.
4.Контекстуальные — изменение контекста жизни человека за счет таких средств, как музыка, запахи, живопись, пространственно-предметные трансформации и некоторые другие.
5.Опытно-практические — создание ситуаций, в которых синтезируются новые виды деятельности.
6.Ориентированные на работу с подсознанием — методы решения проблем раджа-йоги, техники сновидений, гипноз, методы введения в транс, некоторые виды тренинга и др.
7.Психотропные средства — галлюциногены, наркотические вещества, алкоголь и др.
Последние два типа средств выхода на новое могут практиковаться только профессионалами и, в большинстве случаев, только с профессиональными группами.
Матрица инновационного метода в целом дает достаточно полное представление об этом методе и может служить средством, прокладывающим путь новой парадигматике в науке и практике, а также задающим основные контуры этой новой парадигматики.
Социальные технологии
Чтобы регулировать социальные процессы, надо, во-первых, постоянно иметь разнообразную и глубокую информацию об этих процессах, во-вторых, иметь социальные средства регулирования, в-третьих, иметь надежно действующий
организационный механизм, который в каждом конкретном случае должен быть специально сконструирован. Кто этим должен заниматься? Научный работник не будет, это не его функции. Хозяйственник, управленец — не могут.
Возникает вакуум, острая социальная потребность в особого рода специалистах, особого рода деятельности и особого рода средствах, потребность в новом механизме организации решения проблем высокого класса сложности.
Кто должен этим заниматься
Могут и должны ли социологи решать задачи управления производством, задачи конструирования соответствующих организационных механизмов? Ведь социология — это наука. А наука должна давать знания. Если она перестает их давать, значит, она уже не наука. Более того, в каждой конкретной науке изучается лишь какой-то срез, аспект реальных объектов, определяемый ее предметом. А практические ситуации ничего об этих срезах «не знают», живут и развиваются по своим законам, по законам целого. Отсюда, любые рекомендации ученого — это не то, что надо делать, а то, над чем надо думать.
И даже если собрать за одним столом для комплексного охвата ситуации экономиста, технолога, юриста, кибернетика, психолога и т.д., мы не получили бы ot них вразумительного ответа — что делать, руководитель сам должен бы был это для себя придумать. Скорее всего, эти специалисты, как это почти всегда бывает практически, перессорились бы, доказывая друг другу, что их вопросы — и есть главные вопросы, которыми надо заниматься. А когда они решают все-таки договориться друг с другом, они сталкиваются со сложнейшими проблемами — отсутствие языка для комплексного описания и анализа объекта, необходимость построения предмета комплексного исследования и многими другими.
Но даже если бы ученые, собравшиеся за круглым столом, и преодолели все эти трудности, «на выходе» всей комплексной деятельности они получили бы... все те же самые результаты исследования. Поскольку кроме этих результатов научная деятельность дать в принципе ничего не может. И не должна. Практические рекомендации, которыми в прикладных исследованиях завершается работа, в принципе не могут учесть все нюансы и сложности практической ситуации. Ведь люди, с которыми мы имеем дело в практике, — мощнейшие генераторы неопределенности, которую никакими рациональными построениями охватить невозможно. И еще: научные работники просто не знают практику практически, они ее знают по своим абстрактным моделям. Поэтому рекомендации так часто и оказываются слабыми, дискредитируют и науку и ученых в глазах практиков.
В области естественных и технических наук дело обстоит гораздо проще. На базе открытых закономерностей в достаточно обозримое время создаются технические устройства и системы. Уже не один десяток лет кроме исследований здесь ведутся и разработки. Возникают все новые и новые технологии, за счет которых бурно развивается производство и стремительно растет выпуск продукции самого разного рода — от женских чулок до шагающих экскаваторов.
Иное дело в сфере общественных наук. Тут любое знание о людях сталкивается с их знанием о самих себе, с их целями, рефлексией, интересами... И не потому ли подавляющее большинство рекомендаций социологов, экономистов, психологов формулируются так, что их можно и выполнять, и не выполнять. Само слово «рекомендация» несет в себе опасливый оттенок неуверен-
ности и предполагает, что тот, кто ею будет пользоваться, — человек разумный, глупостей делать не будет и сообразит, хорошо или плохо то, что 30% ответили «да», 50% — «нет», и как сделать, чтобы в соответствии с рекомендацией было наоборот. На этой основе руководитель вроде бы и должен практически действовать, обогащенный научным знанием. Серьезные разработки здесь просто отсутствуют. А управленцу сама по себе такая наука как будто бы и не нужна. Им надо сообразить, как поступить в той или иной ситуации. Но они хотят действовать профессионально, т.е. грамотно, по определенным правилам, процедурам, операциям. А этого ученые пока еще не могут дать.
Новые технологии способствуют бурному развитию производства самого разного вида
Френсис Бэкон в свое время, закладывая фундамент всей современной науки, утверждал: «То, что в созерцании представляется причиной, в действии представляется правилом». Если бы это было так просто в сфере социальной!
Итак, заниматься разработками в социальной и организационной сферах не может ни научный работник, поскольку он не владеет практической ситуацией, ни практик, поскольку он не владеет научным аппаратом и знаниями. Это может делать специалист, ориентирующийся, с одной стороны, в разных научных сферах, владеющий информацией по поводу данного объекта из разных наук. С другой стороны, хорошо владеющий практикой, знающий, понимающий и чувствующий все, что происходит в этом объекте.
Такие специалисты уже есть. В последние годы их все чаще называют социальными технологами, социальными инженерами, социальными конструкторами.Именно они должны быть специалистами, ответственными за проектирование социальных систем и технологий на основе достижений разных наук и знания специфики конкретной сферы практической деятельности. Именно они должны отвечать за внедрение этих проектов и осуществлять авторский надзор за их практической работой. Именно они для успеха этой деятельности должны владеть самыми современными средствами обучения практиков социальным технологиям.