Инженерный и клинический подходы
В зарубежной прикладной социологии принято различать два подхода — инженерный и клинический2*. Инженерный, или социоинженерный, подход относится к сфере деятельности частных консультативных фирм в менеджменте. Поэтому его еще называют управленческим консультированием. Обычный круг вопросов, которыми занимаются подобные фирмы, — это удовлетворенность трудом, условия труда, мотивация и стимулирование труда, организация и режим работы, деятельность менеджеров, особенно супервайзеров.
Инженер-социолог чаще пользуется маломасштабными дешевыми опросами, серией полевых экспериментов, разрабатывает проекты социальной перестройки небольших сообществ (например, молодежных кемпингов или производственных бригад), занимается планированием и дизайном. Задача клинического социолога — поставить диагноз, предложить альтернативу, проконсультировать и наметить терапевтические меры.
Социоинженер, или консультант, использует стандартные методы социологического опроса, эксперимента, наблюдения. Собрав и обобщив первичные данные, он использует обычную статистику и количественный анализ переменных, а подготавливая научный отчет, включает в него наряду с описанием указанных процедур также блок практических рекомендаций. Резуль-
AppHed sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R-, Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 10-12.
тэты своего исследования он, как правило, обсуждает совместно с менеджерами и, если надо, профсоюзами.
В сущности, речь идет об инженерном типе прикладных социальных исследований. Свои рекомендации инженер-консультант формулирует в терминах заказчика, или клиента. Если инженер оперирует лишь той информацией, которую ему дает опрос промышленных рабочих, то социолог-клиницист предпочитает независимые суждения, мало обращая внимания на то, что ему диктует или что хотел бы увидеть заказчик. Он, как и инженер, проводит диагностику, но не принимает ценности клиента как нечто данное, что обязательно повлияло бы на результаты исследования. Если клиницист работает с людьми, не учитывая их должностного статуса, то инженер действует, как правило, по заказу высшего эшелона власти в организации и редко консультирует рядовых работников.
В зарубежной литературе нет устоявшихся обозначений специалистов в области клинического и инженерного подходов. Одни авторы безоговорочно относят их к сфере прикладной психологии, другие — к социологии. Во втором случае инженеров называют engeneering sociologists, клиницистов — clinical sociologists22. И хотя термин «клиника» чаще других используют медики и психиатры, первым социологом-клиницистом многие считают Эмиля Дюркгейма. Различие — и весьма немаловажное — двух подходов обнаруживается еще и в том, что инженер оперирует, скорее, очевидным и сравнивает реальное положение дел с некоторым эталоном (например, сопоставляет эффективное и неэффективное управление), клиницист интересуется глубоко скрытой от нас сущностью явлений, вскрывает латентные переменные и выясняет отклонения (патологию) реальных процессов. Он подходит к любому клиенту, а им может быть бездомный или безработный, максимально серьезно и индивидуально. Неторопливое углубленное интервью с человеком заставляет клинициста в интерпретации данных избегать стереотипов здравого смысла, суждений «на скорую руку».
Но социоинженер обеспокоен другим: результаты его исследования должны быть доступны и понятны клиенту (администрации), как-то укладываться в его систему представлений и ценностей. Для власть предержащих важна не истина, а польза дела. Инженер представляет научный отчет менеджерам, а те по каналам передают его наверх. И те, кто стоит наверху, во-первых, должны разобраться в написанном, не тратя на это много времени (тезисность отчета), во-вторых, они оценивают не только инженера, но еще и тех менеджеров, которые работали и обсуждали с ним результаты исследования. Стало быть, клиент, отчитывающийся перед своим начальством, заинтересован в таком исследовании, которое не только откроет что-то новое, но еще поддержит его репутацию, выставит его в правильном свете. Истина, если она несовместима с философией управления компании, ее политикой или символами веры — самым дорогим, что у нее есть, — наконец, с представлением менеджмента о самом себе может оказаться бесполезной, даже вредной.
Полагая, что их клиент хочет знать истину, инженер-социолог на самом деле путает этические императивы с сущностью познавательного процесса. И чем больше он впадает в подобную иллюзию, тем тщательнее он наводит научный
Applied sociology: oportunities and problems / Ed. by A.W. Gouldner and S.M. Miller. N.Y.: Free Press, 1965. P. 18-19.
лоск на свою деятельность, изо всех сил стараясь выглядеть не хуже академического социолога. Вот почему внимание прикладника сосредоточено на том же, над чем постоянно задумывается академический социолог: проблемы выборки, конструирование вопросника, техника интервью. Клиницист чаще оперирует терапевтическими процедурами и непрямыми методами исследования, стремясь просветить или научить клиента снимать психологическое сопротивление организационным нововведением. Когда прикладник ставит проблему научить клиента (менеджеров) чему-либо, он тем самым признается, что научение не достигается только за счет техники сбора эмпирической информации, что ему требуется нечто большее, — он превращается в клинициста23.
Таким образом, социоинженеры применяют количественные и статистические методы, клиницисты — качественные, нестатистические. Естественно, что первые предъявляют строгие научные требования к самой методике обследования, предполагая получить максимально ясную, валидную и обобщенную (среднетипическую) информацию о четко очерченном фрагменте реальности. Напротив, социоклиника как метод практического вмешательства ориентирована на сбор всех — прямых и косвенных — фактов о данном объекте.
Рис. 4. Консультация о наилучшем распределении обязанностей по уходу за ребенком
Социоинженер помогает планировать политику компании или партии, используя систему социологических знаний, приспособленных под конкретные цели. При этом он применяет чаще всего недорогое исследование и не столь изощренные методы, как в базисной науке. Очень часто он работает с
23 Applied sociology: oportunities and problems / Ed. by A.W. Gouldner and S.M. Miller. N.Y.: Free Press, 1965. P. 19-24.
социальными проектами перестройки индивидуального или группового поведения, например, в индейских поселениях, молодежных кемпингах, профсоюзах. В его методическом арсенале — растянутые во времени серии небольших экспериментов, специальные нововведения, скажем, лагеря нового типа, планирование, полевые эксперименты, методы из области дизайна и новых форм социального общежития (отметим: в СССР к таким формам в 1970—80-е гг. относились МЖК — молодежные жилые комплексы, над проектами и реализацией которых немало потрудились прикладные социологи и психологи).
Клинические социологи часто применяют те же методы и знания, что и со-циоинженеры. Различие — в степени оказываемого ими воздействия на объект. Например, социоинженер разрабатывает форму брачного контракта, а клинический социолог консультирует молодоженов, как им лучше распределить обязанности по уходу за ребенком. Или первый предлагает новую форму групповой работы на конвейере, а второй консультирует администрацию по вопросам улучшения трудовой морали. Другой пример: первый, обобщив данные о финансовом положении компании, делах на рынке сбыта и технологии производства, предлагает перестроить управленческую структуру, а второй проводит психологический тренинг с менеджерами с целью переориентировать их сознание. Как правило, оба специалиста работают в тесном контакте24.
Социоинженер интересуется, скорее, институциональным контекстом социальной проблемы и возможностями планировать ее решение, клиницист — содержанием проблемы. Оба специалиста заимствуют и с успехом применяют методические приемы друг у друга. Может так случиться, что прежде чем переходить к клинической терапии понадобится изменить структурные факторы организации и наоборот. Разумеется, и тот и другой прибегают к помощи смежных дисциплин — психологии, экономики, антропологии. Так, социолог-консультант в сфере бизнеса должен кое-что знать о маркетинге, финансах, технологии (хотя на социологическом факультете не всегда преподают такого рода дисциплины).
КЛИНИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Клиническая социология является одним из направлений прикладной социологии. Она получила широкое развитие главным образом в США. И случилось это в последние десятилетия, хотя еще в 1931 г. видный американский социолог, представитель Чикагской школы Луис Вирт (1897—1952) писал, что клинической социологии уже более 50 лет. Видимо, в конце XIX в. она могла существовать как малозаметная социальная практика или совокупность практических приемов, которые использовались малочисленной группой специалистов. Официальное признание и термин «клиническая социология» появились много позже. У нее выделились две главные сферы интересов: 1) реконструирование социальных институтов (прежде всего в здравоохранении и медицине) и 2) семейная терапия (изменение социального взаимодействия).
В Оксфордском словаре социологии (1998) сказано буквально следующее. Термин «клиническая социология» ввел в научный оборот представитель Чи-
AppHed sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 11-12.
кагской школы Луис Вирт в 1931 г. Он хотел обозначить им сферу практической занятости социологов, аналогичную уже имеющимся, а именно социальным работникам, психиатрам и психологам. Данная дисциплина означает применение социологических знаний для целей диагноза, лечения, исследования и обучения25.
Хотя клиническая социология как самостоятельная область деятельности официально существует более 50 лет, Ассоциация клинической социологии была учреждена лишь в 1978 г. С 1984 г. она получила право официально присваивать ученые степени магистра и доктора наук, лицензировать достижения специалистов-практиков, присваивая им звание Certified Sociological Practitioner (CSP). Оно присваивается группой признанных экспертов, которые проверяют не только практические достижения соискателя, но и уровень теоретических знаний на соответствие определенному стандарту. Подобный сертификат считается своеобразным удостоверением о получении поствысшего образования и показывает признание соискателя профессиональным сообществом клинических социологов. Для получения сертификата необходимы три рекомендации членов ассоциации, известные публикации или внедренные практические программы. Практический стаж соискателя должен быть не меньше 1500часов. Не всем соискателям удается пройти экзамены с первой попытки.
Членские взносы составляют 80 долл. в год. Ассоциация проводит ежегодные научно-практические конференции; последняя прошла в Норволке (Вирджиния) в 2002 г. на тему «От знаний к их использованию: социологи-практики как специалисты по наведению мостов». Ассоциация издает: 1) ежекварталь-ник «Практикующий социолог» (The Practicing Sociologist), 2) «Социологическая практика: журнал клинической и прикладной социологии» (Sociological Practice: A Journal of Clinical and Applied Sociology)26, где публикуются полномасштабные статьи, а также эссе и отчеты по научным исследованиям и практическим внедрениям в области клинической социологии.
Уже более 20 лет в США успешно действует Ассоциация практической социологии (Sociological Practice Association — SPA)27 — профессиональная организация, занятая исключительно практическим применением социологических знаний к решению социальных проблем.
Клиническая социология понимается сегодня как определенный тип социологической перспективы, характерной чертой которой является социологическое вмешательство (sociologicalintervention). Основными инструментами социологической интервенции выступают:
♦ исследование;
♦ технологии;
♦ критический анализ.
Сфера интересов членов SPA простирается от формирования социальной политики, макроструктурного оценочного анализа до практической помощи общинам, крупным организациям, малым группам и отдельным индивидам28. Цель их деятельности — произвести позитивные изменения в социальную организацию любого уровня, будь то микро- или макроорганизация.
25 Oxford Dictionary of Sociology / Marshall G. (ed.). Oxford, N.Y.: Oxford University Press, 1998. P. 78. 6 Раньше он назывался The Clinical Sociology Review.
Веб-сайт SPA: http://www.socpractice.org/
What is Clinical Sociology? // http://www.socpractice.org/
G71
Клинический социолог должен иметь глубокую подготовку в области социальной теории и всестороннее образование в сфере социологических методов. Теория и метод — две части образовательного капитала клинического социолога. Сюда включаются опыт работы по прикладной социологии, знание методов количественной и качественной социологии, а также техники оценочного исследования.
По своей научной ориентации клиническая социология является междисциплинарной и гуманитарной областью знания.
В 1995 г. Society for Applied Sociology и Sociological Practice Association учредили Комиссию по прикладной и клинической социологии (Commission on Applied and Clinical Sociology), которая призвана проводить аккредитацию учебных и научно-исследовательских программ в данной области, присваивать ученые звания, защищать профессиональные интересы социологов-прикладников29.
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Наиболее трудоемким видом прикладного исследования являются социальные технологии. В нашей стране этот термин введен в научный оборот в начале 1980-х гг. Социальная технология — алгоритм, процедура осуществления действий в различных областях социальной практики: управлении, образовании, исследовательской работе, художественном творчестве. В отличие от традиционного социологического исследования, программа и инструментарий которого создаются каждый раз практически заново, социальная технология дает возможность многократно использовать отработанные стандартные алгоритмы для решения типовых задач социального управления, например в аттестации, подборе и расстановке кадров. Это позволяет тиражировать применяемые прикладными социологами методические приемы.
Технология — элемент человеческой культуры, она возникает эволюционно или создается искусственно. Ее появление связано с потребностью оперативного тиражирования, причем в массовых размерах, новых видов деятельности. Ключевые элементы технологии — стандартные операции и стандартные детали. Самый известный в мире пример технологии — конвейер (сборочная, поточная линия) на заводах и фабриках. Благодаря ему удалось наладить в огромных количествах выпуск дешевых товаров, доступных широким слоям населения. Конвейер открыл эру массового производства, массового общества, среднего класса и массовой культуры. Иными словами, эру всеобщей стандартизации и унификации. В строгом смысле конвейер нельзя относить к разновидности социальных технологий, поскольку он ничего не меняет в человеческих отношениях и самом человеке. Тем не менее он привел, быть может, к самым грандиозным в XX в. социальным изменениям во всех странах мира, а потому благодаря своим последствиям относится к вторичным социальным технологиям.
Технология выступает в виде стандартов — запретов, правил, норм, а также апробированных средств, способов и приемов целесообразной деятельности, позволяющих достигнуть заданных результатов. Критериями эффектов -
Подробнее см.: Perlstadt H. Bringing Sociological Theory and Practice Together: A Pragmatic Solution // Sociological Perspectives. 1998. 41:2. P. 268-271.
ности разработанной технологии служат простота (она не должна быть излишне усложненной, содержать промежуточные этапы или операции), гибкость (адаптация к изменяющейся обстановке), надежность (наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма), экономичность (технология может быть эффективной, но не экономичной), удобство эксплуатации30.
Таким образом, основными характеристиками являются стандартизиро-ванность, надежность, эффективность, относительная простота, воспроизводимость, тиражируемость.
Социальная технология достаточно проста в употреблении, так как внедрение идет накатанным путем, но сложна в изготовлении. На ее создание, даже если оно всего лишь адаптация заданного опыта, уходят многие годы. Социальные технологии бывают самых разных типов и различаются по трудоемкости, оригинальности, простоте и доступности, эффективности, сфере применения.
В классификации В.В. Щербины31 выделены два главных типа: 1)технология подготовки решений (социальная диагностика) и 2) технология их реализации. Ко второму типу относятся пермская система стабилизации трудового коллекти -ва (СТК) и программа «Ваше настроение», к первому — методика «ГОЛ» (групповая оценка личности), которая называется еще моделью оптимального руководителя. Она содержит технологию оценки деловых и личных качеств кандидатов на должность руководителей. В диагностике используются методика Кэттелла (форма В) и объективные показатели эффективности работы коллектива. Сама процедура проходит в два этапа: 1) создание модели оптимального мастера применительно к заданной цели и 2) процесс оценивания кандидата. На первый вид работ один социолог тратит до трех месяцев, на вторую уходит 2 часа.
В последние годы прослеживается все более четкое разделение труда, обособляющее тех, кто разрабатывает технологии (социальные технологи, академические ученые, министерские специалисты, специалисты НИИ), и тех, кто пользуется ими (управленческий консультант, социолог-практик, социальный работник).
Социальные технологии на предприятии.За период с середины 1960-х до середины 1980-х гг. заводские социологи накопили значительный опыт решения прикладных задач в сфере социального управления. Это уменьшение текучести кадров и сокращение числа конфликтов, внедрение прогрессивных систем адаптации молодежи, новых форм организации труда и другие программы, созданные в те годы социологами Тираспольского швейного объединения, производственного объединения «Курганприбор», Днепровского машиностроительного завода, автомобильных объединений АЗЛК, ВАЗ, ЗИЛ, КамАЗ. Широкое распространение получили львовская система «Пульсар», днепропетровская «Внимание», рижская методика выбора мастеров («Сержант»), пермская система СТК, московская методика программно-целевого управления социальным развитием коллектива (объединение «Красный пролетарий»). Разработаны всевозможные технологии профориентации школьников, гибкий график работы (Кохтла-Ярве), методы аттестации руководителей,
30 Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 197-199.
31 Там же.
развития самоуправления в производственных бригадах, укрепления трудовой дисциплины. При гибком графике труда работники в заданных пределах сами планировали начало и конец своего рабочего дня, но с обязательной отработкой установленной месячной нормы часов. Его внедрение привело к тому, что исчезли потери рабочего времени в связи с опозданиями, уходом с работы по разрешению администрации для выполнения личных дел (посещение больниц, уход за детьми), сократились сверхурочные, улучшился социально-психологический климат. Большинство рабочих рассматривали предоставленные им права как поощрение за хороший труд и дисциплину. Цена рабочего времени в их глазах резко возросла. Гибкий график широко применялся и за рубежом, откуда он и был перенесен на нашу почву.
В социологической лаборатории Тираспольского ПШО была создана система делегирования социальных целей, закрепленная юридически в особых «Положениях». В.В. Чичилимовым разработано и внедрено несколько целевых долгосрочных (на 15 лет) программ, в частности программы адаптации работников, рекреации и воспитательной работы. Система стабилизации трудового коллектива создана на Пермском телефонном заводе в 1973 г. Она включает процедуры приема, расстановки, адаптации кадров, внутризаводского перемещения и профилактики текучести. Все затраты на ее разработку и эксплуатацию окупились в течение 10 месяцев, причем уже на стадии опытного внедрения, когда она охватывала только половину годового объема рабочих (в целях образования экспериментальной и контрольной групп). СТК получила распространение тогда на десятках предприятий.
Более сложную и вместе с тем более оригинальную систему управления дисциплиной разработали социологи Башкирского университета и внедрили ее на ряде предприятий Уфы. В системе «Сигнал» тяжесть того или иного нарушения определяется с помощью экспертного опроса. Так, прогул оценивается в 0,8—1,0, а небрежное хранение материалов — в 0,2—0,4 балла. Каждый случай нарушения и его оценка определяются на общем собрании первичного коллектива. Диапазон в три десятые единицы позволял дифференцированно оценивать тяжесть проступка. Если работник за предыдущие три месяца уже имел нарушения, то оценка за новый проступок утраивалась. Для управления дисциплиной была создана система управленческих органов во главе с советом завода по управлению дисциплиной труда, в рамках которого функционировали четыре секции. Так, организационно-техническая секция обеспечивала внедрение новой техники, совершенствование организации труда, снабжение сырьем и энергией, ритмичность работы, а экономическая отвечала за премирование и стимулирование.
Обсуждение в первичном коллективе происходило в течение суток после совершения нарушения. Информация поступала начальнику цеха, который был обязан зафиксировать нарушение в цеховом журнале, оформить специальный бланк «Сигнала» с информацией о нарушении и принятых мерах, поступавший в заводскую информационно-анализирующую подсистему. Раз в неделю заседал цеховой совет по дисциплине, где рассматривались все случаи нарушений и их причины, принятые меры и проделанная профилактическая работа. Особенность уфимской технологии — коллективная ответственность за дисциплину труда. Бригада несла материальную ответственность за любые нарушения и компенсировала потери из общей премии. В конечном итоге число прогулов и опозданий сократилось в несколько раз.
Таковы лишь некоторые системы социального управления, которые прямо или косвенно можно отнести к социальным технологиям. Они демонстрируют возможности и специфику деятельности социолога-прикладника. В конце 1980-х и начале 1990-х гг. создание новых технологий данного класса значительно сократилось либо приостановилось вовсе. Зато быстрыми темпами стала развиваться игротехника — еще один вид управленческих технологий в нашей стране.
В управлении персоналом наибольшее признание получили социальные технологии, предназначенные для выработки управленческих решений, повышения эффективности деловых совещаний, осуществления организационного проектирования, подбора, расстановки и обучения кадров, снятия социального напряжения. Их разработка — особое научно-прикладное направление управленческой деятельности, выражающееся в трансформации знаний в целях диагностики состояния социальных явлений и процессов, подготовки и реализации решений по их изменению и развитию.
Технологии социальной зашиты.Социальные технологии широко применяются не только по месту работы, но и по месту жительства. Социальное обеспечение, социальная помощь населению, социальная защита и социальная работа — самые перспективные сегодня области приложения этого направления (методологии) прикладной социологии32. Технологии в социальной работе П Д. Павленок33 предлагает трактовать в широком и узком смысле: в первом речь идет о технологиях для всех слоев населения, создании таких условий, которые помогают сократить численность тех, кто нуждается в помощи и поддержке; во втором — о методах и приемах работы со слабозащищенными слоями.
Широкое понимание вопроса относится, скорее, к сфере социальной политики, узкое — к социальной работе. К примеру, политика планирования семьи, проводимая сегодня практически всеми странами мира, как с высоким, так и с низким коэффициентами рождаемости, относится к широкой трактовке социальной технологии.
Первый тип технологий носит упреждающий характер, они нацелены на предотвращение «социальных болезней». Субъектом их применения выступают правительство, министерства, общественные фонды и комитеты.
Второй тип технологий применяется главным образом профессионально подготовленными специалистами, называемыми социальными работниками. Они занимаются лечением «социальных болезней», т.е. исправлением тех ситуаций, которые упустили первые.
Предотвращать или уменьшать безработицу, создавая биржи труда, курсы обучения и переподготовки, развивая производство, создавая новые рабочие места, наконец, перепрофилируя цехи, предприятия и учреждения, для общества менее накладно, чем лечить запущенные социальные болезни, инвестируя деньги в строительство психдиспансеров, детских приютов и приютов для престарелых людей, поликлиник и госпиталей, реабилитационных центров, а также терять триллионы долларов на снижении производительности труда, качества продукции, наконец, падении международного престижа страны.
32 Теория социальной работы / Под ред. М. Холостовой. М.: Юрист, 1998; Социальная работа: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. М.: Контур, 1998.
33 Павленок П.Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина // Социологические исследования. 2000. № 9. С. 119-122; Основы социальной работы / Под ред. ПД. Павленка. М.: ИНФРА-М1997. С. 12-16, 21-24.
Тем не менее некоторые страны, даже когда они имеют деньги, почти не занимаются социальными аутсайдерами, явно или неявно защищая интересы привилегированных каст. В цивилизованных странах сегодня формируется мощная инфраструктура социального обеспечения и социальной защиты населения, распространяемая на все более широкие слои населения. Она нужна для того, чтобы предупреждать социальные патологии, а не лечить их последствия (хотя и это обстоятельство также учитывается).
В сфере социальной работы технологии различаются по уровню: простые (доступные неспециалистам); сложные, требующие квалификации одного специалиста; сложные, требующие квалификации специалистов в разных областях. Возможна типология и по другим критериям, в частности можно выделять социальные технологии внешние по отношению к клиенту: государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Их предназначение — создавать людям все условия для того, чтобы они могли выбраться из бедности и болезней, самостоятельно принимать верные решения. Пример — создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов. От них отличаются социальные технологии (т.е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами. Например, создание собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процентов) для социального страхования и др. К кругу таких технологий можно отнести приемы, которыми пользуются социальные работники, решая проблемы своих клиентов34.
К социальным технологиям, используемым в сфере социальной работы, относятся: социальное обслуживание на дому пенсионеров; организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские заведения; помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.); помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения; содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших.
Обобщая богатый практический опыт, накопившийся не только за рубежом, но теперь уже и в России, к названным видам можно добавить и другие технологии, используемые в социальной работе, а именно социальный контроль, социальную профилактику, социальную терапию, социальную реабилитацию, социальную помощь и социальную защиту, социальное страхование, социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство, социальное посредничество и др. Эти и другие виды практик рассматривают либо как главные технологии социальной работы, либо как направления какой-то более широкой деятельности, например социального обеспечения, куда социальная работа входит как часть, элемент, разновидность35.
1авленок П. Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина // Социологические иссле-ования. 2000. №9. С. 119-122.
Энциклопедия социальной работы: В 3 т.: Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993-994; Гуслякова Л.Г. Социальная работа в структуре социальных наук// Российский журнал социальной аботы. 1996. № 1. С. 17—22; Социальная работа: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. М: контур, 1998; Теория и методология социальной работы / Под ред. СИ. Григорьева. М.: Наука, 1994.
К числу пока еще экзотических приемов социальной работы относят арт-терапию и библиотерапию.
Арттерапия — способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности. Этот вид реабилитации основан на способности человека к образному восприятию окружения и упорядочению своих связей с ним в символической форме. Следует также подчеркнуть, что искусство как деятельность представляет собой экспериментирование людей с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов.
Библиотерапия — метод психотерапии, основанный на педагогических дидактических принципах. Он осуществляется при помощи книг, в первую очередь художественных. Задача — лечебное воспитание и перевоспитание личности больного воздействием художественного, эмоционального и психологического мастерства писателя, показывающего пути разрешения присущих больному конфликтных, неврозогенных ситуаций. Разработана классификационная схема психогенных реакций, в соответствии с которой составлены каталоги литературы. При подборе книги учитываются максимальное сходство ситуации, описываемой в книге, с ситуацией, сложившейся у больного, и степень доступности этой книги больному.
Одним из центральных видов социальной технологии считается адресная социальная помощь — система мер по оказанию помощи отдельным действительно нуждающимся лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности36.
Рис. 5. Социальная помощь необходима особо нуждающимся лицам
Основные виды и формы адресной социальной помощи устанавливаются на региональном уровне с учетом имущественного и социального положения и фактора нуждаемости граждан. Они включают:
Кайгородова Л.А., Фадеев Ю.В., Дуброва О.А. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов заочного отделения факультета социальной работы // http://home.novoch.ru/~azazel/texts/ teory/teory.html
♦ денежную помощь: единовременные пособия; пособия для оплаты транспортных услуг;
♦ оказание помощи при экстремальных ситуациях, повлекших крупные единовременные расходы (пожар, наводнение, покупка жилья и др.);
♦ помощь в оплате жилья и коммунальных услуг;
♦ дотация на оплату питания и лечения; льготные ссуды и кредиты;
♦ натуральное обеспечение: предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, обуви, одежды и пр.);
♦ осуществление ремонта квартир, автотранспорта; выделение лекарственных препаратов; обеспечение бесплатного питания; предоставление топлива;
♦ гуманитарную помощь;
♦ услуги и льготы: направление в реабилитационные центры, центры социально-психологической помощи, дома-интернаты;
♦ устройство в пансионаты для престарелых;
♦ организацию надомного социально-бытового обслуживания на платной и бесплатной основе; прикрепление к магазинам по продаже продуктов питания и предметов первой необходимости по социально низким ценам;
♦ предоставление льгот по оплате коммунально-бытовых услуг;
♦ организацию бесплатного ночного проживания бездомных граждан;
♦ обеспечение кратковременного ухода за больными и одинокими людьми;
♦ организацию помощи семьям с «лежачими» больными;
♦ создание специальных аптек или отделов в аптеках для малоимущих граждан.
Адресная социальная помощь предоставляется в соответствии с установленными критериями малообеспеченности, на основе социального мониторинга. Критерии адресной социальной помощи базируются на социальных нормативах, включающих показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека.
Критериями предоставления социальной помощи могут быть:
♦ совокупный семейный или среднедушевой доход ниже суммы установленных на региональном уровне прожиточных минимумов всех членов семьи по социально-демографическим группам или соответствующей величины регионального прожиточного минимума (ниже уровня минимальной заработной платы, минимальной пенсии и др.);
♦ отсутствие средств к существованию;
♦ одиночество и неспособность к самообслуживанию;
♦ материальный ущерб или физические повреждения вследствие стихийных бедствий, катастроф, межнациональных конфликтов, а также в результате исполнения служебных обязанностей и т.д.
Территориальные органы самостоятельно определяют формы и уровни социальной помощи, а также категории граждан, имеющих право на ее предоставление. В территориях создаются информационные банки данных (картотеки) о лицах, нуждающихся в адресной социальной помощи37.
Кайгородова Л.А., Фадеев Ю.В., Дуброва О.А. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов заочного отделения факультета социальной работы // http://home.novoch.ru/~azazel/texts/ teory/teory.html
ACTIONRESEARCH'
Action research (ARS) — семейство научно-практических методологий, которые на равных основаниях используют методы научного познания (опрос, наблюдение, диагностику, экспертизу и др.) и активного вмешательства (изменения, преобразования, улучшения) в объект изучения3. AR относится к классу междисциплинарных прикладных технологий. Если в поисковой системе Интернета сделать запрос на слово «Action research», то Yahoo способна предложить 3,4 млн, Google — 3,5 млн, Altavista — 4,5 млн документов. Пожалуй, это абсолютный рекорд среди эмпирических и прикладных методов исследования. За рубежом существуют сотни, если не тысячи, институтов, лабораторий, факультетов, кафедр, фондов, ассоциаций, журналов, ежегодников, учебных пособий, учебных курсов, центров консультации и тренинга, связанных с AR. К примеру, в 1996 г. появился онлайн-журнал Action Research International (главный редактор Bob Dick)4. Ассоциация Action Learning, Action Research & Process Management Association, Inc. (ALARPM)5, возникшая в 1991 г. в Австралии, через каждые два года проводит всемирные конгрессы по AR. Ассоциация объединяет учителей, социальных работников, консультантов, академических ученых, менеджеров и студентов, представляющих самые разные науки — как естественные, так социальные и гуманитарные. Она издает журнал (Action Research Case Studies Newsletter—ARCS), научные монографии, материалы семинаров, справочную литературу, тренинги и руководства.