Использование телефонного интервью
1о телефону особенно удобно проводить эксп-iecc-опросы. Например, фирма выпустила свой ювый рекламный ролик. Через несколько дней юсле его показа по телевидению можно прове-:ти телефонный опрос, который позволит определить, был ли он замечен различными группа-1и потребителей, понравился ролик или нет, апомнился или нет и т.п. Так, например, в ком-1ании ТОЙ-ОПИНИОН телефонный опрос про-юдится специально подготовленными интер-сьюерами в компьютеризированной системе те-юфонных опросов — CATI {Computer Assisted 'elephone Interview). Работа в системе CATI no-воляет контролировать работу интервьюеров и шеративно наблюдать за результатами опроса, ice телефоны в служебном помещении, где рас-юлагаются интервьюеры, проводящие телефонный опрос, подключены к компьютерам. Список телефонных номеров различных АТС составляется специальной компьютерной про-раммой заранее с определенным шагом. Поиск юспондентов, необходимых для опроса, ведется по списку телефонных номеров. Параметры сборки контролируются по полу, возрасту и (one лице высшим образованием. Лица, не под-
ходящие по квотам для опроса, не опрашиваются'. Компьютер отбирает телефонные номера и связывается с абонентом. Он «ответственен» за выборку, а также за регистрацию отказов и труднодостижимых респондентов, количество сделанных звонков, за переходы после вопросов-фильтров. Он же следит и корректирует (в соответствии с числом сделанных попыток дозвониться, фактом и длительностью интервью и т.п.) базу данных о респондентах. Ответы респондента в анкету заносит профессиональный интервьюер".
Информация с веб-сайта: http://www.marketing-research.ru
Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии // Социологические исследования. 1997. № 11. С. 100-106.
5) особая подготовка, в том числе специальный тренинг телефонных интервьюеров;
6) повышенная требовательность к их честности;
7) обязательность контроля за их деятельностью;
8) перепроверка полученных данных путем выборочных контрольных опросов опрошенных абонентов.
Очевидно, что при всех достоинствах и недостатках метод телефонного интервьюирования заслуживает внимания социологов. С проникновением в нашу жизнь компьютерных технологий этот метод представляется крайне перспективным.
Стоимость опроса.Стоимость телефонного интервью колеблется и зависит от множества самых разных факторов, в частности, от его длительности. Чаще всего стоимость исследования зависит от состава и размера выборки, целей исследования, объема и сложности анкеты. В среднем по маркетинговым опросным фирмам она составляет: а) для репрезентативной выборки — 0,7-1,4 долл. за интервью; б) для целевой выборки — 0,8—2 долл. за интервью. Размер выборки в компании ТОЙ-ОПИНИОН определяется долей исследуемой категории населения в генеральной совокупности, задачами исследования, степенью неоднородности состава выборки. В частности, размер репрезентативной выборки сотавляет 600—1500 (до 5000), размер целевой выборки — 400-600 (до 1000 респондентов). Сроки проведения — от 1 до 2—3 недель59.
Длительность телефонного интервью в фирме «Скан Маркет»60 определяется во время «обкатки» сценария разговора и зависит от общего количества вопросов в анкете и их сложности. Уменьшают стоимость анкеты: а) увеличение количества анкет; б) повторные заказы на исследования. Увеличивают стоимость анкетирования следующие факторы: квотирование выборки; плохое качество базы данных (определяется датой последнего обновления); число шкальных вопросов более двух; число открытых вопросов более двух; число закрытых или полуоткрытых вопросов с количеством ответов 8 и более; сжатые сроки; малая степень доступности респондентов. Сроки проведения работ в опросной фирме «Скан Маркет» зависят от: актуальности базы данных (определяется датой последнего обновления), степени доступности респондента; количества квот в выборке; длительности интервью. Пример расценок представлен в табл. 5.
Таблица 5 Стоимость анкеты телефонного интервью фирмы «Скан Маркет»61
Количество анкет | |||||||||
До 500 | 500-1000 | Более 1000 | |||||||
Длительность интервью (в минутах) | До 10 | 10—15 | 15—30 | До 10 | 10—15 | 15—30 | До 10 | 10—15 | 15—30 |
Цена* (рублей за анкету) | 60 I |
"Цены указаны в рублях без учета НДС.
59 Информация с веб-сайта: http://www.marketingresearch.ru
60 Информация с веб-сайта: http://www.scanmarket.ru/phonepoII.thtml' Информация с веб-сайта: http://www.scanmarket.ru/phonepoll.thtml
Для сравнения приведем расценки той же фирмы для традиционного анкетирования (табл. 6).
Таблица 6 Стоимость анкеты личного интервью
Количество анкет | ||||||||
До 300 | Более 1000 | |||||||
Длительность интервью (в минутах) | До 10 | 10—20 | До 10 | 10—20 | До 10 | 10—20 | До 10 | 10—20 |
Цена*(рублей за анкету) |
Цены указаны в рублях без учета НДС.
Стоимость личного интервью возрастает в следующих случаях: целевая группа трудно достижима (опрос экспертов); в анкете присутствуют открытые и полузакрытые (содержащие вариант ответа «другое» для дословной записи) вопросы; при опросе используются стимульные материалы (карточки, фотографии и пр.); сжатые сроки опроса; дополнительная обработка информации или иные услуги (кодировка открытых вопросов, генерирование перекрестных таблиц, построение графиков, написание отчета, презентация отчета).
В связи с развитием компьютерных технологий происходит постепенное усовершенствование классических методов сбора информации. Так, например, американские социологи использовали возможности компьютера при телефонных интервью. Считается, что это удешевляет стоимость опроса.
ТЕХНОЛОГИЯИНТЕРВЬЮ1
Организацию работы с интервьюерами специалисты разбивают на следующие этапы: подбор интервьюеров; тренинг; обеспечение документами для полевой работы; организация контроля над текущей работой интервьюеров; подготовка интервьюерами итоговых документов; проверка работы интервьюеров (валидизация).
ОРГАНИЗАЦИЯ ФОКУС-ГРУПП