С. Садмен, Н. Брэдбери Опрос как социальный процесс
Сходство между интервью и обычным разговором отмечалось часто. В. Бингем и Б. Мур определили интервью как «целенаправленную беседу». Похоже, что возможность встречаться и говорить с разными людьми — один из самых привлекательных стимулов для интервьюеров. Равным образом, основным мотивом респондентов, по всей вероятности, является возможность поговорить на разные темы с приятным слушателем. Мы многого не знаем о намерениях людей, принимающих участие в опросах, но, исходя из имеющихся данных, можно предположить, что большинство делают это с удовольствием. Люди, которые отказываются участвовать в опросах, поступают так не потому, что устали от многократного участия в обследованиях. Это те, кто по складу характера не расположен к опросам как таковым и всегда отказывается участвовать в них. В отличие от свидетелей в суде, респондентов никто не обязывает отвечать на вопросы. Мы можем лишь убеждать людей принять участие в интервью и всячески поддерживать их интерес (или по крайней мере терпение). Если вопросы унижают, смущают или расстраивают респондентов, они могут прервать интервью или исказить ответы.
В отличие от претендентов на вакантную должность или пациентов, отвечающих на вопросы врача, респонденты не могут получить взамен ничего осязаемого. Их единственная награда — психологическое удовлетворение: возможность высказать собственное мнение, поделиться опытом с приятным и беспристрастным слушателем, внести свой вклад в общественное или научное знание, а то и просто поднять себе настроение, оказав помощь интервьюеру. Интервью отличается от обычного разговора несколькими особенностями. Интервью — это прежде всего взаимодействие двух людей, связанных особыми нормами поведения: интервьюер не должен высказывать никаких суждений по поводу ответов и обязан обеспечивать их конфиденциальность; респонденты, в свою очередь, должны отвечать на вопросы правдиво и вдумчиво. В обычном разговоре мы можем игнорировать неприятные вопросы, или давать двусмысленные, не относящиеся к делу ответы, или отвечать вопросом на вопрос. Однако при интервьюировании сложнее уйти от вопроса подобными способами. Опытный интервьюер либо повторит вопрос, либо попытается подвести респондента к однозначному и уместному ответу.
Несомненно, для проведения интервью имеет важное значение способность интервьюера добиваться взаимопонимания с респондентом.
■еринг А.Г., Огородникова И.А. Скажите, пожалуйста: к вопросу об особенностях метода интевью-ирования // Вестн. Омского ун-та, 1999. Вып. 4. С. 119-122.
На попытку остановить словесный поток и держаться ближе сути дела опрашиваемый может обидеться, перейдя на формальный тон или вовсе прекратив беседу. А попытка уточнить речь собеседника (интервьюер должен точно фиксировать смысл ответа) может лишь раззадорить опрашиваемого, заставить его рассказать еще больше о своей жизни либо превратить интервью в философский спор.
В ходе исследования русскоязычной миграции из бывших республик СССР ученые столкнулись с тем, что респонденты не просто с большим желанием отвечали на вопросы и были откровенны (что явно противоречило целому ряду утверждений о закрытости «постсоветского» респондента). Подчас они говорили так много и подробно, что на интервью не хватало одной кассеты. Практически все переселенцы охотно соглашались принять участие в интервью, поскольку испытывали огромный дефицит в общении. Люди страстно желали, чтобы их выслушали, были искренни, доверительны, испытывая облегчение от того, что кому-то интересна их «история». Этот «синдром» невостребованности личного мнения характерен не только для этой группы респондентов4.
Социологи давно заметили: внимание к «простому человеку», его повседневной жизни, мнению о различных сторонах действительности, особенно со стороны серьезных ученых, ценится очень высоко. К нему, рядовому тру-
Кроме того, вопросник как «инициатор» разговора является важнейшим элементом в создании благоприятной атмосферы и стимулировании желания респондента предоставить необходимую информацию. Плохой вопросник, как и неловкая беседа, может превратить исходно благоприятную ситуацию в скучную и разочаровывающую встречу. Помимо стремления сформулировать отдельные вопросы наилучшим образом, вам как составителю вопросника долж-
но быть присуще умение видеть его в целом и оценивать его совокупное влияние на процесс опроса. При включении в вопросник тем, которые могут не заинтересовать респондентов, необходимо быть особенно внимательным к тому, чтобы некоторые разделы интервью были для них интересны и, возможно, могли развлечь.
Начинающие исследователи часто беспокоятся по поводу вопросов на темы, которые могут вызывать страх или смущение у респондентов. Долгое время считалось, что в интервью можно задавать только социально одобряемые вопросы. В 1940-х гг. при проведении опроса общественного мнения службой Гэллапа был задан вопрос о том, страдает ли кто-нибудь в семье респондента от заболевания раком, что вызвало общее недовольство среди опрашиваемых (опрос проводился на национальной выборке). Сегодня респондентам задаются вопросы на темы, в прошлом неприемлемые. Людей спрашивают о религиозных убеждениях, источниках доходов и расходах, здоровье, употреблении наркотиков и алкоголя, отношении к сексу и преступности. Люди готовы обсуждать эти темы при соответствующей мотивации и гарантиях конфиденциальности. Если мы будем рассматривать интервью как особый случай социального взаимодействия, мы сможем понять источники ошибок при составлении вопросов. Большинство респондентов добровольно участвуют в исследованиях. Они с самого начала хотят предоставить наиболее релевантную информацию. Ваша задача — усилить эту тенденцию, создав такой вопросник, который будет поддерживать намерение респондентов отвечать на вопросы. Если предмет обсуждения требует возврата к прошедшим событиям, воп-
4 Пилкингтон X., Омельченко Е. Зачем мне врать? / Опыт применения интервью к изучению русскоязычной миграции [www.socnet.ru]
женику, в забытую Богом деревушку приехали столичные ученые. И не за чем-нибудь, а расспросить про его жизнь. Видать, она много значит! Респонденты, хотя никогда в том и не признаются, часто чувствуют, что они как бы приобщаются к научному процессу, косвенно влияют на развитие науки и общества. Речь идет уже не о мотиве комфортного общения, а о более сложном, возможно этическом, стимуле — приобщении к кругу вечных ценностей.
Диапазон требований к интервьюерам, работающим в столь разных ситуациях, естественно, весьма широк как в социологическом, так и в психологическом, педагогическом, конфликтологическом, журналистском и иных отношениях. Например, С. Белановский5 считает главным достоинством интервьюера умение создать комфортную атмосферу, чтобы у собеседника сложилось ощущение собственной значимости и чрезвычайной важности своих высказываний. Назарова полагает, что дружелюбие во многом способствует тому, чтобы респондент размышлял над вопросами и отвечал на них6.
Значительные трудности любого интервью связаны с тем, что проводящий его сотрудник играет две роли — сначала убеждает участвовать, для чего должен быть настойчивым и уверенным в себе, а затем фиксирует ответы, никак не выражая собственного отношения к содержанию сообщений7.
Социолог-антрополог в организации постоянно сталкивался с проблемой «двойного дна». Его собеседники вольно или невольно воспроизводят в рас-
рос должен включать все возможные подсказки, помогающие точно воспроизвести события. Если брать в целом, опрашиваемые настроены быть «хорошими респондентами» и предоставлять ту информацию, которую от них хотят получить. В то же время они хотят выглядеть хорошими людьми. И в присутствии интервьюера будут стремиться показать себя с лучшей стороны. Поэтому в социологическом исследовании очень важной остается проблема предотвращения смещений, вызванных стремлением респондентов давать социально одобряемые ответы. Если респонденты не могут оценить свои действия как социально одобряемые, они оказываются перед дилеммой: с одной стороны, им хочется сообщить точные сведения, с другой — они хотят оставаться хорошими людьми и производить положительное впечатление на интервьюера. Известно несколько приемов, призванных помочь респонденту в разрешении этой дилеммы: обучение интервьюера способам установления взаимопонимания с опрашиваемым; создание для последнего располагающих к ответу условий; исключение любой критики со стороны интервьюера. Корректное формулирование вопросов также позволяет избежать подобных смещений. Исследователям не следует
задавать вопросы о неизвестной респондентам информации. Если все же необходимо задать такие вопросы, интервьюер должен особо подчеркнуть, что знание ответов в этом случае необязательно.
Личное {face-to-face) интервью представляет собой социальное взаимодействие. Предназначенная для самостоятельного заполнения почтовая анкета предполагает гораздо меньшую социальную вовлеченность; в индивидуальны) телефонных интервью социальное взаимодействие меньше, чем в личных, но больше, чем пp^ использовании самостоятельно заполняемое анкеты. При почтовом анкетировании компенсировать недостаток взаимодействия могут только вопросы и инструкции, обеспечивающие получение точных ответов и побуждающие респондента к участию в исследовании. При этом ) интервьюера нет возможности поощрить опра шиваемого или что-то объяснить ему, как npi> личном или телефонном интервью. При органи зации исследования необходимо учитывать раз личия между этими видами опросов. Сокращено и адаптировано по источнику: Сад Мен С, Брэдбери Н. Форма вопроса в социаль ном контексте / Пер. с англ. А.А. Виницкой / http://www.nir.ru/Socio/scipubl/sj/si3-4-00sad.htm
Белановский С.А.//www.exlibris.ng.ru/printed/izdat/2001-06-28/6_improvisation.html Назарова И.Б. Качество опроса: факторы неответов // Социологические исследования. 1999. № 11 Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии // Социологические исследова ния. 1997. №Ц. С. 100-106.
сказах какие-то ожидаемые, желательные реакции и оценки, что-то умалчивают, поддерживая легитимный образ институциональной культуры. Исследователя постоянно сопровождает подозрение, что за этой глянцевой оболочкой скрывается другой мир, недоступный поверхностному наблюдателю. Поэтому антрополог должен постараться заглянуть «по ту сторону экрана». Для этого полевой исследователь, применяющий глубинное интервью, по мнению П. Романова8, может использовать ряд тактик: 1) исследователь как «шкаф» или «фонарь» — включенное наблюдение в организации идет постепенно, когда к ученому привыкают, он становится незаметен; 2) «исповедник» — интервьюер воспринимается как человек, заслуживающий доверия и высокой откровенности; 3) «искуситель» — привлекательность исследователя подталкивает собеседника противоположного пола к дополнительной откровенности; 4) «крот» —неутомимый искатель мелких фактов, необходимых для завершения полевого исследования; 5) «детектив», вооруженный знанием всех обстоятельств дела, умеющий раскрыть любую головоломку.