Эскалация ошибок: интервью Е. Башкировой
Большинство случаев непреднамеренной фальсификации данных возникает на этапе построения выборки. Специалистов по грамотному построению выборки в России мало, поэтому даже в некоторых достаточно известных компаниях выборка составляется недостаточно профессионально. Например, часто нарушается основной принцип выборки — ее репрезентативность. Нарушения при составлении национальной репрезентативной выборки возможны как при выборе населенных пунктов, так и при отборе конкретных респондентов. В связи с этим необходимо требовать от социологической компании обоснование выбора тех или иных точек опроса и контролировать процедуру отбора респондента в семье. Объем выборки, т.е. количество людей, которые должны быть опрошены, определяется в зависимости от целей и задач исследования и с учетом ошибки выборки. Минимальная в России ошибка выборки составляет плюс-минус 3— 4%. У многих активно действующих на российском рынке социологических центров ошибка выборки значительно превышает эту величину. При этом данные этих социологических центров активно тиражируются через СМИ и дают неверное представление об электоральных настроениях в России. Объем всероссийской представительной выборки с ошибкой 3—4% для адекватного анализа должен быть не менее 1500
человек. Для обеспечения репрезентативности выборки необходимо также иметь достаточное число точек опроса (не менее 160). Меньшее число точек опроса означает, что выборка не представляет всю страну. Существует также серьезная проблема сдвига выборки (например, в сторону лиц с высшим образованием, пожилых людей, представителей электората одной партии
в определенных регионах и т.д.). При подобных сдвигах выборки есть опасность значительных искажений данных. Выборка, анонсируемая как всероссийская репрезентативная, должна представлять собой микромодель общества. При несоблюдении необходимых параметров построения выборки используется перевзвешивание. Эта трудоемкая процедура требует серьезной методической подготовки, а также специального технического обеспечения, которым не обладают многие из действующих на рынке социологических компаний.
На практике чаще применяется так называемый слабый вариант доказательства конструктивной валидности, который еще именуется номологичес-ким. Его требование звучит так: если социолог провозглашает, что его теория конструктивно валидна, то, будучи профессиональным ученым, он отдает себе отчет в том, что четко и ясно представляет себе, как работает его теория и используемые в ней понятия, в том, что при случае он может предоставить убедительные свидетельства того, что провозглашаемое им в теории не расходится с практикой. Номологическая валидность, введенная в науку в 1955 г. Л.Кронбахом и П.Милем, постулирует некие общефилософские принципы, которым должна подчиняться всякая научная теория, например, требование о том, что теория должна иметь такие переменные, которые можно измерить на практике.
Конструктивная валидность указывает на приблизительную истинность выводов о том, что проведенная вами операционализация достаточно точно отражает исходные теоретические понятия. Ее можно установить несколькими способами. Первый — самый легкий и самый поверхностный: вы сами как автор анализируете исходное понятие или группу понятий, например, касающиеся подростковой преступности, и убеждаетесь в том, что оно или они действительно описывают суть явления. Такая «на первый взгляд» валидность, или как ее называют американцы—face validity, может быть усилена в том случае,
Многочисленные нарушения связаны и с работой с вопросником. Как основной инструмент для получения информации, вопросник должен быть четким и лаконичным. Все вопросы должны быть понятны людям и заданы по всем методическим правилам, с учетом адекватности формулировки и строгого выбора порядка постановки вопросов. Неясно заданные вопросы приведут к тому, что респонденты будут либо отказываться отвечать на них, а это потеря информации, либо будут давать случайные ответы, что также ведет к искажению результатов. В связи с этим до начала этапа опроса следует провести пробные интервью (так называемый пилотаж), с тем чтобы убедиться, что вопросы понятны всем, включая людей с невысоким уровнем образования. В ходе опроса, или интервьюирования, также возникают различные искажения данных. Прежде всего имеет место фактор влияния личности интервьюера на результат опроса. Квалифицированный интервьюер должен строить общение с респондентом по следующей схеме: с одной стороны, расположить его к себе, вызвать на откровенность, а с другой стороны, не оказывать ни малейшего влияния на его мнение. Помимо этого существуют и факты вопиющей недобросовестности интервьюеров, даже работающих на известные социологические службы, которые не Уделяют достаточного внимания контролю за Деятельностью интервьюеров: некоторые из них сами заполняют анкеты, не опрашивая респондента или задавая ему лишь часть вопросов.
Техническая процедура ввода данных также может привести к серьезным искажениям информации. При переносе полученных данных из анкет в компьютер возможны ошибки, когда человек, осуществляющий ввод данных, путает, например, номера кодов. Для того чтобы избежать таких ошибок, в мировой социологической практике принято использовать технологию двойного ввода данных. В российских компаниях такая практика почти не используется, потому что она требует наличия соответствующих программных продуктов и подготовленности сотрудников. Практически подобное обеспечение двойного ввода существует только в одной российской социологической службе. На стадии обработки данных также возможен ряд серьезных ошибок и нарушений. Ошибки возможны, когда для анализа данных используются некоторые статистические показатели или сложные статистические методы (такие, как кластерный, факторный анализ и пр.). Для эффективной работы со шкалами необходимо обладать серьезной профессиональной подготовкой в области методологии.
Таким образом, в ходе проведения электоральных исследований возможен целый ряд намеренных и ненамеренных нарушений. Источник: К ВОПРОСУ О РЕЙТИНГАХ... (интервью с Еленой Башкировой, генеральным директором независимого исследовательского центра РОМИР) // http://www.romir.ru/socpolit/actual/ october/rating. htm
если свою программу исследования, ее теоретическую часть, вы отсылаете экспертам и просите их беспристрастно оценить адекватность используемых вами понятий. В том и другом случае валидность доказывается не очень надежным способом, а именно при помощи субъективных оценок.
Рис. 67. До начала опроса следует провести пробные интервью (пилотаж)
Второй канал подтверждения конструктивной валидности именуют содержательным, или контент-валидностью (content validity). Она заключается в тщательной проработке всех аспектов исходного понятия и выявлении всего круга критериев, при помощи которых фиксируется это понятие. Кпримеру, опе-рационализируя подростковую преступность, вы учли в исходной модели очень немногие источники. На их основе построили систему показателей, которая может быть полной, а может оказаться и неполной. Не проводя дополнительной проверки, вы лишь увеличиваете вероятность ошибки, т.е. возможность упустить нечто важное. В таком случае надо еще раз обратиться к источникам — монографиям, словарям, справочникам — и составить список всех определений подростковой преступности, особенно тех, что встречаются в специальной юридической литературе. Как социолог, вы не можете знать всех нюансов проблемы. Обращение к специалистам поможет выйти на правильную дорогу. Это поможет составить классификацию видов подростковой преступности, выяснить критерии и признаки, их идентифицирующие, степень распространенности того или иного вида преступности, его причины и последствия. Не менее важным моментом станет определение круга явлений, которые лишь по форме похожи на подростковую преступность, но по существу к ней не относятся. В завершение надо составить точный и полный список критериев подростковой преступности, приписав каждому способ его эмпирического обнаружения.
К сожалению, не для всех понятий можно подобрать необходимый список критериев, признаков или показателей, которые на практике помогут
установить изучаемое явление. Социолог вторгается в такие сферы, которые еще не изучены юристами, психологами и экономистами, либо он имеет дело с такой стороной уже известного явления, которое не относится к компетенции родственных наук и ими всесторонне не описаны. В любом случае социолог имеет дело с еще непознанной сферой реальности. Установить, что такое интеллигентность, весьма затруднительно: во-первых, это крайне размытая область реальности, во-вторых, психологи, педагоги и антропологи, пытавшиеся его определить, наверняка не позаботились о социологе и не дали таких критериев явления, которые могли бы его удовлетворить. В этом случае подтвердить конструктивную валидность употребляемой вами формулы интеллигентности очень трудно, а другому человеку проверить либо опровергнуть ваши домыслы почти невозможно. Если вы используете такое понятие, то знайте, что в литературе — книжной и электронной — вы встретите необозримое число его определений, противоречащих друг другу либо вызывающих неподдельное недоумение из-за своей нелепости. В такой ситуации вам остается лишь полагаться на свой здравый смысл и пробовать — пробовать и ошибаться, исправляясь и совершенствуясь.
Итак, конструктивная валидность характеризует законность (или уместность) использования тех конкретных понятий, которые социолог получил, проведя долгий и кропотливый процесс операционализации исходных, часто весьма абстрактных, категорий, на которых строится его теоретическая модель предмета исследования. Повысить ее качество можно разными путями, самые простые и доступные были указаны выше. Есть и более изощренные. Но они касаются не отдельных понятий, а их совокупности, соединенных по правилам логического суждения. Если, скажем, в своей теоретической модели вы предполагаете, что у выпускников престижных вузов первая зарплата в трудовой карьере выше, чем у выпускников непрестижных вузов, то эмпирическое подтверждение этой гипотезы будет служить прямым или косвенным подтверждением валидности исходного понятия. Но при том непременном условии, что выдвигаемое вами предположение отражает суть исходного понятия. Подобная разновидность называется предсказательной валидностью {predictive validity) и тесно связана с операционализацией. Иными словами, ваша гипотеза входит как органическая часть в операционализацию исходного понятия. В своей теоретической модели, всесторонне рассматривая это явление, вы в числе прочих утверждений, операционализирующих исходное понятие, выдвинули и суждение о том, что величина интеллектуального капитала прямо связана с престижем вуза, а значит, и качеством образования в нем (ибо в престижные вузы чаще всего стремятся более талантливые преподаватели), и кос-веннно — с получаемым после его окончания заработком. В результате вы установили теоретическую связь (корреляцию) между несколькими понятиями, а затем эмпирически проверили ее.
Таким образом, конструктивная валидность показывает, насколько точно и адекватно теоретические идеи переведены на язык измерения, найдены ли достойные факты, подтверждающие их. Даже в простой беседе с приятелем вам нужно подыскать точные слова для того, чтобы правильно пере-
дать свои идеи. Часто приходится иллюстрировать свою теорию. Но о чем свидетельствуют ваши примеры? Подтверждают ли они ваши слова или, напротив, говорят не в вашу пользу? Неожиданно ваш собеседник заявляет, что приведенные вами примеры свидетельствуют против ваших мыслей. Что это? Скорее всего, вы неправильно перевели теорию на язык фактов: думаете об одном, а примеры приводите совсем о другом.
Конвергентная валидность утверждает: те переменные, которые в теории считаются взаимосвязанными (коррелирующими), должны быть таковыми и в эмпирии.
Дискриминантная валидность утверждает: те переменные, которые в теории считаются невзаимосвязанными (некоррелирующими), должны быть таковыми и в эмпирии.
Количественную меру взаимосвязи, т.е. корреляции, устанавливает коэффициент корреляции.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕЧТЕНИЕ
К. Гемпель