Субъект — объект — средства — мотивы — результат.
Рассмотрим логику построения ТМПИ на примере инвестиционной деятельности. Нас интересует, кто именно (какие категории населения), куда конкретно, сколько, почему и с каким результатом будет инвестировать свои деньги. При построении теоретической модели предмета исследования социолог должен выделить не только субъект социального (или экономического) действия, но также мотивы, средства и объект.
Субъект действия включает несколько категорий населения, в частности, бедные, средние и зажиточные слои, а если есть такая надобность, то и пенсионеров как самостоятельную группу. Для каждой категории выстраивается собственный список мотивов, который обнаруживается в предварительном исследовании. Средством действия выступают деньги, которые население кладет в сберегательные и коммерческие банки. Банки выполняют функцию объекта действия. Если ставится широкая цель, то необходимо учитывать все категории банков, к которым обращается население, и во всех типах населенных пунктов, прежде всего, конечно, в средних и крупных городах.
Итак, в теоретической модели социального действия (рис. 16) есть субъект (какие категории населения инвестируют деньги, средства (что вкладывается), мотивы (сознательно выбранные цели) или причины поведения (почему вкладывают), объект действия (сберегательные и коммерческие банки), результат действия (получили свою прибыль разные группы населения или они проиграли, какую пользу получила национальная промышленность и т.д.).
В теоретической модели связи между понятиями, описывающими конкретные явления, имеют гипотетический характер. Иными они и быть не могут. В начале научного поиска ученый может только предполагать, какой может быть реальность, с которой ему вскоре предстоит столкнуться. Таким образом, научные гипотезы указывают на характер связи между понятиями.
Чем больше гипотез и чем больший круг понятий они между собой увязывают, тем плотнее ткань нашей теории. Мы, к примеру, можем предположить, что богатые вкладывают более крупные суммы, и не только в отечественные банки. В этой гипотезе увязаны три понятия: субъект, средство и объект действия. Похожие гипотезы мы выдвигаем относительно других категорий населения. Затем мы увязываем мотивы и субъекты. Гипотеза, связывающая объект и результат действия, может звучать так: государственные банки предлагают меньший процент, но вклады в них для населения имеют большие гарантии возврата. Или: государственные сбербанки в условиях гиперинфляции предлагают такие низкие проценты по вкладам, что они не покрывают потери от обесценивания денег. Возможны, разумеется, и другие гипотезы. Часть из них социолог смело заимствует из чужих исследований, указывая, кто и когда их проверил, на какой выборке и в какой исторический период они действительны. Чем больше заимствованных гипотез, тем меньше приходится изобретать свои. Чрезмерно большое число гипотез также недопустимо, как и чрезмерно маленькое. На подтверждение одной сложной гипотезы может работать половина вашей теории, в то время как небольшие гипотезы можно проверить одним-двумя анкетными вопросами.
Рис. 16. Теоретическая модель предмета исследования. В ее основе лежит схема
социального действия
В процессе исследования социолог обнаружил, что различные категории населения инвестируют деньги с разными целями. Иными словами, к конкретному экономическому действию их подталкивают разные мотивы. Пенсионеры несут деньги в банк, надеясь скопить их на черный день, богатые — получить приличную прибыль и завести собственное дело, средний класс обращается к сберегательным институтам для того, чтобы свободные в данный момент времени деньги через год-два, в ситуации жесткой инфляции, если не принесли небольшой процент, то хотя бы не обесценились.
Если, опираясь на здравый разум, вы предполагаете, что бедные не станут инвестировать экономику, то вы тем самым закладываете в теоретическую модель ложную посылку, которая противоречит фактам реального поведения людей. Известно, что финансовые пирамиды первой половины 90-х гг. в России сколачивали свое несметное состояние благодаря среднему и низшему классу, а не богатым, которые знали сомнительность этих финансовых институтов. Стало быть, с деньгами в банки шли простые люди. На что они надеялись? Они, как им и обещали, предполагали получить от 300 до 400% прибыли благодаря удачному вложению банком своих денег в национальную экономику. Так или иначе, народ инвестировал экономику. Другое дело, что его ожидания обманулись. А параллельно простым гражданам ловкие бизнесмены за гроши приватизировали крупные предприятия. К концу 90-х гг. значительная часть промышленности, прежде всего прибыльные предприятия, была расхва-
тана (другого слова здесь не подобрать) кучкой российских олигархов. Кто они? Очень богатые люди. Что они делали? Инвестировали свои капиталы в промышленность, покупая собственность. Стало быть, в российскую экономику инвестировали свои деньги все слои населения, а не исключительно богатые. Правда, делали они это по-разному и в разной форме. Вот что предстоит на самом деле выяснить социологу в эмпирическом исследовании.
Пример теоретической модели 3
Представим себе, что вы, начинающий социолог, поставили перед собой задачу выяснить, кто больше ворует — представители богатых, средних или бедных слоев населения? Как и где вы будете проводить исследование? Предположим, вы решили это сделать на своем курсе. Как вы поступите?
Двигаться к цели можно двумя путями — эмпирическим и теоретическим. Покажем, что только второй является правильным.
Вы составили анкету и в ней поместили так называемую «паспортичку», где указывается пол, профессия, возраст, доход, социальное происхождение респондентов. Получив и обработав ответы на вопрос: «К какому классу Вы себя относите?», мы тем самым вроде бы решили главную задачу, а именно выяснили, представители какого класса больше всего воруют. На самом деле мы не имеем полной и всесторонней картины, мы получили данные лишь об одной переменной. Информация получена на основе самооценки, а она вполне может быть ошибочной. Можно повысить степень достоверности информации. Самооценка проверяется по пересечению опросов анкеты и трех вопросов в «паспортичке»: доход, профессия (занятие), социальное происхождение. Сопряжение двух вопросов с целью их самопроверки называется взаимоконтролем переменных (вопросов).
Проведя исследование, вы, к примеру, получили такую статистику: 5 человек — богатые, 70 принадлежат к среднему классу, 25 — к бедным. Статистику можно выразить в двух видах — в абсолютных и относительных значениях. Во втором случае речь идет о процентном распределении ответов, которым чаще всего пользуются социологи. У вас получилось: 5, 70 и 25%. Пока что вы вычислили количественные параметры только одной переменной — классового распределения респондентов.
Что делать дальше? Дальше надо получить численную величину второй переменной — воровство — и связать ее затем с первой. Может быть, так и спросить респондентов: вы воруете? Один ответит «нет», подразумевая, что 50 копеек, которые он утром отобрал у младшеклассника, не есть воровство. Другой залез к однокурсникам в портфель и выгреб кучу денег, но не желает сознаваться. В том и другом случае социолог получит «нет», хотя на самом деле должно стоять «да». Вы вконец запутались, поскольку не знаете, как именно интерпретировать эмпирические данные.
На самом деле к проблеме надо подходить с другого конца — идти от теории. Прежде всего следует точно определить, что такое воровство, для чего надо осуществить операционализацию понятия «воровство». Если мы разобьем исходное понятие на ряд конкретных признаков, то снимем двусмысленность в его трактовке и, возможно, повысим уровень доверительности ответов, поскольку спрашивать придется не о моральной категории, а о каких-то технических действиях.
Признаться в воровстве и признаться в таких действиях, как, например, ксерокопирование на работе личных материалов, — далеко не одно и то же, хотя оба они могут относиться к одному явлению. Когда в обществе растет дифференциация, многие опускаются на социальное дно, а немногие взмывают ввысь, стираются моральные критерии. Кое-кто начинает думать о себе как о Робин Гуде, который отнимает деньги у богатых, не трогая бедняков. По опросам в отделениях милиции, многие домушники считают себя именно такими робин гудами, а не воришками. Залезть в квартиру к богатому и взять добра на 5000 долл. они не считают воровством. Одни называют это экспроприацией экспроприаторов, а другие — уравнением жизненных шансов. Вполне возможно, что каждому классу присущ свой вид воровства. И этот факт необходимо исследовать социологу. Современный средний класс в России имеет счета в банках, но банки, попадая в полосу глубокого кризиса, как это произошло в августе 1998 г., отказываются выплачивать по счетам. Что они делают — воруют или выбираются из кризиса? А финансовые пирамиды, обокравшие в середине 90-х гг. сотни тысяч россиян, в том числе пенсионеров? А как расценивать взятки чиновникам?
Рис. 17. Когда в обществе растет дифференциация, то оказывается, что воруют все с разной
самооценкой преступления
Так что такое воровство? Может быть, за ответом заглянуть в Уголовный кодекс? Но там нет социологического определения воровства. Там есть конкретные статьи, предписывающие меру наказания за определенные виды воровства, в частности, ст. 158 за кражу. В ней дается краткое определение — «кража, то есть тайное хищение чужого имущества», а затем следует перечень наказаний: «наказывается штрафом в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо испра-
вительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом н; срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до тре) лет». В УК РФ нет указания на социальные группы, совершающие воровство но есть расшифровка по степени тяжести преступления, в частности: «Кража, совершенная: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище; г) с причинением значительного ущерба гражданину... Кража совершенная: а) организованной группой; б) в крупном размере; в) лицом ранее два или более раза судимым за хищение либо вымогательство...»
К краже в УК причисляется также хищение, под которым «понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества». В разряд воровства мы вправе отнести также мошенничество (ст. 159), т.е. «хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имуществе путем обмана или злоупотребления доверием»; присвоение или растрата (ст. 160), т.е. «хищение чужого имущества, вверенного виновному»; грабеж (ст. 161), или «открытое хищение чужого имущества»; разбой (ст. 162), т.е. «нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия»; вымогательство (ст. 163), так как это «требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких», атакже причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165).
Вот и все, что мы можем узнать из Уголовного кодекса о воровстве. Кстати сказать, самого термина «воровство» там нет. Видимо, предполагается, что это не строго юридическая категория, которую можно операционализировать в терминах права. Скорее всего, воровство — обыденное словоупотребление целого ряда правонарушений, которые подпадают под самые разные статьи УК. А некоторые и вовсе не подпадают. Не найдем мы точной расшифровки понятия воровства ни в этике и философии, ни в педагогике и экономике, ни в политологии и философии. Вообще ни в одной из существующих наук.
По всей видимости, воровство — чисто социальная категория, описывающая очень широкий список действий правового, экономического, этического и социального характера. Мы можем о нем судить не из данных науки, а опираясь на здравый смысл и жизненный опыт. Они дают даже более полную информацию об этой проблеме. К сожалению, четко операционализировать ее невозможно, посему социологи пользуются достаточно приблизительной интерпретацией.
Как бы социолог подошел к определению воровства? Прежде всего он определил бы его как присвоение чужой собственности, иначе говоря, как форму нелегитимного (незаконного) поведения, в основе которого лежит присвоение того, что тебе не принадлежит и чего ты сам не создавал. Причем «чужое» должно быть зафиксировано, т.е. где-то должно быть установлено, что оно — не твое. Но как это сделать? Человек идет по улице и находит кошелек. Он — чужой или уже ничей? На нем не написано, что он чу-
жой. Правда, в нем может находиться паспорт с указанием фамилии владельца. Его присвоение есть воровство. Хотя в повседневной жизни мы часто рассуждаем иначе: «что упало, то — пропало». В таком случае обнаруженный кошелек можно считать находкой, а не воровством.
Возможно, обнаруженные нами признаки явления необходимые, но еще не достаточные для квалификации его в качестве воровства. Нужны дополнительные признаки. Ими могут стать наличие субъекта воровства, возможного соучастника, свидетелей, злого умысла, т.е. специфического типа корыстной мотивации. С добавлением новых признаков мы получаем все составные части социального действия по Веберу или Парсонсу. Но воровство и есть один из видов социального действия или взаимодействия.
Даже не продолжая расшифровку понятия воровства далее, мы можем установить, что совершаем методологическую процедуру конкретизации абстрактного понятия. В ходе такой расшифровки оно обросло массой конкретных признаков и проявлений. Мы составили довольно подробный «портрет» социального явления.
Но это еще не операционализация. Составляя социальный портрет воровства, мы «приобщили к делу» множество теоретических понятий из других областей знания, кроме собственно социологии: собственность, имущество, свое и чужое, нелегитимные способы, злой умысел, присвоение, мотивация, свидетели и т.д. Что мы сделали? Мы включили понятие «воровство», которое вначале было совершенно непонятным и представлялось очень бедным по содержанию, в совокупность теоретического знания. Мы как бы обложили его прослойкой теоретических конструктов. Такая процедура называется концептуализацией исходной проблемы. Под ней подразумевается теоретическое прописывание проблемы. И уже затем, от каждого вновь приобретенного признака, мы можем разветвить систему конкретных признаков, по которым можно эмпирически оценивать вначале отдельные фрагменты явления, а затем и само явление. Например, мы можем указать способы присвоения или отчуждения чужого имущества, описать признаки самого имущества, уточнить, кого именно надо понимать в роли свидетеля или виновника и т.д.
Характерно то, что концептаулизация завершилась построением логически взаимосвязанной системы теоретических конструктов, относящихся к сущности воровства. Тем самым мы на практике доказали, что логика служит мощным оружием построения научной теории.
Когда мы пытались определить, что такое воровство, то отбрасывали лишние признаки. Мы рассуждали теоретически, пользуясь своим жизненным опытом, здравым смыслом, но выстраивали понятия и факты обыденного знания по правилам научной технологии. Строитель, конечно, заботится о качестве исходного материала, но не меньше он беспокоится о соблюдении требований технологии. Смесь научных и обыденных понятий — это наш строительный материал. Но в роли технологии строительства здания научной теории выступил не здравый смысл, а научный метод. И подобное обстоятельство оказалось решающим.
Выписав в столбик основные признаки воровства, мы легко можем отследить каждый его вид. Но виды воровства строятся у нас по социологическим, а не юридическим, экономическим или этическим критериям. Социолог должен эмпирически установить, какие именно виды воровства присущи каждому классу. Совершенно очевидно, что их выбор продиктован у респондентов
характером и содержанием труда, уровнем и образом жизни, наконец, клас совой субкультурой. Инженер или менеджер никогда не станет грабить прс хожих, залезать через форточку в чужие квартиры и совершать прочие постул ки, на которые покусится безработный или доведенный до отчаяния бедня! Но те же «белые воротнички» спокойно переведут на свой счет чужие деньгг если подобная акция окажется безнаказанной. Начальник не станет лезть чужой карман. Но он с удовольствием залезет в карман государству.
Определив виды воровства, можем ли мы ответить на поставленный воп рос. кто чаще ворует — богатые или бедные? Мы определили, что у бедных богатых свой вид воровства. Определили, что такое воровство. Можем ли mi правильно выбрать методы исследования — опрос, наблюдение или интервью
Если воровство — это незаконное присвоение чужого имущества со зльп умыслом в свою собственность помимо воли того человека, который обла дает этим имуществам, то будет ли подтасовка счетов считаться воровством Если да, то социологу придется посетить банки, предприятия, всевозмож ные конторы, а не только магазины, рынки и подворотни. Конкретный спи сок признаков воровства диктует конкретный список объектов исследования.
Составляя список конкретных признаков, вы выясняете объект исследо вания. Где нужно наблюдать воровство — в банке, на улице, в трамвае, в квар тирах, а может быть, в список включить садовые деревья, если речь идет < воровстве яблок (кстати сказать, это один из массовых его видов)? Cmicoi конкретных признаков социального явления, полученный социологом пос ле завершения процедуры операционализации, выполняет роль компаса помогающего ориентироваться и находить нужный объект.
Однако прежде чем выдвинуться на исходные рубежи и приняться за дело социологу необходимо провести еще одну утомительную процедуру. Каждьп вид воровства надо связать с соответствующим ему методом сбора данных Для одних видов воровства подходит наблюдение, для других — опрос, дл> третьих — анализ статистики. К примеру, могут ли газеты выступить источ ником информации? Наши журналисты проводят собственные расследования о воровстве, коррупции, взяточничестве, сообщая о результатах в прес се. Стало быть, социологу может пригодиться метод анализа документов Некоторые виды воровства доступны только методу наблюдения, например квартирные кражи. Интервью можно использовать для опроса, разумеется не воров, а потерпевших. Хотя при соблюдении конфиденциальности информации можно опросить и «воров в законе», получив от них массу любопытной информации. Иными словами, поставить во взаимное соответствие дв< ряда явлений — перечень видов воровства и перечень научных методов.
Определившись с методами и объектами сбора информации, социолог должен определиться с формулировкой и типом вопросов. Скажем, косвенные (про-жективные) вопросы лучше задавать тем, кто склонен скрывать информации: или стесняется ее выразить, а прямые — экспертам. Если вы опрашиваете потерпевшего и чувствуете, что он что-то утаивает, то разумнее перейти к прожек-тивной форме вопроса. Можно ее предусмотреть заранее, но подобное удается сделать не всегда. Допустим, обокрали богатого человека. По всей вероятности, ему есть что скрывать. Он боится «наводки», перечисляя длинный список украденного. А бедному есть что скрывать? Только конкретный опрос позволит дать точный ответ. Или вы пришли в тюрьму и опрашиваете осужденных за воровство. Какие вопросы им лучше задавать — прямые или косвенные?
Не просто обстоит дело и с экспертами. Надо учитывать даже их политические взгляды. Экспертам с коммунистической ориентацией, представляющим оппозиционную партию, выгоднее преувеличить масштабы коррупции в стране. Напротив, официальным чиновникам, особенно ответственным работникам силовых ведомств, выгоднее их преуменьшить. Кого вы спросите о подлинных масштабах, скажем, дедовщины — армейских чиновников или женщин из Комитета солдатских матерей? У первых выше мотивация скрывать подлинные размеры явления, но у них больше точной информации и статистики. Вторые ориентированы раскрыть подлинные масштабы событий, но они не имеют точной статистики.
Рис. 18. Иерархия видов воровства
Когда вы составили полный перечень объектов исследования, список респондентов и экспертов, а также их адреса, тем самым вы составили то, что называют эмпирической схемой объекта исследования. Вней вы должны указать, в какой именно лагерь вам надо выехать, кого конкретно опросить среди заключенных, какие вопросы им задать. То же самое надо проделать по всем категориям опрашиваемых и наблюдаемых. Если предполагается использовать анализ документов, то необходимо четко определиться с названиями, количеством, точными датами газет.
В отличие от эмпирической схемы в теоретическую модель (рис. 18) мы должны вписать основные понятия: «воровство», «социальный класс», их взаимосвязь, частота, или «интенсивность воровства», «вид воровства» и др. Когда мы стали расшифровывать понятие «социальный класс», мы вывели три разряда: богатые, средние, бедные. Когда мы начали конкретизировать, что такое воровство, то ввели еще ряд понятий: имущество, собственность, похищение, злой умысел и т.д. Чего у нас не хватает? Вводим новое понятие — масштаб
воровства. В чем может выражаться масштаб воровства? Это количество денег, которым измеряется результат воровства, т.е. сумма наворованного.
Мы построили логическую цепочку понятий. Когда мы соединяем эмпирическую схему с теоретической моделью и инструментом, то уже готовы создать целостную научную теорию. Однако нам не хватает одного важного звена — научных гипотез (теоретических утверждений о предполагаемом явлении, его частоте, закономерностях возникновения и структуре). Социолог может выдвинуть предположение о том, что богатые воруют не чаще, но крупнее, чем бедные и средние. Это и будет гипотеза. Он выдвинул ее на основе жизненного опыта, т.е. здравого смысла, и знакомства с литературой, опираясь на уже добытые научные знания. Предположение внутри научной теории называется научной гипотезой. Гипотезы должны быть как можно более конкретными. Абстрактное предположение труднее проверяется фактами. В теории мы добивались конкретизации, значит под эту теорию надо подбирать конкретные гипотезы. Можно ли приписать гипотезе какую-либо количественную меру? Например, сказать, что богатые воруют на 25% больше или чаще, чем бедные.
Итак, мы выявили способы, которыми можно измерить описанные явления, построили инструмент, подготовили бланки для наблюдения и интервью. Теперь можно приступать к полевой стадии исследования.
Пример теоретической модели 4
Данный пример позаимствован нами из широко известного исследования классовой структуры, проведенного в 1980 г. видным американским социологом Э. Райтом и коллегами, результаты которого, обобщенные в статье, были опубликованы в журнале «Социологические исследования»1.
Э. Райт проявил себя прекрасным методологом, построив вначале обобщенную типологию классов, выполняющую функцию теоретической модели предмета исследования, а затем заполнил ее эмпирическими данными, собранными в ходе репрезентативного исследования населения сначала США (1500 человек), а затем других стран. Классовая типология представлена в табл. I2.
Таблица представляет матричную форму теоретической модели, в которой по строкам и столбцам указаны основные категории, а на их пересечении — в клетках таблицы — приведены операциональные признаки. Такое сочетание концептуальных и операциональных признаков применяемых переменных позволило Э. Райту получить великолепный эмпирический материал, поддающийся осмысленной интерпретации. Достаточно взглянуть на табл. 2, чтобы почувствовать, насколько удачно в ней сопряжены эмпирические данные и теоретические понятия.
В своем исследовании Э. Райт исходил из того, что:
«Между профессиональными категориями, данные о которых обобщаются в традиционных переписях населения, и классовыми позициями если и есть соответствие, то весьма приблизительное. Значит, вторые нельзя измерять с помощью первых, что еще делается в литературе. Необходим новый подход и к операционализации понятий, и к методам сбора данных... Нужно было найти такие индикаторы, измеряющие
Райт Э. и др. Классовая структура американского общества / Пер. с англ. А.И.Кравченко // Социологические исследования. 1984. № 1. С. 152-163. 2 Там же. С. 156.
Классовая позиция | Капиталистический способ производства | ||
Тип классовой позиции | Отношения присвоения | ||
Отношения собственности | Отношения обмена | ||
Базисная классовая позиция | Буржуазия | Владеют средствами производства | Покупают рабочую силу |
Противоречивая позиция внутри капиталистического способа производства | Менеджеры | Не владеют средствами производства | Продают свой труд |
Супервайзеры | Не владеют средствами производства | Продаютсвой труд | |
Базисная классовая позиция | Рабочие | Не владеют средствами производства | Продаютсвой труд |
Противоречивая классовая позиция между капиталистическим и простым товарным производством | Полуавтономные служащие | Не владеют средствами производства | Продаютсвой труд |
Базисная классовая позиция | Мелкая буржуазия |
понятие класса, которые за внешними характеристиками работы позволяли бы увидеть социальную позицию. С этой целью следовало изучить, каким образом индивид может контролировать собственную трудовую деятельность, как он становится объектом манипулирования. В качестве значимых индикаторов у нас выступали социальные действия людей на производстве: участие в принятии решений, формы планирования своей работы, правомочность налагать санкции на других и т.п.»3
Понятие «буржуазный класс» Райт операционализировал с помощью двух критериев: занятость собственным бизнесом и число наемных работников. Для выявления менеджеров и супервайзеров применялись три переменные: а) уча-
Райт Э. и др. Классовая структура американского общества // Социологические исследования. 1984. № 1. С. 155.
Таблица 1 Теоретическая схема построения типологии классовой структуры
Капиталистический способ производства | Простое товарное производство | |||
Отношения господства | ||||
Реализация права собственности | Отношения власти | Отношения собственности | Отношения господства | |
Непосредственно принимают важнейшие решения о распределении ресурсов и использовании средств производства | Прямо контролируют иерархию власти | |||
Непосредственно участвуют в принятии хотя бы некоторых важнейших решений | Господствуют и подчиняются | |||
За пределами рабочего места не участвуют в принятии решений | Господствуют и подчиняются | |||
За пределами рабочего места не участвуют в принятии решений | Подчиняются | |||
За пределами рабочего места не участвуют в принятии решений | Подчиняются | Не владеют средствами производства | Реальноеуправление в трудовом процессе (единство плана и исполнения), полное самоуправление в трудовом процессе | |
Владеютсредствами производства и непосредственно используют их без привлечения наемного труда |
стие в принятии решений, б) власть и в) положение в управленческой иерархии. При измерении первой переменной респондентов спрашивали, участвуют ли они в формировании управленческой политики и если да, то в какой именно из восьми выделенных сфер — бюджет и инвестиции, товары и т.п. Опрашиваемый должен был отметить один из следующих пунктов шкалы: 1 — непосредственно участвую в выработке управленческой политики; 2 — консультирую тех, кто принимает решения; 3 — ни прямо, ни косвенно не участвую в принятии решений. Затем ответы сводились в одну переменную с трехмерной шкалой (табл. 2, п. «В»). Для измерения переменной «власть» (авторитета) использовались вопросы типа «Контролируете ли Вы чью-либо работу?» или «Есть л и у Вас подчиненные?», которые дополнялись рядом уточняющих вопросов, в результате чего получена переменная с четырехмерной шкалой (табл. 2, п. «Г»).
Таблица 2