Формулировка и обоснование проблемы исследования
Исходные моменты, с которых начинается долгий путь социолога-эмпирика к составлению программы научного исследования, — это проблемная ситуация и проблема исследования.
Четкая формулировка проблемной ситуации на 60—70% предопределяет конечный успех. На стадии формулировки проблемы социолог обращается к изучению научной и методической литературы, к результатам предшествующих социологических исследований собственной и других социологических служб, к анализу экономического, технического и организационного контекста проблемы, к опросу экспертов. В социологии понятие проблемной ситуации трактуется как противоречие между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных теоретических или практических действиях и незнанием конкретных путей достижения конечных результатов. Проблемная ситуация обусловлена незнанием законов тех явлений или объектов, которыми приходится оперировать. Незнание законов порождает незнание конкретных путей. В основе проблемной ситуации лежит социальное противоречие, нерешенные вопросы. Неразрешенное противоречие, как и отсутствие знания, — это начальная точка научного исследования, разрешенное противоречие и полное знание — конечная. Устраняя противоречие — сначала изучив его средствами социологии, а затем, разработав практические мероприятия и внедрив их, — социолог приводит реальное состояние в
соответствие с желаемой целью.
В прикладном исследовании, которое проводится по инициативе заказчика, в виде проблемной ситуации формулируется этот самый социальный заказ. Он представляет собой указание на какое-либо социальное противоречие либо на неудовлетворительное положение дел.
После определения проблемной ситуации нужно сформулировать проблему. Проблема исследования представляет со бой так называемое состояние «знания о незнании» (по выражению В.А. Ядова) определенных сторон явления. Без правильной ее формулировки невозможно провести качественное исследование.
Иногда социологи совершают типичную ошибку, отождествляя тему исследования с проблемой. Например, такие выражения, как «проблема текучести кадров» или «проблема женского пола», не могут быть проблемами исследования, это —темы; проблема должна формулироваться более конкретно. Умение грамотно поставить проблему исследования, вывести ее из проблемной ситуации — особое искусство, одно из свидетельств квалификации социолога. В процессе формулировки проблемы исследования социолог стремится точно выразить проблемную ситуацию (и реальное противоречие, определя-
ющее ее) и в то же время не давать чрезмерно широких и абстрактных опре делений. Если проблема не «урезана» до необходимых размеров, всегда ос тается опасность, что социолог будет искать ответ не на одну, а на множе ство проблем, а стало быть, как следует, не решит ни одной.
Браться за изучение нескольких про блем в рамках одного исследования не целесообразно, поскольку это усложня ет инструментарий и делает его излиш не громоздким, что, в свою очередь снижает, во-первых, качество собирае мой информации, во-вторых, оператив ность исследования (что ведет к старению социологических данных).
Социологу нужно «перевести» проблемную ситуацию в формулировку про блемы. Это означает, что он должен проделать анализ проблемной ситуации -специальную аналитическую работу, включающую решение следующих зада1;
1. Как можно полнее представить себе структуру проблемной ситуациивычленить наиболее существенные ее элементы и факторы и определить,каким научным дисциплинам они относятся. Это поможет четко обозначитименно социологическую проблему, решение которой принадлежит компетенции социологов, а не экономистов, технологов и т.д. Например, проблемэффективности экономической учебы включает аспекты, связанные с социологией массовой коммуникации, социальной активностью личности и ее информационными потребностями. А недостаточная эффективность форм бригадной организации труда может быть в значительной степени следствием катехнологических, так и экономических условий, тогда социологическое исследование может лишь показать социальные последствия отрицательного алияния этих фундаментальных факторов, но не даст средств для радикально гразрешения проблемной ситуации. В практике работы социологических служдовольно часто встречается необоснованное расширение их компетенции зсчет экономических или технологических проблем. Поэтому четкое разгрангчение предметных аспектов проблемной ситуации для социолога являетежизненно важным — это позволяет выбрать для исследования именно те цели задачи, которые доступны для решения социологическими методами.
2. Вычленить уже известные, явные компоненты проблемной ситуацшкоторые не требуют специального анализа и выступают как информационнабаза для рассмотрения неизвестных элементов. Например, при изучении прсблемной ситуации в связи с текучестью кадров выделяется удельный вес разли1ных ее видов: а) неизбежная текучесть (естественный отток, связанный со сме{тью, инвалидностью, уходом на пенсию); б) общественно необходимая текучее(служба в армии, направление на учебу, наказания за преступления и т.д.); в) ofщественно допускаемая текучесть (смена работы по семейным обстоятельства!воспитание детей, образование семьи и др., смена профессии или профессшнальный рост и т.п.); г) нежелательная текучесть, доступная управленческивоздействиям (ситуационные решения об уходе вследствие конфликтов, разр'шимых в коллективе предприятия; неинформированность о возможностях р'шения личных проблем работников, нарушение процесса адаптации работн!ков с малым стажем и т.п.). Если первые три компонента описываются ведо>ственной статистикой, то структура последнего требует специального изучен!и может явиться центральной проблемой исследования.
Рис. 4. Проблемная ситуация, связанная с текучестью кадров
3. Выделить в проблемной ситуации главные (существенные) и подчиненные (второстепенные) компоненты. Например, в одном из исследований проблемная ситуация обозначалась как недостаточное использование социальных факторов для повышения производительности труда. Автор установил следующие группы факторов: а) возможность эффективно работать (трудо- и работоспособность); б) умение эффективно работать (образование и квалификация); в) желание эффективно работать (отношение к труду). Вычленив в качестве главного последний фактор (отношение к труду), автор сформулировал проблему исследования как противоречие между ведущей ролью этого фактора в повы-
Врезка
Если цель ориентирует на конечный результат, то задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования.
Цель чаще всего берут из названия (темы) исследования. Пример: тема — «удовлетворенность работников трудом», цель — «определить субъективные показатели удовлетворенности работников трудом». Затем определяются задачи. Например, «определить степень удовлетворенности работников зарплатой (содержанием труда, отношениями и т.д.)». На основании задач формулируются вопросы анкеты. Каждой задаче должен соответствовать хотя бы один вопрос.
Проблемная ситуация и перевод ее в систему целей и задач исследования на практике описывается обычно фразой «выход из сложившейся ситуации». Приведем несколько примеров, обнаруженных в Интернете:
1П
1. Сегодняшняя медицина сталкивается с массой проблем. Это и увеличение числа особоопасных инфекций, и сокращение финансирования, и снижение рождаемости с одновремен-
ным ростом смертности населения. Где искать выход из сложившейся ситуации?
2. Пока в стране не будет дисциплины, порядкаи культуры — все усилия и деньги, выделяемые
шении производительности труда и недостаточным его учетом. Следствием этогс являются более конкретные, частные противоречия. Например, противоречие между высоким уровнем квалификации работника (умением) и низкой заинтересованностью (желанием) максимально реализовать это умение.
Формулировка проблемы исследования, основанная на всесторонне\ анализе проблемной ситуации, предполагает вычленение и четкое описание той части социального противоречия, которая не обеспечена необходимое информацией, не имеет готовых решений и доступна исследованию социо логическими методами.
Специалисты предлагают подходить к выбору, формулировке, изучению i решению проблемы исследования в прикладной социологии, широко исполь зуя научную литературу. Обращаться к литературе надо не сразу при разработк программы, как это делают академические ученые, а позже, после составле ния программы и уяснения практических задач. Обращение к литературе слу жит социологу-прикладнику источником типовых решений, а не теоретичес кой модели (В.А. Ядов). Может так случиться, что в литературе уже имеете готовый способ решения проблемы исследования, а прикладнику остаетс только приспособить его к конкретной ерлуации. Полезно завести специал! ную картотеку с типичными решениями проблем исследования — это избавр от дублирования и ненужного повторения того, что хорошо изучено другим:
В соответствии с целью исследованияразличают проблемы гносеологиче* кого и предметного характера. Гносеологические проблемы порождены н< достатком знаний о состоянии или тенденциях изменения социальнь процессов. Предметными проблемами принято называть противоречи вызванные столкновением интересов групп населения либо социальнь институтов, дестабилизирующие жизнедеятельность общества.
По своему носителюпроблема может представлять собой противоречие, за рагивающее интересы отдельных социально-демографических, национальнь профессиональных, политических и других групп, социальных институтов, пр изводственных предприятий, государственных и коммерческих учреждений и т
на различного рода программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией и наркоманией, будут потрачены даром и не дадут никакого эффекта. Где искать выход из сложившейся ситуации?
3. Депутат Н охарактеризовал демографическуюситуацию в стране как близкую к катастрофе —каждый год мы теряем миллион россиян, в товремя как среднероссийский показатель суммарной рождаемости не превышает 1,3 рождения наодну женщину (против 2,15 необходимых длявоспроизводства населения). Нация неуклонновымирает. Если не остановить эту тенденцию, точерез несколько десятков лет Россия не сможетУдержать территории Сибири и Дальнего Востока. Где искать выход из сложившейся ситуации?
4. Случается всякое. Если святость Церкви неподлежит сомнению, то это не значит, что слуги ее безгрешны. Вообще, священнослужителине должны быть чрезмерно богатыми людьми.Например, все архиереи (это высшие посты в
православии) — монахи. Для них накопите ство недопустимо. Все пожертвования они д жны употреблять на дела Церкви, наприм раздавать нуждающимся. Но так уж сложилс что у нас из-за множества верующих у свящ нослужителей волей-неволей накапливал) значительные средства. Где искать выход сложившейся ситуации? 5. Меры, предпринимаемые правительство Банком России по активизации инвестицией го процесса, нормализации денежного обра ния и преодолению неплатежей, по peuiei проблемы государственного долга и бюдже^ го кризиса, до сих пор оказывались неэфе! тивными: инвестиции из года в год снижаю неплатежи нарастают, цена обслуживания п дарственного долга в последние месяцы bi резко возросла, собираемость налогов ост ся на низком уровне. Где искать выход из жившейся ситуации?
По масштабам распространенностипроблема может носить общенациональный, региональный или местный характер. По временидействия проблемы делятся на кратко-, средне- и долгосрочные. Неудовлетворенность персонала фирмы стилем руководства менеджера относится к кратковременной проблеме, поскольку ее можно решить в течение недели-месяца. Проблему адаптации того же персонала к новой форме организации или оплаты труда следует отнести ко второму типу, а вот проблему адаптации его к рыночным условиям правильнее квалифицировать как долгосрочную. Действительно, эмпирические исследования показывают, что на ее решение уходит от 3 до 5 лет и более.
По глубине противоречияразличают проблемы одноплановые, когда затрагивается одна сторона социального явления (например, отношение сельских жителей к частной собственности на землю), и системные, касающиеся множества сторон явления, отражающие их дисбаланс (например, изменение взаимоотношений в семье как социальном институте, когда затрагиваются процессы распределения ролей, формы социализации, межличностные конфликты).
При выборе и определении проблемы исследования возникает несколько типичных ошибок. Первая уже названа — отождествление темы и проблемы. В методических рекомендациях, изданных Центром НОТ «Темп» Одесского государственного университета им. И.И. Мечникова, в числе восьми актуальных проблем трудовых коллективов названы «совмещение профессий», «престиж и привлекательность рабочих профессий», социальные аспекты развития содержания труда», «свободное время работников», «удовлетворенностьработников социально-культурными и жилищно-бытовыми условиями». По существу, это не проблемы исследований, а его темы или названия рубрик, по которым необходимо собирать эмпирическую информацию. Сбор первичной информации позволяет описать существующее положение дел, и если информация структурирована, создать дескриптивную модель. Но это лишь полшага. Надо построить еще нормативную модель, т.е. знать желаемое состояние (скажем, сократить текучесть кадров с 30 до 12%). Различие (в сильном варианте — противоречие) между дескриптивной и нормативной моделями составляет содержание проблемной ситуации. Стало быть, первоначальную тему исследования можно перевести на язык проблемной ситуации, т.е. определить различие между реальным (дескриптивная модель) и желаемым (нормативная модель) состояниями. А на основе анализа проблемной ситуации уже формируется проблема исследования.
Вторая ошибка определения проблемы исследования — отождествление ее с социальной проблемой в целом. Оба понятия во многом сходны, в их основе лежит социальное противоречие, осознаваемое субъектами как значимое для них несоответствие между существующим и должным. И в том и другом случае противоречие создает проблемную ситуацию, ив том и в другом случае оно осознается субъектами. Но в проблеме исследования субъектом выступает индивид, а в социальной проблеме — большие социальные группы людей. Следовательно, проблема исследования — лишь часть социальной проблемы, ее конкретная сторона. Подобная ошибка встречается и в учебных пособиях: в «Словаре прикладной социологии» говорится о том, что «проблемная ситуация, связанная с исследованием процессов развития коммунистического труда, может выступать как социальная проблема превращения труда в первую жизненную потребность». Иногда совершаются и другие ошибки. Так, вкнигеА.А. ДикаревойиМ.И. Мирской «Социология труда» (1989) написано, что проблемой исследования может выступить несоответствие между стремлением молодежи содействовать делу пе-
рестройки и теми ограничениями самостоятельности, инициативности, которые еще нередки в трудовых коллективах. Никакого состояния «знания о незнании», как и проблемы исследования, здесь нет. Авторы заранее знают, что молодежь стремиться содействовать делу перестройки (как? в чем это выражается?), проявляя самостоятельность и инициативность (разве эти качества присуши только ей?), но встречает ограничения. Скорее это гипотеза, а не проблема исследования, так как собранная информация должна будет лишь проиллюстрировать столь категорическое суждение. Подобный случай (довольно распространенный) — пример постановки псевдопроблемы.
Третья ошибка в постановке проблемы исследования может заключаться в его отождествлении с задачами исследования. В отличие от задач исследования, которые носят конкретно-практический характер, проблема исследования носит характер абстрактно-теоретический.
Цели и задачи исследования
Этот раздел программы регулирует отношения заказчика и социолога на стадии предварительного определения ожидаемого результата, который будет представлен социологом, а также определяет объем затрат времени, людских и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата.
Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым критерием эффективности предпринятых теоретических, методических, организационных процедур. Ожидаемым результатом фундаментального или теоретического исследования может быть новое знание о структуре, функциях, формах развития социального объекта. Методически ориентированное исследование направлено на разработку методики, отработку отдельных процедур, инструментария, прикладное — решение практической задачи, улучшение реального положения дел. В прикладном исследовании цель следует согласовать с заказчиком.
В качестве цели исследования может выступать получение описательной информации о проблемной ситуации, сбор социальной статистики: например, социально-демографическая структура увольняющихся и устраивающихся на предприятие; отношение работающих к планируемому нововведению; статистика нарушений трудовой дисциплины до и после специальных административных мероприятий по укреплению дисциплины.
Целью исследования может быть не только подготовка, но и разработка диагноза, т.е. анализ причин формирования проблемной ситуации и разработка прогнозов ее возможного развития, оценка эффективности возможных вариантов управленческих воздействий на проблемную ситуацию. Целью исследования может быть разработка практических рекомендаций по управленческому воздействию на изучаемую ситуацию. В этом случае конечным результатом работы социологической службы будет обоснование и оценка управленческих решений. Наконец, целью исследовательской работы социолога может быть формирование предложений по созданию специализированных функциональных подразделений (например, службы «Ваше настроение»). При этом социолог может заниматься разработкой нормативных документов, определяющих права, обязанности и содержание работы этих подразде-
лений, а также осуществлять контроль за постановкой работы на начальных стадиях их функционирования3.
Ясно, что каждая из названных целей существенно меняет объем работы социолога, затраты времени, методическое обеспечение исследования. Не менее важно и то, что четкое определение цели исследования является надежной профилактикой, с одной стороны, завышенных ожиданий заказчика и необоснованных претензий к социологу на этапе приема и оценки результатов его труда. А с другой стороны, четкая формулировка цели, определение формы представления результатов исследования предостережет социолога от необоснованных обещаний. Иначе говоря, определение цели исследования обеспечивает нормативную функцию программы как официального документа, утверждающего взаимные обязательства заказчика и социолога по поводу конечного результата исследования. Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели. Это своего рода промежуточные ступени в работе социолога. Например, для получения информации, отражающей отношение работающих к нововведению, социолог должен решить такую задачу, как определение степени включенности различных групп людей в ситуацию нововведения. Это, в свою очередь, ставит перед ним ряд еще более конкретных задач: например провести анализ нормативных документов, в которых определяется степень участия различных должностных групп в изучаемой ситуации4.
Социолог неоднократно возвращается к формулировке целей и задач, по мере того как происходит конкретизация и разработка других разделов программы: определяются объем выборки и методы сбора данных, согласовываются с заказчиком сроки и ресурсы предполагаемого исследования и т.д. Бывает так, что цель исследования, первоначально сформулированная в общем виде, распадается затем на несколько подцелей, каждая из которых определяет самостоятельный этап работы. Может случиться, что частную цель невозможно достичь из-за труднодоступное™ единиц наблюдения или источников информации. Это ведет к переформулировке общей цели или частных задач. Таким образом, определение целей и задач при разработке программы исследования — процесс итерационный5.
Задачи исследования могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Основные предполагают поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Дополнительные задачи помогают выяснить сопутствующие главной проблеме исследования обстоятельства, факторы, причины.
Герчиков В. И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности: Методология с позиций практики. Новосибирск, 1984. С. 221-227.
Служба социального развития предприятия: Практ. пособие. — М.: Наука, 1989. С. 54-55. Подробнее см.: Методическое пособие социолога-практика (Словарь-справочник) / Под ред. Д.А.Шевченко, А.И.Кравченко. М., 1990.