Социальные группы и социальные отношения

Понятие социальной группы

Центральным в социологии является понятие социальной группы. Для того чтобы определить это понятие, необходимо ввести ряд терминов: социальная категория, социальная общность, квазигруппа (агрегат).

Индивид - единичное человеческое существо. Нет необходимос­ти вводить более содержательное определение - каждый человек является индивидом, взаимодействует с другими индивидами и имеет достаточно определенное интуитивное представление об индивидуальности.

Любое общество состоит из множества индивидов. Совокупность индивидов, объединяемых по какому-либо признаку, называется социальной категорией. Социальная категория - самое бедное по содержанию из социологических понятий. Отнесение к какой-либо категории не предполагает, что индивиды, входящие в нее, ведут совместную деятельность, общаются друг с другом, либо даже вообще знают о том, что кто-то объединяет их в подобную категорию. Таким образом, хотя представители некоторых категорий вполне могут осознавать свою общность (например, больные СПИДом или иммигранты), существуют категории, объединяющие людей только в голове исследователя (например, совокупность всех людей, фамилия которых начинается на букву А).

Если индивиды, принадлежащие к какой-либо категории, осознают свое единство, взаимодействуют друг с другом, то они составляют социальную общность. Наиболее важной формой социальной общности является социальная группа.

Группа социальная - категория индивидов, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими как члены данной группы. Определение социальной группы включает в себя три основных элемента:

- взаимодействие, то есть информационные контакты, осуществляемые с помощью знаковых систем («языков»);

- членство, то есть наличие групповой культуры, проявляющейся в системе знаков (символов), с помощью которых члены данной группы отличают друг друга от представителей других групп;

- идентичность, то есть совокупность признаков, по которым индивиды, не входящие в какую-либо группу, отличают членов этой группы (или в принципе могут это сделать).

Знаки, по которым определяется членство в группе и которые лежат в основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Например, члены организации отличают друг друга по удостоверению, а не-члены идентифицируют их по форме одежды.

Почему же социологи отмечают именно эти признаки, определяя понятие «социальная группа»?

Прежде всего, потому, что поведение социальных общностей, обладающих тремя указанными качествами, подчиняется некоторым общим закономерностям, которые не присущи общностям других типов и которые действуют, независимо от конкретной природы той или иной группы. Другими словами, криминальная банда и группа ученых, составляющих научную школу, футбольная команда и компания детей, строящих снежную крепость, в сходных ситуациях, как правило, принимают примерно одинаковые решения и в каждой из этих групп протекают сходные процессы.

Люди, образующие какую-либо социальную группу, постоянно обмениваются сообщениями и как-то реагируют на эти сообщения (см. 1.2.). В ответ на каждое «сообщение», которое может выражаться через разговорный язык или любую другую знаковую систему, используе­мую в данном обществе, получатель отвечает встречным сообщени­ем. Отсутствие какой-либо реакции также является сообщением. Таким образом, осуществляется механизм обратной связи, который формирует культуру (см. 10)[9].

Представим себе, что на Ваше приглашение сходить в кино Ваша подруга один раз согласится, в другой раз бросит трубку, третий раз согласится, но не явится на встречу, а в четвертый - явится на нее, но со своим новым другом, а затем позвонит вам и устроит сцену, потому что Вы ее совсем забыли. Вряд ли Вы захотите долго встре­чаться с такой девушкой, и ваша маленькая группа распадется. Лю­бая социальная группа, как и общество в целом, может существовать лишь тогда, когда реакция на каждое «сообщение» находится в каких-то определенных рамках, то есть когда отправитель сообщения при­мерно ожидает, какие могут быть реакции и что именно означает каждая из них. Именно ожидаемые реакции на сообщение, посылаемое одним членом группы другому, и образует основу культуры.

Три указанных формальных признака лишь в самом общем виде характеризуют социальную группу. Для формирования социальной группы необходимо определенное время и определенные условия. Несколько незнакомых друг с другом человек, получившие какой-нибудь знак отличия и собранные 5 минут назад в общем помеще­нии, еще не образуют группу. Для этого они должны достаточно долго (хотя бы несколько часов) взаимодействовать друг с другом и выра­ботать общие ролевые ожидания, нормы и ценности (то есть элементы культуры).

Помимо социальных групп, в обществе действуют так называе­мые «квазигруппы» (или агрегаты) - социальные общности, обладаю­щие некоторыми, но не всеми, признаками социальной группы или в которых отдельные признаки группы выражены не в полной мере. Между агрегатами и группами (особенно большими) существует до­статочно тонкая грань; нередко квазигруппы превращаются в группы, и наоборот. К квазигруппам относятся: аудитория, толпа, круги об­щения и т. д.

Рассматривая понятие «социальная группа» важно учитывать не только то, какие признаки обязательны для группы, но и то, какие не обязательны.

Не обязательно, например, чтобы группа имела общую цель дея­тельности, чтобы ее члены находились в одном помещении или вообще в ограниченном пространстве и чтобы они были лично зна­комы друг с другом. Например, группа шахматистов-любителей, проводящих турнир в Интернете и выступающих под ко­дами, безусловно, является социальной группой, однако участники такого турнира могут быть представителями разных стран и социаль­ных слоев, они могут никогда не встречаться друг с другом в реаль­ном мире. Тем не менее, они имеют четкий принцип идентифи­кации (появление на определенном сайте и участие турнире); у них существует канал взаимодействия, в котором они общаются посред­ством известного каждому из них языка (правила шахматной игры); наконец, каждый посетитель сайта легко отличит тех, кто участвует в данном турнире, от «случайных гостей».

Группы и подгруппы

Границы любой группы должны быть четко определены, то есть относительно каждого индивида должно быть известно, является ли он членом данной группы; однако это не значит, что у исследователей и самих участников ситуации не возникает с этим проблем.

Главная из них – соотношение групп и подгрупп. В современном обществе почти всякая группа является подгруппой, то есть частью какой-либо более широкой группы; и наоборот, многие группы, осо­бенно средние и большие, состоят из множества подгрупп.

В качестве примера можно привести игроков двух команд, участ­вующих в футбольном матче.

Является ли группой каждая из играющих команд? Безусловно, да, поскольку она отвечает требованиям, предъявляемым к группе: между игроками есть определенное взаимодействие, игроки каждой команды отличают друг друга от игроков другой команды, судей и зрителей.

Правомерно, однако, задать такой вопрос: а игроки двух команд, рассматриваемые вместе, являются ли группой?

Согласно определению группы, конечно - да! Каждая из играю­щих команд является подгруппой данной более широкой группы.

Наконец, мы можем включить в это множество и судей. Судьи вместе с игроками обеих команд также составляют социальную груп­пу и сами по себе составляют ее подгруппу. В каждой из этих групп действуют свои нормы, ценности, выработаны свои ролевые ожи­дания. Они, безусловно, пересекаются, однако полностью не совпадают и могут даже противоречить друг другу. Например, ролевое ожидание по отношению к защитнику какой-либо команды состоит в том, что он должен опекать какого-либо определенного форварда; однако это может не совпадать с ожиданиями игроков противопо­ложной команды, а судей вообще не интересует, кто кого опекает. Согласно ролевым ожиданиям своих игроков, защитник может пойти на незначительное нарушение правил, чтобы остановить атаку со­перника, грозящую неминуемым голом. Судья же ожидает от защит­ника четкого соблюдения правил.

Типология социальных групп

Группы различаются по их пространственной организации. Су­ществуют локальные группы, которые предполагают обязательное физическое присутствие входящих в них индивидов в одном месте и в одно и то же время (например, фокус-группа или группа испытуе­мых в социально-психологическом эксперименте). В то же время существуют частично или полностью дислокалъные группы. Напри­мер, радиолюбители, осуществляющие связь на любительских часто­тах и выступающие под собственными кодами.

Существенно различаются группы и по времени своего существо­вания. Можно выделить: постоянные межпоколенные, постоянные внутрипоколенные, временные, случайные, спорадические.

Все типологии социальных групп распадаются на два класса:

1) учитывающие соотношение групп между собой;

2) учитывающие соотношение группы и ее членов.

К первому классу относятся деления групп на: большие - малые - средние, целевые - нецелевые, формальные - неформальные. Ко вто­рому классу можно причислить выделение первичных и вторичных, а также референтных групп.

2.3.1. Большие - средние - малые группы

Одним из основных критериев типологии групп является их чис­ленность. К малым группам обычно относятся такие, численность которых не превышает 10-12 человек; средние группы включают в себя от нескольких десятков до нескольких сотен человек; наконец, большие группы могут состоять из нескольких сотен человек (не ме­нее 200-300), верхний предел численности больших групп не опреде­лен. Реально максимально большой социальной группой, изучаемой социологами, является общество, то есть группа, насчитывающая по­рядка миллионов или десятков миллионов человек. Наиболее часто социологи изучают большие социальные группы, включающие от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч человек.

Однако критерий численности - это лишь формальный инди­катор различия между большими, малыми и средними группами. Именно из-за его формальности невозможно точно указать, где имен­но лежит численная граница между малыми и средними, средними и большими группами. Численность лишь отражает качественные различия в возможностях непосредственного межличностного об­щения в группах разной численности, в частности, разные возмож­ности обратной связи.

В малых группах каждый ее член может непосредственно и одновременно контак­тировать с любым другим членом той же группы; в частности, он всегда может среагировать на поведение любого из членов и, в свою очередь, наблюдать, как реагирует на его поведение каждый член группы. Таким образом, в малой группе существует постоянно дейст­вующая система прямой и обратной связи между каждым членом.

Возможности такой связи ограничиваются, с одной стороны, эф­фективностью каналов связи между индивидами, а с другой - раз­мером группы. Когда численность группы превышает 10 человек, каждому ее члену становится трудно следить за реакцией отдельных его «согруппников», и он вынужден воспринимать группу как нечто целое. Кроме того, в такой группе легче образуются коалиции, подгруппы, и она реже представляет собой целостный монолит. Именно поэтому опытные руководители стараются не включать в состав работающих коллективов, комиссий и т. д., если от них требуется эффективная и быстрая работа, более 10 человек. Когда коллектив или группа имеют большую численность, их обычно разделяют на подгруппы (подкомиссии, бригады, звенья и т.д.).

Средние группы – это такие, в которых каждый член в принципе может знать каждого другого человека, входящего в группу, в лицо (или по каким-либо другим признакам, например, по условному ко­ду), но не может отследить реакцию каждого из них на отдельный элемент своего поведения - для этого группа слишком велика.

И, наконец, большая группа – это такая группа, в которой от­дельные ее члены в принципе не могут быть лично знакомы друг с другом.

Различия между малыми, средними и большими группами со­стоят, прежде всего, в характере информационных процессов. Тесное межличностное общение в малых группах позволяет им вырабаты­вать нормы и ценности, а также образцы поведения, осуществлять социальный контроль более эффективно, чем в средних и особенно в больших группах. Более того, можно утверждать, что большие и средние группы только тогда могут демонстрировать образцы органи­зованного поведения, формировать устойчивые внутригрупповые нормы и ценности, когда сами они включают в себя малые группы в качестве элементов своей структуры (мезоструктура).

Из сказанного становится ясным, почему численность сама по се­бе не всегда позволяет однозначно отнести ту или иную группу к большой, малой или средней. Взаимодействие в группе численнос­тью в 15-20 человек можно организовать таким образом, что она будет вести себя как малая группа. То есть каждый входящий в нее индивид сможет точно знать, как относится к каждому его поступку каждый другой член данной группы.

С другой стороны, если в группе численностью 10 человек не на­ладить эффективного механизма межличностного общения, то впол­не может оказаться, что она будет вести себя как средняя по чис­ленности группа, когда, например, индивид будет скорее реагировать на некое усредненное мнение группы, чем на мнение каждого отдель­ного ее члена.

Группы целевые и нецелевые

Как уже отмечалось, наличие четко сформулированной обще­групповой цели не обязательно для того, чтобы какая-либо общность людей считалась социальной группой. Однако группы, имеющие такую цель, играют очень большую роль в обществе и поэтому часто оказываются объектом изучения социологов. Причина состоит в том, что поведение целевых групп подчиняется целому закономерностей, которые не наблюдаются среди нецелевых групп.

Цель лишь тогда может считаться общегрупповой, когда она до­статочно четко сформулирована и осознается хотя бы частью членов группы (не обязательно всеми!).

Цель деятельности может быть задана как самой группой, так и предложена (или навязана) ей извне.

Каждый человек, находясь в группе, осуществляет некоторую целесообразную деятельность, хотя он далеко не всегда четко осо­знает и формулирует для себя свои цели.

Совпадение целей отдельных индивидов еще не означает, что цели каждого из них являются общегрупповой целью.

Если же общегрупповая цель существует, то она очень редко яв­ляется «равнодействующей» индивидуальных целей. Группы имеют собственные цели; как правило, индивиды вынуждены «подстраи­вать» свои индивидуальные цели под цель деятельности группы. Граница между целевыми и нецелевыми группами весьма условна. Группа может быть создана как нецелевая, а затем может выра­ботать для себя (или получить извне) цель своей деятельности. И наоборот, целевая группа может со временем утратить эту цель, но тем не менее сохраниться как группа (например, регулярно встречаю­щиеся и взаимодействующие друг с другом члены воинского подразделения, спортивной команды и т. д.). Очень часто истинные цели группы бывают известны далеко не всем ее членам, и, тем не менее, она существует как целевая.

Наши рекомендации