Социальные роли, нормы и ценности

Роли социальные

Роль (социальная) - поведение, которое ожидается от каждого человека, являющегося членом данной социальной группы. Другими словами, социальная роль - это устойчивая система реакций инди­вида на определенное поведение других членов группы, осуществляемая с помощью механизма обратной связи.

Социальная роль – это не свойство отдельного индивида, и очень редко - общества в целом; это всегда система поведения, принятая в определенной группе, то есть социальная роль - это элемент опреде­ленной социальной группы.

Социальные роли сложились тогда же, когда сформировались и первые человеческие коллективы. Круг интересов членов перво­бытного общества был достаточно узок. И выжить они могли только в составе своей группы. Каждый член группы, посылая сообщение другому ее члену, ждал от него соответствующей реакции - пове­дения. Если ребенок просит маму покормить его - она должна была это сделать, иначе дети будут умирать и группа прекратит свое су­ществование. Если старший мужчина в группе (который, кстати, мо­жет быть и отцом ребенка) попросит его помочь натянуть лук, то он должен это сделать, иначе все останутся без еды и т. д.

Таким образом, по отношению к каждому члену группы у ос­тальных ее членов складывалась устойчивая система ожиданий того, как он должен вести себя в ответ на то или иное сообщение или на какое-либо событие во внешней среде. Группа не могла выжить, если бы каждый ее член вел себя как хотел или стремился бы обмануть группу – результатом такого поведения была бы гибель всей группы или изгнание индивида из группы, что в тех условиях было равносильно гибели его самого.

Таким образом, именно социальная роль, а не индивид, является основным элементом социальной группы. Совокупность индивидов – по как бы субстрат, на котором базируется группа. Исследования ролевых структур малых социальных групп позволили сделать сле­дующие выводы:

1) роль автономна по отношению к индивиду: индивид может уйти, а роль – останется; человек может не соответствовать требова­ниям роли;

2) человек может последовательно играть несколько ролей в од­ной и той же группе;

3) к конкретному индивиду могут одновременно предъявляться ролевые ожидания, относящиеся к разным, часто противоречащим друг другу ролям;

4) человек может одновременно играть социальные роли в не­скольких группах, и эти роли могут как сочетаться, так и противо­речить друг другу.

Ролевые структуры группы

Основной вклад в изучение ролевых структур групп внесла со­циальная психология – наука, очень близкая к социологии. Наиболее часто объектом изучения становились малые неформальные и формальные группы. В некоторых исследованиях изучались «искусствен­ные» группы, специально созданные для проведения эксперимента; В других – «естественные» (бригады, студенческие группы и т.д.). Первый подход характерен для американских исследователей, вто­рой – для европейских.

Роли образуют определенную структуру – сеть устойчивых связей и отношений между отдельными ролями. Часто эта структура является иерархией, то есть выделяются роли лидеров, приближенных к ним лиц (хранитель норм - «цензор», судья - «экзекутор», и др.), рядовых членов группы - «конформисты», а также тех, кто находится К самом низу лестницы («козел отпущения», «изгой»), или вообще вне основной иерархии («девианты»).

Напомним, что теоретический подход и эмпирическая методика, позволяющие изучать ролевые структуры группы, были предложены в 30-е годы XX века американским психологом, эмигрантом из Венгрии, Джеко­бом Морено, и получили название «Социометрия».

Изучение лидерства

Наибольшее внимание уделялось изучению роли лидера и ее влиянию на группу в целом.

В конце тридцатых - начале сороковых годов XX в. актуальной стала проблема влияния типа лидерства на поведение группы. Эта актуальность вызывалась как политическими причинами (доминиро­ванием авторитарных режимов в ряде стран), так и проблемами вы­бора оптимального типа руководства компаниями (противостоянием «фордизма» и «концепции человеческих отношений»). Этими вопро­сами занялся Курт Левин – американский психолог, эмигрировавший из Германии. Он выделил три типа лидерства - авторитарный, при котором решение принимается формальным лидером, демократи­ческий (решение принимается большинством) и попустительский, или либеральный (не устанавливается правил принятия решения, каждый участник экс­перимента действует на свое усмотрение). Объектом исследования были искусственно сформированные группы подростков, решавших игровые задачи.

Тип лидерства в каждой группе задавался самими эксперимента­торами. Их интересовали проявления агрессивности в поведении детей в зависимости от типа лидерства и от того, как происходит смена этого типа.

Исследования К.Левина показали, что меньше всего агрессивнос­ти наблюдается при авторитарном типе лидерства, а больше всего - при смене авторитарного на демократический или попустительский.

Дуализм группы

Одним из важнейших свойств целевой группы (то есть группы, созданной для реализации какой-либо задачи или поставившей перед собой такую задачу уже после создания) является ее дуализм. Экспе­риментально доказано, что в целевых группах (формальных и нефор­мальных) выделяются два типа лидеров – инструментальный и экспрессивный, т. е. нормальная группа биполярна. В целевой груп­пе человек выполняет некоторые функции (роли), связанные с реше­нием общегрупповой задачи, и в то же время группа оказывает на него психологическое воздействие, сам индивид стремится психо­логически самореализоваться. Эти две стороны групповой жизни человека далеко не всегда совпадают. Стремление человека макси­мально помочь в достижении общегрупповой цели может подавлять его личные стремления, и наоборот – попытка самореализации мо­жет мешать достижению общей цели.

Кроме того, в ходе реализации ролевых ожиданий, связанных с достижением общегрупповой цели, между членами группы могут возникать трения, которые будут проявляться как во внутригрупповых конфликтах, так и в ролевом напряжении. Инструментальный лидер отвечает за достижение группой постав­ленных перед нею задач, а экспрессивный – за поддержание благо­приятного психологического климата. Различие инструментальных и экспрессивных функций группы по отношению к индивиду есть ее фундаментальное свойство.

Наши рекомендации