Теоретические подходы к конструированию социологического исследования
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Социологический факультет
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан социологического факультета
профессор Н.Г. Осипова
_______________________________
" _____ "__________________2014 г.
одобрено на заседании кафедры методологии социологических
исследований от 24 декабря протокол №__
заведующий кафедрой _______________________Ю.П. Аверин
Учебно-методический комплекс
Образовательные технологии
В процессе преподавания данной дисциплины будут использоваться следующие образовательные технологии при реализации различных видов учебной работы:
- чтение лекций,
- дискуссия по содержанию лекционного материала,
- разбор конкретных ситуаций в ходе проведения практического занятия,
- контрольная работа по теоретической части курса,
- разработка индивидуального исследовательского проекта в соответствии с содержанием исследуемой проблемы в магистерской диссертации,
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы магистрантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
7.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
В процессе преподавания данной дисциплины будут использоваться следующие виды самостоятельной работы:
- теоретическая подготовка к занятию по теме, чтение соответствующей литературы,
- теоретическая подготовка к выполнению контрольной работы,
- выполнение практических заданий в рамках разработки индивидуального исследовательского проекта в соответствии с содержанием исследуемой проблемы в магистерской диссертации,
- подготовка индивидуального исследовательского проекта в соответствии с содержанием исследуемой проблемы в магистерской диссертации.
7.2. Планы проведения практических занятий
Тема 1: Выбор парадигмы социологического исследования
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Раскройте понимание логической схемы исследования в рамках различных парадигм.
2. Определите, в рамках исследования каких социальных проблем следует применять различные парадигмы.
3. Каковы содержательные особенности получаемых результатов социологического исследования в рамках различных парадигм?
Основная литература: №1, 4, 6, 7, 9
Дополнительная литература: №1, 2, 4, 5, 8
Тема 2: Выбор концепции социологического исследования
Вопросы для подготовки к занятию:
1. На основе каких критериев выбирается теоретический подход для описания предмета и объекта исследования?
2. Какие виды теорий используются для описания предмета и объекта исследования?
3. Какова логика выбора теории для описания предмета и объекта исследования?
Основная литература: №1, 4, 8
Дополнительная литература: № 3, 7, 8
Тема 3: Сущностное и содержательные определения концептуальных понятий
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Какова роль сущностного определения концептуальных понятий в теоретическом анализе предмета и объекта исследования?
2. Какова структура определения концептуального понятия и её составляющие?
3. Что выступает в качестве сущностного видового свойства исследуемого явления и роль этого свойства в теоретическом анализе предмета и объекта исследования?
4. Какова роль содержательного определения концептуальных понятий в теоретическом анализе предмета и объекта исследования?
5. Какова структура содержательного определения концептуальных понятий, и каковы её составляющие?
6. Что обозначают составляющие содержательного определения концептуальных понятий исследуемого явления, и каково их назначение в теоретическом анализе предмета и объекта исследования?
Основная литература: №1, 3
Дополнительная литература: №4, 8
Тема 4: Построение концептуальной модели социологического исследования
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Какова роль концептуальной модели в теоретическом анализе предмета и объекта исследования?
2. Что составляет содержание концептуальной модели?
3. Каковы критерии формирования содержания концептуальной модели?
Основная литература: №1, 4,5
Дополнительная литература: №3, 8
Интернет-ресурсы
Сайт всероссийской переписи населения в 2010 году http://www.perepis-2010.ru/
Сайт Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru
Всероссийский центр изучения общественного мнения http://wciom.ru/
Фонд "Общественное мнение" http://www.fom.ru/
Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) http://www.levada.ru/
Исследовательская компания Ромир
Институт социологии РАН [email protected]
Портал по методологии социологии, визуальным методам и этнографии visibleworld.ru
Программа интерактивной видеосвязи
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Социологический факультет
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан социологического факультета
профессор Н.Г. Осипова
_______________________________
" _____ "__________________2014 г.
одобрено на заседании кафедры методологии социологических
исследований от 24 декабря протокол №__
заведующий кафедрой _______________________Ю.П. Аверин
Учебно-методический комплекс
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОНСТРУИРОВАНИЮ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Направление подготовки – 040100 «Социология»
Квалификация - магистр
Форма обучения - очная и очно-заочная (вечерняя)
Автор: д.соц.н., проф., Аверин Ю.П.
Москва – 2014
1. Цели и задачи освоения дисциплины
1.1. Дисциплина входит в профессиональный цикл, базовую часть.
1.2. Дисциплина логически и содержательно связана с дисциплиной общенаучного цикла «Методология и методы научного исследования», с дисциплиной профессионального цикла «Современные социологические теории и школы».
1.3. Для освоения данной дисциплины студент должен усвоить содержание и понятийный аппарат социологических теорий. Студент должен обладать навыками анализа природы, содержания и аппарата социологических теорий.
2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- владение методологией научных исследований в профессиональной области (М-ОНК-2);
- способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2);
- владение классическими и современными методологическими подходами и методами социологических исследований (М-ПК - 2);
- способность применять в профессиональной деятельности знания по теории и методологии социологии для решения теоретических и практических исследовательских задач, включая выявление социально значимых проблем, противоречий и проблемных ситуаций (М-ПК - 3);
- способность определять научный аппарат исследования в фундаментальных и прикладных областях социологии (М-ПК - 4);
- способность разрабатывать программу социологического исследования, обосновывать методику и технику её реализации, составлять календарный план, определять комплекс всех видов ресурсов, необходимых для осуществления научного проекта по актуальной социальной проблематике (М-ПК - 5);
- способность разрабатывать новые и адаптировать известные методологические подходы и методы, используя отечественный и зарубежный опыт, для решения задач
конкретных исследований (М-ПК - 6);
- способность использовать знание теорий и методов социальных и гуманитарных наук для разработки методического инструментария, нормативных документов, информационных материалов с целью организации и осуществления социального мониторинга, аналитической и консалтинговой деятельности (М-ПК - 11);
- способность планировать, представлять и осуществлять проектные работы в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых, кадровых и социальных служб, проведения социологической и социальной экспертизы экономических, политических и научно-технических решений в соответствии с нормативными документами (М-ПК - 14);
- способность проводить социологическую экспертизу разработанных и принимаемых к реализации проектов социальных программ, нормативных правовых актов, планов мероприятий, методических материалов (М-ПК - 15);
- владение навыками формирования и представления научных и образовательных проектов, проектов мобильности и заявок для участия в российских и международных конкурсах с целью развития научно-исследовательских и научно-учебных возможностей и контактов (М-ПК - 16).
3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен
А) знать:
– место и роль социологических исследований в социологической науке, специфику предмета и метода социологического исследования;
– парадигмы социологического исследования, их отношение с социологическими теориями;
– структуру программы социологического исследования как документа, регламентирующего нормы и логику эмпирического познания;
– способы построения концепции социологического исследования;
– методологическую роль теории, понятийного аппарата в социологическом исследовании;
– критерии выбора теории и системы понятий социологического исследования;
– способы и виды определения понятий социологического исследования;
– способы построения концептуальной модели социологического исследования;
- способы операционализации понятий концептуальной модели для построения теоретико-методической части программы социологического исследования;
- понимание и виды переменных социологического исследования;
- способы построения модели переменных социологического исследования;
- способы формулировки гипотез-оснований социологического исследования.
Б) уметь:
– оценивать и выбирать парадигмальный подход к проведению социологического исследования;
– оценивать и выбирать способы построения концепции социологического исследования;
– оценивать и выбирать теории и систему понятий социологического исследования;
– оценивать и выбирать способы определения понятий социологического исследования;
– оценивать и выбирать способы построения концептуальной модели социологического исследования;
– оценивать и выбирать способы операционализации понятий концептуальной модели для построения теоретико-методической части программы социологического исследования;
– оценивать и выбирать виды переменных социологического исследования;
– оценивать и выбирать способы построения модели переменных социологического исследования;
– оценивать и выбирать способы формулировки гипотез-оснований социологического исследования.
В) владеть:
– навыками оценки и выбора парадигмального подхода к проведению социологического исследования;
– навыками оценки и выбора способа построения концепции социологического исследования;
– навыками оценки и выбора теории и системы понятий социологического исследования;
– навыками оценки и выбора способа определения понятий социологического исследования;
– навыками оценки и выбора способа построения концептуальной модели социологического исследования;
- навыками оценки и выбора способа использования концептуальной модели для построения теоретико-методической части программы социологического исследования;
– навыками оценки и выбора способа операционализации понятий концептуальной модели для построения теоретико-методической части программы социологического исследования;
– навыками оценки и выбора видов переменных социологического исследования;
– навыками оценки и выбора способа построения модели переменных социологического исследования;
– навыками оценки и выбора способа формулировки гипотез-оснований социологического исследования.
4. Общая трудоемкость дисциплины
Трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы или 144 академических часа, в том числе лекций (ЛК) 16 часов и 16 часов практических занятий (ПЗ), самостоятельной работы студента (СРС) – 58 часов. Итоговый контроль – экзамен (36 часов).
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Структура дисциплины
№ п/п | Тема дисциплины | Семестр | Тема | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу магистрантов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Все-го | ЛК | ПЗ | СРС | |||||
Парадигмы социологического исследования и критерии их выбора | - | Дискуссия по теме лекции. | ||||||
Выбор парадигмы социологического исследования в зависимости от содержания проблемы в магистерской диссертации | - | Разбор конкретных ситуаций по Теме 1 | ||||||
Концепция социо-логического иссле-дования и обосно-вание её выбора | - | Дискуссия по теме лекции. | ||||||
Выбор концепции социологического исследования в зависимости от содержания проблемы в магистерской диссертации | - | Разбор конкретных ситуаций по Теме 2 | ||||||
Сущностное и содержательное определения концептуальных понятий: логические принципы и составляющие | - | Дискуссия по теме лекции. | ||||||
Построение сущностных и содержательных определений концептуальных понятий в соответст-вии с содержанием исследуемой проблемы в магистерской диссертации | - | Разбор конкретных ситуаций по Теме 3 Дискуссия по теме лекции. Контрольная работа по теоретической части курса. | ||||||
Концептуальная модель социоло-гического исследо-вания и обоснова-ние её выбора | - | Дискуссия по теме лекции | ||||||
Построение конце-птуальной модели социологического исследования в зависимости от содержания проблемы в магистерской диссертации | - | Разбор конкретных ситуаций по Теме 4 | ||||||
Операционализация концептуальных понятий социологи-ческого исследования | - | Дискуссия по теме лекции | ||||||
Построение операциональных понятий социологического исследования в зависимости от содержания проблемы в магистерской диссертации | - | Разбор конкретных ситуаций по Теме 5 | ||||||
Понимание и виды переменных в социологическом исследовании | - | Дискуссия по теме лекции | ||||||
Построение различных видов переменных в социологическом исследовании | - | Разбор конкретных ситуаций по Теме 6 | ||||||
Процедура выбора переменных и построение модели переменных | - | Дискуссия по теме лекции | ||||||
Построение модели переменных социологического исследования в зависимости от содержания проблемы в магистерской диссертации | - | Разбор конкретных ситуаций по Теме 7 | ||||||
Гипотезы-основания в социологическом исследовании | - | Дискуссия по теме лекции | ||||||
Построение гипотез-оснований социологического исследования в соответствии с содержанием исследуемой проблемы в магистерской диссертации | - | Разбор конкретных ситуаций по Теме 8 | ||||||
Итоговый контроль | Экзамен | |||||||
Всего |
5.2. Содержание дисциплины
Содержание учебной дисциплины составляет разработка концептуальных основ социологического исследования: определение теоретического подхода к описанию и объяснению исследуемых явлений, выделение системы концептуальных понятий в рамках выбранного подхода, их определение на сущностном уровне для выделения сущностного видового свойства, определение этого свойства на содержательном уровне, выбор тех содержательных понятий, которые будут включены в данное исследование. На основе этих понятий разрабатывается концептуальная модель исследования на теоретико-методическом уровне анализа и происходит выбор способов её использования для построения теоретико-методической части социологического исследования.
Образовательные технологии
В процессе преподавания данной дисциплины будут использоваться следующие образовательные технологии при реализации различных видов учебной работы:
- чтение лекций,
- дискуссия по содержанию лекционного материала,
- разбор конкретных ситуаций в ходе проведения практического занятия,
- контрольная работа по теоретической части курса,
- разработка индивидуального исследовательского проекта в соответствии с содержанием исследуемой проблемы в магистерской диссертации,
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы магистрантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
7.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
В процессе преподавания данной дисциплины будут использоваться следующие виды самостоятельной работы:
- теоретическая подготовка к занятию по теме, чтение соответствующей литературы,
- теоретическая подготовка к выполнению контрольной работы,
- выполнение практических заданий в рамках разработки индивидуального исследовательского проекта в соответствии с содержанием исследуемой проблемы в магистерской диссертации,
- подготовка индивидуального исследовательского проекта в соответствии с содержанием исследуемой проблемы в магистерской диссертации.
7.2. Планы проведения практических занятий