Теоретические подходы к конструированию социологического исследования

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Социологический факультет

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан социологического факультета

профессор Н.Г. Осипова

_______________________________

" _____ "__________________2014 г.

одобрено на заседании кафедры методологии социологических

исследований от 24 декабря протокол №__

заведующий кафедрой _______________________Ю.П. Аверин

Учебно-методический комплекс

Образовательные технологии

В процессе преподавания данной дисциплины будут использоваться следующие образовательные технологии при реализации различных видов учебной работы:

- чтение лекций,

- дискуссия по содержанию лекционного материала,

- разбор конкретных ситуаций в ходе проведения практического занятия,

- контрольная работа по теоретической части курса,

- разработка индивидуального исследовательского проекта в соответствии с содержанием исследуемой проблемы в магистерской диссертации,

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы магистрантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

7.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

В процессе преподавания данной дисциплины будут использоваться следующие виды самостоятельной работы:

- теоретическая подготовка к занятию по теме, чтение соответствующей литературы,

- теоретическая подготовка к выполнению контрольной работы,

- выполнение практических заданий в рамках разработки индивидуального исследовательского проекта в соответствии с содержанием исследуемой проблемы в магистерской диссертации,

- подготовка индивидуального исследовательского проекта в соответствии с содержанием исследуемой проблемы в магистерской диссертации.

7.2. Планы проведения практических занятий

Тема 1: Выбор парадигмы социологического исследования

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Раскройте понимание логической схемы исследования в рамках различных парадигм.

2. Определите, в рамках исследования каких социальных проблем следует применять различные парадигмы.

3. Каковы содержательные особенности получаемых результатов социологического исследования в рамках различных парадигм?

Основная литература: №1, 4, 6, 7, 9

Дополнительная литература: №1, 2, 4, 5, 8

Тема 2: Выбор концепции социологического исследования

Вопросы для подготовки к занятию:

1. На основе каких критериев выбирается теоретический подход для описания предмета и объекта исследования?

2. Какие виды теорий используются для описания предмета и объекта исследования?

3. Какова логика выбора теории для описания предмета и объекта исследования?

Основная литература: №1, 4, 8

Дополнительная литература: № 3, 7, 8

Тема 3: Сущностное и содержательные определения концептуальных понятий

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Какова роль сущностного определения концептуальных понятий в теоретическом анализе предмета и объекта исследования?

2. Какова структура определения концептуального понятия и её составляющие?

3. Что выступает в качестве сущностного видового свойства исследуемого явления и роль этого свойства в теоретическом анализе предмета и объекта исследования?

4. Какова роль содержательного определения концептуальных понятий в теоретическом анализе предмета и объекта исследования?

5. Какова структура содержательного определения концептуальных понятий, и каковы её составляющие?

6. Что обозначают составляющие содержательного определения концептуальных понятий исследуемого явления, и каково их назначение в теоретическом анализе предмета и объекта исследования?

Основная литература: №1, 3

Дополнительная литература: №4, 8

Тема 4: Построение концептуальной модели социологического исследования

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Какова роль концептуальной модели в теоретическом анализе предмета и объекта исследования?

2. Что составляет содержание концептуальной модели?

3. Каковы критерии формирования содержания концептуальной модели?

Основная литература: №1, 4,5

Дополнительная литература: №3, 8

Интернет-ресурсы

Сайт всероссийской переписи населения в 2010 году http://www.perepis-2010.ru/

Сайт Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru

Всероссийский центр изучения общественного мнения http://wciom.ru/

Фонд "Общественное мнение" http://www.fom.ru/

Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) http://www.levada.ru/

Исследовательская компания Ромир

Институт социологии РАН [email protected]

Портал по методологии социологии, визуальным методам и этнографии visibleworld.ru

Программа интерактивной видеосвязи

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Социологический факультет

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан социологического факультета

профессор Н.Г. Осипова

_______________________________

" _____ "__________________2014 г.

одобрено на заседании кафедры методологии социологических

исследований от 24 декабря протокол №__

заведующий кафедрой _______________________Ю.П. Аверин

Учебно-методический комплекс

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОНСТРУИРОВАНИЮ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Направление подготовки – 040100 «Социология»

Квалификация - магистр

Форма обучения - очная и очно-заочная (вечерняя)

Автор: д.соц.н., проф., Аверин Ю.П.

Москва – 2014

1. Цели и задачи освоения дисциплины

1.1. Дисциплина входит в профессиональный цикл, базовую часть.

1.2. Дисциплина логически и содержательно связана с дисциплиной общенаучного цикла «Методология и методы научного исследования», с дисциплиной профессионального цикла «Современные социологические теории и школы».

1.3. Для освоения данной дисциплины студент должен усвоить содержание и понятийный аппарат социологических теорий. Студент должен обладать навыками анализа природы, содержания и аппарата социологических теорий.

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

- владение методологией научных исследований в профессиональной области (М-ОНК-2);

- способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2);

- владение классическими и современными методологическими подходами и методами социологических исследований (М-ПК - 2);

- способность применять в профессиональной деятельности знания по теории и методологии социологии для решения теоретических и практических исследовательских задач, включая выявление социально значимых проблем, противоречий и проблемных ситуаций (М-ПК - 3);

- способность определять научный аппарат исследования в фундаментальных и прикладных областях социологии (М-ПК - 4);

- способность разрабатывать программу социологического исследования, обосновывать методику и технику её реализации, составлять календарный план, определять комплекс всех видов ресурсов, необходимых для осуществления научного проекта по актуальной социальной проблематике (М-ПК - 5);

- способность разрабатывать новые и адаптировать известные методологические подходы и методы, используя отечественный и зарубежный опыт, для решения задач

конкретных исследований (М-ПК - 6);

- способность использовать знание теорий и методов социальных и гуманитарных наук для разработки методического инструментария, нормативных документов, информационных материалов с целью организации и осуществления социального мониторинга, аналитической и консалтинговой деятельности (М-ПК - 11);

- способность планировать, представлять и осуществлять проектные работы в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых, кадровых и социальных служб, проведения социологической и социальной экспертизы экономических, политических и научно-технических решений в соответствии с нормативными документами (М-ПК - 14);

- способность проводить социологическую экспертизу разработанных и принимаемых к реализации проектов социальных программ, нормативных правовых актов, планов мероприятий, методических материалов (М-ПК - 15);

- владение навыками формирования и представления научных и образовательных проектов, проектов мобильности и заявок для участия в российских и международных конкурсах с целью развития научно-исследовательских и научно-учебных возможностей и контактов (М-ПК - 16).

3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен

А) знать:

– место и роль социологических исследований в социологической науке, специфику предмета и метода социологического исследования;

– парадигмы социологического исследования, их отношение с социологическими теориями;

– структуру программы социологического исследования как документа, регламентирующего нормы и логику эмпирического познания;

– способы построения концепции социологического исследования;

– методологическую роль теории, понятийного аппарата в социологическом исследовании;

– критерии выбора теории и системы понятий социологического исследования;

– способы и виды определения понятий социологического исследования;

– способы построения концептуальной модели социологического исследования;

- способы операционализации понятий концептуальной модели для построения теоретико-методической части программы социологического исследования;

- понимание и виды переменных социологического исследования;

- способы построения модели переменных социологического исследования;

- способы формулировки гипотез-оснований социологического исследования.

Б) уметь:

– оценивать и выбирать парадигмальный подход к проведению социологического исследования;

– оценивать и выбирать способы построения концепции социологического исследования;

– оценивать и выбирать теории и систему понятий социологического исследования;

– оценивать и выбирать способы определения понятий социологического исследования;

– оценивать и выбирать способы построения концептуальной модели социологического исследования;

– оценивать и выбирать способы операционализации понятий концептуальной модели для построения теоретико-методической части программы социологического исследования;

– оценивать и выбирать виды переменных социологического исследования;

– оценивать и выбирать способы построения модели переменных социологического исследования;

– оценивать и выбирать способы формулировки гипотез-оснований социологического исследования.

В) владеть:

– навыками оценки и выбора парадигмального подхода к проведению социологического исследования;

– навыками оценки и выбора способа построения концепции социологического исследования;

– навыками оценки и выбора теории и системы понятий социологического исследования;

– навыками оценки и выбора способа определения понятий социологического исследования;

– навыками оценки и выбора способа построения концептуальной модели социологического исследования;

- навыками оценки и выбора способа использования концептуальной модели для построения теоретико-методической части программы социологического исследования;

– навыками оценки и выбора способа операционализации понятий концептуальной модели для построения теоретико-методической части программы социологического исследования;

– навыками оценки и выбора видов переменных социологического исследования;

– навыками оценки и выбора способа построения модели переменных социологического исследования;

– навыками оценки и выбора способа формулировки гипотез-оснований социологического исследования.

4. Общая трудоемкость дисциплины

Трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы или 144 академических часа, в том числе лекций (ЛК) 16 часов и 16 часов практических занятий (ПЗ), самостоятельной работы студента (СРС) – 58 часов. Итоговый контроль – экзамен (36 часов).

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Структура дисциплины

№ п/п Тема дисциплины Семестр Тема Виды учебной работы, включая самостоятельную работу магистрантов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Все-го ЛК ПЗ СРС
Парадигмы социологического исследования и критерии их выбора - Дискуссия по теме лекции.
Выбор парадигмы социологического исследования в зависимости от содержания проблемы в магистерской диссертации - Разбор конкретных ситуаций по Теме 1
Концепция социо-логического иссле-дования и обосно-вание её выбора - Дискуссия по теме лекции.
Выбор концепции социологического исследования в зависимости от содержания проблемы в магистерской диссертации - Разбор конкретных ситуаций по Теме 2
Сущностное и содержательное определения концептуальных понятий: логические принципы и составляющие - Дискуссия по теме лекции.
Построение сущностных и содержательных определений концептуальных понятий в соответст-вии с содержанием исследуемой проблемы в магистерской диссертации - Разбор конкретных ситуаций по Теме 3 Дискуссия по теме лекции. Контрольная работа по теоретической части курса.
Концептуальная модель социоло-гического исследо-вания и обоснова-ние её выбора - Дискуссия по теме лекции
Построение конце-птуальной модели социологического исследования в зависимости от содержания проблемы в магистерской диссертации - Разбор конкретных ситуаций по Теме 4  
Операционализация концептуальных понятий социологи-ческого исследования - Дискуссия по теме лекции
Построение операциональных понятий социологического исследования в зависимости от содержания проблемы в магистерской диссертации - Разбор конкретных ситуаций по Теме 5
Понимание и виды переменных в социологическом исследовании - Дискуссия по теме лекции
Построение различных видов переменных в социологическом исследовании - Разбор конкретных ситуаций по Теме 6
Процедура выбора переменных и построение модели переменных - Дискуссия по теме лекции
Построение модели переменных социологического исследования в зависимости от содержания проблемы в магистерской диссертации - Разбор конкретных ситуаций по Теме 7
Гипотезы-основания в социологическом исследовании - Дискуссия по теме лекции
Построение гипотез-оснований социологического исследования в соответствии с содержанием исследуемой проблемы в магистерской диссертации - Разбор конкретных ситуаций по Теме 8
  Итоговый контроль           Экзамен
  Всего      

5.2. Содержание дисциплины

Содержание учебной дисциплины составляет разработка концептуальных основ социологического исследования: определение теоретического подхода к описанию и объяснению исследуемых явлений, выделение системы концептуальных понятий в рамках выбранного подхода, их определение на сущностном уровне для выделения сущностного видового свойства, определение этого свойства на содержательном уровне, выбор тех содержательных понятий, которые будут включены в данное исследование. На основе этих понятий разрабатывается концептуальная модель исследования на теоретико-методическом уровне анализа и происходит выбор способов её использования для построения теоретико-методической части социологического исследования.

Образовательные технологии

В процессе преподавания данной дисциплины будут использоваться следующие образовательные технологии при реализации различных видов учебной работы:

- чтение лекций,

- дискуссия по содержанию лекционного материала,

- разбор конкретных ситуаций в ходе проведения практического занятия,

- контрольная работа по теоретической части курса,

- разработка индивидуального исследовательского проекта в соответствии с содержанием исследуемой проблемы в магистерской диссертации,

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы магистрантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

7.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

В процессе преподавания данной дисциплины будут использоваться следующие виды самостоятельной работы:

- теоретическая подготовка к занятию по теме, чтение соответствующей литературы,

- теоретическая подготовка к выполнению контрольной работы,

- выполнение практических заданий в рамках разработки индивидуального исследовательского проекта в соответствии с содержанием исследуемой проблемы в магистерской диссертации,

- подготовка индивидуального исследовательского проекта в соответствии с содержанием исследуемой проблемы в магистерской диссертации.

7.2. Планы проведения практических занятий

Наши рекомендации