Раздел i. теоретические основы социологического исследования процессаформирования готовности молодёжи к вступлению в брак

(ЯВЛЕНИЯ, РАССМАТРИВАЕМОГО КАК ИСТОЧНИК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАВИСИМОЙ ПЕРЕМЕННОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ)

§1. Выбор и обоснование теоретического подхода к социологическому исследованию процесса формирования готовности молодёжи к вступлению в брак (выбор концепции исследования формирования профессионального самоопределения)

Для исследования явления, рассматриваемого как зависимая переменная (объекта исследования), необходимо определить теоретические основы и выделить основные понятия из теоретических подходов, которые будут использоваться при описании свойств объекта исследования и характера их взаимосвязи. Мы выбрали следующую теоретическую основу для обоснования зависимой переменной исследования:

· Теория готовности молодёжи к браку Н.В. Малярова

· Классификацию готовности молодёжи к браку Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко

· Теория ценностных ориентаций Д. А. Леонтьева

Д.А. Леонтьев определяет ценностные ориентации как осознанные

представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него.

Ученый утверждает, что в сознании любого человека наряду с ценностными ориентациями присутствуют другие ценностные представления, среди

которых наиболее существенными являются ценностные стереотипы, ценностные идеалы.

Ценностные стереотипы отражают осознаваемые личностью ожидания, предъявляемые человеку теми или иными социальными группами или

обществом. Д.А. Леонтьев указывает на то, что в сознании одного человека

может отражаться одновременно несколько систем ценностных стереотипов разных социальных групп. Очевидно, что ценности индивида и социальной группы могут не совпадать. При этом он способен репрезентировать социально желаемые ценности.

Необходимость введения понятия «ценностные идеалы» обусловлена

тем, что «человек является не пассивным объектом собственной ценностной регуляцией, а субъектом, который способен оценить собственные ценности и проектировать (экстраполировать) в воображении собственное

движение к ценностям, отличающимся от сегодняшних». То есть, ценностные идеалы отражают «зону ближайшего развития» личности.

Д.А. Леонтьев, анализирует различия между потребностями и ценностными ориентациями личности. В своих потребностях, по мнению исследователя, человек одинок, в ценностях, напротив, он всегда не один.

Д.А. Леонтьев считает потребности живым, динамичным, ситуативным,

изменчивым образованием, а ценностные ориентации - стабильным, «вечным», абсолютным, не зависящим от внешних обстоятельств. Соответственно иерархия потребностей постоянно меняется, а ценности остаются

неизменными. При этом Д.А. Леонтьев подчеркивает, что изменение иерархии ценностных ориентаций – это кризис в развитии личности. Если

потребности, по мнению ученого, переживаются как связи с миром нужды,

желания, напряжения, соблазна, то ценности переживаются как идеалы –

конечные ориентиры желательного состояния дел.

В концепции Н. В. Маляровапод готовностью молодежи к браку понимается система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружеству. Готовность к браку ―это целостная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1. формирование определенного нравственного комплекса;

2. подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству;

3. способность к самоотверженности по отношению к партнеру;

4. наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, ―эмпатийный комплекс;

5. высокая эстетическая культура чувств и поведения личности;

6. умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения».

Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко выделяют три основные ступени готовности молодёжи к браку:

1. Физическая зрелость. Принято считать, что наступление брачного возраста означает завершение физического развития человека. И действительно, его рост, масса тела, окружность грудной клетки, мышцы по своим размерам приближаются к их размерам у взрослого человека.

В юношеском возрасте завершается пубертатный период, то есть период полового созревания. Физиологи считают его одним из наиболее ответственных в жизни человека. Это означает способность молодых людей к зачатию ребёнка без ущерба для своего здоровья, а для девушки ещё и способность выносить и родить здорового ребёнка. Конечно, половая зрелость — одна из важнейших основ супружества. Но половая зрелость ещё не показатель социальной и психологической готовности к браку. Не означает она и готовности к гармоничной сексуальной жизни в браке. А ведь необходима ещё и этическая, и экономическая готовность к семейной жизни, не обойтись и без овладения азбукой воспитания детей, самовоспитания. Поэтому непросто определить, кто из восемнадцатилетних уже социально и морально готов к браку, а кто ещё смотрит на взрослую жизнь глазами ребёнка.

2. Социальная зрелость. Среди принятых в обществе показателей социальной готовности к созданию семьи авторы перечисляют следующие: завершение образования, приобретение профессии или продолжение получения высшего образования, начало самостоятельной трудовой деятельности. С этим неразрывно связанно социально — экономическая готовность к браку, суть которой состоит в возможности молодых людей самостоятельно материально обеспечить себя и свою семью. Однако часть молодых людей становятся экономически независимыми от родительской семьи в 18-19 лет, а другая часть ещё пять — семь лет пользуется материальной помощью родителей. Это противоречие — серьёзное препятствие на пути упрочнения брачных союзов.

Социальная готовность к браку включает осознание молодыми людьми того, что они берут на себя ответственность друг за друга, за семью, за детей.

3. Этико-психологическая готовность к браку. Ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи является этико-психологическая готовность вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой. Юношу или девушку нельзя считать подготовленными к браку, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют ясного представления о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них налагает супружество, родительство. Будущие супруги должны быть готовы к тому, чтобы сознательными совместными усилиями создать благоприятные условия для жизни семьи, для каждого его члена.

Вывод: Теория готовности молодёжи к браку Н.В. Малярова и теория ценностных ориентаций Д. А. Леонтьева наиболее полно раскрывают сущность тех понятий, которые используются при разработке концептуальной модели объекта теоретико-прикладного социологического исследования, позволяя нам оперировать такими основными понятиями, входящими в объект исследования, как «ценностные ориентации», «ценностные стереотипы», «ценностные идеалы», «индивидуальные и групповые ценности», «брак», «брачность», «готовность к браку».

§2. Обоснование и определение концептуальных понятий исследования процесса формирования профессионального самоопределения у старшеклассников(концептуализация понятий)

Этот параграф посвящен разработке концептуальной модели объекта исследования. Данная концептуальная модель служит основой только для данного исследования. Исходя из теории, выбранной в §1 (Теории готовности молодёжи к браку Н.В. Малярова), обоснован выбор и даныопределения понятий, которые далее используются для составления понятийной модели явления, рассматриваемого как источник определения зависимой переменной исследования: брак, брачность, готовность к браку.

Наши рекомендации