Девиация и социальный контроль

Девиация (девиантное поведение) - поведение, отклоняющееся от ожидаемого и одобряемого, влекущее за собой формальное или неформальное наказание нарушителя.

Преступное (делинквентное) - одна из форм девиантного поведения.

Структура девиации: человек, норма, другие люди (организации), реагирующие на поведение этого человека. Причины девиантного поведения: - биологические (Ч. Ламброзо) - психологические (З.Фрейд) - социальные (аномия, стигматизация, подражание девиантам и пр.

Типы девиации (по Мертону)

Способы адаптации человека к ситуации Одобряемые цели Одобряемые Средства
Конформизм + +
Инновация + -
Ритуализм - +
Бегство от действительности - -
Бунт -\ + -\+

Девиация как процесс развития

1. Создание норм.

2. Определение сущности и статуса этих норм.

3. Совершение людьми девиантных поступков.

4. Признание поступков девиантными.

5. Признание человека девиантом.

6. Стигматизация.

7. Процесс "вживания" в образ девианта (ролевое поглощение).

8. Коллективные формы девиации.

Социальный контроль

это система формальных и неформальных мер, предпринимаемых в обществе для предотвращения девиантного поведения: обучение, воспитание, санкции (формальные и неформальные, положительные и отрицательные), переоценка норм и пр.

Тенденция: все больше приходит понимание, что основные причины девиантного поведения в самом обществе, люди становятся более критичными к существующему социальному устройству и менее критичными к девиации. Отношение к девиантам становится менее жестким.

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Социальное действие (М.Вебер) - любое действие индивида, ориентированное на мотивы других людей, т.е. рассчитанное на их определенную реакцию.

Виды действий:

- целе-рациональное (ориентировано на цель, успех или выгоду).

- ценностно-рациональное(нет цели, естьубеждение как нужно поступать).

- аффективное(когда эмоции застилают разум).

- традиционное(действие в силу традиции или привычки).

Социальное взаимодействие (интеракция) - процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействия друг на друга.

Теории социального взаимодействия

Теория обмена (Хоманс). Социальное взаимодействие - сложная система обменов, обусловленных различными способами уравновешивания вознаграждения и затрат.

Теория символического интеракционизма(Мид, Блумер) - взаимодействие людей есть непрерывный диалог, в процессе которого мы постоянно наблюдаем, осмысливаем и предугадываем действия и намерения людей и реагируем на них. При этом мы постоянно используем символы, “значимые” и “не значимые” социальные жесты.

Этнометодология (Гарфинкель) - неформальные правила поведения на службе и в быту имеют не менее сложную структуру и значение, чем формальные.

Теория “управления впечатлениями” (Гофман) - все люди ведут себя в обществе как актеры на сцене, постоянно разыгрывая различные роли и создавая необходимые “декорации” для более убедительной игры и достижения своих целей.

Взаимодействие в малых группах

Группа(Р.Мертон) - совокупность людей, которые определенным образом

взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к группе, считаются ее членами другими людьми.

Почему люди образуют группы?

  • группой легче прокормиться, защититься (биопсихическая функция),
  • для выполнения работы (инструментальная функция),
  • для социального признания (функция социального "поглаживания"),
  • для преодоления отрицательных эмоций (“намиру и смерть красна”).

Виды групп:

Первичные - имеют небольшую численность (до 7 человек), формируются стихийно, в них важны, прежде всего, межличностные, эмоциональные отношения.

Вторичные - имеют численность от 2-х и более человек, создаются целенаправленно для достижения определенных целей. В них почти нет эмоциональных отношений, а взаимодействие обусловлено, прежде всего, стремлением к достижению формальных групповых целей. В них важны не личные качества, а умение выполнять функции.

Хоторнские экспериментыМэйо и Ротлисбергера (США, 1928-1932 годы) показали роль первичных неформальных групп (неформальные лидеры, групповые нормы поведения) на производстве.

На поведение людей в группе влияют: ее размер, структура, назначение, статус в группе, степень сплоченности и т.п.

Коллектив

это особое качество социальных взаимоотношений – формальных, не формальных, межличностных.

Этапы жизнедеятельности коллектива:

- формирование - на основе формальных связей появляются не формальные отношения, проявляются неформальные лидеры и группы, складывается новое качество внутри и межгрупповых норм и отношений;

- расцвет - коллектив сам воспроизводит себя, стабилен и способен противостоять внешнему воздействию;

- реорганизация или умирание - усиливаются процессы дезорганизации, начинается передел власти в формальных и неформальных структурах и пр. Начинается или новый виток развития или умирание коллектива.

Организация

- это целевая общность людей, особый способ совместной деятельности с четким разделением функций, прав и обязанностей.

У организаций есть свое название, устав, цели, сфера деятельности, формальная структура, штат работников. Организациям также свойственны: иерархия – вертикальное расположение людей по рангам, и управление – механизм, упорядочивающий взаимодействие людей.

Тройственная природа организации: механизм, человеческая общность и безличная структура формальных отношений. Организации являются как бы микромоделью общества.

Типы организаций

Добровольные ассоциации (клубы, союзы, общественно – политические партии) Создаются для защиты интересов своих членов, не имеют жестких структур управления, правил и норм, не связаны с государствен-ными органами. Тотальные организации (воинские части, тюрьмы, монастыри, больницы) Создаются государствен-ными или религиозными органами для «обществен-ного блага». Имеют четкую структуру управления, более или менее жесткие уставы и правила внутреннего распо-рядка. Для них характерна определенная изоляция своих членов от внешней социальной среды, подав-ление их личностных начал, сильная субкультура. Бюрократические организации (бизнес-организации, учебные учреждения и т.п.). Создаются государством или частными лицами для удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Имеют рациональную структуру и четкое разделение функций работников.  

Наши рекомендации