Основные социальные институты общества

СЕМЬЯ


Объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственности за воспитание детей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении. Институт, выполняющий функции: -экономическую (легче прокормиться) - безопасности (легче защититься) - соц. призрения (забота о слабых) - первичной социализации детей - регулирования секс.отношений, - отдыха и пр.

Классификация семьи

По форме семьи нуклеарная и расширенная
По виду брака моногамные и полигамные: полигиния (многоженство), полиандрия (многомужество) и групповая форма брака (несколько мужчин и женщин)
По структуре власти в семье патриархат, матриархат, эгалитарные семьи
По предпочитаемому брачному партнеру есть правила эндогамии и экзогамии
По правилу выбора местожительства   принято, чтобы молодые жили отдельно; в семье мужа; в семье жены.
По определению родословной и прав наследования по мужской, по женской или по обеим линиям.

Нет правильных или неправильных, хороших или плохих форм брака!

Доминирующую форму брака в стране определяют традиции, экономические и религиозные факторы!

Альтернативы семьи.

Семья с одним родителем Коммуна Гражданский брак Пожилыесдают жилье молодым или нанимаютэконо-мок, медсестер для ухода за ними

Проблемы семьи (в развитых странах)

Каждая вторая семья распадается.

Снижение рождаемости.

Рост числа неполных семей.

Проблема перераспределения семейных обязанностей.

Рост числа внебрачных детей.

Перспективы семьи как социального института:варианты

Пессимистический Семья отомрет, так как почти все ее основные функции берет на себя государство или они теряют значимость! Оптимистический Семья сохранится! Функция первичной социализации детей без семьи не выполнима. Но в каком виде...?

ОБРАЗОВАНИЕ

целенаправленный, организованный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки, знания от одного человека (группы) к другим.

Образование, как социальный институт,включает в себя:

идеи и цели(чему и как учить),

организации иорганы управленияэтими процессами,

люди, работающие в этих организациях и органах управления.

Функции образования в обществе.

- передача ценностей господствующей культуры(чревато конфликтами с субкультурами!)

- средство социального контроля. (Нынешнее методически оснащенное образование, фактически программирует учащихся, не только на определенные модели знаний, и поведения, но и на определенные модели мышления).

- фильтрующее устройство. (Способ распределения людей в соответствии с их способностями и достоинствами).

- инвестиции в будущее(как сегодня учатся, так завтра будут жить).

Факторы развития массового образования

- потребности экономики,

- политика правительства, во многом связанная с определенной идеологией,

- логика саморазвития самой сферы образования.

Существенное значение для развития образования, как социального института, имеют еще три фактора:

- степень централизации образования.

- соотношение естественного / гуманитарного образования.

- элитарность образования.

Главное различие современных элитарных и массовых школ в том, что в элитарных - прежде всего, учат управлять(людьми, социальными процессами), в массовых - учат подчинятьсяуправляющим.

Образование и социальная мобильность

Стереотип: лучше образование – лучше работа – лучше образ жизни!

Это так, но на социальную мобильность детей сильно влияют:

- их умственные способности,

- социально-экономический статус родителей,

- качество преподавания в школе.

Самое сильное влияние оказывают ценности родителей,

внутренняя гармония или противоречия в их семейной жизни,

Их реальный образ жизни.

Перспективы развития образования.

Зависят от тенденций развития общества. Если общество становится более демократичным, то и образование будет демократичнее, если в обществе появятся тенденции к автократии - это скажется и на образовании.

Р Е Л И Г И Я

Система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхестественным и священным.

Типы религий.

- по названиям: христианская, иудаистская, мусульманская и т.д.

- по эволюции(Беллах): примитивная, архаичная, историческая, раннемодерная и модерная. Каждая самобытна. Иногда на основе простых вероучений формируются более сложные, иногда наоборот, но религии не эволюционируют!

- по подходу к спасению души (Вебер). Какое поведение приведет после смерти в ад, а какое - к вечному блаженству?

- по понятию о Боге. В некоторых религиях есть понятие Бога, в некоторых - нет. Одни утверждают, что человек рождается и живет один раз, потом отправляется в ад или рай, другие - что у каждого человека есть множество рождений и умираний его тела, а душа бессмертна и переходит из одного тела в другое и т.д.

Наши рекомендации