Социальная структура и теория социальной стратификации


Социальный статус –положение человека в группе или в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями. Статусы бывают: приписанный, приобретенный, социальный, личный. главный.   *** Статусы бывают формальные и неформальные Социальная структура общества -совокупность (взаимосвязь)социальных статусов. Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают в социальноевзаимодейст-вие. Отношения людей, как носителей определенных статусов и ролей, называют социальными отношениями. Социальная роль- ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Ролевой набор - совокупность ролей, соответствующих данному статусу. Процесс освоения ролей - значительная часть процесса социализации. *** Ролевые ожидания могут быть формальными и не формальными.
Статус указывает место, а роль – приемлемый способ поведения.

Социальный контроль -система санкций (поощрений - наказаний), которыми группа, организация или государство подкрепляют правила, показывая, какое поведение является уместным и ожидаемым в данной ситуации.

Ролевой конфликт- связан с необходимостью одновременно удовлетворять требованиям двух и более ролей, что бывает невозможно. Ролевая напряженность - конфликт между различными сторонами одной и той же роли.

Социальный институт - совокупность ролей и статусов, идей и норм, учреждений и организаций, санкций, предназначенных для:

-удовлетворения определенных социальных потребностей,

- стабилизации деятельности людей, путем сведения ее к более или менее предсказуемым образцам

-концентрации и регулирования использования ресурсов, которыми располагает общество.

Социальные институты реализуются через группы, организации, их функции и правила деятельности.

Фундаментальные институты современного общества:

семья, образование, производство, религия, государство.

Социальная группа -совокупность людей, выделенная по социально значимым критериям. Это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом, та среда, в которой возникают и развиваются коллективные и групповые процессы, происходит социальное взаимодействие, и которая оказывает на индивида сильное воздействие, регулируя его поведение. В группах рождаются нормы и правила, обычаи и традиции, ритуалы и церемонии. В них закладывается фундамент социальной жизни.

Классификация социальных групп

реальные и номинальные малые и большие первичные и вторичные формальные и неформальные


Социальная общность– в широком смысле понимается как синоним социальной группы, в узком - как территориальная группа. Например, этнические общности: семья, род, клан, племя, народность.

Толпа и публика.

Толпа(по Лебону) -кратковременное скопление людей, которых собрал вместе общий интерес. В толпе резко усиливаются процессы психического эмоционального заражения, появляется эйфория всемогущества и безнаказанности. Толпа легко внушаема и может быстро превращаться в человеческое стадо, движимое самыми низменными инстинктами.

“Публика”(по Тарду) -люди, потребляющие одну и ту же информацию (например, читатели газеты), и в силу этого, обладающие сходным коллективным самосознанием.

Социальная организация, объединяющая все эти образования и называетсяОБЩЕСТВОМ.

Статическую характеристику общества называют социальной структурой, динамическую - социальной системой.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ (по П. Сорокину)

Это дифференциация населения в иерархически расположенных слоях,

Основания стратификации: доход, власть, образование, престиж

Это социальное неравенство обусловлено объективными причинами, но оно воспринимается как несправедливость!

В любом обществе имеются "дефекты":

- «неправильное» распределении благ в соответствии с личными качествами и способностями людей (с точки зрения представителей низших страт);

- кастование (замыкание) элитарных слоев;

- со временем в верхних и нижних стратах увеличивается количество людей, занимающих положение, не соответствующее их способностям;

Если в обществе нет механизмовсоциальной мобильности, то вероятно наступление социальной революции!

Социальная мобильность - возможность перемещаться в социальной структуре, предоставляемая гражданам обществом. Вертикальная мобильность - перемещение из одной страты в другую, т.е. с изменением социального статуса, горизонтальная -социальное перемещение внутри одной страты.

В обществе выделяют шесть основных социальных институтов (социальных лифтов), обеспечивающих социальную мобильность:

армия, школа, церковь, политические партии, семья, экономические организации.

Неравенство и бедность

Неравенство- характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования, престижа) между разными слоями населения. Бедность -экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество этих ресурсов и ограниченный доступ к социальным благам. Как правило, бедность является следствием особого образа мышления, мировосприятия, образа жизни, передающегося из поколения в поколение.

ЛИЧНОСТЬ КАК ДЕЯТЕЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ

Социализация

процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям, процесс превращения индивида в личность.

Человек -высшая известная нам ступень живых организмов на Земле.

Индивид - единичный представитель человеческого рода, один из себе подобных.

Личность -это целостность социальных свойств конкретного человека, “продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения”. (Ядов)

Социализация дает возможность людям общаться посредством освоенных социальных ролей. Способствует стабилизации общества, прививая гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.

Процесссоциализации идет всю жизнь, но есть различия в социализации детей, взрослых и пожилых.

Агенты социализации- люди и группы, способствующие социализации (родные, друзья, учителя, коллеги, СМИ и пр.)

Цели социализации:

- у детей- сформировать базовые ценности, мотивы поведения и отношения к другим людям. Особенность социализации детей – безоценочна;

- у взрослых - овладеть определенными навыками, часто связана с некоторой переоценкой того, что они усвоили в детстве (десоциализация). Особенность социализации пожилых - болезненный процесс, так как связан с постепенным сужением прежних возможностей (ресоциализация).

Факторы социализации: этнические, культурные, классовые и пр.

Структура личности

Психоаналитическая концепция З.Фрейда ИД (Оно); Я (Эго); Сверх Я (Супер-Эго)   Концепция "зеркального Я" Ч.Кули ”Я” человека состоит из 4 элементов: - каков есть на самом деле; - каким сам себя видит; - каким его видят другие; - каким ему представляется его образ в глазах других.   Интегральная социологическая парадигма П.Сорокина Человек - существо интег-ральное, в нем можно выделить: бессознательное (рефлексы), биосознатель-ное (чувство голода, сексу-альные влечение) и социо-сознательное.

Основные факторы формирования личности:

- биологическая наследственность;

- физическое окружение (климат, географическое положение, ресурсы);

- культура (универсалии, полученное образование, образцы поведения);

- групповой опыт (общение в группе и пр.);

- уникальный индивидуальный опыт.


Наши рекомендации