Социальная структура и теория социальной стратификации
Социальный статус –положение человека в группе или в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями. Статусы бывают: приписанный, приобретенный, социальный, личный. главный. *** Статусы бывают формальные и неформальные | Социальная структура общества -совокупность (взаимосвязь)социальных статусов. Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают в социальноевзаимодейст-вие. Отношения людей, как носителей определенных статусов и ролей, называют социальными отношениями. | Социальная роль- ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Ролевой набор - совокупность ролей, соответствующих данному статусу. Процесс освоения ролей - значительная часть процесса социализации. *** Ролевые ожидания могут быть формальными и не формальными. |
Статус указывает место, а роль – приемлемый способ поведения. |
Социальный контроль -система санкций (поощрений - наказаний), которыми группа, организация или государство подкрепляют правила, показывая, какое поведение является уместным и ожидаемым в данной ситуации.
Ролевой конфликт- связан с необходимостью одновременно удовлетворять требованиям двух и более ролей, что бывает невозможно. Ролевая напряженность - конфликт между различными сторонами одной и той же роли.
Социальный институт - совокупность ролей и статусов, идей и норм, учреждений и организаций, санкций, предназначенных для:
-удовлетворения определенных социальных потребностей,
- стабилизации деятельности людей, путем сведения ее к более или менее предсказуемым образцам
-концентрации и регулирования использования ресурсов, которыми располагает общество.
Социальные институты реализуются через группы, организации, их функции и правила деятельности.
Фундаментальные институты современного общества:
семья, образование, производство, религия, государство.
Социальная группа -совокупность людей, выделенная по социально значимым критериям. Это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом, та среда, в которой возникают и развиваются коллективные и групповые процессы, происходит социальное взаимодействие, и которая оказывает на индивида сильное воздействие, регулируя его поведение. В группах рождаются нормы и правила, обычаи и традиции, ритуалы и церемонии. В них закладывается фундамент социальной жизни.
Классификация социальных групп
реальные и номинальные | малые и большие | первичные и вторичные | формальные и неформальные |
Социальная общность– в широком смысле понимается как синоним социальной группы, в узком - как территориальная группа. Например, этнические общности: семья, род, клан, племя, народность.
Толпа и публика.
Толпа(по Лебону) -кратковременное скопление людей, которых собрал вместе общий интерес. В толпе резко усиливаются процессы психического эмоционального заражения, появляется эйфория всемогущества и безнаказанности. Толпа легко внушаема и может быстро превращаться в человеческое стадо, движимое самыми низменными инстинктами.
“Публика”(по Тарду) -люди, потребляющие одну и ту же информацию (например, читатели газеты), и в силу этого, обладающие сходным коллективным самосознанием.
Социальная организация, объединяющая все эти образования и называетсяОБЩЕСТВОМ.
Статическую характеристику общества называют социальной структурой, динамическую - социальной системой.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ (по П. Сорокину)
Это дифференциация населения в иерархически расположенных слоях,
Основания стратификации: доход, власть, образование, престиж
Это социальное неравенство обусловлено объективными причинами, но оно воспринимается как несправедливость!
В любом обществе имеются "дефекты":
- «неправильное» распределении благ в соответствии с личными качествами и способностями людей (с точки зрения представителей низших страт);
- кастование (замыкание) элитарных слоев;
- со временем в верхних и нижних стратах увеличивается количество людей, занимающих положение, не соответствующее их способностям;
Если в обществе нет механизмовсоциальной мобильности, то вероятно наступление социальной революции!
Социальная мобильность - возможность перемещаться в социальной структуре, предоставляемая гражданам обществом. Вертикальная мобильность - перемещение из одной страты в другую, т.е. с изменением социального статуса, горизонтальная -социальное перемещение внутри одной страты.
В обществе выделяют шесть основных социальных институтов (социальных лифтов), обеспечивающих социальную мобильность:
армия, школа, церковь, политические партии, семья, экономические организации.
Неравенство и бедность
Неравенство- характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования, престижа) между разными слоями населения. Бедность -экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество этих ресурсов и ограниченный доступ к социальным благам. Как правило, бедность является следствием особого образа мышления, мировосприятия, образа жизни, передающегося из поколения в поколение.
ЛИЧНОСТЬ КАК ДЕЯТЕЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ
Социализация
процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям, процесс превращения индивида в личность.
Человек -высшая известная нам ступень живых организмов на Земле.
Индивид - единичный представитель человеческого рода, один из себе подобных.
Личность -это целостность социальных свойств конкретного человека, “продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения”. (Ядов)
Социализация дает возможность людям общаться посредством освоенных социальных ролей. Способствует стабилизации общества, прививая гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.
Процесссоциализации идет всю жизнь, но есть различия в социализации детей, взрослых и пожилых.
Агенты социализации- люди и группы, способствующие социализации (родные, друзья, учителя, коллеги, СМИ и пр.)
Цели социализации:
- у детей- сформировать базовые ценности, мотивы поведения и отношения к другим людям. Особенность социализации детей – безоценочна;
- у взрослых - овладеть определенными навыками, часто связана с некоторой переоценкой того, что они усвоили в детстве (десоциализация). Особенность социализации пожилых - болезненный процесс, так как связан с постепенным сужением прежних возможностей (ресоциализация).
Факторы социализации: этнические, культурные, классовые и пр.
Структура личности
Психоаналитическая концепция З.Фрейда ИД (Оно); Я (Эго); Сверх Я (Супер-Эго) | Концепция "зеркального Я" Ч.Кули ”Я” человека состоит из 4 элементов: - каков есть на самом деле; - каким сам себя видит; - каким его видят другие; - каким ему представляется его образ в глазах других. | Интегральная социологическая парадигма П.Сорокина Человек - существо интег-ральное, в нем можно выделить: бессознательное (рефлексы), биосознатель-ное (чувство голода, сексу-альные влечение) и социо-сознательное. |
Основные факторы формирования личности:
- биологическая наследственность;
- физическое окружение (климат, географическое положение, ресурсы);
- культура (универсалии, полученное образование, образцы поведения);
- групповой опыт (общение в группе и пр.);
- уникальный индивидуальный опыт.