Главный инструмент познания - чистые формы или идеальные типы социальной действительности.
Предметсоциологии - индивид с его сознанием, мотивацией, рациональным поведением.
Чтобы понять общество, важно понимание субъективного смысла, который вкладывается в действие самими действующими индивидами!
Аналитическая социология П. А. Сорокина(1889-1969)
Общество - система взаимодействия людей!
Социокультурные отношениясвязаны с появлением особого духовного моментав системе взаимоотношений в виде “ценностей-норм-значений” (ЦНЗ), превращающего биофизические явления в социальные.
Социокультурное взаимодействие - совокупность взаимосвязанных элементов: нематериальных (ЦНЗ в сознании людей и групп), материализованных ценностей (книги, средства производства и пр.) и совокупности взаимодействующих индивидов и групп.
Предмет социологии:статические и динамические черты трех сфер взаимодействия: личностей как субъектов, общества как совокупности взаимодействующих групп и культуры, как совокупности идей, ценностей и их носителей.
Исторический процесс: циклическая флуктуация трех типов культуры: чувственного (когда преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности); рационального (когда преобладает рациональное мышление) и идеалистического (господствует интуитивный тип познания).
Кризис современной “чувственной” культуры связывал с развитием материализма и науки, выход из него видел в будущей победе религиозной “идеалистической” культуры.
Теория социальной мобильности и социальной стратификации!
Основные современные школы социологии
Макросоциологические:
Структурный функционализм (Парсонс, Мертон) Общество - система взаимосвязанных частей, выполняющих свои функции и поддерживающих устой-чивость общественной системы. Но обще-ство нуждается и в специальныхмеханиз-мах социального контроля (государство и церковь). Основа целостности общества - единая система ценностей. Социальные конфликты – дисфункция, их нужно избегать. | Теории социального конфликта (Маркс, Козер, Дарендорф). Основа развития общества – борьба противоречий социальных групп, борьба за власть! Конфликты в обществе - естественное и нормальное явление, они - основа развития, Конфликтами можно и нужно управлять, их можно использовать как инструмент управления и развития. |
Микросоциологические:
Теории: социального обмена (Хоманс), символического интеракционизма (Мид), этнометодология (Гарфинкель), драматургического подхода (Гофман ) и др. |
Особенности становления социологии в России
Конец 19 в. - борьба русских школ: объективизма (Ковалевский, Е.деРоберти) и субъективизма (Лавров, Михайловский,Кареев).
Начало 20 в. - утверждается неопозитивизм, с акцентом на законах функциониро-вания социальных структур и явлений, развивается эмпирическая социология. Однако, вскоре после социалистической революции – разгорается борьба марксизма и социологии, социологию объявляют буржуазной лженаукой.
Конец 50-х годов - возрождение социологии в России, но как «партийной» науки.
Начало 90-х г. - социология стала развиваться свободно.
Итак, в социологии и сегодня имеется множество школ, но заметен перенос акцентов: если в 60-е годы ХХ века почти вся проблематика сосредотачивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она сосредотачивается вокруг понятия действия и деятеля (актора).
КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА
Это система представлений о мире, ценностей и образцов поведения, общая для людей, с определенным образом жизни; | Это система регулирующих механизмов, во многом управляющих человеческим поведением; |
Формируется длительное время и в основном стихийно, усваивается бессознательно. Но культуре и обучаются, ее воспроизводят и передают.
Присвоение культуры - основа процесса социализации. Формирование личности и есть результат усвоения ценностей, норм, верований, правил, законов, символов и т.п.
Составные части культуры
Понятия -содержатся в языке. В них упорядочивается опыт людей, алгоритмы деятельности. В разных культурах одни и те же понятия могут иметь разный смысл.
Отношения - выявляют, как связаны между собой в пространстве, во времени, в причинно-следственной обусловленности составные части мира, выделяемые в понятиях
Ценности - это общепринятые убеждения относительно того, что должно почитаться, уважаться, относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они - основа нравственных принципов. В разных культурах разные ценности.
Нормы -это правила, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры и санкции (наказания и поощрения), способствующие соблюдению норм.
Как формируются базисные элементы культуры?
Представле-ния о мире |
Ценности (ценност-ныериен-тации) |
Социокультур-ные нормы |
Привычки – коллек-тивные привычки |
Обычаи - традиции - нравы |
Законы |