Тема 3. психические познавательные процессы. рациональные формы познания действительности

ПАМЯТЬ

ПЛАН

1. Понятие памяти. Память человека (произвольная, логичная, опосредованная) и животных (генетическая, механическая).

2. Природа памяти: теории и законы памяти.

3. Процессы и закономерности памяти.

4. Классификация и виды памяти. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти.

5. Условия эффективности запоминания.

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

1. Память и развитие личности.

2. Важнейшие теории памяти в психологической науке.

3. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти человека.

4. Пути, приемы и способы тренировки и улучшения памяти.

5. Индивидуальные особенности памяти и способности человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека / А.Г. Асмолов. – М., 1985.

2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон : пер. с англ. – М., 1980.

3. Бэддели А. Ваша память / А. Бэддели. – М., 2001.

4. Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте / Д. Лапп : пер. с фр. – М., 1993.

5. Лезер Д. Тренировка памяти / Д. Лезер : пер. с нем. – М., 2007.

6. Лурия А.Р. Внимание и пам'ять / А. Лурия. – М., 1975.

7. Немов Р. С. Психология : в 3 кн / Р.С. Немов.– Кн. 1. – М.,1994.

8. Столяренко Л. Д. Психология: учебник для вузов / Л.Д. Столяренко.– СПб, 2006.

9. Хомуленко Т.Б. Развитие высших форм памяти / Т.Б. Хомуленко.– Х., 1998.

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

Воспроизведение– избирательное восстановление хранящейся в памяти информации в связи с потребностями человека, конкретными обстоятельствами и задачами деятельности.

Гипермнезия– одностороннее усиление некоторых мнемонических процессов, которое встречается обычно в качестве временного явления при лихорадочных состояниях, а также на фоне патологически повышенного настроения.

Гипомнезия – ослабление памяти вплоть до полной утраты мнестических функций (амнезия).

Запоминание– процесс запечатления в сознании поступающей информации в виде образов, мыслей (понятий), переживаний и действий.

Объем памяти– количественные возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации.

Память– познавательный психический процесс отражения, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память долговременная – подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное – от часов до десятилетий – удержание знаний, сохранение умений и навыков; ей свойствен огромный объем сохраняемой информации.

Память кратковременная – подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из памяти долговременной.

Память образная – подразделяется на память зрительную, слуховую и двигательную. Их уровень развития у индивидов неодинаков, и это позволяет говорить о преобладании одного из этих видов памяти.

Память оперативная – отличается от памяти краткосрочной тем, что непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов.

Память сенсорная (мгновенная) – гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств.

Прочность запоминания выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания.

Сохранение– удержание в памяти полученной информации в течение относительно длительного времени.

Точность воспроизведения определяется процентным соотношением правильно воспроизведенного материала ко всему объему воспроизводимого материала.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Охарактеризуйте память и ее место в системе психических процессов.

2. Какое значение память имеет в жизни человека?

3. Каковы психологические и биохимические основы памяти?

4. Дайте психологическую характеристику процессов памяти.

5. Какие существуют виды памяти? Дайте их классификацию.

6. Охарактеризуйте оперативную память, ее особенности и отличия от кратковременной.

7. От чего зависит продуктивность произвольного запоминания?

8. Чем непроизвольное запоминание отличается от произвольного?

9. В чем заключается взаимосвязь и взаимодействие кратковременной и долговременной памяти?

10. В чем состоят условия эффективности непроизвольного запоминания?

11. Какие факторы влияют на эффективность долговременной памяти?

12. В чем состоит избирательность процессов сохранения и забывания?

13. Как влияет смысловая организация материала на запоминание?

14. В чем заключается явление реминисценции и механизм его возникновения?

15. Какие существуют методы тренировки памяти?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Задание 1. Психологически обоснуйте способы управления памятью.

1) Четко сформулированная цель деятельности.

2) Активная умственная работа с материалом.

3) Пересказ текста своими словами.

4) Составление плана заучивания материала.

5) Положительная эмоциональная оценка трудного материала.

6) Веский мотив запоминания.

7) Самостоятельный вывод.

Задание 2. Проанализируйте следующие утверждения. Какие из них неверны и почему?

1) Механизм кратковременной памяти позволяет информации сохраняться меньше секунды.

2) Емкость долговременнойпамяти и длительность хранения в ней информации зависит от важности запоминаемого материала.

3) Информация всегда легче воспроизводится в том же самом контексте, в котором происходило ее запоминание.

4) Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить.

5) Серьезная проработка материала в течение короткого времени приводит к более эффективному запоминанию, чем длительное его изучение.

6) Всегда легче вспомнить какой-либо элемент прошлого опыта, чем узнать его среди других предъявляемых предметов.

7) Кратковременная память существенно улучшается в возрасте от 5 до 11 лет.

8) Процессы памяти не связаны с процессами мышления.

9) В оперативной памяти информация сохраняется на более длительный срок, чем в кратковременной памяти.

Задание 3. Индивидуальные различия памяти находят свое выражение, в частности, в том, что некоторые люди более продуктивно сохраняют образный материал, другие – словесный, а третьи − в равной степени запоминают и тот и другой. Определите, где в приведенном списке речь идет о наглядно-образном, словесно-логическом (абстрактном) и промежуточном типах памяти:

· сталевары отличают множество оттенков красного цвета;

· математик легко запомнит информацию, сжатую в формулы;

· продавец помнит цены и вид продукта определенного веса;

· студент на экзамене помнит, что нужный ему материал был напечатан на странице слева внизу;

· закройщик помнит лекала распространенных фасонов и легко опознает их по рассказу заказчика;

· живописец помнит сочетания цветов заката в Гималаях, который он наблюдал в молодости;

· жители северных районов различают разные оттенки «цвета белого снега»;

· музыкант по слуху может наиграть любую мелодию;

· пожилой учитель помнит в лицо учащихся многих своих выпусков;

· учитель-литератор знает на память огромное количество стихотворений;

· полиглот свободно владеет 12 языками;

· читатель, случайно захлопнувший книгу, легко находит место, на котором остановился;

· приехав вторично в малознакомый город, человек четко представляет себе дорогу к нужному месту.

Задание 4.Определите, какие виды памяти проявляются в следующих ситуациях:

1) При встрече девушка называет номер своего телефона знакомому и тот через некоторое время безошибочно его набирает.

2) Учитель предлагает классу посмотреть в окно и рассказать, что ученики только что увидели.

3) Школьник получил задание выучить к торжественному вечеру большое стихотворение.

4) Проходя мимо кондитерской, девочка почувствовала знакомый запах и вспомнила, что покупала здесь ванильное пирожное.

5) Мама посылает сына в магазин, перечисляя ему названия продуктов, и просит повторить то, что он услышал.

6) Услышав по телефону голос, девушка сразу же узнала своего приятеля.

7) Девочки разучивают на уроке хореографии новый танец и повторяют каждое движение по нескольку раз.

8) Молодой человек по памяти подобрал услышанную ранее мелодию.

9) По возвращении из путешествия юноша еще долго мысленно бродил полюбившимися маршрутами.

10) Попробовав однажды рыбий жир, ребенок испытывает отвращение каждый раз, когда даже видит его.

Задание 5.Определите, в каких из перечисленных обстоятельств память работает лучше, а в каких − хуже.

Когда мы стареем; когда мы хотим показать себя с лучшей стороны; когда мы поглощены интересной работой; когда нас торопят; когда на нас давят обстоятельства; когда возникают отвлекающие факторы; когда нас перебивают; когда нас переполняют чувства (возбуждение, восторг, гнев и т. д.); когда мы погружены в размышления; когда мы устали или хотим спать; когда мы находимся в привычной обстановке; когда мы действуем на «автопилоте»; когда мы не понимаем смысла воспринимаемой информации; когда мы действуем в направлении сознательно поставленной цели; когда мы находимся в стрессе; когда мы пребываем в депрессии; когда мы слишком тревожны; когда мы находимся в условиях дефицита времени.

Задание 6.Скажите, какие процессы и явления памяти проявляются в следующих ситуациях:

а) Известный мнемонист Шеришевский отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана сложная математическая формула. Он просмотрел таблицу с формулой, закрыл глаза, затем воспроизвел ее с абсолютной точностью.

б) Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад и воспроизводит 70 % содержания учебника. Повторно опрошенный через месяц по тому же вопросу, он вспоминает только 45 %.

в) На экзамене по математике ученик долгое время никак не мог вспомнить необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, как он безошибочно определил бином Ньютона.

г) Ученица, плохо знающая литературу и путающая литературных героев, легко перечисляет имена кинозвезд и может охарактеризовать образы, которые они создали на экране.

д) Мальчик никак не мог выучить большое стихотворение, хотя и много раз повторял его. Решив, что с задачей ему не справиться, он лег спать и утром повторил его без ошибок.

е) Во время экзаменационной сессии студенты за три дня усваивают больше материала, чем в продолжение семестра.

Задание 7. Какие механизмы памяти определяют поведение героев следующих ситуаций?

1. В рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор напомнил о продаже овса.

2. В фильме «Огни большого города» герой Ч. Чаплина спасает пьяного миллионера от самоубийства. Всякий раз, когда миллионер в пьяном виде встречает Чарли, он обходится с ним как с лучшим другом и приглашает к себе в гости. Но, трезвея под утро, он видит в Чарли лишь незваного гостя и быстро выставляет его за дверь.

3. Вспоминая о событиях, свидетелем которых он был, человек с расистскими взглядами склонен будет указать на «инородца» (негра, китайца, чеченца), сексуально озабоченный человек будет во многом видеть сексуальную агрессию, а человек с тревожно-мнительным характером будет убежден, что «так и должно было случиться».

4. Персонаж рассказа А. П. Чехова «Мальчики» девочка Маша, видя другого героя, Чечевицина, задумывалась и говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу». Или вспоминала при этом: «А у нас чечевицу вчера готовили».

Задание 8. Проведите исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности (Тест «Пиктограмма, или Пляшущие человечки»).

Инструкция. Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи вы можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве узелка на память любое изображение, которое поможет вам через 40 − 60 минут воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний.

После инструктажа слова и словосочетания зачитываются с интервалом в 30 с.

1. Веселый праздник.

2. Тяжелая работа.

3. Развитие.

4. Вкусный ужин.

5. Смелый поступок.

6. Болезнь.

7. Счастье.

8. Разлука.

9. Дружба.

10. Темная ночь.

11. Печаль.

12. Веселая компания.

Оценка результатов. При оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов и словосочетаний. Средняя норма – 7 слов.

Содержание самих рисунков отражает запас знаний и представлений испытуемого, особенности его индивидуального жизненного опыта, а также его способности к отвлечениям, абстрагированию.

Все изображения можно классифицировать на 5 основных видов:

· абстрактные – в виде линий, не оформленных в какой-либо узнаваемый образ;

· знаково-символические – в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т.п.);

· конкретные – конкретные предметы;

· сюжетные – изображаемые предметы, персонажи, объединенные в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, занятый каким-либо видом деятельности;

· метафорические – изображения в виде метафор, художественного вымысла; так, например, на слово «радость» изображается: человек, поднявшийся в воздух на крыльях.

Соотнесите правильно воспроизведенные словосочетания с данными видами изображений. В зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения делается вывод о характере мыслительного процесса.

Интерпретация результатов.

Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково-символьным типами рисунков, то он может быть отнесен к типу «мыслителя». Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-логического мышления.

Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с образным мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся художественным творчеством.

В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого конкретно-действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо так называемого практического мышления, направленного на разрешение частных конкретных задач в практической деятельности.

Если в качестве опосредованных стимулов часто изображаются человечки и воспроизведение словесного материала при этом проходит успешно, это может быть расценено как проявление общительности, но если воспроизведение затруднено, то это может служить признаком инфантильности.

Задание 9. Определите доминирующий тип вашей памяти методом воспроизведения слов, воспринятых различными анализаторами.

Материал: четыре ряда слов, написанных на отдельных карточках.

1-й этап. Экспериментатор зачитывает вслух слова из первой карточки (интервал между словами – 5 с.). Испытуемый записывает слова, которые запомнил. Перерыв между 1 и 2-м этапами – 10 мин.

1-я карточка – для запоминания на слух:

дирижабль, лампа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.

2-й этап. Экспериментатор показывает испытуемому слова второй карточки, которые он должен записать по памяти. Перерыв между 2 и 3 этапами – 10 мин.

2-я карточка – для запоминания при зрительном восприятии:

самолет, чайник, бабочка, ноги, хомут, колода, свечка, тачка, журнал, малина.

3-й этап. Экспериментатор читает вслух слова из третьей карточки, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них, «рисуя» в воздухе, а потом записывает слова, которые запомнил. Перерыв между 3 и 4-м этапами – 10 мин.

3-я карточка – для запоминания при моторно-слуховом восприятии:

пароход, собака, парта, сапоги, сковородка, калач, роща, гриб, шутка, воротник.

4-й этап. Экспериментатор показывает испытуемому слова четвертого ряда и читает их вслух. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «рисуя» в воздухе, а потом записывает слова, которые запомнил.

4-я карточка – для запоминания при комбинированном восприятии:

волк, бочка, санки, самовар, пила, весло, загадка, пиджак, прогулка, книга.

После проведения исследования заполняется таблица:

Тип памяти Количество слов в ряду (a) Количество удержанных в памяти слов (b) Коэффициент памяти (c = b:a)
Слуховая      
Зрительная      
Моторно-слуховая      
Комбинированная      

Преобладающий тип памяти при разных типах предъявления словесного материала определяют путем сравнения количества правильно воспроизведенных слов в каждом из четырех опытов.

Нормальным объемом непосредственной памяти следует считать запоминание 5 − 9 слов. Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит, он использовал какую-то систему средств о которой желательно узнать из самоотчета и наблюдений.

Ведущий тип памяти связан с соответствующей репрезентативной системой представлений человека. Ее выявление поможет сделать многоплановые рекомендации испытуемому, особенно в плане запоминания им наиболее значимой информации.

Задание 10. Проведите самостоятельное исследование своей непроизвольной памяти. Вам будет предложено 7 заданий. Причем, сначала будет дан текст задания, а потом инструкция, что именно вы должны сделать. После того, как прочитаете текст задания, закройте его рукой и отвечайте на вопрос, поставленный к нему. Отвечайте быстро.

1. Укажите, в каком из слов: ПОРТНОЙ, ПОДВАЛ, ТРУБА, ЗАЛП, АНТРАКТ есть буква «Д».

2. Допустим, что вам дали следующее задание: «Пойдите в комнату 325 и в правом нижнем ящике стола возьмите книгу Агаты Кристи «Тайна голубого поезда». Занесите ее мне».

А) Из левого или правого ящика нужно взять книгу?

Б) Какой номер комнаты: 235,325 или 225?

3. В перечне слов: РОТ, МОТ, ГОД, КРОТ, ПОТ на втором месте стоит…?

4. Таня попросила Ваню купить: мясо, масло, мыло, спички. Он купил: масло, сало, спички и мясо.

А) Что он забыл купить?

Б) Что он купил лишнего?

5. Запомните 3 числа: 14,34,52.

           
  тема 3. психические познавательные процессы. рациональные формы познания действительности - student2.ru   тема 3. психические познавательные процессы. рациональные формы познания действительности - student2.ru   тема 3. психические познавательные процессы. рациональные формы познания действительности - student2.ru

тема 3. психические познавательные процессы. рациональные формы познания действительности - student2.ru 36 52

       
  тема 3. психические познавательные процессы. рациональные формы познания действительности - student2.ru   тема 3. психические познавательные процессы. рациональные формы познания действительности - student2.ru

А) В какой геометрической фигуре было число 14?

Б) В какой геометрической фигуре было число 52?

6. Попробуйте представить себе большого темно-зеленого крокодила. Представьте, как он плывет в мутной воде, как он начинает медленно выползать на берег.

7. Попробуйте на протяжении 3 минут ни разу не вспомнить о темно-зеленом крокодиле. Удается ли это вам?

Задание 11. Проведите диагностику объема кратковременной зрительной памяти. В течение 20 с. посмотрите таблицу ниже, затем закройте ее и после этого запишите те числа, которые запомнили.

  13 91 47 39 65 83 19 51 23 94 71 87

Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше.

Задание 12. Проведите диагностику объема кратковременной зрительной памяти с помощью иллюстраций. В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). За 20 с. вам нужно запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем в течение одной минуты вы должны воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать). Нормой является 7 и более воспроизведенных образов

тема 3. психические познавательные процессы. рациональные формы познания действительности - student2.ru

Наши рекомендации