Социализация и социализационные процессы.

Социализация-процесс посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного я проявляется уникальность данного индивида.

Компоненты:

1. Образование

2. Воспитаний

Этапы:

1. Первичная (период детства)

2. Вторичная (зрелый и преклонный возраст)

Подходы к определению сущности социализации:

1. Человек- пассивный объект

2. Основан на парадигме взаимодействия

Социальная роль-модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений либо поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус.

Составляющие роли:

1.Ролевые ожидания-того, чего ждут от той или иной роли

2.Ролевое поведение-то, что человек реально выполняет в рамках своей роли

Роли понимаются:

1. Субъективно- преломляясь в сознании

2. Объективно-с точки зрения общественного значения роли

Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведение других людей.

Ролевой конфликт- противоречия, возникающие между функциями одного человека. Пример: между профессиональной и семейной ролью женщины.

Существует система социального контроля роевого поведения человека ( от общественного мнения до правоохранительных органов), а также система социальных санкция (от порицания до пресечения).

Социальный статус-ранг или позиция индивида в группе. Каждый индивид имеет большое число статусов. Статус и роль-две стороны одного феномена. Если статус-совокупность прав, привилегий и обязанностей, то роль-действие в рамках этой совокупности.

Типы статусов:

1.Предписанные (предписываются индивиду обществом независимо от его способностей)

2.Достигаемые (личность достигает собственными усилиями)

Социализация - двунаправленный процесс, в котором, с одной стороны, от общества к личности идут процессы трансляции необходимых для усвоения содержаний и осуществляются процедуры целенаправленного (но и стихийного) воздействия и социального контроля , призванные обеспечить проектируемые результаты, а с другой - на уровне индивида - происходит в той или иной мере адекватное усвоение социокультурного опыта, его интернализация и формирование самих личностных структур. Через процессы Социоализации обеспечивается воспроизводство людских ресурсов общества и задаются их качественные параметры, обеспечивается его нормальное функционирование и преемственность поколений, закладывается потенциал для последующих социальных изменений и социокультурного развития.

Таким образом, социализацию следует рассматривать как один из основных социообразующих, наряду со стратификацией и институционализацией, процессов, проявляющийся на всех уровнях и охватывающий все сферы общественной жизни. Характер и поддерживаемые параметры социализационных процессов позволяют во многом как типологизировать социумы, относящиеся к разным цивилизациям и эпохам, так и понимать специфичные только для этих социумов и их культур конкретные социокультурные и личностные феномены.

Социологическое понятие культура. Структура и функции.

Культура-совокупность ценностей, а также человеческая деятельность по их созданию.

В социологии культура рассматривается в двух измерениях:

1. В широком значении- специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств, способов ,форм и ориентиров взаимодействия людей со средой существования.

2. В узком значении- система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, ном поведения, присущих определенной группе людей.

Функции:

1. Гуманистическая- развитие творческого потенциала человека.

2. Гносеологическая- средство познания и самопознания человека

3. Информационная- передача социального опыта от одного поколения к другому.

4. Коммуникативная- социальное общение

5. Нормативно-регулирующая- средство социального контроля за поведением человека.

Основные элементы культуры:

1. Статика- описывает культуру в покое : внутреннее строение культуры (базисные элементы) и формы культуры (конфигурации).

2. Динамика- в движении: средства, механизмы и процессы, элементы (открытия, изобретения, диффузия).

Антропологическое строение культуры:

1. Духовная (нормы, ценности, знания, обычаи)

2. Материальная (объекты, созданные человеком)

Разновидности культуры:

1. Элитарная- создаваемая привилигированной частью общества

2. По происхождению (народная и авторская)

3. По целевому назначению (религиозная и светская)

4. Массовая- развлекательная

5. Субкультура- отдельных социальных групп (национальная, профессиональная).

Функции:

1. Выражает свободный элемент человеческой жизни

2. Выступает способом самоопределения личности

3. Формирует нормативно-онтологический аспект мироотношения.

Основные элементы культуры как системы:

1. Познавательный элемент- знания, сформулированные в понятиях.

2. Ценностно-познавательный состоит из ценность (свойство того или иного предмета или явления, призванного удовлетворить потребности и интересы людей),мотив деятельности (фактор, превращающий установки в активную деятельность), цель деятельности- выражает осознание преобразовать окружающий мир), верования ( форма проявления религиозной культуры);

3. Синтетический- обычаи (неписанные правила поведения),обряды, традиции (то, что унаследовано от предшественников), церемонии (последовательность действий, имеющих символическое значение),ритуалы (набор жестов и слов),нравы, табу.

Главное в культуре-люди и их деятельность. Культура выступает способ самоопределения личности, процесс приобщения индивидуальной жизнедеятельности к коллективному опыту.

Социология культуры исследует социальные закономерности развития культуры и формы их проявления в человеческой деятельности.

Наши рекомендации