Истоки и современное развитие социологии в России
Этапы:
1. С древнейших времен до сер. 19 в. Особенность- доминирование православных подходов в рассмотрении социальной жизни на Руси, а также идеями единства русских земель.
2. Сер.19-1917 г. Особенность-формирование двух идей в развитии рус. социологии (западников и славянофилов). Формирование социологических традиций.
3. 1917-30 е гг 20 в. Особенность-формирование марсксиской социологической школы, основанной на доминанстности исторического материализма.
4. 30-50 гг. 20 в.Особенность-развитие исторического материализма как единственного социологического учения.
5. 50-90 гг .Институтализация признание ее со стороны общества и государства, создание научных учреждений, кафедр и отделений, основание обществ и научных журналов .:расширение предметной области, создание социологических организаций, научно-исследовательских институтов.
6. 90-наше вр.-расширилась подготовка социологических кадров. Включение социологии в образовательные стандарты, заимствования западных стандартов в организации социологических научных и образовательных процессов.
История социологии в России стала зарождаться в 60-х годах 19века. Именно в это время читающая публика и научная общественность впервые начали знакомство с переводами статей и книг О. Конта. Широкое распространение российской социологии всячески сдерживала цензура на идеи Конта, а также спад интереса за рубежом к позитивизму после его смерти.
Огромный вклад в развитие социологии в России внесли первые русские социологи: зачинатели этой науки Кареев, Южаков, Михайловский, Лавров и др . Они внесли свой вклад в развитие социологии в России формированием собственного подхода к познанию и исследованию социальных явлений. Они рассматривали общество сквозь призму поведения его индивидов, особенно людей целеустремленных, развитых, активных - субъективный метод.
Развитие социологии в России было ознаменовано следующей проблематикой: возникновения человеческой личности из животной особи, прогресс общества и разделения труда, соотношение природного и социального на развитие общества, влияние на прогресс экономической сферы.
Социология в России к началу 20-го века уже имела определенные достижения. Развитие социологии в России к тому времени было ознаменовано расширением спектра изучаемых проблем, проявляются следующие направления: психологическое, географическое, материалистическое. В это время российская социология начинает влиять на развитие давно существующих наук: историю, право, философию и иные социальные науки.
К огромному сожалению, в 1920-е гг. формируется все более настороженное и враждебно отношение к социологической науке со стороны советской власти начинает. Завершился этот этап закрытием социологических учреждений, а социологи с немарксистскими взглядами и учениями были изгнаны из России или отправлены в лагеря на «перевоспитание». С 1922 г. закрывают кафедры и прекращают обучение в социологии в вузах, закрывается Социологическое общество, основанное М. М. Ковалевским.
Третий этап в российской социологии был самым «черным» и длился с 1920-х гг. до 1950-х годов. В этот период социология получает ярлык «буржуазной науки» и вытесняется марксистско-ленинской философией и научным коммунизмом.
Новая частичная институциализация началась лишь после того, как осудили «культ личности» Сталина, но развитие социологии сдерживалось КПСС и она не получила в обществе широкого распространения.
Современный, четвертый этап наступил в 1980-х годах и ознаменован бурным развитием российской социологии. Социология получает статус самостоятельной науки и преподается во всех российских вузах.
1990 - е годы Россия начала с поиска самой себя. Не осталась в стороне от этих исканий и наука вообще, и социология в частности. Жизнь поставила перед социологией задачу откликнуться на новые реальности адекватнее выразить требования времени, внимательнее посмотреть на накопленный багаж. В том, что требуются изменения в социологии, и изменения серьёзные, мало кто сомневался.
Объектом изучения социологии становиться всё большая группа вопросов, характеризующих состояние сознания человека, его поведение и отношение к происходящим в обществе процессам,
До начала 90 - х годов ХХ века в СССР количество различных «социологий» достигла несколько десятков. В наше время наблюдается другая крайность, когда изучение любой предметной сферы неправомочно называют социологией. Так появляются дисциплины вроде «социологии моря», «социологии воспитания», «социологии пенсионеров» и т.д.
Отрасли группируются по родственным признакам: близость тематики, общие теоретические установки, единство методологии, сходство методического инструментария. Постепенно складываются поисковые программы, исследовательские группы и т.д., иначе говоря, формируются внутридисциплинарные элементы знания.
Рождение новых отраслей социологии редко диктуется потребностями самой науки. Обычно побудительным стимулом к появлению новых отраслей служат те или иные социальные проблемы. Например, в советское время активно развивалась социология труда, а в 90 - е годы в связи с резким имущественным расслоением общества, падением материального уровня населения особое внимание социологов привлекла проблема неравенства.
На протяжении последних лет в России шлифовалась методология социологии, то есть учение о системе принципов и способов, правил и нормативов, приёмов и операций. Теперь социология может ответить на вопросы, какова природа научного знания, как устроена научная теория и как она развивается, как строятся гипотезы и как происходят их эмпирические подтверждения, как надо концептуализировать и операционализировать понятия, строить выборочную совокупность, делать логический анализ данных и т.д.
Теперь социология является полноправной наукой со своим предметом, своей методологией и методами.