Методическая стратегия исследования

Перейдем к характеристике пятого элемента методического раздела классической программы социологического исследования - это разработка методической стратегии.

Как правило, в методической стратегии применяется 3 метода:

1. Анализ документов

2. Выборочный метод

3. Методы сбора информации (анкетирование, интервью)

Первый метод – метод анализа документов. Он выступает в качестве обязательно применяемого метода при проведении любого вида социологического исследования. Анализ документов — метод исследования в социологии, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях. Он позволяет получить сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение либо опрос участников которых уже невозможны. Изучение по текстам одного и того же явления на протяжении многих лет позволяет установить тенденции и динамику его развития. Анализ документов предполагает использование совокупности методических приемов и процедур мыслительной деятельности для извлечения из документальных источников многообразной информации, необходимой для достижения целей, решения задач, верификации исследовательских гипотез. Данный метод обладает универсальным статусом, так как он выступает в качестве необходимого метода при проведении любого социологического исследования любой социальной проблемы.

Информация – это сведения о предметах, процессах и явлениях окружающего мира, передаваемые людьми устно, письменно или иным способом (например, с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.).[80] Информация выполняет следующие функции: познавательную, управленческую, информационную, а также социальную, регулятивную, воздействующую.

Документ – материальный объект, содержащий в зафиксиро­ванном виде по установленным формам и правилам информацию, необходимую для научно-исследовательских и практических це­лей. Documentum по-латински означает «доказательство»; изучение совокупности документов (однородных или разнородных), их со­поставление воссоздает действительность, что и является задачей историка и социолога. В документе содержится свидетельство об объективной действительности, прочтение документа предпола­гает воссоздание последней, понимание способа записи, того, как текст соотносится с действительной ситуацией. В последнее время употребляется более мягкая формулировка, согласно которой документ – информация на материальном носителе, имеющая юридическую силу[81].

Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для пере­дачи или хранения информации[82].

Документы делятся:

1) по форме изложения: статистические – вербальные (нестатистические),

2) по способу фиксации: письменные – иконографические – фонетические,

3) по общей значимости: официальные – неофициальные.

По форме фиксации информации документы делятся на: письменные документы; архивы эмпирических данных в машиночитаемой форме - иконографическую - документацию (кино, видео- и фото документы, картины и т. д.); фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки).

Письменные документы – наиболее обширный вид документации. Источниками этого типа документов для социолога являются: государственные и центральные архивы, архивы организаций и предприятий, статистическая отчетность, научные публикации, пресса, личные документы[83].

Иконографическая документация – это произведения изобразительного искусства: картины, гравюры, скульптуры и т. д.

Фонетические документы интересны как репродукции прошедших событий. Например, фонетическая запись какого-либо собрания, митинга интересна звучанием выступлений (в отличие от текста или стенографической записи и т. п.), непосредственной реакцией слушателей. Однако наибольший интерес для социолога фонетические документы представляют, как источник лингвистической информации[84].

Целевыми называются документы, подготовленные точно в соответствии с программой, задачами социологического обследова­ния: ответы на вопросы анкеты и тексты интервью, записи наблюдений, отражающих мнения и поведение респондентов; справки официальных и общественных организаций, выполненные по ини­циативе, заказу исследователей; статистическая информация, со­бранная и обобщенная в ориентации на определенное социологическое исследование[85].

Анализ документов ставит сложную проблему достоверности информации и надежности документов. Она решается в ходе отбора документов для определенных исследований и в ходе внут­реннего и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ – изучение обстоятельств возникновения документов, тех объективных условий, которые предопределили внешние характерные черты источника. Внутренний анализ – изучение особенностей содержания, стиля документа[86]. Он характеризуется тем, что содержательная форма документа трансформируется в форму, необходимую для данного исследования, через разделение информации на смысловые блоки.

Анализ документов обладает определёнными функциями, а именно:

1) познавательная (отражает связь документированной информации с социальным явлением);

2) коммуникативная (занимается решением задачи трансляции информации в социальном пространстве, организации, упорядочения и поддержания информационных связей в обществе);

3) управленческая (отражает цели управления, документы выступают в качестве инструмента управленческого труда);

4) информационная (способствует закреплению, сохранению и передаче (трансляции) информации);

5) контролирующая (заключается в закреплении правовых норм и правоотношений в обществе и их соблюдению).

Выделяют два основных типа анализа документов: традиционный (классический) и формализованный (количественной, контент-анализ).

Традиционный анализ подразделяется на внешний и внутренний. Внешний анализ включает в себя анализ исторического контекста документов, условий его создания (время и место; политическая, идеологическая и психологическая ситуация; вид документа; цель его создания; надежность и достоверность информации; данные об авторе). Внутренний – представляет собой исследование непосредственно содержания документа, извлечение из него искомой информации, фактов, оценок, мнений. Этот анализ ведется в пределах ограничений, которые задаются внешним анализом[87].

Термин content-analysis впервые начал применяться в конце XIX — начале XX в. в американской журналистике (Б. Мэттью, А. Тенни, Д. Спиид, Д. Уипкинс). У истоков контент-анализа находились аме­риканский социолог Г. Лассуэл и французский журналист Ж. Кай­зер. Его методолого-методические основы разработаны американскими социологами Г. Лассуэллом и Б. Берельсоном. Важный вклад в разработку процедур контент-анализа внесли российские и эстонские социологи, прежде всего А.Н. Алексеев, Ю. Вооглайд, П. Вихалемм, Б.А. Грушин, Т.М. Дридзе, М. Лауристинь. Советские ученые (социологи и психологи), в частности В.А. Кузмичев, Н.А. Ры6ников и И.Н. Шпильрейн, начали применять количественные способы анализа текстов еще в 1920—З0-е гг.[88]

Внутренняя структура контент-анализа включает 3 элемента:

1. Категории анализа представлены определенной формой выражения текста. В качестве отдельных частей анализируемого текста выступают параграфы, разделы, выводы, главы, смысловые блоки;

2. Единица анализа – понятия, которые выражаются в словах, высказываниях, словосочетаниях. Они заключены в тематике исследования, названии учреждений, городов, именах, определенных событиях, фактах;

3. Единица счета – инструмент, который характеризует научную значимость. Единицы счета бывают трёх видов:

a) пространственные – всегда присутствуют в текстовых сообщениях, СМИ, статьях, журналах;

b) интенсивность/частота появления – количество раз присутствия/упоминания единиц анализа в выбранном объёме текста/информации;

c) объем внимания – количество сообщений в 1 минуту в теле-видео-радио информационных блоках.

Одно из больших преимуществ контент-анализа заключается в том, что он никак не влияет на объекты исследования: никто не подвергается интервьюированию, анкетированию или эксперименту. Поэтому для его проведения требуется относительно мало затрат по сравнению с другими методами. Материалы для такого анализа обычно легкодоступны. В библиотеках имеются архивы как общественных (газеты, журналы), так и частных (письма, дневники) документов. Записывающее видео- и аудио-оборудование во многом облегчает контент-анализ аудиовизуальных средств массовой коммуникации. Другим важным его преимуществом является то, что он позволяет исследователю изучать любое общество либо социальную группу бесконтактно, не наблюдая непосредственно за ними, а лишь используя документы.

Наиболее значимым недостатком контент-анализа является ограниченность сообщений, относящихся к изучаемой проблеме. Некоторые темы очень нерегулярно появляются в доступных средствах информации. Еще труднее бывает найти в одной и той же выборке комбинацию из двух и более вариантов, которые позволяли бы проверить гипотезы об их взаимоотношениях. Контент-анализ требует от исследователя намного больше воображения и изобретательности, чем какой-либо другой метод исследования.

Достоинства и недостатки контент-анализа обусловливают возможности его выбора из числа других методов в зависимости от поставленных исследователем целей и особенностей изучаемых проблем. Пригодный для изучения одних проблем, он может быть совершенно неприменим при изучении других. Хотя он и не пригоден как основной метод в экспериментальных исследованиях по проверке причинно-следственных взаимоотношений, но как вспомогательный очень полезен во всех видах исследований[89].

Второй метод – выборочный. Выборочный метод представляет собой статистический метод исследования общих свойств совокупности каких-либо объектов на основе изучения свойств лишь части этих объектов, взятых в выборочную совокупность.[90] Существует несколько основных понятий выборочного метода – сплошной опрос, репрезентативность, гипотетический объект, генеральная и выборочная совокупности, единица отбора и единица наблюдения и др.

Стоит отметить, что сплошные опросы (исследования), охватывающие всю генеральную совокупность[91], проводятся, например, для переписи населения.

Существует несколько причин, в связи с которыми мы выбираем выборочный метод исследования:

1) экономия ресурсов и времени;

2) наличие гипотетической генеральной совокупности;

3) повышение точности данных;

4) отсутствие порчи наблюдаемых объектов.

Множество социальных объектов, которые являются предметом изучения в пределах, очерченных программой социологического исследования и территориально-временными границами, образует генеральную совокупность. Любую генеральную совокупность характеризует некоторый явно задаваемый признак (или набор признаков), по значению которого всегда можно однозначно определить, относится данный объект к генеральной совокупности или нет. Если генеральная совокупность включает все без исключения единицы, составляющие объект исследования, то выборочная совокупность представляет собой специальным образом отобранную часть генеральной совокупности. Часть объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения, называется выборочной совокупностью.[92] Другими словами, это часть единиц генеральной совокупности, отобранная для изучения. Различают случайные /неслучайные, повторные/бесповторные выборки.

При повторном отборе каждый выбранный элемент возвращается в генеральную совокупность. При бесповторном отборе выбранный элемент не возвращается в генеральную совокупность.

Случайная выборка - каждый человек (каждый представитель совокупности) имеет известную ненулевую вероятность быть отобранным. Чтобы отличать такие выборки от случайных в обыденном понимании, их еще называют вероятностными выборками. К случайным выборкам относятся: простая случайная выборка, пропорциональная, районированная, многоступенчатая (кластерная).

Неслучайная выборка - в данную категорию попадают все выборки, для которых невозможно вычислить вероятность отбора людей. В ее число входят: стихийная выборка, квотная выборка, целевая выборка, доступная выборка, выборка методом «снежный ком».

Для начала рассмотрим группу случайных выборок:

Механическая выборка представляет собой отбор единиц через равные промежутки (по алфавиту, через временные промежутки, по пространственному способу и т.д.). Проведение механической выборки требует список характеристик респондентов (фамилии, адреса, телефоны и т.д.). Из этого списка через равные промежутки люди отбираются в выборку. Этот промежуток называется шагом выборки.

Районированная / стратифицированная выборка - процедура, при которой из совокупности сначала отбираются подгруппы по признаку наличия у их членов одного или более общих свойств, а затем из каждой из этих подгрупп по отдельности берется выборка.

Рассмотрим виды неслучайных выборок:

· Стихийная – выборка, при которой респонденты сами принимают решение об участии или неучастии в опросе/исследовании.

· Целенаправленная выборка - выборка, где отбор респондентов проводится по каким-либо критериям.

· Квотная выборка состоит в том, что исследователь задает определенные пропорции между разными категориями респондентов, которые необходимо выдержать. Обычно требуется воспроизвести в выборке известные из статистики пропорции всей совокупности по некоторым параметрам, например, по полу и возрасту респондентов, по уровню образования, по типу места жительства и т. п. Эти пропорции называются квотами. Интервьюеру предоставляется определенная свобода при отборе людей, чтобы они удовлетворяли заданным квотам.

Относительно нашего исследования, мы использовали целенаправленную и стихийную выборку. Это объясняется тем, что мы проводили традиционный опрос с применением бумажных анкет и интернет-опрос, созданный в Google Forms. В первом случае мы целенаправленно отбирали людей, состоящих в официально зарегистрированном/незарегистрированном браке. При интернет-опросе невозможно провести отбор единиц наблюдения по определенным критериям, но поскольку люди самостоятельно принимали решение участвовать в опросе, то это представляло собой стихийную выборку.

Единицей отбора называют элементы генеральной совокупности, которые выступают единицами счета в различных процедурах отбора, формирующих выборку. Единицами наблюдения называют элементы сформированной выборочной совокупности, которые непосредственно подвергаются статистическому наблюдению. Единица отбора и единица наблюдения представляют собой социальные объекты, обладающие характеристиками, существенными для предмета конкретного социологического исследования. Они могу совпадать (в простых схемах отбора) и различаться (при сложных комбинированных схемах отбора). Они делятся на два типа: простые (отдельные респонденты) и сложные (различные социальные образования). В нашем случае единица наблюдения является сложной, поскольку мы рассматриваем влияние качества жизни не на отдельного индивида, а на всю семью.

Объем выборки – количество единиц выборочной совокупности. В нашем исследовании он равен 182 из заданных научным руководителем 150.

При получении социальной информации выборочным методом всегда возникает вероятность ошибки. Их причинами могут быть неточность данных, сообщенных социологу респондентом, неправильная фиксация получаемых сведений или неправильное измерение переменных, характеризующих единицы наблюдения и т.д.

Такие погрешности (ошибки) разделяют на два вида:

1) Случайные - это ошибки, которые возникают вследствие случайной вариации значений, вызванной тем, что наблюдается только часть единиц, а не вся генеральная совокупность. Вследствие этого они отражают менее существенные связи между объектом, субъектом и условиями регистрации и складываются из различных статистических погрешностей в процессе наблюдения;

2) Систематические – ошибки в проведении исследования. Такие ошибки выражают некоторые существенные связи, возникающие в процессе регистрации между объектом, субъектом и условиями проведения наблюдения. Выделяют три вида системных ошибок:

a. Ошибки проектирования генеральной совокупности – возникают при просчетах на стадии проектирования выборки, при отсутствии информации о социальном объекте, при неправильном выборочном отборе;

b. Ошибки наблюдения – приводят к снижению точности проведенного наблюдения;

c. Ошибки обработки – возникают в процессе непосредственной обработки полученной первичной информации.

Выборка в определенном смысле должна быть моделью генеральной совокупности, что и позволяет на ее основе оценивать характеристики этой совокупности. Однако нет необходимости моделировать в выборке все аспекты генеральной совокупности, достаточно лишь значимых с точки зрения задач исследования. Свойства выборки отражать и моделировать эти характеристики называются репрезентативностью. Основной принцип построения выборки (точнее, вероятностного отбора) состоит в том, чтобы обеспечить всем элементам генеральной совокупности равные шансы попасть в выборку. Однако соблюдение данного принципа не гарантирует отсутствие в выборке искажений. Эти искажения проявляются в результате того, что исследуются не все единицы совокупности, а только выборка, и, следовательно, результат будет неточен, так как единицы совокупности не тождественны между собой. Значение случайной ошибки можно сравнительно легко вычислить, используя аппарат, разработанный в статистической теории выборочного метода. Таким образом, репрезентативность выборки будет определяться двумя компонентами:

Ø системными ошибками;

Ø случайными ошибками.

В идеальной ситуации в сплошном исследовании отсутствуют ошибки репрезентативности, благодаря чему при правильной организации наблюдения ошибка выборочного исследования больше ошибки наблюдения при сплошном обследовании. Однако в социологии применение сплошного обследования требует значительного числа анкетеров и интервьюеров, а это ведет к тому, что иногда привлекаются недостаточно квалифицированные кадры, участие которых в исследовании увеличивает ошибку регистрации.

Третий метод – метод сбора первичной информации. Его основным инструментом является анкетный опрос.[93] Анкетный опрос (метод анкетирования) – психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средств для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета. В основе метода опроса лежит совокупность вопросов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), ответы которого и образуют необходимую исследователю информацию. Связь между главными его участниками – исследователем и респондентом – обеспечивается с помощью различных «промежуточных звеньев», влияющих на качество получаемых данных. Одним из таких звеньев является социологическая анкета.

Социологическая анкета обладает универсальным статусом, поскольку она:

Ø Используется как исследовательский инструментарий при любых видах социологического исследования;

Ø Используется во всех видах анкетного опроса (при индивидуальном, массовом, телефонном, почтовом и т.д.);

Ø Является эффективным способом сбора первичной информации;

Ø Разрабатывается при исследовании любой социальной проблемы;

Ø Позволяет получить первичную социологическую информацию, источником которой является респондент;

Ø Обладает уникальным содержанием;

Ø Позволяет получить оперативные срезы информации при проведении опроса. Ценностью такой информации является ее «незагруженность» средствами массовой информации;

Ø Позволяет получить определенное представление об общественном мнении, которое выражается в определенных формах, взглядах, оценках;

Ø Позволяет получить так называемое стратифицированное мнение (т.е. мнение конкретной социальной группы);

Ø Позволяет измерить и оценить современное состояние исследуемого явления.

Таким образом, можно сформулировать определение социологической анкеты. Социологическая анкета – это структурно и логически взаимосвязанная система вопросов, направленных на достижение цели и задач исследования. Социологическая анкета также представляет собой разновидность опросника, используемого для сбора данных при письменном опросе (анкетировании), это своего рода тиражированный документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам (правилам, зависящих от данной темы исследования).[94] Социологическая анкета обладает своей методической спецификой, заключающейся в существовании ее внешней и внутренней структуры. Также следует дать определение анкетному вопросу.

Анкетный вопрос является важным элементом анкеты социологического исследования и представляет письменное или устное обращение к респонденту, побуждающее его ответить в положительной, отрицательное или нейтральной форме реагировать на содержащееся в вопросе высказывание.

Функции анкетного вопроса:

1) коммуникативная;

2) познавательная (когнитивная);

3) выразительная (экспрессивная).

Основной познавательной задачей анкетного вопроса является получение надёжной, достоверной информации, характеризующей современное состояние исследуемого явления.

Рассмотрим подробнее каждую из функций анкетного вопроса.

Первой из них является коммуникативная функция. Она направлена на адекватное отражение содержания анкетного вопроса, коммуникативных намерений социолога получить от респондента первичную социологическую информацию. Несмотря на стремление социолога получить информацию, достаточно часто происходит обоюдное или одностороннее расхождение восприятия смыслового содержания анкетного вопроса, таким образом, возникает смысловое смещение.

Второй функцией анкетного вопроса является познавательная или когнитивная. Она заключается в том, чтобы социолог, разрабатывая исследовательский инструментарий, никогда не наделял респондентскую аудиторию статусом экспертов и ожидать научно обоснованного ответа на вопросы. Это связано с тем, что социолог не обладает определённым знанием об уровне компетентности и информированности респондента по проблеме исследования. Он не знает о личной заинтересованности респондента в прохождении опроса, а также то, что данная респондентская аудитория может позволить себе дать аргументированный ответ на все содержательные вопросы.

Ввиду этого часто небрежно проведённое пилотное исследование приводит к необходимости повтора полевого этапа проведения

Выразительная функция анкетного вопроса является его третьей и последней функцией. Она заключается в желании социолога любым способом выявить то, что было недосказано. Он дублируется контрольным вопросом.

Анкетные вопросы имеют свои особенности формулировки. Они заключаются в следующем:

· терминологический язык должен максимально отражать обыденное сознание респондентов, которое формируется в результате определённого жизненного опыта;

· словарный состав должен отражать язык повседневного общения, он не должен содержать научные термины, понятия иностранные слова, статистические обобщения;

· исследовательский инструментарий должен быть ориентирован на особенности респондентской аудитории, поэтому социолог должен обращаться к внутренним документальным источникам, которые характеризуют особенности респондентской аудитории;

· учитывать индивидуальные различия, образовательные и профессиональные характеристики, уровень компетентности, информированности, национальные характеристики, диалекты.

Стоит также отметить, что невозможно в одном анкетном вопросе отразить всю масштабность исследуемой нам проблемы. При составлении анкеты желательно избегать вопросов табличной формы. Также плохо воспринимаются вопросы-диалоги.

Методической особенностью социологической анкеты является существование ее внешней и внутренней структуры. Внешняя структура социологической анкеты включает в себя 4 взаимосвязанных исследовательских блока:

1. Блок обращения к респонденту;

2. Блок контактных вопросов;

3. Блок содержательных вопросов;

4. Блок социально-демографических опросов.

Эти блоки характеризуются жесткой последовательностью при разработке анкеты. Каждый блок внешней структуры социологической анкеты обладает своей внутренней структурой, которая характеризуется взаимосвязанными между собой элементами.

1) Блок обращения к респонденту – его еще иногда называют «лицевым» блоком. Данный блок начинается с самого обращения к респонденту, содержание которого опосредуется той респондентской аудиторией, в которой будет проводиться исследование. Следующий элемент блока включает название социологической организации, которая проводит исследование, более упрощенную постановку проблемы и цели проводимого опроса. Важно указать анонимный характер исследования, и то, что информация будет представлена только в обобщенном статистическом виде. Далее в структуру данного блока в обязательном порядке входит инструкция о специфике заполнения анкеты (можно привести пример заполнения анкеты), указание точной информации об организации (адреса офиса, контактного телефона), проводящей опрос, и выражение благодарности за участие в исследовании;

2) Блок контактных вопросов. Данный блок включает 2 вопроса, которые имеют четкую функциональную направленность на выявление уровня компетентности опрашиваемой аудитории по проблеме исследования. Вторая функция контактных вопросов заключается в создании благоприятного отношения респондентов к проблеме исследования, которое выражается в надежности и достоверности той информации, ради которой проводится исследование. Третья функция состоит в формировании эффективного социально-психологического взаимодействия социолога и респондента. Поэтому контактные вопросы всегда должны обладать достаточно универсальным смысловым содержанием, как правило, являются полузакрытыми и носят событийный характер;

3) Блок содержательных вопросов является основополагающим при исследовании любой социальной проблемы. Его модель отражает уровень существующего научного знания, профессионализма в формировании инструментария. Содержательный блок обладает своей внутренней структурой, в которую входят три типа содержательных вопросов: по содержанию, по форме, по функциям.

а) по содержанию – данный вид вопросов должен выявлять: во-первых, специфику современного состояния проблемы, во-вторых, цель исследования, его содержательные задачи и гипотезы, в-третьих, мнения и суждения респондентов. Содержательные вопросы должны выявлять мнения респондентов об уровне проявления проблемы исследования, о масштабе ее существования в жизни общества или социальной группы; о социальных изменениях, которые привнесла исследуемая проблема в жизнь общества, социальных предпосылках и причинах, которые предопределили появление проблемы исследования в обществе, социальной группе и эмпирическом объекте, о тенденциях дальнейшего проявления противоречия, а также о способах, средствах и методах снижения негативного влияния данного социального явления на жизнь общества и эмпирического объекта.

Характерной особенностью содержательных вопросов является их содержательная конфигурация, которая отражает то, что одни и те же содержательные вопросы, расположенные в разной последовательности анкеты, как правило, дают разную социальную информацию. Поэтому при размещении вопросов в анкете следует учитывать тот факт, что первые вопросы содержательного блока характеризуются простотой для восприятия и оценки их содержания респондентской аудиторией, а максимально сложные и значимые для достижения целей и решения задач вопросы, как правило, располагаются в центре блока, а после них постепенно снижается сложность вопросов. Важной особенностью содержательного блока является принцип равенства смыслового содержания вопросов анкеты, который исключает доминирование смыслового содержания одного вопроса над другим.

b) по форме – вопросы делятся на четыре типа: закрытые, полузакрытые, открытые, прямые/косвенные.

Закрытые вопросы предполагают выбор ответа из списка альтернатив. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Закрытые вопросы обычно используются при проведении массовых опросов, экспресс опросов, телефонных опросов. Достоинство закрытых вопросов заключается в том, что они обеспечивают практически полное заполнение анкеты, позволяют ускорить темп работы респондента с анкетой, минимизируют выбраковку анкет и работу анкетеров, а ответы на такой тип вопросов легко поддаются обработке и анализу. Недостатком можно считать: высокую вероятность необдуманности ответов и случайности их выбора, невозможность выражения личностных взглядов и суждений респондентов, значительное искажение информации за счет неверного восприятия смыслового содержания вопросов анкеты, отсутствия необходимого уровня компетенции и личной заинтересованности в проблеме исследования.

Полузакрытые вопросы предполагают кроме системы альтернатив наличие пустой строки, представляющей респонденту возможность выразить свое личное мнение.

Существуют следующие разновидности закрытых и полузакрытых вопросов: дихотомический тип, когда существует две крайние оценочные позиции (да/нет); шкальный тип, который направлен на измерение интенсивности оценочных суждений респондентов и представление в виде табличной формы; альтернативный тип, который предоставляет возможность респонденту выбора только одной позитивной или негативной позиции; вопросы-меню, которые предоставляют респонденту возможность выбрать из многообразия суждений, разработанных социологом, несколько позиций, которые максимально отражают его личное мнение.

Открытые вопросы – это смысловая конструкция, которая не сопровождается никакой системой альтернатив и предполагает самостоятельную формулировку ответа респондента. Отвечая на открытый вопрос, респондент выражает собственную точку зрения, что позволяет социологам получить информацию, отражающую многообразие представлений об изучаемой проблеме. К недостаткам относятся: трудность процесса кодировки, обобщения и обработки ответов, сложный процесс анализа, требующий большого профессионального опыта. Главным достоинством этого вида вопроса является получение эксклюзивной первичной социологической информации, которая не всегда отражена в научных источниках; возможность выявить социальные предпосылки, причины возникновения и развития исследуемого социального явления в жизни общества.

Косвенные вопросы – респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

Прямые вопросы – респонденту предлагается реальная ситуация, где необходима оценка его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

с) по функциям – различают вопросы-фильтры, контрольные вопросы, социально-психологические вопросы.

Вопросы-фильтры позволяют социологу из общей совокупности опрашиваемых респондентов выделить определенную группу респондентов, мнения и оценочные суждения которых представляют определенный интерес для выявления специфики современного состояния исследуемого явления. Вопрос-фильтр предваряется инструкцией, которая подсказывает, кому и каким образом необходимо заполнить вопрос. Пример: «На следующие вопросы отвечают студенты, которые проживают в общежитии». Переход от вопроса-фильтра к последующим вопросам тоже сопровождается указанием. Например: «На остальные вопросы анкеты отвечают все респонденты». Еще одной важной функциональной направленностью вопроса-фильтра является его сопровождение каждого тематического блока, благодаря чему осуществляется его распределительная функция, потому что вопрос-фильтр указывает на то, что данный тематический блок позволяет опрашивать определенные категории респондентов. Вопросы-фильтры, разделяя респондентскую аудиторию на определенные категории, формирует типологию респондентов по различным основаниям (гендерный, образовательный признаки и т.д.).

Контрольные вопросы обладают функциональной направленностью, связанной с тем, что они позволяют выявить характерные уровень достоверности информации, которую респондент отражает в содержательных вопросах. Но для того, чтобы респондент не догадался о проверке надежности ответов, контрольные вопросы переформулируются и помещаются в другой тематический блок.

Социально-психологические вопросы помещаются в анкету, чтобы изменить тематику разговора. Например, «А теперь ответьте на вопросы о вторичной занятости студентов дневного отделения». Данный тип вопросов используется для выявления определенных типов респондентов.

4) Блок социально-демографических вопросов – вопросы, завершающие анкету. Они отражают:

ü Половозрастные характеристики;

ü Профессионально-должностные характеристики;

ü Социально-статусные характеристики;

ü Временные характеристики;

ü Региональные характеристики.

ü Универсальные характеристики

Перейдём к видам анкетного опроса. Их выделяют по следующим критериям:

1) по числу респондентов

· индивидуальное анкетирование (один респондент);

· групповое анкетирование (несколько респондентов);

· аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;

· массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов).

2) по полноте охвата:

· сплошное (опрос всех представителей выборки);

· выборочное (опрос части выборки).

3) по типу контактов с респондентом:

· очное (в присутствии исследователя-анкетёра)

· заочное (анкетёр отсутствует), к которому относятся:

o рассылка анкет по почте;

o публикация анкет в прессе;

o публикация анкет в Интернете;

o вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Нашей проектной группой будет проведено анкетирование:

ü индивидуальное – так как анкеты содержат личные вопросы, ответы на которые респонденты дадут, только зная, что об их ответе никто не узнает (анонимное анкетирование);

ü выборочное – нами будет опрошена лишь часть генеральной совокупности, к тому же, среди элементов генеральной совокупности будут присутствовать лишь жители Москвы (при непосредственном анкетировании) и пользователи Интернет-сети;

ü очное (при исследователе-анкетёре) и заочное – онлайн-опрос.

Следует отметить, что не все анкеты принимаются для обработки. Их выбраковка может осуществляться по следующим причинам:

1. Отсутствие работы респондента с содержательным блоком;

2. Нарушена целостность анкеты;

3. На страницах анкеты рисунки, лозунги и иные пометки;

4. Существует определенный уровень массового искажения.

Ниже приведён разработанный нами инструментарий – анкета социологического исследования, которая создана в соответствии со всеми приведёнными выше критериями (см. ПРИЛОЖЕНИЕ).

&nb

Наши рекомендации