Как провести социологический опрос
Подготовка социологического опроса
Как каждое серьезное дело, социологический опрос требует тщательной подготовки. Ценность и достоверность информации, получаемой в результате исследования, напрямую зависит от его подготовки. Бывает так, что подготовка исследования занимает больше времени, чем само исследование.
Социологический опрос включает четыре этапа:
§ подготовка исследования;
§ сбор социологической информации;
§ подготовка собранной информации к обработке и обработка ее на компьютере или вручную;
§ анализ обработанной информации, формулирование выводов и рекомендаций.
Исследование начинается с составления программы. Программа исследования – это изложение его теоретико-методических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операции для их проверки. Программа – это стратегический документ исследователя. Разработка ее требует глубоких знаний, умений, времени. Как правило, программа состоит из двух разделов: методологическогоипроцедурного. Методологическийраздел программы включает следующие элементы:
§ обоснование проблемы исследования;
§ определение целей и задач исследования;
§ уточнение и интерпретация основных понятий;
§ формулирование гипотез.
Исследователь должен четко определить проблему и согласовать цели исследования. «Хорошо определенная проблема – это уже полпути к ее решению», – гласит старинная поговорка. Цели могут быть поисковыми, т.е. предусматривать сбор каких-то предварительных данных, проливающих свет на проблему, и, возможно, помогающих выбрать гипотезу. Они могут быть описательными, т.е. предусмотреть описание определенных явлений, например, выяснить численность и состав по различным характеристикам (полу, возрасту, социальному положению и т.д.) пациентов, пользующихся услугами конкретного медицинского учреждения. Бывают и экспериментальные цели, т.е. предусматривающие проверку гипотезы о какой-либо причинно-следственной связи, например о том, что снижение цен на платные медицинские услуги на Х процентов вызовет приток пациентов, по крайней мере, на Y процентов.
Теоретическая интерпретация понятий предполагает точное объяснение используемых категорий. При этом в первую очередь выделяются ключевые понятия, выражающие узловые точки изучаемой проблемы. Например, проводится исследование об отношении населения к качеству медицинского обслуживания в ЛПУ. Возникают вопросы: что понимается под «качеством медицинского обслуживания»? Какие элементы включает в себя это понятие? С помощью каких конкретных показателей, индексов, характеристик можно измерить качество медицинского обслуживания? Так, понятие «доступность медицинской помощи» включает в себя такие показатели, как территориальная доступность учреждения здравоохранения; адекватность режима работы учреждения, специалистов; организация приема, порядок госпитализации, возможность получения ожидаемой диагностической, консультативной, лечебной и профилактической помощи; доступность необходимых лечебно-диагностических профилактических мероприятий, в том числе лекарственной помощи. Интерпретация понятий позволяет установить, о чем и по каким направлениям следует собирать информацию.
Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений, процессов, фактов, которые надо подтвердить или опровергнуть. Хорошая гипотеза должна отвечать ряду требований:
- быть проверяема полученным эмпирическим материалом;
- не противоречить установленным ранее научным фактам;
- быть сформулированной просто, ясно и четко.
Процедурныйраздел программы включает в себя:
- план исследования;
- обоснование выборки;
- определение методов сбора и анализа полученной информации.
Рабочий план исследования содержит процедурные мероприятия, связанные с качественным проведением маркетингового исследования. Практика показывает, что умело разработанный план – хорошее подспорье для организаторов: он позволяет заранее точно определить объем организационных и финансовых затрат.
Невозможно переоценить значение правильного выбора людей для опроса. «Кого спрашивать?» – второй по важности вопрос для исследования после «Что спросить?». Для решения этой задачи и служит выборка. Для человека со стороны выборка представляется предметом малопонятным, полным тайн, трюков и подтасовок: «Как может эта крошечная группа людей отражать мнение всего населения?» На этот вопрос удачно ответил Д. Гэллап: «Если хорошо помешать суп, повар возьмет на пробу одну ложку и скажет, какой вкус у всего горшка!».
Выборочное исследование является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной техники и методики. Его основа – выборочная совокупность, которая является уменьшенной копией генеральной совокупности.
Генеральная совокупность – все население или та его часть, которую исследователь намерен изучать. Так, если объект – трудоспособное население страны, то генеральная совокупность включает всех женщин от 16 до 54 лет и всех мужчин в возрасте от 16 до 59 лет.
Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, отобранная по строгим правилам. Выборочная совокупность включает тех людей, которых исследователь опрашивает. Кого отнести к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность, решают математические методы.
Главное требование к выборке – репрезентативность, т.е. представительность, воспроизводство всех характеристик и уменьшенная копия генеральной совокупности, своего рода микромодель. Например, если нужно исследовать отношение студентов медицинской академии к платному образованию, то нет необходимости опрашивать все три тысячи студентов. Достаточно опросить 10%, т.е. 300 человек, но среди этих трехсот должны быть представлены студенты старших и младших курсов разных факультетов, обучающиеся на бюджетной и контрактной основе и т.д. Эти 300 должны быть своеобразной моделью студентов академии.
Объем выборки рассчитывается по довольно сложным формулам, с использованием теории вероятности, таблицы случайных чисел и т.д. Как правило, он должен составлять не менее 5-10% объема генеральной совокупности. В то же время при объеме генеральной совокупности в десятки и сотни тысяч людей объем выборки может быть и менее 5% (не более 2-2,5 тысяч человек). Чем меньше генеральная совокупность, тем больше объем выборки. Если генеральная совокупность составляет менее 500 единиц, объем выборки – не менее 50%, а если речь идет о 100 – 200 единицах, то проводят сплошное исследование, т.е. опрашивают всех. Последнее обстоятельство полезно запомнить. Иногда в социологических исследованиях опрашивают всю генеральную совокупность, например всех главных врачей, всех главных медсестер города, всех пациентов какого-либо отделения и т.д.
Различают выборки случайные (вероятностные) и целенаправленные.
Случайная выборка связана с понятием статистической вероятности, законом больших чисел в математике. Рассмотрим основные методы случайной выборки: метод собственно случайного отбора, метод механической выборки, серийной и гнездовой выборки.
1. Метод собственно случайного отбора. Чтобы лучше понять его, обратимся к примеру. В ящике три вида шаров: 200 красных, 300 черных и 500 белых. Необходимо 100 шаров отобрать, чтобы присутствовали пропорционально шары всех трех цветов. Их доля в ящике (генеральной совокупности) соответственно 20, 30 и 50%. Надо отобрать – 20 красных, 30 черных и 50 белых. Для того чтобы у каждого шара была равная вероятность быть отобранным, надо шары тщательно перемешать и отбирать откладывая шары трех цветов. Всего 100. Так и в социологическом исследовании: элементы (респонденты) пофамильно или посредством кода заносятся на карточки, перемешиваются тщательно (это очень важно) и отбираются. Недостатком этого метода является то, что успешно его можно применять только для генеральной совокупности не более 800-1000 единиц. Для больших генеральных совокупностей больше подходит метод механической выработки.
2. Метод механической выборки. Все элементы генеральной совокупности сводятся в единый список и через равные интервалы отбирается соответствующее число респондентов. Шаг отбора (К) рассчитывается по формуле К=N/n, где N – величина генеральной совокупности, n – величина выборочной совокупности. Например, N = 2000, n = 200, при этом К = 2000/200 = 10. Это значит, что из списка должна быть отобрана каждая десятая единица. Для отбора могут быть использованы списки избирателей, записи в домовых книгах, бланки учета в отделе кадров, табели в отделениях больниц и поликлиник.
3. Метод серийной выборки достаточно удобный и точный. Если генеральную совокупность можно разбить на однородные по заданному признаку части, то отбор может быть из каждой серии отдельно. Количество респондентов, подлежащих отбору, рассчитывается по формуле: К – с·n/N, где с – число единиц в серии, N – величина генеральной совокупности, n – величина выборочной совокупности.
Пример: генеральная совокупность 2000 человек включает в себя 300 врачей, 1000 медсестер и 700 санитарок. Выборочная совокупность – 200. К1 = 300·200/2000 = = 30 врачей, К2 = 1000·200/2000 = 200 медицинских сестер, К3 = 700·200/2000 = 70 санитарок.
4. Метод гнездовой выборкиотносится к числу часто применяемых на практике. Отбор идет не отдельных респондентов, а групп с последующим сплошным опросом в отобранных группах. Например, из 200 групп студентов, в каждой из которых занимается по 15 человек, может быть отобрано на основе случайной выборки 30 групп. Тогда опросу подлежат 450 человек. Гнездовая выборка репрезентативна, если состав групп в максимальной степени схож по основным демографическим признакам респондентов.
Списки или карточки в этом случае составляются только для групп путем их нумерации. В качестве отбираемых для исследования могут быть отделения в лечебно-профилактических учреждениях, слушатели факультетов усовершенствования врачей, группы студентов, школьников и другие общности, представляющие собой целостный объект с точки зрения исследования.
5. Целенаправленная выборка.К ней правила теории вероятности не применимы. Она осуществляется с помощью следующих методов: стихийной выборки, метода основного массива и метода квот.
6.Примером метода стихийной выборкислужит почтовый адрес читателей журнала или газеты. Нельзя заранее определить структуру массива респондентов, возвративших анкеты. Вот почему выводы исследования, как правило, распространяются лишь на опрошенную совокупность.
7. Метод основного массива удобнее всего применять в разведывательных исследованиях для «зондажа» какого-нибудь контрольного вопроса, например: удобно или неудобно назначенное активистами той или иной партии время массовой демонстрации. В таких случаях опрашиваются 50-60% потенциальных участников демонстрации.
8. Метод квотной выборки наиболее точный, широко применяемый в опросах общественного мнения. Его используют, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Все данные о том или ином контрольном признаке выступают в качестве квоты, а их отдельные числовые значения – параметров квот. При квотной выборке респонденты отбираются целенаправленно, с соблюдением параметров квот. Число признаков, данные о которых выбираются в качестве квот, как правило, не превышает четырех. Это связано с тем, что при большем числе «фиксированных» признаков отбор респондентов становится чрезмерно трудоемким. В качестве квот чаще всего применяют «уровень доходов», «уровень квалификации», «уровень образования».
Каковы особенности выборки при проведении социологических опросов в учреждениях здравоохранения?
Большой интерес представляет изучение мнения пациентов медицинских учреждений. При этом виде исследования доминирует личный опыт респондента в получении медицинской помощи, однако его пребывание в учреждении здравоохранения является сдерживающим фактором в получении объективных оценок, что отражается на результатах исследования. Поэтому наиболее оптимальным является опрос на дому лиц, выписанных из стационара, или получивших медицинскую помощь в поликлинических условиях. Также широко используется ретроспективный опрос госпитализированных больных о видах медицинской помощи, получаемых ими на предыдущих этапах.
Распределение объема выборки среди госпитализированного населения производится соответственно структуре коечного фонда учреждений здравоохранения. Выбор в качестве респондентов госпитализированных больных обоснован тем, что данная категория пациентов имеет наибольшее представление о работе всех основных служб здравоохранения, более доступна в организационном плане и опрос ее обходится дешевле с точки зрения материальных затрат.
В учреждениях здравоохранения выборочная совокупность комплектуется из пациентов в разрезе структурных подразделений с учетом представительности интересующих демографических и/или социальных факторов.
Опрос населения наиболее целесообразно проводить в амбулаторно-поликлинических учреждениях, стационарах и других учреждениях здравоохранения. Связано это не только с удобством проведения социологического исследования, но и с возможностью получения более достоверной информации на месте оказания медицинской помощи.
В стационарах социологическое исследование можно проводить непосредственно в палатах, в свободное от диагностических и лечебных процедур время. Перед раздачей анкет респондентов необходимо проинформировать о целях и важности проводимого опроса, порядке заполнения анкет, обратив внимание на анонимность ответов.
Опрос пациентов проводится одномоментно в различных отделениях в течение 1-2 дней. Необходимо следить за тем, чтобы на мнение пациентов не оказывалось давление со стороны медицинских работников и соседей по палате.
Аналогично можно проводить опрос среди посетителей поликлиник, например, среди пациентов, ожидающих врача или проведения лечебно-диагностических исследований и процедур.
Для получения достоверных данных при опросе медработников следует учитывать реальное соотношение врачебного и среднего медперсонала. Минимальное число анкет для анализа по одной конкретной группе медработников должно быть не менее 30.
Опрос руководителей медицинских учреждений осуществляется сплошным методом. В общем объеме выборки по медицинским работникам доля руководителей учреждения здравоохранения должна быть не менее 20% .
Когда выборка построена правильно, исследование дает более точные результаты даже при небольшом объеме. Но если она содержит грубые ошибки, то и большой объем не дает точных данных.
Классический пример из истории изучения общественного мнения в США: в первой трети двадцатого века ведущую роль в организации опросов общественного мнения играл литературный журнал «Литерари дайджест», который считал, что широта охвата населения гарантирует достоверность результата опросов. Но президентские выборы 1936 года показали несостоятельность такой методики. Разослав 10 миллионов писем избирателям и обработав их, журнал уверенно предсказал победу республиканцу А. Лендону над демократом Ф. Рузвельтом – 57% против 43%. В те же дни никому не известный специалист по изучению общественного мнения Д. Гэллап, опросив всего несколько сот избирателей, заявил, что успеха добьется Ф. Рузвельт. И тот действительно получил более 62% голосов. Д. Гэллап за один день стал знаменитостью. Сегодня он – признанный основатель современных методик по изучению общественного мнения.
Институт Гэллапа, институт Харриса, институт Янкеловича и другие опрашивают 1000-1500 человек, лишь изредка 5000. Необходимо так отобрать их, чтобы опрос небольшой группы людей действительно отражал мнение всей страны.
В чем была ошибка журнала? Авторы опроса не учли неоднородность американского общества, отправив письма по адресам из телефонной книги и спискам владельцев машин, т.е. получились люди со средним достатком. Эта группа не являлась репрезентативной для всего американского общества.
После определения выборки наступает следующий этап исследования – разработка анкеты и проведение анкетирования.
Проведение анкетирования
Оно осуществляется с помощью инструмента, называемого анкетой. Анкета – это опросный лист с упорядоченным списком вопросов, на которые опрашиваемый самостоятельно отвечает в соответствии с указанными правилами.
Анкетирование может быть групповым ииндивидуальным.
Групповой анкетный опрос применяется по месту работы, учебы. Анкеты раздаются для заполнения в аудитории, куда приглашаются респонденты. Обычно один исследователь работает с группой 15-20 человек. При этом обеспечивается возможность получения дополнительной консультации по технике заполнения, а анкетер, собирая анкеты, может контролировать качество их заполнения.
Прииндивидуальном процессе анкеты раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондентов, а время возврата заранее оговаривается. Опрашиваемый заполняет анкету самостоятельно, здесь нет психологического давления анкетера. Но следует учесть, что в этом случае потери анкет неизбежны.
Анкетирование может быть очными заочным (почтовый опрос, опрос через газету, журнал). В социологических исследованиях нередко применяются почтовые опросы, которые имеют важное преимущество – простоту организации и стоимость в 10-20 раз дешевле, чем интервью. Нет надобности в подборе, обучении и контроле за деятельностью интервьюеров. При известном опыте исследователей почтовый опрос в 2000 человек может быть осуществлен за 7-10 дней. Достоинством метода является и то, что он позволяет провести одновременно опрос на большой территории, в труднодоступных районах. Основной недостаток почтового опроса – неполный возврат анкет (не все заполняют и отправляют). Поэтому важно стимулировать возврат анкет (70-75% возвращенных анкет – это гарантия надежности информации). Исследования социологов показали, возврат анкет можно увеличить: 1) если за 3-4 дня до отправки анкеты участнику анкетирования послать уведомление об опросе; 2) напоминанием через 2-3 недели о том, что была отправлена анкета; 3) вознаграждением за участие, календарик, сувенир и пр.
Задача исследователя – грамотно составить анкету. Составление анкеты требует соблюдения определенных принципов ее конструирования, знания особенностей разных видов вопросов, порядок их расположения, и правил формулирования.
Композиция анкеты.При разработке анкеты необходимо иметь в виду, что она имеет строгую структуру, т.е. композицию.
Анкета должна состоять из трех частей:
1. Обращение или вводная часть.
2. Основная часть.
3. «Паспортичка» (социально-демографическая характеристика респондента).
Обращение. Его основной смысл состоит в том, чтобы стимулировать интерес опрашиваемого к исследованию, создать деловую атмосферу. Нужно указать кто (организация или научное учреждение) и для чего проводит опрос, как будут использованы данные. Надо популярно объяснить цель опроса, не прибегая к сложным словесным конструкциям и так, чтобы заинтересовать респондента. Не следует писать во введении «нас интересует то-то». Такой оборот скорее вызовет неприязнь, чем желание помочь организаторам опроса. Лучше подчеркнуть активную позицию респондента, например, «Ваши ответы помогут улучшить работу в такой-то области».
В большинстве случаев подчеркиваются гарантии анонимности опроса. Это очень важный момент исследования. Анонимность опроса способствует получению искренних, достоверных ответов.
В обращении следует также описать технику заполнения анкеты. Обращение необходимо завершить выражением благодарности респонденту за его желание принять участие в опросе.
Таким образом, в обращении должны быть отражены следующие моменты:
1. Актуальность темы опроса.
2. Цель исследования.
3. Правила заполнения анкеты.
4. Гарантия анонимности.
Приведем в качестве примера обращение к респондентам в исследовании, посвященном подготовке иностранных студентов в Пермской медицинской академии.
«Уважаемый студент!
В Пермской государственной медицинской академии подготовка иностранных студентов началась в 1990-е годы. Накоплен определенный опыт, который требует изучения и обобщения. Цель данного опроса – изучение мнения студентов-иностранцев об учебе в академии, о жизни в России. Ваши искренние ответы помогут в работе по совершенствованию подготовки иностранных специалистов.
Внимательно прочтите вопрос и все варианты ответов. Выберите наиболее соответствующие Вашему мнению и обведите кружочками цифры, которыми они обозначены. Если ни один из предлагаемых ответов не отражает Ваше мнение, допишите свой ответ.
Анонимность опроса гарантируется. Заранее благодарим Вас за участие в исследовании!».
В основной части обычно принято первыми задавать наиболее простые и доступные по смыслу и технике заполнения вопросы. Они называются контактными. Такие вопросы вызывают у респондента чувство уверенности в своей компетентности, интерес к теме опроса, желание отвечать дальше. Например, «Любите ли Вы кино вообще?» Таким образом, цель контактных вопросов – заинтересовать респондента, обеспечить процесс вхождения в проблему. По мере активизации внимания и усиления интереса респондента может возрастать сложность и острота вопросов. Переход от простых к более сложным вопросам называют правилом воронки.
В середине анкеты располагаются наиболее важные с точки зрения исследования и трудные для респондента вопросы. Содержание этих вопросов отражает цели и задачи исследования. Поэтому для решения каждой задачи надо разработать определенный блок вопросов: несколько вопросов, объединенных по тематическому и проблемному принципам.
В ходе опроса следует учитывать, что примерно через 45 минут напряженного внимания респондент начинает утомляться, поэтому вторую половину опроса рекомендуется посвятить более простым вопросам, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти и внимания. Главная функция заключительных вопросов – снять психологическое напряжение, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. По мнению известного российского социолога В.А. Ядова, динамика развития опроса, продолжительность которого варьируется от 10-15 минут до 1,5-2 часов в зависимости от целей, выглядит так: в первой половине опроса – плавный подъем, примерно 15% уделено «отдыху» (спад), затем около четверти времени самой напряженной работы (к этому моменту респондент включился в опрос и подготовлен к серьезному обдумыванию ответов) и резкое снижение трудности в завершающей фазе.
«Паспортичка» – заключительная часть анкеты. Она фиксирует сведения о личности опрашиваемого; включаются вопросы о профессии, образовании, доходе, поле, социальном происхождении, месте рождения и проживания, национальности и т.д.
Главным является выделение обоснованных группировок для получения надежных ответов. Если такие характеристики, как пол и национальность, группировать нетрудно, то другие признаки (возраст, профессия, семейное положение и др.) требует определенных знаний. Остановимся для примера на возрастной характеристике.
Обычно встречаются три типа формулировок вопроса о возрасте:
1. Сколько Вам лет?
2. Сколько Вам лет? Укажите на шкале.
3. В каком году Вы родились?
Преимущество первой формулировки состоит в том, что это привычный вопрос для респондента, легко и просто обрабатывается после опроса. Но есть в вопросе неопределенность: нужно указывать количество полных лет или округлять свой возраст?
Вторая формулировка означает возможность для дальнейшего сравнительного исследования по возрастному признаку.
Наиболее подходящей считается третья формулировка, т.к. нет определения возраста, есть широкие возможности для сравнения, хотя такой вариант несколько усложняет обработку (кодирование) данных.
Можно пользоваться при выделении возрастных групп стандартами государственной статистики. Обычно используют следующую периодизацию возраста: 1-4, 5-9, 10-14, 15-19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60-64, 65-69, 70-79, 80 лет и старше.
Исследователь сам решает, какие пороговые группировки для него представляют интерес. Важно учитывать, что для многих статистических операций необходимы равные интервалы. Поэтому, например, при опросе трудоспособного населения используют следующую шкалу: 16-19, 20-29, 30-39, 40-49, 50-59, 60-69 лет. В исследованиях молодежи используют следующие деления по возрастному признаку: 14-16, 17-19, 20-23, 24-26, 27-30 лет.
Не сложилось в практике российских исследователей единообразие в формулировке вопросов об образовании. Применяются, например, номинальные шкалы с указанием формы обучения и его длительности:
- начальное (ниже 7 классов);
- неполное среднее (7 классов до 1961 г., 8,9 – после 1961 г.);
- ПТУ без среднего образования;
- ПТУ со средним образованием;
- среднее специальное образование;
- незаконченное высшее (3 курса вуза и больше);
- полное высшее образование.
Во многих странах предлагается универсальный вопрос об общей численности лет обучения, включая общее и специальное. Отдельно задается вопрос о численности лет профессионального обучения.
Важное правило составления «паспортички» – то, что ее структуру нельзя переносить из одной анкеты в другую. Все социально-демографические признаки респондента каждый раз определяются целями и задачами исследования.
После «паспортички», в заключение анкеты, желательно поместить благодарность респонденту за участие в исследовании, которая может быть выражена такими фразами «Благодарим за помощь!», «Спасибо за участие в исследовании!» и пр.
Для того чтобы получить достоверную информацию, необходимо правильно сформулировать и расположить вопросы в анкете. Для этого нужно знать классификацию вопросов.
|
Закрытый вопрос может быть альтернативныминеальтернативным. Альтернативный– выбор всего одного варианта ответа, в результате чего сумма ответов на все вопросы всегда составляет 100%.
Схема № 7