Основные направления развития
Классической социологии
Каждая наука имеет свою историю. В изложении этой истории за основу обычно берутся разные принципы:
- изложение развития тех или иных идей;
- анализ основных школ и направлений развития науки;
- «географический» принцип – изложение материала в хронологической последовательности по странам.
История социологии богата и выдающимися именами, и школами и направлениями. Выделим главные из них. Вторая половина XIX века в интеллектуальной истории Запада – время увлечения успехами естествознания и расцвета натуралистического мировоззрения, под влиянием которого и развивалась социология. В этот период в социологии процветал натурализм-биологизм, что означает ориентацию обществознания на методы естественных наук: редукционизм (сведение) общественных закономерностей к природным; злоупотребление биологическими аналогиями при описании тех или иных общественных явлений; использование биологического или географического фактора как фактора, определяющего социальный прогресс и социальную «эволюцию». Названия этих школ говорят сами за себя: географическая, демографическая, расово-антропологическая, органическая (органицизм).
Вопрос заключался только в том, какой именно биологической стороне придавалось решающее значение в описании общества и культуры. Генри Бокль, Александр Гумбольдт, Фредерик Ле Пле акцентировали внимание на влиянии географической среды, климата, ландшафта на развитие общества. Демографическая школа главным фактором социального развития считала рост народонаселения. Расово-антропологическая школа (Артюр де Гобино, Людвиг Вольтман, Стюарт Чемберлен) интерпретировали общественное развитие в понятиях наследственности, расового отбора, борьбы высших и низших рас.
История социологической мысли знает и множество разновидностей органицизма (методологическая ориентация концепций общества по аналогии с понятием организма). Так, известный французский социолог Рене Вормс широко пользовался биомедицинскими аналогиями для характеристики «общественного организма», такими как «социальная норма», «социальная патология», «социальная генетика», «болезни общества». Вормс считал, что социология – это своеобразная медицина для общества.
Широко процветал в социологии и социал-дарвинизм, который переносил идею естественного отбора, борьбы за существование на социальные отношения. Известна в этом плане работа Микеланджело Баккаро «Борьба за существование и ее последствия». Определенное влияние социал-дарвинизма испытали такие известные социологи, как Г. Тард, Л. Уорд, Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм.
Биологизация социальных явлений уже в конце XIX века стала казаться явным анахронизмом, тупиком в истории социологической мысли. Идеи натурализма и биологизма уже тогда подвергались критике. Однако в связи с последними достижениями современной генетики, развитием экологии, микробиологии и в конце XX века на новом уровне возникают идеи социобиологии, человеческой экологии и др.
Бурное развитие психологии породило новую тенденцию в социологии – психологизацию общественных явлений, психологические школы. Это «психологический эволюционизм», «инстинктивизм», «психология народов», «интеракционизм». Если натуралистическое направление и натуралистические школы обращались к биологическим факторам, то психологические, соответственно, к факторам индивидуальной психологии. Социальная жизнь находила описание и объяснение в психологических терминах. Это идеи «сознания рода», «социального разума», «коллективной психологии», «коллективного инстинкта». Работа выдающегося русского ученого В.М. Бехтерева имеет символическое в этом плане название – «Коллективная рефлексология».
Представитель инстинктивизма крупнейший психолог и социолог Уильям Мак-Дауголл под каждое общественное явление подводит определенный инстинкт. Войны он объясняет предрасположенностью людей к драчливости, накопление общественных богатств – склонностью к стяжательству, рост городов – проявлением стадности.
Выдающийся австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) считал универсальной детерминантой человеческого поведения половое влечение – либидо. Если У. Джеймс насчитывал 38 инстинктов, которые влияют на жизнь общества, У. Мак-Дауголл – 18, то З. Фрейд свел их к двум: инстинкту жизни (эросу) и инстинкту смерти (танатосу). Именно борьба этих двух начал и определяет развитие общества. Так, например, войны Фрейд объяснял бессознательной тягой общества к смерти, победой инстинкта смерти.
Из психологического направления и психологических школ в социологии вышла, в конечном итоге, новая наука – социальная психология. В развитие и становление этой науки огромный вклад внесли работы В.М. Бехтерева, Г. Тарда, Г. Лебона.
Параллельно с теоретической социологией развивались эмпирические (прикладные) исследования. В классической социологии они были связаны друг с другом сравнительно слабо. Особые социально-экономические и политические условия развития Англии именно эту страну сделали родоначальницей классических эмпирических исследований, которые проводили, как правило, не профессиональные обществоведы, социологи, а врачи, промышленники, работники статистических бюро. На социологические исследования их толкали интересы дела, потребности общественного развития, развития промышленности, образования, здравоохранения. Одно из первых социологических исследований проведено в Шотландии
Дж. Синклером, изучавшим условия жизни сельского населения. Синклер первым использовал метод опроса. Он составил анкету, которая состояла из 116 вопросов. Результатом этого исследования стал большой труд «Статистическое описание Шотландии».
К середине XIX века в Англии интерес социологов был сосредоточен на изучении проблем рабочего класса и бедных слоев городского населения. Характерно, что инициаторами таких исследований были врачи, изучавшие вопросы социальной гигиены. Особую известность получили работы английского врача Джеймса Шаттлуорта – основателя Манчестерского статистического общества. Под его руководством проводились исследования о состоянии здоровья рабочих, состоянии их жилищ и одежды. Результаты исследования были опубликованы в книге «Моральные условия в жизни рабочих» (1832).
Говоря о развитии конкретной социологии, нельзя обойти вниманием и фигуру Чарльза Бута – английского исследователя второй половины XIX века. Основная его работа – «Жизнь и труд людей Лондона». Ч. Бут также приходит к мысли о том, что статистическая информация недостаточна для изучения и описания общества. Он составляет опросники, впервые использует социальные карты районов и улиц Лондона, дает классификацию населения Лондона: средний класс, высший класс, низший класс. Исследования Ч. Бута вызвали широкий отклик у общественности Англии и способствовали принятию законов о минимальной заработной плате, пенсионном обеспечении, пособиях по безработице. Таким образом, параллельно с теоретической социологией получает широкое развитие и прикладная социология, конкретные социологические исследования. Они проводились не только в Англии, но и в других странах. Так, широко известны работы французских социологов-эмпириков – А. Гэрре, А. Кэтле, Ф. Ле Пле. Работы А. Гэрре внесли весомый вклад в статистику нравственности, криминальную статистику. Уровень преступлений А. Гэрри связывал в первую очередь с экономическими условиями. Адольф Кэтле изучал проблемы человека в различные периоды и в различных условиях его жизни. Имя Фредерика Ле Пле связано с развитием такой отрасли социологии, как социология семьи.
Характеризуя классическую социологию, нельзя обойти вниманием наиболее ярких ее представителей. Социология зародилась во Франции и связана с именем Огюста Конта (1798-1857). Конт считал, что социология, как и естественные науки, должна основываться на фактах и исследовать социальную действительность теми же методами, что и естествознание, которое изучает природу. Социологию он первоначально назвал «социальной физикой», но это не означает, что Конт все социальные явления сводил к физическим. Социология у Конта состоит из двух разделов – социальной статики и социальной динамики. Он сформулировал закон смены трех стадий исторического развития – теологической, метафизической и позитивной. Важно, что у Конта общество состоит из систем, а не является простой суммой индивидов. В основе развития общества лежит семья. Основными методами социологии Конт считает наблюдение и эксперимент.
В конце XIX века во Франции особую популярность приобрели труды Эмиля Дюркгейма («Правила социологического метода», «О разделении общественного труда», «Самоубийство»). В основе социологии как науки, считал Дюркгейм, лежит социальный факт, под которым он понимает все то, что оказывает на индивида внешнее воздействие. Дюркгейм обосновывал объективность научного подхода к явлениям социальной жизни. Основная социологическая категория Дюркгейма – социальная солидарность – явление, которое лежит в основе общественных отношений, противоположной категорией он считает аномию – чувство разобщенности, ненужности, которое может возникнуть у человека в обществе. Заслуга Дюркгейма в том, что он показал социальную обусловленность аномии (на примере анализа самоубийств).
В связи с психологическим направлением в социологии уже упоминались имена выдающихся французских социологов Гюстава Лебона и Габриеля Тарда. Именно они разработали понятия «толпы», «массы», рассмотрели проблему массового заражения, подражания. Идеи Лебона актуальны при анализе проблем лидерства, массовой митинговой демократии. Актуальны и труды Г. Тарда «Законы подражания», «Мнение и толпа» (опубликованы в 1901-1902 гг.), в которых он рассматривает коллективную психологию и также эффект подражания. В основе «толп», «сект» лежит, по его мнению, потребность в лидерах, вождях, героях. Толпе свойственна подражательность и иррациональность. Именно в такой толпе человек теряет свое лицо, нивелируется и становится единицей массы, толпы, публики.
Развитие теоретической социологии в Англии неразрывно связано с именем Герберта Спенсера (1820-1903), автора десятитомного труда, частью которого стали «Основания социологии». Г. Спенсер одним из первых предметно поставил проблему размежевания социологии и истории. По его мнению, социология и история соотносятся, как антропология и биография. Антропология изучает состояние и условия развития (как и социология), биография фиксирует все события, случайности в человеческой жизни (это же делает история по отношению к обществу). В основе социологии Г. Спенсера лежит идея социальной эволюции общества. Общество копирует и воспроизводит живой организм. Спенсер – это Дарвин в социологии, вслед за которым он шел, развивая дарвинскую идею эволюции и саморазвития общества. Г. Спенсер также разрабатывает идею неразрывной связи общества и природы, используя огромное количество конкретной фактуры. Идеи Г. Спенсера оказали влияние на творчество К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, Л.Н. Гумилева,
Л.Н. Толстого, Т. Драйзера, Д. Лондона. Он был самым популярным социологом вплоть до 30-х годов XX столетия, предтечей многих новых течений в социологии XX в.
Развитие социологии в Германии происходило значительно позже, чем во Франции и в Англии. Но именно Германия дала миру таких социологов, как М. Вебер и К. Маркс. С именем Макса Вебера (1864-1920) связано формирование совершенно новых принципов социального познания, разрыв с натурализмом. М. Вебер рассматривал социологию не как описательную науку, а как моделирующую и конструктивную. Основным в социологии Вебера является учение об идеальных типах. Идеальный тип – узловое понятие, в котором отражается явление и процесс, абстракция для типологии и систематизация фактов, явлений. Например, «капитализм», «церковь», «религия» и др. Идеальный тип у Вебера – это не просто категория, но и определенная идеальная модель. Идеальные типы делятся на исторические и социологические: исторические отражают живую историю, а социологические – определенную конструкцию, модель. Так, из всех видов господства в истории человечества социолог выделяет три модели: харизматическое, рациональное и патриархальное.
Учение об идеальных типах получило название «понимающей социологии». Необходимость понимания и интерпретации своих понятий – отличительная черта социологии, ее отличие от естественных наук. Ведь в обществе действуют люди, они действуют осмысленно, осознанно. Какие цели, средства, условия, нормы лежат за этими действиями? Отсюда предмет «понимающей социологии» – осмысленное поведение людей, которое М. Вебер подразделяет на: 1) целерациональное, или ориентированное на достижение собственных целей; 2) ценностно-рациональное, определяемое верой в ценность того или иного способа поведения, независимо от конечного результата; 3) аффективное, определяемое непосредственно чувствами, эмоциями; 4) традиционное, обусловленное привычкой, традицией.
Значительное место в творчестве Вебера занимает религиозная этика. В своем знаменитом труде «Протестантская этика и дух капитализма» он показал, что последняя явилась основным стимулом развития капитализма, в основе которого лежит трудолюбие, честность, предприимчивость, активность, бережливость.
Сегодня в отечественной обществоведческой литературе почти не упоминаются имена К. Маркса, Ф. Энгельса. В современной же социологической литературе Запада Карл Маркс (1818-1883) и Фририх Энгельс (1820-1895) оцениваются как одни из самых выдающихся ученых-обществоведов XIX века. Вклад К. Маркса в социологию заключается в анализе экономического фактора в историческом развитии общества, влияния экономики на все стороны жизни.
Сегодня говорят о преувеличении Марксом «экономического фактора», схематизме выделения им общественно-экономических формаций – первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Но это была гениальная попытка наметить основные исторические периоды мирового общественного развития. Маркс «уловил» наличие в истории всеобщих этапов развития. Сегодня эта идея интерпретируется в цивилизационном подходе, теориях стадийности исторического развития и др. Учение К. Маркса о капитале заложило основы всей современной западной политической экономии. С точки зрения социологии – это образец целостного подхода к анализу общества. Ошибками К. Маркса были положения об относительном и абсолютном обнищании рабочего класса при капитализме, недооценка роли крестьянства в мировой истории, в частности в истории Европы; переоценка роли классовой борьбы как основного фактора развития общества; переоценка роли диктатуры пролетариата. Но это не умаляет его вклада в теоретическую социологию, разработку проблем общественного развития, взаимосвязи форм общественного сознания, личности, социально-массовой структуры и др.
Часто в литературе по истории социологических идей незаслуженно и неправомерно мало внимания отводится русским социологам. Во многом это связано и с тем, что русская социологическая мысль исследована значительно хуже, чем западная. Она представлена, прежде всего, именами М.М. Ковалевского, Н.К. Михайловского, Н.И. Кареева, П.А. Сорокина, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина и др.
Выдающимся русским социологом, историком, этнографом был Максим Максимович Ковалевский (1851-1916). Для Ковалевского социология – это наука об эволюции и организации общества. В работах «Введение в изучение социологии», «Социология», «Современные социологи» он разрабатывал предмет, метод, функции этой науки. Особое внимание ученый уделял связи социологии и истории, сравнительно-историческому методу социологического исследования, многофакторной основе общества, социальным закономерностям и регрессу. Основным методом социологического анализа действительности Ковалевский считал сравнительно-исторический метод. Ковалевский отрицал учение о классовой борьбе и революции, считая их патологией. Значительное место в творчестве Ковалевского занимает категория «солидарность», означающая для него единство личности и общества, цельность, в которой каждый человек находит свое индивидуальное место. В совершенстве владея многими европейскими языками, Ковалевский читал лекции в Оксфорде и Стокгольме, Париже и Мадриде, а также во многих американских вузах. В 1907 году был избран председателем Международного института социологии, а в 1908 году создал первую в России кафедру социологии в Петербургском психоневрологическом институте.
Крупной фигурой русской социологической мысли является Николай Константинович Михайловский (1842-1904), известный народник, историк, социолог и публицист. В социологическом наследии Михайловского четко прослеживаются следующие направления исследования: 1) субъективный метод в социологии; 2) проблема личности, ее эмансипация, борьба за «индивидуальность»; 3) биологические и психологические основы борьбы за индивидуальность; 4) исторические этапы развития человечества. Н.К. Михайловский стал родоначальником психологического направления в русской социологии, опубликовав книгу «Герои и толпа», где изложил теорию подражания. Проблема «психологии толпы» становится одной из ведущих в социологии Михайловского. Ему принадлежит большая роль в изучении психологических механизмов воздействия толпы на человека и воздействия индивида на массы.
Большой вклад в народническую социологию внесли Н.И. Кареев и П.Л. Лавров. Историк и социолог Лавров вошел в историю социологии как автор трудов «Социологи-позитивисты», «О методе в социологии», «Теория и практика прогресса». Большое внимание он уделял соотношению социологии и истории, роли личности в истории. Петр Лаврович Лавров подчеркивал закономерность социальной революции, которая, по его мнению, не может не носить насильственного характера. «Настоящая социология, – писал Лавров, – есть социализм».
Николай Иванович Кареев (1850-1931) внес вклад в разработку методов социального познания, коллективной психологии, истории прогресса и др. В 1897 г. в Санкт-Петербурге вышел труд Н.И. Кареева «Введение в изучение социологии» – это первый учебник по социологии, вышедший в России на рубеже XIX-XX вв. Таким образом, либеральное направление в русской социологии связано с именем М.М. Ковалевского, народническое – с именами Н.К. Михайловского, Н.И. Кареева, П.Л. Лаврова.
В 90-е годы XIX в. «увлечением» русской интеллигенции стал марксизм. Распространению марксизма в России способствовали не только социально-экономические условия, но и кризис народнической идеологии, связывающей будущее России с крестьянством, русской общиной. Серьезную критику народничества дал Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918). Он показал, что ставка народников на общину утопична. Община в России разлагается. Внутренними причинами ее разложения являются социальные противоречия, социальное расслоение крестьян. Плеханов был убежден, что Россия встала на путь капиталистического развития. Он поддержал буржуазную революцию в России, резко выступив потом против революции социалистической как преждевременной и разрушительной. Плеханову принадлежит большое количество работ по социологии. Именно от него идет разработка проблем социологии религии, социологии искусства, социальной психологии, социологии политических отношений как самостоятельных сфер социологического исследования.
В.И. Ленин (1870-1924) на рубеже Х1Х-ХХ вв. создает классические произведения, содержащие анализ большого статистического материала о социальных последствиях процессов развития капитализма в России. А его труд «Империализм как высшая стадия капитализма» и сегодня не потерял своего научного значения в исследовании таких социальных феноменов как «монополизм», «финансовый капитал» и др.
1.3. Современная социологическая теория:
Достижения и проблемы
В XX столетии центром развития мировой социологической мысли становятся США. Именно здесь происходит формирование новых фундаментальных теорий и направлений, а также сближение теоретической и эмпирической социологии. Уже в 1901 году курс социологии здесь преподавался в 169 университетах. А к 1930-м годам американская социология становится мировым лидером.
Первой академической школой в США была Чикагская школа, которая занимала доминирующее положение в социологии в 1915 – 1935 гг. Она сложилась на базе социологического факультета Чикагского университета, возглавлявшегося Албионом Вудбери Смоллом (1854-1926). В 1892 г. началось издание первого в стране социологического журнала «Американский журнал социологии» («American Journal of Sociology»). В 1905 г. Смолл стал одним из организаторов Американского социологического общества и много лет был его председателем. Областью его научного интереса была концепция социального процесса. Базой социального процесса, по мнению Смолла, является деятельность группы, которая основывается на человеческих интересах. Они направлены на здоровье, благосостояние, общение, познание, красоту и справедливость. Неизбежность конфликта этих интересов способствует динамике процесса. Социология должна давать практические рекомендации в форме «социальной технологии», способствовать совершенствованию социальных институтов.
Деятельность Чикагской школы можно разделить на три периода. Первый продолжался с основания школы до Первой мировой войны. К нему относились А.В. Смолл, Д. Винсент, Ч. Хендерсон, У.А. Томас, Ф.В. Знанецкий и др. Широкую известность приобрела пятитомная работа первого периода Чикагской школы – «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920), авторами которой были У.А. Томас и Ф.В. Знанецкий. Уильям Айзек Томас(1863-1947)сформулировал свою концепцию социальной ситуации. Данная ситуация состоит из объективных условий, заложенных в существующих социальных теориях и установках, установок индивида и группы, определения ситуации индивидом. В «Польском крестьянине» Томас исследовал систему социальных установок и показал, что конфликты возникают, когда социальные установки индивида не совпадают с групповыми ценностями. Он выделил несколько типов побудительных желаний человека: необходимость нового опыта, обеспечение безопасности, стремление к стабильности, потребность в признании себя со стороны окружения и жажда господства. Определение ситуации на групповом уровне дает представление о нормах и законах, определение же ситуации на индивидуальном уровне показывает приспособленность, конформность индивида. В связи с этим У.А. Томас и Ф.В. Знанецкий рассмотрели типологию личностей с точки зрения их социальной адаптации. Они выделили мещанский тип (отличается традиционностью установок), богемный (нестойкие и несвязные установки, но общая высокая степень адаптации), творческий (легкомысленный, но играет самую важную роль в социальном прогрессе, поскольку способен на инновации и изобретения, на лучшее «определение ситуации»).
Флориан Витольд Знанецкий(1882-1958) считал предметом социологии социальные системы. Он выделил следующие – социальные действия, социальные отношения, социальные личности, социальные группы. Знанецкий считал для социолога необходимым учитывать «человеческий коэффициент», подразумевая под этим требование принимать во внимание точки зрения индивидов, участвующих в социальной ситуации. В более широком плане этот принцип понимается как рассмотрение социальных явлений в качестве результата сознательной деятельности людей. По мнению Знанецкого, основой для теоретических выводов могут служить только эмпирические данные, в особенности те, которые позволяют учитывать человеческий коэффициент. В «Польском крестьянине» совместно с Томасом Знанецкий применил биографический метод. Он заключается в сборе и обобщении материалов, отражающих участие человека в социальных событиях и отношение к ним. Были проанализированы переписка между семьями, уехавшими в США и оставшимися в Польше, автобиографии эмигрантов, дневники, воспоминания. Они обеспечивали учет субъективной точки зрения обследуемых.
Второе поколение Чикагской школы сформировалось между Первой мировой войной и серединой 1930-х гг. Лидерами в это время были Р. Парк и Э. Берджесс. Основными проблемами стали процессы урбанизации, социология семьи, социальная дезорганизация. Большую известность приобрела книга Р. Парка и Э. Берджесса «Введение в науку социологии». Роберт Эзра Парк(1864-1944)считается идейным вдохновителем Чикагской школы. Широко известны его работы «Иммигрантская пресса и ее контроль», «Город». Социология, по мнению Парка, должна изучать образцы социального поведения, формирующиеся в результате развития общества. Последнее предстает как организм и «глубоко биологический феномен». В основе его социального развития лежит биотический уровень, а более высоким стал социальный (культурный). Движущей силой развития общества является конкуренция, которая по мере перехода от первого ко второму уровню принимает разные формы: от борьбы за выживание через конфликт и адаптацию к ассимиляции. Вместе с Парком теорию социальной экологии развивал Эрнст Берджесс(1886-1966).Основными его интересами были проблемы урбанизации, социальных патологий в городской среде, социализации личности, семьи и общины. Город рассматривался им как естественная социологическая лаборатория, в которой можно изучать человеческую природу и содержание общественной жизни.
Третье поколение Чикагской школы (середина 1930-х – начало 1950-х гг.) связано с деятельность Уильяма Огборна (1886-1959). Основной его работой стала книга «Социальные изменения» (1922). Он считал, что мате-риальная культура изменяется быстрее, чем немате-риальная (адаптивная) культура. Причинами этого являются небольшое количество изобретений в области адаптивной культуры и препятствия со стороны группы адаптивным изменениям. В целом эта теория получила начало формирования концепции технологического детерминизма.
Четвертое поколение исследователей Чикагской школы работали во второй половине ХХ в. Его лидерами являются Герберт Блумер и Моррис Яновиц. Чикагская школа действует до сих пор. Итак, в результате Чикагская школа сформировала интегративную программу проведения исследований, которая стала важным этапом в становлении социологии как науки.
Немалую роль в становлении современной социологии сыграл выдающийся русский социолог, эмигрировавший в США, Питирим Александрович Сорокин(1889-1968). Он вошел в историю социологии как создатель трех фундаментальных теорий: 1) теории социальной мобильности и стратификации; 2) теории социокультурной динамики; 3) теории интегрального (конвергентного) общества.
Толкотт Парсонс (1902-1979) вошел в историю социологии как создатель теории социального действия и заложил основы структурно-функционального метода. Человеческое действие, по Парсонсу, есть самореализующаяся система. В отличие от биологической адаптации, элементами адаптации человека являются язык, нормы, ценности, культура. Основой всего общества, по Парсонсу, является экономика. Социальное развитие Парсонс рассматривал как процесс прогрессивной дифференциации социальных институтов от простого к сложному.
Идеи Т. Парсонса развивал Роберт Кинг Мертон, другой представитель структурно-функционального метода (его вариант этого метода обычно называют функционализмом). Мертон ввел в социологию понятие «дисфункции» социальных систем и институтов, разработал идею теорий среднего уровня в социологии, вслед за Дюркгеймом дал социологический анализ теории аномии как особого нравственно-психологического состояния общества и индивида, характеризующегося отсутствием идеалов, противоречием между целями и средствами их достижения. Р. Мертон внес конкретный вклад в разработку социологии семьи, социологию отклоняющегося поведения, социологию досуга, малых групп и т.д.
Говоря об американской социологии XX столетия нельзя не упомянуть создателя «символического интеракционизма» Дж. Г. Мида – философа, социального психолога и социолога. С именем этого исследователя связано изучение взаимодействия между индивидами в обществе, которое, с его точки зрения, носит символический характер, то есть складывается из системы символов. Язык этих символов (социальных значений) и должен изучать социолог. Идеи П. Сорокина, Т. Парсонса, Р.Мертона, Дж. Мида сегодня используются как в макросоциологии, так и в микросоциологии.
В Европейской социологической мысли необходимо выделить Франкфуртскую школу – одно из наиболее влиятельных и известных движений в неомарксизме. Она оформилась в 1930-е гг. на базе Института социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне (Германия). С 1931 г. этим институтом руководил Макс Хоркхаймер(1895-1973). Он организовал издание «Журнала социальных исследований». После установления нацистского режима большинство ученых эмигрировали. Центр Франкфуртской школы располагался сначала в Женеве, затем в Париже, а с 1939 г. в США при Колумбийском университете. После окончания Второй мировой войны институт вернулся в ФРГ, во Франкфурт-на-Майне. Главными теоретиками школы были Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Эрих Фромм, Герберт Маркузе, Юрген Хабермас. Влияние школы возрастало с 1940-х до начала 1970-х гг. Как структурное подразделение школа была расформирована в 1969 г.
Ученые Франкфуртской школы назвали свой метод «имманентной критикой» («критическая теория общества»), занимались разработкой проблематики отчуждения и рациональности («рационализации»), восходящей к М. Веберу, но получившей оригинальную трактовку. Ученые изучали период «позднего капитализма», который характеризуется «фашизацией», вне зависимости от того существует ли в стране фашистский режим или нет. М. Хоркхаймер, который совместно с Т. Адорно написал «Диалектику просвещения» (1947), отмечает, что западноевропейский буржуазный разум стал «сумасшедшим». История Запада – это патологический процесс усиливающегося безумия и утраты индивидуальной свободы. Решающую роль в борьбе позднекапиталистическим обществом должен был сыграть пролетариат, но после утверждения режима Гитлера в Германии Хоркхаймер разочаровался в этом классе. Свои надежды он стал возлагать на «критически мыслящую» интеллигенцию.
Теодор Адорно (1903-1969)занимался изучением социальных антагонизмов капиталистического общества, обращая внимание на конкретные явления, в частности, на музыку. Наиболее известной работой Герберта Маркузе(1898-1979) стала книга «Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального общества». «Одномерность» сознания человека зависит от подавления многомерной диалектики разума и реальности, которая характерна для негативных философий Г. Гегеля и К. Маркса. У «одномерного человека» отсутствует критичность, отрицание репрессивности современного мира. Поэтому современный человек не участвует в акциях протеста, которые легко подавляются буржуазными культурными механизмами, индивид легко воспринимает рациональность западного мира, видит личное счастье в примитивном наслаждении. Либерализм маскирует, по мнению. Г. Маркузе, «фашизоидную сущность» капиталистических стран. Советское общество, по его мнению, тоталитарно. Марксистский подход Г. Маркузе с культурных и эстетических позиций изменил представление об этом учении как о концепции экономического детерминизма.
Широкую известность Эриху Фромму(1900-1980) принесла книга «Бегство от свободы» (1941). В ней он анализирует развитие свободы и самосознания индивида со Средневековья по настоящее время. Общество, по мнению Фромма, не только подавляет индивида, но и творит его. Фромм выделил непродуктивные и продуктивные типы социального характера. Непродуктивные типы – это воспринимающий, эксплуататорский, накопительский и рыночный, они основываются соответственно на негативных психологических механизмах: мазохистском, садистском, деструктивном и конформистском. В основе же продуктивных типов лежат любовь, вера и ориентация на бытие. Одной из центральных тем в творчестве Э. Фромма является проблема отчуждения. Современное ему общество характеризуется тотальным отчуждением, поэтому оно превращается в «цивилизацию манипулируемых масс». Невозможно понять функционирование и развитие общества без анализа его негативных функций. Именно поэтому ученый большое внимание уделил анализу «бессознательного». Благодаря ему общество еще не поглотило индивида, хотя в нем господствует «логика навыворот», когда всеобщий самообман воспринимается членами общества как всеобщая правда, ненормальность кажется нормой, а болезнь – здоровьем. Кризисы индустриальной системы вызываются экономическими и психологическими противоречиями самого общества. Фромм определил, что необходимо для изменения такого общества: демократия участия в индустрии и политике, замена бюрократического способа управления гуманистическим, переход к здоровому потреблению.
Юрген Хабермас(р. 1929) представлял второе поколение Франкфуртской школы. Наиболее фундаментальным достижением социолога считается разработка им теории социальной коммуникации. Он ввел понятие «коммуникативные способности». Истинной рациональности, по мнению Хабермаса, можно добиться при наличии условий, отвечающих идеальным коммуникативным ситуациям. В такой ситуации все стороны имеют одинаковые возможности для вступления в диалог и отсутствуют ограничения и идеологические искажения. Хабермас признавал, что современное индустриальное общество поддается исправлению, альтернатива капитализму отсутствует. Основная его проблема в том, что сделан упор на манипулирование и контроль, а не на понимание и коммуникацию. Итак, социально-философская концепция Франкфуртской школы сыграла значительную роль в идеологическом оформлении движения «новых левых». Ученые показали опасности, стоящие на пути капитализма, и проанализировали недостатки социалистического пути развития. Наиболее ценной для сегодняшней науки стала разработка ими принципов гуманистического существования современного мира.
Представителем структурализмаявляется Клод Леви-Стросс(1908-1990). Это течение возникло в 1960-е гг. и было достаточно влиятельным во Франции и в других странах. Оно представляет собой концепцию применения структурного анализа к социальным явлениям, в основном к явлениям культуры. Сторонники структурализма стремились построить новую модель социальной реальности, которая заключается в языке как изначально и прозрачно структурированном образовании. По их мнению, во всем, что создано людьми (общественные институты, культура) присутствует общая черта – «коллективное бессознательное». Для К. Леви-Стросса глубинная структура – это область культурных символов и значений. Поэтому методология данного течения связана со структурными свойствами знаковых систем (естественный, разговорный язык, языки программирования). Исследователи привлекали некоторые методы естествознания и логико-математических наук. К. Леви-Стросс являлся одним из видных культурантропологов. Изучая структуру мышления и быта первобытных народов, он сделал вывод о том, что исторический