Возникновение эмпирической социологии
Важное место в развитии социологии XX в. играет взаимодействие теории и эмпирических исследований. Социологи XIX в. в основном сосредотачивались на разработке теоретических схем. Надежная эмпирическая база использовалась, пожалуй, только в отдельных работах К.Маркса (имеются в виду именно социологические работы, поскольку его экономические исследования опираются на огромный конкретный материал). Отдельные работы М.Вебера и Э.Дюркгейма содержат статистические данные в качестве иллюстративного материала.
В начале XX в. в США возникает эмпирическая социология как самостоятельное направление. В первую очередь это связано с деятельностью т.н. Чикагской школы (У.Томас, Ф.Знанецкий, Э.Берджесс, Р.Парк, и др.). Школа просуществовала около 20 лет (1915–1935). За это время было проведено большое количество исследований, многие из которых до сих пор считаются классическими. Были заложены основы современной социологической методики. С тех пор эмпирические исследования составляют неотъемлемую часть социологии.
В конкретных (эмпирических) социологических исследованиях используются различные методы.
Методы опроса
Наиболее распространенный среди них – формализованный анкетный опрос, когда респонденту предлагается заполнить заранее подготовленную анкету. В нее могут включаться как закрытые вопросы (содержащие заранее подготовленные варианты ответов), так и открытые и полузакрытые, где респондент отвечает на вопрос «своими словами». На основе анкетных опросов работают многие социологические, «пиаровские» и маркетинговые фирмы.
В круг социологических методов входит также интервью – непосредственная беседа интервьюера с респондентом. Интервью бывают формализованные, когда все или значительная часть вопросов подготовлены заранее, полуформализованные и свободные, когда интервьюеру задаются лишь основные направления разговора. Интервью позволяет получить более глубокую информацию, чем анкетный опрос, но существует опасность влияния (сознательного или непреднамеренного) самого интервьюера на ответы респондента. Интервьюер – высокопрофессиональная работа. Во всем мире работа интервьюера лицензируется, ведется специальная подготовка и отбор претендентов. Хорошими интервьюерами способны стать не более 30% всех претендентов на эту работу. В крупных исследовательских центрах работа интервьюера хорошо оплачивается.
Особое место в кругу социологических методов занимает экспертный опрос, когда на вопросы анкеты и интервью отвечают не обычные граждане, а специалисты по изучаемой проблеме.
Проведение опросов – занятие дорогостоящее и достаточно длительное. Телефонные опросы, проводимые от начала до подготовки отчета за несколько часов, позволяют получить информацию по очень ограниченному кругу вопросов и только у тех, кто доступен по телефону. Поэтому в прикладных исследованиях сейчас очень популярным стал метод фокус-групп. Суть этого метода состоит в том, что исследователь собирает в одном помещении малую группу (не более 8 чел.), из представителей разных слоев населения, заинтересованных в изучаемой проблеме. Исследователь ведет с ними беседу по заранее подготовленной программе; все ответы, предложения, высказывания фиксируются и затем обобщаются. Таких фокус-групп по каждой проблеме проводится обычно несколько десятков. Метод совмещает достоинства многих других социологических методов и позволяет очень быстро и надежно предсказывать поведение населения (спрос на товары, голосование на выборах и т.д.) с минимальными затратами.
Анализ документов
Важным источником информации в социологических исследованиях являются контент- и ивент-анализ. Суть этих методов состоит в формализованном изучении текстов. Под текстами понимаются и материалы периодики (газеты, журналы), и личных документов (например, писем и автобиографий, как в исследовании представителей Чикагской школы У.Томаса и Ф.Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке»), и содержание клипов, рекламных роликов, теле- и радиопередач, и содержание официальных документов. В ходе анализа выделяются стандартные единицы текста (например, публикации или строки) и анализируется их содержание (как они оценивают тот или иной товар, то или иное политическое событие и т.д.). Затем проводится количественный анализ. Контент-анализ ориентирован на изучение определенного круга источников по многим проблемам. Частным случаем контент-анализа является биографический метод – анализ биографий по основным вехам жизненного пути (впервые использовался в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке»). Ивент-анализ ставит своей целью проанализировать отношение к какому-либо одному событию во всех доступных источниках (например, к предстоящим выборам или приватизации крупного предприятия).
Наблюдение
Наконец, в последние годы снова возродился интерес к таким методам исследования, как наблюдение, в том числе и т.н. включенное наблюдение. В последнем случае исследователь сам становится участником изучаемой группы; обычно члены группы не догадываются о его присутствии в их рядах. Метод опирается на традиции «понимающей социологии» и использовался еще в рамках Чикагской школы.
В социологических исследованиях, особенно на подготовительном этапе, широко используется государственная и ведомственная статистика. Уж давно прекратились споры о том, какие методы лучше. Каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки. Хороший социолог стремится использовать взаимодополняющие методы.
Все конкретные социологические исследования подразделяются на теоретические (призванные проверить ту или иную теоретическую конструкцию), теоретико-прикладные (ориентированные на практическую проблему, но опирающиеся на солидный теоретический базис) и чисто прикладные (не ставящие перед собой задач получить объяснение происходящих событий и призванные только зафиксировать их). Каждый из этих типов исследований имеет право на существование, каждый играет свою роль в обществе. Однако наиболее эффективными в конечном итоге оказываются теоретико-прикладные исследования.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 25
1. В чем вы видите принципиальное отличие социологии XX от социологии XIX в.? Сформулируйте определение эмпирической социологии, каковы были причины, способствовавшие ее развитию в XX в.? Каковы были направления деятельности Чикагской школы?
2. Назовите основные методы конкретных социологических исследований. Каковы основные принципы метода опроса? К какому из направлений в теоретической социологии (см. гл. 24) в наибольшей степени тяготеет этот метод? Укажите основные разновидности метода опроса, подумайте об их преимуществах и недостатках. Приходилось ли вам самим оказываться участниками социологического опроса? Какой именно метод использовали при этом исследователи?
3. Назовите основные методы анализа документов, их основные принципы. Сравните с методами опроса, дайте их сравнительную характеристику. В чем специфика метода наблюдения? Чем наблюдение в социологии отличается от методов опроса и исследования документов?
Основные термины и понятия
Вопросы закрытые – вопросы, ответы на которые формулируются как «да» или «нет».
Вопросы открытые – вопросы, ответы на которые не могут быть сформулированы как «да» или «нет», а требуют изложения собственных взглядов и аргументов.
Контент-анализ – методика объективно количественного и систематического изучения содержания текстов и других средств коммуникации (радио- и телепередач и т.д.). Основывается на подсчете частоты использования тех или иных единиц коммуникации.
Опросный лист– форма, содержащая вопросы и распространяемая среди множества людей главным образом с целью получения и фиксации общественного мнения.
Экспертный опрос – метод социологического исследования, когда на вопросы отвечают не обычные индивиды, а специалисты по изучаемой проблеме.
Литература к теме
Основная:
1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 10 класс: учебник. – М., 2009. С. 263–265.
Популярная:
2. Монсон П. Лодка на аллеях парка / Пер. с англ. – М., 1998. Гл. 5.
Дополнительная:
4. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 21. С. 466–487.
5. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 638–650.
6. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – М., 2006. С. 188–209.
7. Сусоколов А.А. Технология социологического исследования. – М., 2008.
Раздел IV.