Проблема этнических мигрантов в России

Одна из наиболее острых проблем современной России опре­де­ляется притоком инонационального населения в города Центральной России. Этот поток идет как с территории самой России, так и из-за ее пределов. Иностранная миграция, в свою очередь, включает как миг­рантов из государства СНГ, так и из других сопредельных госу­дарств. Эти потоки неоднородны.

Они делятся в зависимости от миграционных планов на: прие­хав­ших на постоянное жительство; приехавших на временное жи­тельство.

По профессиональному признаку все мигранты делятся на: пред­при­нимателей и наемных рабочих.

Наконец, по отношению к своей этнической группе они под­раз­деляются на: тех, кто ориентирован на свою этническую группу, и тех, кто ориентирован на вхождение в российское общество.

Взаимодействие культур этнического меньшинства и большинства обычно сводится к одному из трех процессов: 1) адаптации; 2) ак­куль­турации; 3) ассимиляции.

Эти процессы могут выступать как стадии общей тенденции, мо­гут быть независимыми друг от друга и даже исключать друг друга.

Адаптация – это приспособление какой-либо социальной системы к условиям ее среды. В данном случае – приспособление инона­цио­наль­ной группы к нормам и ценностям окружающей этнической среды.

Аккультурация – это восприятие группой этнического мень­шинст­ва отдельных элементов культуры большинства.

Ассимиляция – полная утрата группой этнического меньшинства своей культуры и самосознания и слияние с группой этнического боль­шинства.

Известны случаи, когда самосознание и культуру теряло боль­шин­ство, полностью или почти полностью подчиняя себя домини­рую­щему в экономическом, политическом и/или культурном отношении меньшинству. Однако для России нашего времени такие ситуации не характерны.

Адаптация может достигаться самыми разными способами – от максимального освоения культуры большинства до полной или почти полной изоляции. Однако адаптация не предполагает полного рас­тво­рения инонациональной группы в окружающем населении.

Противоположностью адаптации является ассимиляция. Полная утрата культуры и самосознания говорит о том, что группа (как целое) не смогла адаптироваться в данной этнической среде. Это, кстати, не исключает того, что отдельные представители группы могут вполне успешно адаптироваться на индивидуальном уровне.

Аккультурация может вести как к адаптации, так и к ассими­ля­ции. Действительно, этническая группа может усваивать какие-либо элементы культуры окружающего населения для того, чтобы успешно вести бизнес, не вызывая негативной реакции местного населения. Рассмотрим два примера из истории современной России.

Примером удачной адаптации может служить, например, армян­ская диаспора в крупных городах Центральной России. Эта группа за­няла одну из важных экономических ниш – малое и среднее строи­тель­ство, связанное с работой с камнем (кладка, производство плитки и кирпича, дорожное строительство и т.д.). При этом армяне, как пра­вило, в совершенстве владеют русским языком, хотя не теряют при этом основ своей культуры, одной из древнейших в мире.

С другой стороны, есть пример украинской диаспоры в городах России. На протяжении столетий совместной истории много­чис­лен­ные группы украинцев по разным причинам переселялись на терри­торию нынешней Российской Федерации. Однако далеко не всегда эти переселения приводили к формированию компактных групп. В со­ветские времена в крупных городах украинцы обычно селились дис­персно и предпочитали переходить на русский язык. Этническое са­мосознание сохранялось на протяжении жизни одного-двух поко­ле­ний, а затем оно утрачивалось. Большую роль в этом играли нацио­нально-смешанные браки, доля которых среди украинцев на терри­то­рии России достигала 70–80%. В результате, когда в середине 90-х го­дов XX века в Москве была предпринята попытка организации учеб­ных центров с преподаванием украинского языка и культуры, боль­шинство населения Москвы, имеющего украинские корни, не под­держало этого начинания. Таким образом, можно констатировать, что в данном случае мы имеем дело с процессом ассимиляции украин­ских мигрантов русским населением.

Ассимиляционные процессы не представляют проблемы для рос­сий­ского общества. Другое дело – процессы аккультурации и адапта­ции. Большинство мигрантов в города Центральной России ориен­тиро­ваны именно на адаптацию к экономической ситуации. Это ка­сает­ся как тех, кто приезжает на временные заработки, так и тех, кто основывает свой бизнес. Если Россия в целом и ее крупные города в ча­стности, предполагают развивать эффективную экономику, при­ток ино­национального населения неизбежен. Кардинальный способ умень­­шить приток инонационального населения – выровнять харак­тер эко­номического развития в Центральной России и регионах-доно­рах (то есть тех, откуда происходит миграция). Это касается как самой России (в частности Кавказа), так и стран бывшего СССР. Эту задачу нельзя решить быстро, тем более что далеко не все здесь зависит от рос­сиян. Другой способ – это сделать так, чтобы местное население са­мо производило работы, которые сейчас выполняются преиму­ще­ст­венно мигрантами. Например, малоэтажное строительство и произ­вод­ство стройматериалов, мелкая торговля и так далее. Вряд ли, однако, мо­лодые москвичи, питерцы, жители других крупных горо­дов готовы посвятить этому жизнь. Поэтому необходимо вести по­ли­тику по эффективной адаптации и аккультурации инонационально­го насе­ле­ния. И такие усилия предпринимаются, хотя их нельзя пока назвать достаточными.

Усилия по эффективной адаптации и аккультурации должны быть взаимными, то есть работать в этом направлении должны как прини­мающая сторона, так и сами представители инонациональных групп. Эти усилия должны предприниматься в разных направлениях.

Для принимающей стороны:

– регистрация и юридическое оформление прибывающих миг­рантов;

– предоставление достойных условий труда, заработной платы и про­живания для тех, кто действительно нужен в экономике Цент­раль­ной России;

– обеспечение возможностей для мигрантов изучения русского язы­ка и местных обычаев и норм поведения;

– исключение насилия по отношению к мигрантам со стороны экстремистских движений, четкая работа органов правопорядка по соблюдению законодательства.

В свою очередь, группы мигрантов также должны предпринимать усилия для того, чтобы процессы их адаптации и аккультурации были бы приемлемы для принимающего населения. Для этого необходимо:

– реальное стремление освоить язык, нормы поведения, обычаи и законодательство России;

– социальный контроль со стороны общин мигрантов за поведе­ни­ем своих членов, исключающий неадекватное поведение с их стороны.

Политика в отношении мигрантов в первую очередь должна учи­ты­вать их характеристики, перечисленные выше (то есть их мигра­цион­ные и профессиональные характеристики, а также социальный статус).

Российская цивилизация в прошлом имеет весьма положи­тель­ный опыт межэтнического взаимодействия. Этот опыт необходимо ос­мыслить и использовать в новых условиях. Россия должна оставаться гарантом стабильности межнациональных отношений, которым она и была в течение столетий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 13

1. Дайте определение этноса как социальной общности. Какими признаками обязательно обладает этнос, какими – не обязательно. Как вы думаете, почему именно эти признаки были выделены в ка­че­ст­ве обязательных признаков этноса? В чем причины устойчивости эт­нических общностей в современном мире? Всегда ли этнос является со­циальной группой? Почему?

2. Укажите основную историческую эволюцию этнополитических общ­ностей. Чем отличается социологическое значение термина «на­ция» от его обыденного словоупотребления? В чем принципиальное от­личие народности от нации? К какой парадигме – «эволюционной или «плюралистической» – тяготеет данная классификация? Почему род не является этнополитической общностью?

3. Укажите основные особенности этнополитического состава Рос­сии. К каким языковым семьям относятся наиболее многочисленные народы, населяющие Россию? В чем специфика национально-госу­дар­ственной политики России на протяжении всей ее истории? Как менялась эта политика в различные исторические периоды? Укажите основные этапы национально-государственного строительства в СССР. Дайте определение титульного этноса. Какой этнос является ти­тульным на территории вашего проживания?

4. Вспомните положительные и отрицательные примеры межэт­ни­ческого взаимодействия на территории региона вашего прожи­вания. Что конкретно могли бы вы посоветовать властям, чтобы из­бе­жать негативного опыта в этой сфере?

Основные термины и понятия

Нация– в российской традиции под этим термином понимается этнос или часть этноса, объединенные в рамках собственного этни­чес­кого государства или национально-территориального образования, вы­полняющего по отношению к этносу определенные функции по воспроизводству культуры данного этноса.

Народность– этнополитическое образование, характерное для развитых аграрных обществ. Выделяется сословие, осуществляющее политическую власть. Внутренние рынки неразвиты. Экономическое единство обеспечивается за счет налогообложения, в основе которого лежит внеэкономическое принуждение.

Титульный этнос – этнос, давший название государственным и другим территориально-административным образованиям.

Этнос– социальная общность (квазигруппа или группа), объе­ди­няемая общим самоназванием и самосознанием (включая истори­чес­кий миф об общности происхождения), общим языком и культурой и отличающая себя от других таких же общностей.

Литература к теме

Основная:

1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 77–86.

Популярная:

2. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф.Филиппова. – М., 1996. Гл. 11.

Дополнительная:

3. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 304–328.

4. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 7. С. 171–204.

Глава 14. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕСС ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ

Наши рекомендации