Социологическая мысль в России до начала XX века
Изменение общественных отношений, вызванное ;развитием капитализма в России после реформ 60— 70-х гг., порождало объективную необходимость возникновения различных социологических школ и направлений. Основными из них явились — географическое (Л.И.Мечников, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский); органическое (А.И.Стронин, П.Ф.Лилиенфельд); субъективистское (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский), психологическое (Л.И.Петражицкий, Н.Й.Кареев); многофакторное {М.М.Ковалевский), диалектико-материалистическое, марксистское (Г.В.Плеханов, В.ИЛенин) и другие. Не имея возможности даже кратко охарактеризовать каждое из них, остановимся здесь только на четырех последних как наиболее важных.
Субъективисткое направление
Субъективистское направление возникло в конце 60-х гг. и существовало до начала XX в., претерпев за это время., значительную эволюцию. Его ведущие теоретики — П.Л.Лавров (1828—1900) и Н.К.Михайловский (1842—1904) создали оригинальную социологическую концепцию. Наибольшее внимание они уделили проблемам соотношения социального и исторического; предмета и метода социологии; теории прогресса и роли личности в истории.
П.Л.Лавров прежде всего стремился выявить связь и различие между социологией и историей. Общество и его законы, считал он, могут быть познаны лишь в той степени, в какой осмыслена сама история. Социологические вопросы тесно переплетены с историческими. Это связано с тем, что социология и история начинают изучение общества с изучения человека как естественного явления. Сам Лавров так определял социологию: «Социология есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями».
Лавров считал, что в общественном развитии происходило одновременно усиление сознательности личности и солидарности в обществе. Эти два взаимосвязанных процесса и есть объективные признаки социального прогресса. В работе «Задачи понимания истории» П.Л.Лавров дает следующую формулу прогресса: «Прогресс, как смысл истории, осуществляется в росте и скреплении солидарности, насколько она не мешает развитию сознательных процессов и мотивов действия в личностях...»
Ведущей силой социального прогресса является личность («орган прогресса») с ее критическим сознанием. Лишь с возникновением критически мыслящей личности начинается, по утверждению Лаврова, историческая жизнь человечества. Он рассматривал личность как создателя и носителя нравственного идеала и как силу, способную изменить общественные формы. Поэтому и формула прогресса у него состоит из двух частей. Единственно возможной целью прогресса является достижение солидарности во всех сферах общественной жизни. Но пока еще нет условий для установления прочной, устойчивой, истинной солидарности. Капиталистический строй, по мнению Лаврова, разъедает солидарность людей. Только новое общество — социализм — в состоянии установить истинную солидарность всех трудящихся.
Другой социолог этого направления Н.К.Михайловский, решительно выступая против органического направления в социологии, доказывал полнейшую несостоятельность аналогий и параллелей между обществом и организмом. По его мнению, при таком методе выявляется лишь внешнее, случайное сходство, а не глубинная причинная связь, Н.К.Михайловский считал, что история управляется общими, постоянными законами, которые заведуют порядком и сменой фаз исторического движения. Но вместе с тем развитие цивилизации не есть нечто фатально обреченное, не подлежащее изменению, поскольку в исторический процесс входит сознательная деятельность человека. Исторические законы определяют необходимость и направление развития, а индивидуальная деятельность — скорость социального прогресса. Идеал определяет не только выбор исторического направления, характер деятельности человека, но и дает «реальное содержание» законам истории. Это и есть субъективистский подход к оценке исторического развития.
Михайловский отводил большое место учению о кооперации, желая выяснить, как общество через кооперацию влияет на личность. Кооперация определяет все стороны социальной жизни. Она делится на простую и сложную в зависимости от того, с какими видами разделения труда она связана. Простая кооперация наиболее отвечает естественному разделению труда. Она дает людям общую цель, вызывает солидарность интересов и взаимопонимание. При простой кооперации каждая личность, имеет возможность развить все заложенные в ней богатства — физические и духовные. Члены сложной кооперации утрачивают свою индивидуальность, делаются однороднее, приспосабливаются к выполнению одной функции, теряя при этом связь с целым. В такой кооперации общая цель постепенно исчезает, разбиваясь на ряд частных, обособленных целей, приходит взаимное непонимание, враждебность. Вместо солидаризированного общества появляются разнородные социальные группы.
Прогресс есть постепенное приближение к целостности общества, к возможно полному и всестороннему разделению труда между его органами и возможно меньшему разделению труда между людьми, писал Михайловский. Следовательно, все, что ведет к увеличению разнородности — «безнравственно, несправедливо, вредно»; и, наоборот, все ведущее к однородности — «нравственно, справедливо и разумно». Поэтому Михайловский страстно ратовал за сельскую общину, которая, по .его мнению, дает возможность для всестороннего и гармоничного развития каждой личности, подчиняет интересы общества интересам человека.
Очень много внимания уделяет Михайловский проблеме «великой личности», «героя» и «толпы». С его точки зрения, «герой» и «великая личность» существенно различаются. «Герой» понимался им как зачинатель, который может увлечь своим примером на хорошее или дурное, «Великие личности» должны рассматриваться в связи с ценностями, которые вносятся ими в .сокровищницу человечества. Они выступают в переломный момент истории как люди, наиболее полно осознавшие потребности общества и сумевшие их выразить. «Великие люди — люди будущего», — говорил Михайловский. «Герой» у Михайловского противопоставлен «толпе». «Толпа» как бы растворяет в себе индивидуальные черты и особенности человека, лишает его воли, провоцирует на подражание. Круг интересов толпы крайне узок, ее духовное развитие бедно. В этой убогой атмосфере какое-либо сильное впечатление, эмоциональный всплеск, яркий пример вполне достаточны, чтобы поднять «толпу» на любое дело. Народ до тех пор будет являться «толпой», способной впасть в подражание, пока каждый его элемент не превратится в развитую индивидуальность.
Марксисткое направление
К концу XIX столетия в России сложилось и стало получать все большее распространение и марксистское направление в социологии, виднейшими представителями которого были Г.В.Плеханов и В.И.Ленин.
Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918) подверг резкой критике субъективистский подход русских народников к оценке общественного развития в пореформенной России, развивал социологические идеи марксизма в свете материалистического понимания истории, разработал вопрос о соотношении роли личности и народных масс в истории.
Народники-субъективисты считали, что Россия идет своим самобытным путем, и, поскольку капитализм «искусственно пересажен» в Россию, он для самобытного русского экономического строя случаен, является упадком, регрессом. Поэтому надо задержать, остановить развитие капитализма, «прекратить ломку» капитализмом вековых устоев русской жизни. Плеханов сопоставлял условия возникновения и историческую роль капитализма на Западе с условиями развития его в России, выяснял общие предпосылки развития капитализма в различных странах и отсюда делал вывод об ошибочности противопоставления России Западу. Он показывал, что капиталистические отношения пробивают себе дорогу как в городе, так и в деревне, ведут к разложению «устоев крестьянского мира» — общины.
Плеханов, последовательно отстаивая марксистский детерминизм, выступал против волюнтаризма в истории. Он рассматривал историю человеческого общества как необходимый закономерный процесс и вместе с тем как продукт деятельности людей. Он считал, что существует тесная взаимосвязь между объективной и субъективной сторонами общественной жизни. Плеханов выступал против тех социологов, которые приписывали Марксу взгляды, согласно которым историческая необходимость якобы действует автоматически, независимо от деятельности людей.
Большой вклад внес Плеханов в разработку вопроса о роли народных масс и личности в истории. Он критиковал социологические теории Лаврова, Ткачева, Михайловского и других по вопросу о роли «героев» в истории. Не единицы, а народные массы, по мнению Плеханова, играют решающую роль в историческом развитии. Народ должен стать героем истории. «Ни один великий шаг в историческом движении человечества не может совершаться не только без участия людей, но и без участия великого множества людей, то есть масс», — писал Плеханов. В то же время Плеханов был весьма далек от того, чтобы отрицать роль личности в истории. Выдающаяся личность, неразрывно связанная с массой, выражающая ее интересы и стремления, при определенных исторических условиях может сыграть огромную общественную роль я своей прогрессивной деятельностью ускорить движение общества. Значение общественной деятельности выдающейся личности, подчеркивал Плеханов, зависит от того, насколько правильно поняты ею условия развития общества. Но никакой великий человек не может навязать обществу отношения, которые уже изжили себя, не соответствуют состоянию производительных сил. Плеханов блестяще раскритиковал идеалистический культ личности. В этом большая заслуга Плеханова как социолога.
С аналогичных позиций выступил против социологии народников в своих ранних работах Владимир Ильич Ленин (1870—1924). В полемике с буржуазной и народнической социологией он развивал марксистское положение об общественной формации, согласно которому общество — это живой организм в его функционировании и развитии, находящийся на определенной ступени исторического развития. Вслед за Плехановым Ленин показывает порочность субъективистской методологии в оценке роли личности в истории. Но если Плеханов, полемизируя с народническими социологами, в основном разрабатывал вопрос о роли личности в истории, то Ленин больше внимания уделял роли классов, народных масс. Он подчеркивал, что главным недостатком предшествующих социологических теорий являлось непонимание роли народных масс в истории. Они «не охватывали как раз действий масс населения, тогда как исторический материализм впервые дал возможность с естественноисторичёской точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий», — писал Ленин.
Психологическое направление
Чтобы дать хоть какое-либо представление об этом направлении, рассмотрим наиболее важную и яркую концепцию — концепцию Л.И.Летражицкого (1867—1931), который определял социологию как науку, призванную изучать человеческое участие в процессах общественной жизни, опираясь на субъективную психологию человеческих мотивов. По мнению Петражицкого, все основные социологические понятия — хозяйство, общество, государство, культура, ценность и многие другие образованы далеко не научно, метафоричны, многозначны. Поэтому их использование приводит социологию к ложным обобщениям и классификациям. Социологии предстоит выработать такие понятия, которые являлись бы элементами в системе знания с четко очерченной спецификой объектов.
Традиционная социология вначале считала центральным научным термином социологии «общество», затем на первый план было выдвинуто новое понятие — «ценность». Но ни первое, ни второе не выясняют «мотивационной силы» давления на поведение индивида. Петражицкий.выдвигает в качестве центрального понятия «социальное поведение» и его мотивы. Социальное понятие «мотив» равнозначно психологическому понятию «эмоции». Рассматривая эмоции как самый содержательный причинный компонент социального поведения, Петражицкий провозглашает предметом социологии понимание социального действия.
Психологи абсолютизировали кантовское деление психической жизни на Элементы: чувство и волю. Чувство, являясь физиологическим (первым) этажом, носит пассивный характер, а воля, будучи функцией психики (второй этаж), — активна. Петражицкий считает, что в таком делении упущено передаточное звено между двумя этажами — эмоции, которые являются истинными двигателями поведения человека. Петражицкий и сам понимал, что на одной только априорной предпосылке признания определяющей роли эмоций можно изучать поведение человека, но без выхода в более широкую систему отношений. Поэтому он вынужден ввести в свои конструкции понятие групповой, народной психики. Посредником между «народной психикой» и конкретным поведением являются социальные нормы (или нормы-законы, как их называл Петражицкий). Будучи продуктом прогресса «народной психики», нормы-законы изменяются, развиваются вместе с ней. Любая социальная система, рассматриваемая нормативно, является переходной ступенью социального поведения. По мере выполнения своих функций она неизбежно заменяется новой, более соответствующей достигнутому уровню в эволюции народной психики. С этой позиции история человечества есть постоянный рост разумных норм {правовых, моральных) и учреждений, что приводит к ускорению социальных действий. Поздние системы «играют свой психический концерт на лучших, более социальных человеческих душах», — писал Петражицкий.
Другой видный представитель этого направления Каре-ев Н.И. (1850—1931). Основной идейный источник социологии Кареева — позитивизм, особенно контизм. Вместе с тем Кареев выступал с критикой контовской классификации наук, считая ее неполной. О.Конт, по мнению Кареева, в силу неразвитости психологического знания в тот период сделал скачок от биологии к социологии, минуя психологию. «Между биологией и социологией мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную», — писал Кареев. Коллективная психология способна, по его мнению, стать подлинной основой социологии, поскольку все общественные явления есть в конечном счете духовное взаимодействие между отдельными людьми.
В историю русской социологической мысли Кареев вошел как последний крупный исследователь, который использовал в своих работах субъективный метод. Историческое и сравнительное изучение, говорит Кареев, подготавливает только материал для социологического мышления, с которым связан субъективный метод. Отдельные события, как и общество в целом, неизбежно оцениваются с точки зрения определенного идеала.
Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне его исторических, экономических и прочих особенностей. Общество, по Карееву, есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей. Оно делится на две части: на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии. Отличительными признаками культурных групп являются не природные свойства, а те привычки, обычаи, традиции, которые возникают в результате воспитания. Вторая сторона общества — социальная организация — результат коллективной психологии и изучается социологией. Социальная организация — это совокупность экономической, юридической и политической сред. Основанием для- такой схемы у Кареева выступает положение личностей в обществе: ее место в самой социальной организации (политический строй); защищаемые государственной властью частные отношения к другим лицам (право); ее роль в экономической жизни (экономический строй). Для Кареева социальная организация — показатель предела личной свободы.