Главные социологические парадигмы
Все науки основываются на разных системах по степени «открытости», т.е. способности включать в себя одну, две или несколько общепризнанных теорий. Так, естественные науки (химия, физика, биология и др.), как правило, имеют одну общепризнанную теорию, которая достаточно очевидно прослеживает взаимосвязи изучаемых явлений. Хотя в истории этих наук неоднократно происходила замена одной теории на другую, все же какая-то одна теория в определенный исторический момент являлась общепризнанной для большинства ученых. Что же касается социологии и ряда других наук, то они всегда включали в себя несколько теорий, очевидно, потому, что взаимосвязь изучаемых ими предметов и явлений не носит столь жесткого характера.
С момента своего возникновения социология основывалась на нескольких; теориях, а к настоящему времени их число значительно возросло. В зависимости от своих научных ориентации и идейных пристрастий группы социологов руководствуются разными теориями, каждая из которых имеет, как правило, свои методологические и методические принципы. Совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специфическим категориальным аппаратом и признающихся группой ученых, называется парадигмой. Каждая парадигма достаточно своеобразна и избирательна в плане оценки факторов общественного развития, анализа поведения людей, приоритетности рассмотрения тех или иных сторон общества. Именно поэтому ни одна из парадигм не дает всеобъемлющий анализ общества, хотя и вносит свой конкретный частичный вклад в его рассмотрение.
Все социологические парадигмы по характеру принципиальных методологических подходов к анализу общества можно разделить на две большие группы. Первую образуют структурные парадигмы, которые рассматривают организацию, функционирование и развитие общества как единого целого и на макроуровне. Вторую составляют интерпретивные парадигмы, которые делают акцент на изучении и интерпретации человеческого поведения на микроуровне.
К основным макросоциологическим парадигмам относятся структурный функционализм и марксизм. Социологи - функционалисты рассматривают общество как систему взаимозависимых составляющих его структур, которые вместе образуют единое целое. Согласно их взглядам, такие институты, как государство, семья, религия и другие, являются не столько самостоятельными образованиями, сколько частями социальной системы, вносящими свой вклад в функционирование всего общества. Представители этой парадигмы в основном занимаются исследованием того, какой вклад разные части общества вносят в интеграцию социальной системы. Для них весьма характерно изучение, например, функций государства по управлению обществом, функций семьи по социализации подрастающего поколения или функций религии по укреплению базовых ценностей общества.
В социологии много конфликтных парадигм, которые рассматривают общество как единое целое, исходя из того, что в обществе есть группы людей с разными интересами и одни извлекают для себя пользу за счет других. Из-за существования различных интересов в обществе всегда присутствует потенциал конфликта, вызывающий определенную степень нестабильности. Конфликтные парадигмы различаются основой, по которой происходит деление общества на группы, и природой конфликта, возникающего как результат этого деления. Весьма распространена марксистская парадигма. К.Маркс рассматривал общество как целостную социальную реальность. Так, экономические, политические, правовые и религиозные институты могут быть поняты, только взятые во взаимозависимом единстве, хотя, по его мнению, экономические факторы оказывают первостепенное влияние и в значительной степени определяют другие аспекты общества. Несмотря на различие между функционалистами и марксистами, о чем будет сказано ниже, обе парадигмы требуют рассмотрения общества как целого, взаимодействия его институтов, а также деятельности различных социальных групп.
Наиболее известные микропарадигмы — концепция социального действия М.Вебера и современные парадигмы — символический интеракционизм, феноменология, этнометодология. Сторонники парадигмы социального действия сходятся во мнении, что социологам в первую очередь необходимо понять и интерпретировать поведение людей и раскрыть значения, которые сами люди ему придают. Дж.Г.Мид, основоположник символического интеракционизма, считал, что люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что они взаимодействуют с помощью символов, которые не просто обозначают предмет или явление, но и предполагают определенную реакцию на них. Кроме того, символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут значимо общаться в социальной среде, ибо у них нет ни инстинкта языка, ни инстинктов поведения в обществе.
Представители феноменологической парадигмы основное внимание сосредоточивают на внутренней работе человеческого сознания — на способах, которые используют люди для осмысления окружающего мира и классификации его явлений. Чтобы понять социальную жизнь, по мнению феноменологов, необходимо изучить способ, с помощью которого люди по категориям дифференцируют конкретные явления.
Этнометодология — сравнительно новая социологическая парадигма, которая делает акцент на изучении методов, используемых людьми, для воспроизводства социального мира. По мнению этнометодологов, социальная жизнь представляется упорядоченной только потому, что члены общества сами активно придают ей смысл. Иными словами, в противоположность тем социологам, которые исходят из объективности социального мира, существующего независимо от интерпретаций людей, этнометодологи утверждают, что социальные реалии — суть конструкции и интерпретации самих людей.
Разграничение социологических теорий на макро- и микротеории весьма условно. Между ними нет непреодолимой границы. Так, и в структурном функционализме, и в марксистской парадигме можно встретить элементы, характерные для концепции социального действия.
В истории социологической мысли всегда предпринимались попытки ликвидировать разрыв между макро- и микросоциологическими парадигмами. М.Вебер был первым, кто пытался сделать это. Очевидных же результатов в этом плане добился П.Сорокин, создав так называемую интегральную социологию, которая изучает общество, его явления, взаимоотношения индивида и групп людей с обществом с позиций анализа сосуществования множества социокультурных систем, находящихся в сложном движении — по горизонтали, вертикали и в виде флуктуации (колебания). Методологическая основа его парадигмы включает в себя в качестве внутренних компонентов интуитивный, эмпирический и рационалистический методы. При этой парадигме анализ общества на макро- и микроуровнях практически утрачивает свою специфичность. То же характерно и для неофункционалистской парадигмы, которую представляют Ю.Хабермас, Н.Луман, Дж.Алек-сандер и другие. Неофункционалисты в исследовании социальных реалий стремятся учитывать точки зрения разных социальных сил и результаты их действия, полагая, что тем самым можно понять эволюцию общества. Особый акцент при этом делается на выявлении рациональности в коммуникативных действиях членов общества.
В последнее время такие социологи, как П.Уилле, А.Гидденс и другие, предприняли попытки преодолеть разрыв между структурными и интерпретивными парадигмами. Так, Гидденс, полагая, что ни структура, ни действие не могут существовать независимо друг от друга, считает, что именно социальные действия людей создают и воспроизводят структуры, которые в конечном счете можно рассматривать как образцы поведения людей, существующие в какой-то период человеческой истории.
Наконец, следует отметить, что в социологии есть ряд теорий, которые настолько своеобразны, что их трудно отнести к какому-либо типу парадигмы.
Для лучшего восприятия социологических парадигм можно предложить следующую схему, классифицирующую социологические теории, имея в виду, что она отображает схематическое и несколько упрощенное обобщение основных теорий, которые будут в дальнейшем проанализированы (см.: стр. 30).
§ 2. Огюст Конт и Герберт Спенсер — основоположники социологии как самостоятельной науки
Начало исследования жизни общества уходит далеко в глубокую древность. От «Государства» Платона и «Политики» Аристотеля (V—IV вв. до н.э.) до «О духе законов» Ш.Монтескье и «Об общественном договоре» Ж.Руссо (XVIII в.) — таков длинный и тернистый исторический путь обществознания вплоть до нового времени. Принципиальная отличительная особенность здесь состоит в том, что общество рассматривалось просто как часть природы, а знание о нем — как составная часть других, уже известных наук, как «политическая арифметика», «Асоциальная физика» и т.д. И лишь к середине XIX столетия утверждается понимание социологии в качестве самостоятельной науки об обществе как целостной системе, наряду с физикой, химией и биологией. Это — заслуга прежде всего основателей науки О.Конта и Г.Спенсера, первому из которых принадлежит честь введения в научный оборот самого понятия «социология[1]».
Выделение социологии в самостоятельную науку не было случайным. Оно было подготовлено всем предшествующим социально-политическим, экономическим и духовным развитием человечества, французского общества в частности и в особенности. Достаточно напомнить, что первая половина XIX в. — это время бурного промышленного развития передовых стран, связанного прежде всего с овладением и использованием силы пара и внедрением машинной индустрии; фундаментальных открытий практически во всех областях естествознания; сложных, быстрых, масштабных и острых социально-политических конфликтов и перемен, особенно во Франции. На этом фоне рельефно обнаружилось серьезное отставание знания людей о самих себе и о том обществе, в котором они живут. И точно так же, как высший для того времени уровень развития капиталистических экономических отношений в Англии явился благоприятной почвой для появления классической экономической теории А.Смита и Д.Рикардо, так и наивысший уровень развития общественно-политических отношений во Франции того периода стал не менее плодородной почвой для рождения социологии О.Конта (равно как и более ранних политологических учений Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо, а затем А.Токвиля).
В истории общественной мысли французский ученый О.Копт (1798—1857) известен прежде всего как родоначальник позитивистской философии и позитивистской социологии, направленных на освобождение науки от умозрительной философии (метафизики) и теологии. Основные труды его: шеститомный «Курс позитивной философии» (1830—1842) и четырехтомная «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества» (1851—1854). Уже после его смерти было издано четырехтомное «Завещание Огюста Кон-та». Философские и социологические взгляды тесно переплетались в творчестве О.Конта, в связи в чем Р.Арон характеризовал его как философа в социологии и социолога в философии. Определенное влияние на его теоретические концепции оказало творчество Сен-Симона, у которого Конт в 1817—1824 гг. работал секретарем. Но из-за серьезных разногласий по коренным теоретическим, политическим и личным вопросам им пришлось расстаться. Для Кон-та были неприемлемы идеи классовой борьбы и равенства производителей. Во время революционных событий в Париже он выступал как против революционных действий пролетариата, так и против его преследователей. Оказавшись в изоляции от основных классов общества, он обратился к небольшой группе интеллектуалов с призывом создать «партию порядка и прогресса», но так и не был услышан.
Английский исследователь Г.Спенсер (1820—1903) — продолжатель контовской, позитивистской линии в философии и социологии, основатель органической школы в социологии, сделавший во второй половине XIX в. новый крупный шаг вперед на пути становления социологии как самостоятельной науки, особенно в области системного и структурно-функционального подхода к изучению общества. Его главный труд «Основания социологии» (1896) содержал идеи и принципы, надолго пережившие их автора и очень часто заимствованные многими крупнейшими социологами XX столетия.
Социология О. Конта
Только положительные, научные знания об эволюции природы и общества могут помочь людям преодолеть кризисное состояние, в котором так долго находятся самые цивилизованные нации, считал О.Конт. Положительные знания, основанные на наблюдении и эксперименте, он противопоставлял химерическим, нереальным и на протяжении всего своего творчества не уставал подчеркивать, что далекие от здравого смысла знания ученые должны ставить значительно ниже даже «самопроизвольных верований человечества». Положительные знания — знания «истинно доступные нашему уму и полезные для нас». Здоровые умозрения должны беспрерывно улучшать условия индивидуального или коллективного существования. Но человечество, по Кон-ту, лишь постепенно сможет прийти к положительной науке об обществе.
Исследуя ход развития человеческого ума в различных областях, О.Конт вывел закон трех стадий его развития или трех различных теоретических состояний: теологического, метафизического и научного (позитивного). Это значит, что человеческий разум в силу своей природы пользуется сначала теологическим (религиозным), затем метафизическим (философским, абстрактно-теоретическим) и, наконец, позитивным (научным) методом мышления. Предшествующее состояние умственного развития является, с точки зрения Конта, необходимым условием развития последующего. Последовательность достижения различными отраслями знаний позитивного состояния соответствует разнообразной природе явлений и определяется степенью их «общности, простоты и взаимной зависимости». Поэтому как наука сначала рождается физика, затем химия, а после химии — биология. О.Конт считал, что для завершения системы наук наблюдения человеческому разуму остается основать «социальную физику». (Так он называл вначале социологию.)
В контовской классификации наук социология следует за биологией. Она также изучает деятельное существо (индивиды и общество). Каждое деятельное существо в научных концепциях должно быть представлено статически и динамически. Но в отличие от биологии, социология рассматривает действующих и способных действовать индивидов как социальные образования, т.е. в контексте их взаимодействия с себе подобными. Поэтому социолог, наблюдающий за общественной жизнью как бы со стороны, должен стараться быть бесстрастным наблюдателем, хотя такого состояния полностью достичь ему никогда не удается, так как мыслящий человек не может «раздвоиться» на рассуждающего и наблюдающего за рассуждением. Социолог должен наблюдать прежде всего за состоянием общественных идей и мнений как социальных явлений.
Через всю социологическую концепцию О.Конта «красной нитью» проходит его идеал «порядка и прогресса». Великий политический и моральный кризис современного общества, рассуждал Конт, обусловлен в первую очередь умственной анархией. Очевидно глубокое «разногласие умов» относительно всех основных правил, лежащих в основе социального порядка. Наблюдающий социолог легко фиксирует отсутствие в обществе общих идей, выдвигая на основе изучения эмпирических фактов новые и пре-емлемые для всех идеи, раскрывая процесс становления новой общности принципов и создания соответствующих учреждений, способствующих полному преодолению общественного кризиса. Пока же отдельные умы не примкнут единодушно к некоторому числу общих идей, на основании которых можно построить общую социальную доктрину, писал О.Конт, народы, несмотря ни на какие политические паллиативы, по необходимости останутся в революционном состоянии и будут вырабатывать только временные учреждения. Но Конт предупреждал, что необходимо только мудрое вмешательство в естественный ход общественной жизни. А для этого надо привести в стройную систему все знания о личностном и коллективном человеческом существовании, одновременно изучив мысли, чувства и действия людей. Только точная оценка естественного хода эволюции человечества может дать теоретический фундамент для мудрого вмешательства. Постоянно вносимые нами в эту самопроизвольную эволюцию систематические изменения на базе таких знаний в состоянии значительно уменьшить «гибельные замедления и резкую несогласованность».
Саму социологию О.Конт подразделял на две основные части — социальную статику и социальную динамику, Первая призвана изучать условия существования и законы функционирования социальных систем; вторая — законы их развития и изменения.
Социальная статика, по Конту, — это, по сути дела, анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей организации общества, достижения социальной гармонии (консенсуса). Общество он сравнивает с живым организмом, имеющим различные органы, которые выполняют свои специфические функции. Но точно так же, как нельзя рассматривать функционирование любого отдельного органа в отрыве от целостного живого организма, так и в обществе как социальной системе нельзя правильно понять отдельные его структурные элементы вне его целостности. В соотношении и взаимодействии общества и личности главным, исходным для Конта служит первое, а не второе: не индивиды создают общество, а общество определяет социальную природу личности.
Анатомически препарируя общество на отдельные социальные структурные элементы, институты, О.Конт особо выделяет семью, государство и религию как то, что играет важнейшую роль в обеспечении органического единства общества, всего человечества. Он считает, что именно семья, а не индивид, составляет ту простейшую единицу, из которых складывается общество. Человек, по его мнению, изначально преимущественно эгоистичен, хотя в его природе наряду с «эгоистически-личностным» имеется и неэгоистическое, «социальное» начало. И вся история человечества у О.Конта представляет собой постепенное преодоление эгоистических наклонностей человека: на ранних этапах развития человечества явно преобладали эгоистические инстинкты людей, которые затем все больше преодолеваются по мере индустриального развития общества, что, в свою очередь, приведет к распространению и утверждению альтруистических начал в обществе. Одной из важнейших функций семьи как раз и является воспитание молодого поколения в духе альтруизма, преодоления врожденного эгоизма, индивидуализма.
Государство, по Конту, — это блюститель общественного порядка, выразитель «общественного духа», стоящий на страже социальной солидарности и борющийся против тенденций коренного расхождения идей, чувств и интересов в обществе. Без этого невозможен общественный прогресс. Поэтому следование общественному порядку, подчинение государству и его установлениям, считает Конт, — это священный долг любого члена общества. Но единство общества, всего человечества в идеале должно базироваться прежде всего на духовном, моральном единстве. И здесь особенно велика, на взгляд Конта, роль религии, религиозных убеждений, образующих фундаментальную основу социального порядка: рушится вера, распадаются и социальные связи. Это особенно наглядно проявляется в революционные периоды с их «анархией умов».
Социальная динамика О.Конта — это позитивная теория общественного развития. Не отрицая определенную роль в этом и других факторов, которые Конт именовал вторичными (например, климат, раса, прирост населения, разделение труда), безусловный приоритет он отдавал первичным — духовным, умственным. Поэтому характер общества на каждом историческом этапе и направление его развития определяются у Конта «состоянием человеческих умов».
Трем указанным выше ступеням умственного развития человечества — теологической, метафизической и позитивной — соответствуют и три стадии исторического прогресса. Первая — теологическая — охватывает древность и раннее средневековье вплоть до XIII в. Она характеризуется господством религиозного мировоззрения, военно-авторитарными политическими режимами во главе с жрецами и военными. Вторая — метафизическая — охватывает XIV—XVIII вв., для которых характерен переход от одного, старого, разрушающегося общественного порядка к новому, в связи с чем эта стадия именовалась О.Контом как критическая, переходная. В духовной сфере на первый план здесь выдвигаются философы-метафизики, а в политической — юристы, литераторы, публицисты. Сыграв положительную роль в разрушении теологизма, в ниспровержении «реакционной, ретроградной аристократии», эта эпоха, отмечал Конт, в свою очередь, породила другую крайность — революцию, «анархическую республику», индивидуализм, либерализм, демократию, выступающие как главное препятствие нормальному развитию общества.
На третьей, высшей — позитивной — стадии, начавшейся в XIX столетии, вместе с утверждением позитивного, научного сознания, согласно контовской социальной динамике, наступает расцвет промышленности, науки, полностью уходят в прошлое военный дух и милитаристский образ жизни, на смену аристократии приходит социократия, принципы построения, функционирования и развития которой разрабатываются особой прикладной наукой, базирующейся на социологии, — позитивной политикой. В центр духовной жизни выдвигаются ученые, философы-позитивисты и деятели искусства, а на место старой, традиционной религии с Богом приходит позитивизм как «религия человечества» с ее проповедью всеобщей любви и поклонения личности, обществу, человечеству. Управлением же хозяйством должны быть заняты промышленники и технические специалисты. В осуществлении идеалов позитивной политики важную роль отводил О.Конт пролетариату, при условии его отказа от социалистических взглядов и попыток покушения на священную частную собственность.
Значение социологии О.Конта определяется прежде всего тем, что на основе синтеза достижений обществознания того периода и вопреки господствовавшим в то время спекулятивно-умозрительным философским подходам и теологическим взглядам он впервые: обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в данной науке; обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.
Однако О.Конту не удалось достаточно четко определить предмет и метод новой науки; в его трудах — характерная для позитивизма недооценка значения общей теории и абсолютизация роли изучения отдельных социальных фактов, эмпиризм, неправомерная аналогия социальных явлений, процессов и законов с теми, что изучаются в естествознании.
Социология Г.Спенсера
Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г.Спенсер считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Это позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, что эволюция совершалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке и искусстве, в религии и философии. Эволюционная гипотеза, считал Спенсер, находит поддержку как в многочисленных аналогиях, так и в непосредственных данных. Рассматривая эволюцию как переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей рассеяние движения и интеграцию материи, он в работе «Основные начала» различал три ее вида: неорганическую, органическую и надорганическую. Особое внимание Г.Спенсером было уделено анализу надорганической эволюции в другом труде «Основания социологии».
Социология изучает форму надорганической эволюции, которая «обнаруживается человеческими обществами», их ростом и строением, «продуктами и отправлениями». Но, с его точки зрения, социальные явления в большей степени обусловлены свойствами составляющих общество единиц и условиями существования этих единиц, а не условиями жизни всего общества и самой жизнью общества. Недаром исследователи творчества Г.Спенсера подчеркивают свойственный его социологическим взглядам индивидуалистический подход к пониманию общества и его эволюции. Люди живут и остаются жить вместе друг с другом потому, что это им выгодно. Совместную жизнь людей он представлял как необходимое условие для развивающегося индивидуума.
«Стартовое» состояние условий развития индивидов и их собственные, как первобытных людей, физические, эмоциональные и интеллектуальные параметры рассматривались Спенсером в качестве внешних и внутренних «факторов социальных явлений». У него не было сомнений в том, что вторичные или производные факторы вызываются социальной эволюцией. На многочисленных примерах он демонстрирует зависимость человеческой деятельности и социальных явлений от свойств климата, ландшафта местности проживания той или иной группы людей и почвы, флоры и фауны данной местности. При этом он подчеркивает, что более ранние стадии социальной эволюции гораздо сильнее зависят от местных условий, чем более поздние. Вооружившись фактами об основных свойствах нецивилизованных людей и проанализировав их, Спенсер приходит к выводу о том, что прогресс первобытного человека задерживался отсутствием способностей, могущих появиться только с самим прогрессом. Развитие высших физических, эмоциональных, интеллектуальных способностей шло, по его утверждению, вместе с социальным прогрессом.
Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть соответствующее групповое образование. В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующие институты контроля за поведением членов групп. Такие образования первобытных людей современным людям могут показаться очень странными и нередко ненужными. Но для нецивилизованных людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как выполняют определенную социальную роль, позволяют племени осуществлять соответствующую функцию, направленную на поддержание его нормальной жизнедеятельности.
Каждая общественная структура и организация, возникающая в процессе надорганической эволюции, имеет функциональную направленность. Поэтому социолог прежде всего обязан изучить функционирование той или иной общественной единицы, а исследующая общественные единицы социология должна сосредоточиться на результатах, появляющихся в ходе взаимодействия эти: единиц. Социология призвана описывать и объяснять возникновение и развитие политической организации и церковных учреждений, жизнедеятельность общества и всех частей в целом («отправлений», по выражению Спенсера) заключенный в обрядовых формах контроль и отношения между регулятивными и производительными отделами каждого общества. На следующем этапе объектами социологического анализа являются развивающиеся языки и знания, нравственность и эстетика, а в итоге учитывается взаимная зависимость между структурами и организациями общества, с одной стороны, и жизнедеятельностью общества и его частей, с другой.
Не располагая необходимыми непосредственными данными о функционировании общества как сложной социальной системы (эмпирическая социология появилась лишь в начале XX столетия), Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в «форме зародышей» и из небольших «масс» путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы. Первобытные общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не достигают значительной величины путем «простого возрастания». Повторение процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких приводит к соединению вторичных образований в третичные. Таким образом, Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиям развития.
Одним из важнейших критериев типологизации общества было различие в формах социальной регуляции. Спенсер последовательно проводил различия между военными и индустриальными обществами. Для социального организма, как и для биологического, характерно не только образование все большей массы в процессе роста, но и увеличение связанности этой массы со сближением ее частей. Взаимная зависимость частей, делающая из сложной группы единое целое — общество, не может существовать без определенного развития «линий соединения и приспособления для совместного действия», отмечал Спенсер.
Для координирования все более разнообразных с увеличением «массы» социального организма деятельностей в обществе необходим правящий центр и соответствующие средства сообщения между все более удаляющимися пространственно друг от друга «социальными единицами». При помощи средств сообщения центр влияет на части. Например, при помощи телеграфа дискретный социальный организм (своей дискретностью он прежде всего и отличается от биологического организма) приобрел быстроту координации деятельности различных частей общества, нередко превосходящую быстроту координации биологических организмов.
Общество с самого начала чаще всего находится во враждебном ему окружении. И для успешного противостояния этому окружению оно должно обладать достаточно прочной интеграцией своих частей и специальной приспособляемостью к вечно меняющимся внешним условиям существования. Оно должно соответствовать определенным требованиям выживаемости, т.е. необходимому функциональному реквизиту. Вследствие войн между обществами возникает и развивается правительственно-военная организация. Спенсер подчеркивал, что объединившееся на войне под главенством одного вождя сложное общество становится практически единым. Он полагал, что общества типа «двойной сложности» образуются путем завоевания или военного союза с другими обществами того же порядка. Для дифференциации военных обществ на ранних стадиях эволюции характерно образование класса господ-воинов, выполняющих внешнюю — оборонительную и наступательную — деятельность, и класса рабов, выполняющих внутреннюю деятельность по поддержанию всего общества. Для такого общества промышленное строение может быть только в зачаточной форме. В этом обществе каждый работник занимается своим ремеслом и сам доставляет продукт потребителям. Монополизирующие каждый «вид промышленности» семьи образовывают группы, как правило, работающие в одной местности.
Вместе с возрастанием «объема» общества происходит постепенный переход от домашнего способа производства к фабричному. Для промышленного типа общества характерны специфические черты, образующиеся в ходе отношений между индивидами, осуществляющими промышленные виды деятельности. Эти отношения-сделки между хозяевами и рабочими, покупателями и продавцами, специалистами и нуждающимися в этих специалистах осуществляются в результате свободного обмена. Если жизнь военного общества поддерживается принудительной кооперацией, то при отношениях добровольной кооперации взаимный обмен услугами не носит принудительного характера. И по мере утверждения промышленных видов деятельности в том или ином обществе все меньше один индивид подчиняется другому. Эти отношения добровольной кооперации существенно отличают социальные организмы от биологических и являются необходимым условием появления новых социальных единиц, «умственные организации» которых и привычки «придают общественным устройствам» новые формы, в том числе и новые формы социального контроля. Система поддержания жизни промышленного типа общества образует рассеянный, слабо централизованный регулятивный аппарат и стремится децентрализовать первичный регулятивный аппарат (регулятивный аппарат военного общества) в процессе наделения властными полномочиями все более многочисленных классов.
Хотя исторически промышленный тип общества в ходе социальной эволюции следует за военным типом, в силу определенных условий может иметь место возврат к прежнему типу общества. Но самое интересное в этих общественных метаморфозах, с точки зрения Спенсера, связано с ограничением в действительности прав индивидов в условиях их формального расширения. Так, нередко увеличению избирательных прав сопутствует то, что чиновничество ограничивает в разных формах деятельность граждан. Все это, по мнению Спенсера, свидетельствует о возвращении к преобладавшей в военном типе общества дисциплине, имевшей принудительный характер. Таким образом, Спенсер не рассматривал социальную эволюцию как однолинейный процесс, в отличие от О.Конта. Используя для доказательства своей эволюционной гипотезы аналогию между «живым и политическим» телами, он сознавал ее ограниченные возможности для «образования грубого очерка эмпирической социологии». Он утверждал, что между этими «телами» существуют только аналогии, являющиеся необходимым следствием характерной для них взаимной зависимости частей. Обнаружив, что среди социальных явлений существует общий порядок сосуществования и последовательности, Спенсер приходит к знаменательному для всех последующих поколений социологов-функционалистов выводу о том, что социальные явления образуют материал для науки, способной в известной мере достигнуть дедуктивной формы. Социолог, считал Спенсер, должен непредвзято подходить к анализу социальных явлений. Но в обществе воля каждого индивида, в том числе и социолога, ограничивается волею других лиц. Поэтому основной вопрос общественной жизни заключается в том, насколько каждый должен быть подчинен всем, насколько ученый свободен от социальных «пут» общественной жизни в своем поиске истины.