Социология, ее место и роль в науке и обществе
Изучение любой науки не случайно начинается с выяснения ее предмета, структуры, метода, места и роли в системе наук и в жизни общества. Хотя, строго говоря, содержание предмета науки может быть более или менее полно уяснено лишь в результате самого изложения соответствующего учебного курса, тем не менее определить сущность и специфику данной науки очень важно уже в начале ее изучения. Без этого нельзя правильно подойти к рассмотрению любой из последующих более частных тем курса.
Предмет, структура и метод социологии
Уже из самого наименования данной науки — «социология» (от латинского societas, т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) — со всей очевидностью следует, что речь идет о науке, изучающей общество. Но столь же очевидно и то, что общество является общим объектом изучения и многих других наук, не случайно получивших название «общественные науки»: история, философия, экономическая теория, политология, правоведение, культурология, педагогика, психология, этнография, демография и другие. Поэтому простое указание на то, что социология — это наука об обществе, еще не дает ответа на вопрос о специфическом объекте и предмете этой науки, об особом социологическом способе изучения общества. В этом плане принципиальное значение имеет уяснение содержания понятия «социальное».
Что такое «социальное»?
В обыденном сознании понятие «социальное» очень часто отождествляется с понятием «общественное». С этим связано и то, что термин «социология» нередко употребляется впредельно широком смысле слова, включая в себя все или почти все общественные науки, выступая как синоним всего обществознания. В научном же сознании социология чаще всего понимается в более узком, строгом, собственном смысле слова, т.е. как лишь одна из специфических отраслей обществознания. Точно так же и понятия «социальное», «социальные отношения» не отождествляются с понятиями «общественное», «общественные отношения».
Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных наук находит свое выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения — сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности — социума как объекта социологии. Для того чтобы правильно уяснить суть и значение этого исходного методологического положения, необходимо прежде всего выяснить, что такое социальное, социальные явления, отношения и процессы.
Общество как продукт взаимодействия людей представляет собой многогранное и сложное в структурном отношении явление. Поэтому тот факт, что в самом широком смысле оно является общим объектом исследования для всех общественных наук, не означает, что каждая из этих наук не имеет своего специфического объекта изучения. Так, качественно своеобразной стороной (сферой, областью, формой) общественной жизни является производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Эти экономические по своему характеру явления, отношения и процессы, в основе которых лежат прежде всего отношения собственности, служат специфическим объектом экономической науки, точнее, экономических наук. Особой, существенно отличной от экономической сферой жизни общества является политическая, связанная с организацией, функционированием и развитием политической власти. И это — специфический объект политологии, политических наук. Целый ряд наук (например, культорология, педагогика, социальная психология и другие) призваны исследовать духовную жизнь общества, т.е. производство и распределение духовных ценностей, пути, формы и методы удовлетворения духовных потребностей людей. Поэтому, строго говоря, объектом большинства общественных наук является не все общество, а та или иная его сторона, форма проявления и т.д.
В этом плане изучаемая социологией социальная жизнь общества — это область социальных отношений как отношений между более или менее широкими общностями людей (классами, социальными слоями и группами, нациями и народностями, коллективами и т.д.) и самими людьми, выступающими в качестве представителей этих общностей. В зависимости от своеобразия субъектов этих отношений социальные отношения подразделяются на социально-групповые (классы, социальные группы и слои); социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры, члены семьи); социально-территориальные (городское и сельское население); социально-этнические (нации, народности, национальные и этнографические группы); социально-профессиональные (трудовые коллективы, профессиональные объединения); межличностные (личности) и другие. Таким образом в центре социальной жизни находятся действие и взаимодействие людей и их объединений, а социология в этой связи выступает прежде всего как наука о поведении людей в среде себе подобных..
Своеобразие социальных отношений состоит прежде всего в том, что они носят комплексный характер и не сводимы к отношениям только экономическим, только политическим или духовным. Они по-своему проявляются во всех сферах общественной жизни и включают в себя так или иначе и социально-экономическое, и социально-политическое, и социально-духовное, социально-культурное содержание. Именно потому, что личность, класс, нация, демографическая или профессиональная группа всегда и одновременно являются носителями, субъектами всей совокупности общественных отношений, было бы серьезной ошибкой рассматривать межличностные, межклассовые, межнациональные и другие социальные отношения как лишь экономические, лишь политические или духовные.
Точно также социальное в рассматриваемом смысле — это не просто одна из сфер общественной жизни, наряду с экономической, политической и духовной, а общественная жизнь в целом, взятая во взаимосвязи с действием и взаимодействием субъектов исторического развития. При этом необходимо иметь в виду, что понятие «социальное» шире понятия «социальные отношения», поскольку включает в свое содержание также и социальную структуру, социальные институты, социальные нормы и т.д.
Именно такое понимание социального и социальных отношений позволяет правильно уяснить, каким образом социология, изучая общество как целое, тем не менее не подменяет и не поглощает другие общественные науки, имея свой, специфический объект и предмет исследования. Социология изучает не все и вся в обществе, а только социальное. Вместе с тем и благодаря этому социология — наука о целостности общественного организма, общественной жизни, о целостности общественных отношений..
Объект и предмет социологии
Определение объекта науки позволяет получить ответ на вопрос о том, на что направлен познавательный процесс в рамках данной науки, т.е. какую устойчивую и целостную часть, область реального мира изучает или призвана изучать соответствующая наука. Объект и предмет науки тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Так, человек — общий объект и антропологии, и социологии, и педагогики, и психологии. Но это качественно отличные друг от друга науки, поскольку каждая из них при этом имеет свой предмет. Определяется это тем, что человек, как и общество, представляет собой сложное и многогранное явление, включающее различные — разнопорядковые и разнохарактерные — структурные элементы и стороны, связи и отношения между ними. Выделить характерные именно для данной науки элементы и стороны в ее объекте, их связи и отношения, а на этой основе и соответствующий специфический ряд законов и закономерностей — это и значит дать ответ на вопрос о предмете рассматриваемой науки и тем самым углубить и конкретизировать наши представления о том, что изучает эта наука. Объект науки существует вне и независимо от научного познания, в то время как предмет науки не существует вне такого познания.
В свете сказанного можно дать следующее определение предмета социологии: социология — наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации в действиях и взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом.
Дальнейшее углубление в понимание сущности и специфики социологии связано с выяснением категорий и законов этой науки.