Особенности возникновения социологии

Возникновение социологии связано со становлением индустриального типа общества, идущего на смену традиционному типу. Для западной Европы и США – это период с конца ХVIII по вторую половину ХIХ в. Утверждается новая социальная организация, новая система общественных связей, социальная мобильность, рыночный обмен, капиталистическая частная собственность, массовое товарное производство. Формируется новый тип связи между индивидом и обществом за счет перехода от прежних жестких систем социальной организации, где приоритет за подчинением и принуждением, к более гибким и опосредованным. Поощряются индивидуализм и социальная открытость, расширение контактов вовне. Очень долог был путь (не одно тысячелетие) к открытию новой науки об обществе – социологии, - потому что не удавалось вплоть до рубежа 30-40-х, гг. ХIХ в. (О. Конт, 1798-1857, 6-томный труд «Курс позитивной философии», 1830-1842) определить объект этой науки - социальную реальность как реальность особого рода, что же касается предмета новой науки, то он уточнялся не только в рамках ХIХ, но и ХХ в.

Предыстория социологии начинается еще в древние времена, поскольку уже тогда человек задумался над проблемами, связанными с его собственным существованием среди других людей. Среди античных мыслителей особо выделяются заслуги Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), с научным творчеством которых связано формирование двух традиций в объяснении возникновения общества и сущности социальности. Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время – этапы развития социальной мысли, внутри которой складывались идейные предпосылки социологии. Эта наука рождалась в середине ХIХ в. из четырех главных идей, так или иначе исследовавшихся на протяжении названных этапов. Что это за идеи?

1. Идея общества. Предыстория социологии – это, прежде всего, процесс формирования онтологических предпосылок социологического знания: представлений о формах существования социальной реальности. Важный вклад в формирование таких предпосылок внес французский философ, историк и писатель Шарль Луи Монтескье (1689-1755), который подчеркивал взаимосвязь и взаимодействие между индивидами в качестве признака социальности, выразив это формулой: «Общество есть союз людей, а не сами люди» («О духе законов», 1748).

2. Идея социального закона. Социология не могла возникнуть без представления о социальном детерминизме, т.е. о том, что в обществе царят не хаос и произвол, а пространственная и временная упорядоченность, причинно-следственные связи, обусловленность одних явлений и процессов другими. Существование законов социальной реальности и способность человека познавать их служили главными аргументами в пользу того, что социология как наука об обществе возможна и необходима. В предысторический период социологического знания формировался также принцип законосообразности социального развития. В основе социального развития лежит рост научных знаний, которые реализуются в развитии техники и промышленности, и тем самым общество в своем развитии совершенствуется, осуществляет поступательное движение.

3. Идея прогресса. Становление социологии неотделимо от обоснования социального прогресса. Непосредственные предшественники социологии (А.Р.Ж. Тюрго, 1727-1781; Ж.А. Кондорсе, 1743-1794; А. де Сен-Симон, 1760-1825) и ее пионеры (О. Конт; К. Маркс, 1818-1883) считали, что новая наука об обществе призвана обнаруживать и исследовать прогресс, его факторы и условия, а также вносить существенный вклад в совершенствование общества. Без представления о том, что общество совершенствуется, не могла бы возникнуть мысль о том, что его можно усовершенствовать. Это и давало основу для идеи исследовать общество и разрабатывать науку о нем. Оставалось обосновать способы исследования общества и его законов. Представление о социальном законе заключало в себе одновременно онтологическое и эпистемологическое или гносеологическое обоснование социологии.

4. Идея метода. Для построения новой науки надо было утвердить ее методологический статус: показать, что ее познавательные инструменты соответствуют эталону научной методологии, сформировавшемуся в европейском научном сообществе ХVI-ХIХ вв. в результате великой научной революции, осуществленной Н. Коперником, И. Кеплером, Г. Галилеем,

И. Ньютоном и др. Естественнонаучное мировоззрение составляло основу этого эталона. Поскольку зарождавшаяся социология считала общество частью природы (А. де Сен-Симон, О. Конт), а себя – одной из естественных наук, ее методологическому идеалу были свойственны черты этих наук ХVII – начала ХIХ вв.: эмпиризм и рационализм, теоретическая и практическая активность, тесная связь научной и практической методологии, историко-эволюционистские и историко-прогрессистские воззрения.

«Естественная», «социально-физическая» («социальная физика» - первоначальное название новой науки) методология определила то, что в начале ХIХ в. во взглядах на общество стала преобладать социальная онтология, основанная на идее общества как результата действия естественных причин (подход Аристотеля). Но идея искусственного характера общества (подход Платона) не исчезла: «искусственное» стало трактоваться как связанное с деятельностью человека, как проявление и высвобождение естественных сил, действующих в обществе, что оставляло простор целенаправленному совершенствованию общества на основе этих сил.

Таким образом, идея общества как особого естественного образования соединилась с идеей естественной науки, т.е. знания о неизменных естественных законах, прежде всего закона прогресса, знания, получаемого рациональными и эмпирическими методами и способного обеспечить практическое усовершенствование социальных механизмов, опираясь на их естественные тенденции и подчиняясь им. Названные главные идеи пересеклись с соответствующими социальными факторами (прежде всего промышленная революция и её социальные последствия, а также Французская революция конца ХVIII в. и социальные изменения во французском обществе) в определенный исторический период (первая половина-середина ХIХ в.) в определенной точке мирового культурного пространства: Западная Европа, а точнее – Франция (О. Конт) и Англия (Дж. Ст. Милль и Г. Спенсер). С именами названных ученых и связано начало истории социологии.

Наши рекомендации