Американский социолог Роберт Алфорд 1950—2003.
Концепция исследовательской парадигмы изложена в монографии Роберта Алфорда “Мастерство исследования: теории, методы, свидетельства”. Алфорд видит в исследовательской парадигме трехсоставный когнитивный инструментарий, объединяющий теорию, методы, и эмпирические основания социологии. По своему многосоставному строению исследовательская парадигма напоминает собирательно-имиджевую парадигму Ритцера.
Цель – решить проблему современной социологии: недопустимость раздельного сосуществования двух социологий (абстрактно-теоретической надэмпирической социологии и социологии абстрактного эмпирицизма).
Структура исследовательской парадигмы
· парадигматический способ исследования (теоретические предположения, методологические процедуры и стандартные эмпирические показатели в триедином когнитивном инструментарии);операционные правила приемлемых отношений между теориями, методами и показателями;объект исследования в единстве макро- и микроуровней;источники знания и исследования;единицы и результаты анализа;характеристику исследователя;центральную метафору;методы исследования;центральный исследовательский вопрос.
Алфорд, как и Ритцер в своей собирательно-имиджевой парадигме, отталкивается от многосоставной структуры Куновой парадигмы. Однако Алфорд идет не по пути ее упрощения, как это делал Ритцер, а по пути усложнения, высвечивая тем самым многогранность и сложность этого системообразующего элемента науки.
Классификация исследовательских парадигм
Развивая отличную от Ритцера модель многопарадигматичной социологии, Алфорд выделяет три так называемые традиционные социологические парадигмы: многомерную,интерпреивнуюи историческую.
Составляющие парадигм | Многомерная | Интерпретивная | Историческая |
Микроуровень | Поведение | Символы | События |
Макроуровень | Структура(система) | Культура(интеракции) | Тотальность(контекст) |
Источник знания | Данные | Наблюдения | Свидетельства |
Источник исследования | Поведение | Полевые заметки | Тексты |
Единица анализа | Величины | Взаимодействия | События |
Результат | объяснения | Проникновение, понимание | Повествования |
Наблюдатель | Нейтральный | участник | Зритель |
Центральная метафора | Причина | Значение | Процесс |
Метод | Корреляционное измерение | Этнография | Историография |
Общий исследовательский вопрос | Какие факторы объясняют результаты? | Как конструируются значения в интеракциях и социальном мире? | Какие процессы ведут к событию? |
Эта модель многопарадигматичной социологии и обозначенные в ней парадигмы выгодно отличаются от Ритцеровской модели как в общесоциологическом, так и в Куновом (философском) смысле слова.
· Во-первых, нет разделения парадигм на макроуровневые и микроуровневые(все социологические парадигмы изучают общество на этих двух уровнях.
· Во-вторых, нет Ритцеровское разделение парадигм на изучающие социальные факты и на изучающие не социальные факты, а нечто другое.
· В-третьих, прослеживаются образы основных типов социологических исследований: квонтативно-корреляционного, кволитативно-интерпретивного и историко-архивного.
· В-четвертых, прослеживается принцип несоизмеримости парадигм.
Исходные посылки
Исходной посылкой многомерной парадигмы, выступает положение о том, что общество и его составляющие (индивиды, сообщества, семьи и т.п.) являются относительно автономными образованиями и подсистемами, которые рассматриваются в качестве единиц анализа, представляющих собой сложные совокупности свойств (которые эмпирически проверяемы). Многомерная парадигма предполагает: использование SSPS и SAS, данные из статистических ежегодников или собирает их с помощью опросов-интервью.
Исходная посылка интерпретивной парадигмы подчеркивает, что основу общества и его подструктур составляют опосредованные языком символические дискурсы и интеракции, которые образуют культурологическую текстуру жизни общества. В этой текстуре акторы вступают в переговор. процессы, обмениваются информацией, а также формируют личное восприятие действительности. Эмпирическая база: тексты, опросы, наблюдения, этнографические исследования, документы, интервью и даже эксперименты.
Исходная посылка исторической парадигмы видитв обществе и его институтах последовательность уникальных событий, происходящих в определенное время, в конкретном социальном пространстве и структурно-ситуационном контексте. Эта парадигма черпает исследовательский материал из текстов, трудов и документов,.