Американский социолог Роберт Алфорд 1950—2003.

Концепция исследовательской парадигмы изложена в монографии Роберта Алфорда “Мастерство исследования: теории, методы, свидетельства”. Алфорд видит в исследовательской парадигме трехсоставный когнитивный инструментарий, объединяющий теорию, методы, и эмпирические основания социологии. По своему многосоставному строению исследовательская парадигма напоминает собирательно-имиджевую парадигму Ритцера.

Цель – решить проблему современной социологии: недопустимость раздельного сосуществования двух социологий (абстрактно-теоретической надэмпирической социологии и социологии абстрактного эмпирицизма).

Структура исследовательской парадигмы

· парадигматический способ исследования (теоретические предположения, методологические процедуры и стандартные эмпирические показатели в триедином когнитивном инструментарии);операционные правила приемлемых отношений между теориями, методами и показателями;объект исследования в единстве макро- и микроуровней;источники знания и исследования;единицы и результаты анализа;характеристику исследователя;центральную метафору;методы исследования;центральный исследовательский вопрос.

Алфорд, как и Ритцер в своей собирательно-имиджевой парадигме, отталкивается от многосоставной структуры Куновой парадигмы. Однако Алфорд идет не по пути ее упрощения, как это делал Ритцер, а по пути усложнения, высвечивая тем самым многогранность и сложность этого системообразующего элемента науки.

Классификация исследовательских парадигм

Развивая отличную от Ритцера модель многопарадигматичной социологии, Алфорд выделяет три так называемые традиционные социологические парадигмы: многомерную,интерпреивнуюи историческую.

Составляющие парадигм Многомерная Интерпретивная Историческая
Микроуровень Поведение Символы События
Макроуровень Структура(система) Культура(интеракции) Тотальность(контекст)
Источник знания Данные Наблюдения Свидетельства
Источник исследования Поведение Полевые заметки Тексты
Единица анализа Величины Взаимодействия События
Результат объяснения Проникновение, понимание Повествования
Наблюдатель Нейтральный участник Зритель
Центральная метафора Причина Значение Процесс
Метод Корреляционное измерение Этнография Историография
Общий исследовательский вопрос Какие факторы объясняют результаты? Как конструируются значения в интеракциях и социальном мире? Какие процессы ведут к событию?

Эта модель многопарадигматичной социологии и обозначенные в ней парадигмы выгодно отличаются от Ритцеровской модели как в общесоциологическом, так и в Куновом (философском) смысле слова.

· Во-первых, нет разделения парадигм на макроуровневые и микроуровневые(все социологические парадигмы изучают общество на этих двух уровнях.

· Во-вторых, нет Ритцеровское разделение парадигм на изучающие социальные факты и на изучающие не социальные факты, а нечто другое.

· В-третьих, прослеживаются образы основных типов социологических исследований: квонтативно-корреляционного, кволитативно-интерпретивного и историко-архивного.

· В-четвертых, прослеживается принцип несоизмеримости парадигм.

Исходные посылки

Исходной посылкой многомерной парадигмы, выступает положение о том, что общество и его составляющие (индивиды, сообщества, семьи и т.п.) являются относительно автономными образованиями и подсистемами, которые рассматриваются в качестве единиц анализа, представляющих собой сложные совокупности свойств (которые эмпирически проверяемы). Многомерная парадигма предполагает: использование SSPS и SAS, данные из статистических ежегодников или собирает их с помощью опросов-интервью.

Исходная посылка интерпретивной парадигмы подчеркивает, что основу общества и его подструктур составляют опосредованные языком символические дискурсы и интеракции, которые образуют культурологическую текстуру жизни общества. В этой текстуре акторы вступают в переговор. процессы, обмениваются информацией, а также формируют личное восприятие действительности. Эмпирическая база: тексты, опросы, наблюдения, этнографические исследования, документы, интервью и даже эксперименты.

Исходная посылка исторической парадигмы видитв обществе и его институтах последовательность уникальных событий, происходящих в определенное время, в конкретном социальном пространстве и структурно-ситуационном контексте. Эта парадигма черпает исследовательский материал из текстов, трудов и документов,.



Наши рекомендации