Американский социолог Дж. Ритцер выделил четыре принципа макдональдизации. Это -

1. эффективность (efficiency)

2. калькулируемость (calculability)

3. предсказуемость (predictability)

4. контроль (control).

На первый взгляд эти принципы представляются настолько само собой разумеющимися, что не заметить их просто невозможно: стремясь к наибольшей эффективности, вы, очевидно, должны рассчитывать свои усилия, стараясь действовать предсказуемым образом и осуществляя в этой связи необходимый контроль. Более близкое рассмотрение позволяет увидеть здесь более сложную картину.

Возьмем, например, принцип калькулируемости. Он, очевидно, требует от тех, кто берет его на вооружение, действительно точного расчета, что, в свою очередь, означает, что:

1) это должен быть расчет, который также позволяет выразить остальные три принципа количественно (по отношению к месту и времени и т.д.);

2) все, что не поддается точному вычислению (а это могут быть очень важные вещи!), должно быть отброшено, оставаясь тем самым за пределами планирования;

3) поскольку расчет состоялся, то он должен стать руководством к действию для неукоснительного исполнения;

4) что, в свою очередь, предполагает иерархичную организацию действия, когда инициатива принадлежит тем, кто «наверху», а другие должны выступать в роли послушных исполнителей.

Концепция макдональдизации оказывается, тем самым, современным прочтением известного просветительского разделения общества на «воспитателей», с одной стороны, и «воспитуемых» как «продуктов» их деятельности, с другой. Если поначалу она стала выражением коммерческих преимуществ системы быстрого питания (иногда неправильно, то есть упуская из виду суть дела, говорят «быстрого обслуживания»), то затем ее принципы получили более широкое распространение, проявляя свой иррелевантный характер.

Иррелевантность указывает на такой смысл вещи, который нейтрален к ее реальному существованию, обозначая, тем самым, формы сознания, в которых выступает чисто смысловая, чисто идейная значимость вещи. Исходным принципом понимания реальности в этом случае оказывается именно не бытийно, но только значаще смысловая предметность, для которой всякое «быть» имеет только смысл «значить». Макдональдизация - управленческая концепция, и иррелевантность ее содержания проявляется, соответственно, в возможности ее применения в различных областях жизни в качестве средства управления. Информатизация как ведущая сторона глобализации имеет при этом ключевое значение.

Основной перевод латинского informo – давать вид, образовывать. То, что распространение средств инфокоммуникации должно было принять глобальный характер, ясно уже из потенциала этих средств.

Глобальные системы общения возможны только потому, что они функционируют независимо от своего вещественного наполнения как инфокоммуникационные системы по преимуществу. Макдональдизация, тем самым, - вещь парадоксальная. С одной стороны, она является проявлением вполне определенной социально- экономической специфики, с другой – она распространяется «как таковая», используя сами по себе иррелевантные управленческие возможности.

Продвижение макдональдизации неслучайно соотносится с размыванием предметной среды, традиционно означавшей высокое или, по крайней мере, удовлетворительное качество жизни. Как показывает практика, успехи макдональдизации более заметны там, где нет прочных социальных гарантий, противостоящих задаваемым ею превращением исполнителей калькуляций в бессловесные «продукты», то есть там, где нет прочных препятствий человеческой роботизации. Особое значение приобретает в этой связи сопоставление нравственно-психологического климата России и Запада, социальной защищенности, как она сложилась здесь и там.

Это обстоятельство заставляет пристальнее взглянуть на условия и факторы, позволяющие макдональдизации успешно «держаться на плаву» в качестве стратегии выживания в условиях глобальной информатизации.

Исследователь макдональдизации Джордж Ритцер - современный социолог. Неслучайно он, перечисляя ее четыре принципа, прежде всего обращает внимание на результаты, то есть на то, что для мышления, сформированного по канонам книжной культуры, должно стоять на последнем месте. Еще канадский исследователь электронного общения Маршалл Маклуэн показал, что в условиях электрической информации, то есть при общении со скоростью, задаваемой скоростью электричества, причина и следствие «одновременны». В мире, где человеку даются «все времена и пространства сразу», возможность начать с результата – наиболее выгодная позиция. Все дело в том, чтобы иметь управленческий потенциал, позволяющий рассчитывать на его действительное достижение, когда заранее объявленный результат как бы «накрывает» собой всех участников действия, им завершающегося.

Именно с объявления «искомого результата» началась кампания США против Ирака во главе с Саддамом Хусейном. Применяемые при этом глобально-управленческие технологии аналогичны макдональдизации, также воплощая имеющиеся в наличии калькуляционные возможности.

Как свидетельствует тот же Ритцер, макдональдизация превращает современный капитализм в микросистемы «железных клеток». Подобные ей системы распространяются в процессе дальнейшего превращения мира в инфокоммуникационную «глобальную деревню». К настоящему времени сформировался схематизм глобальных конфликтов, ориентированный на максимальное использование калькуляционных возможностей, предоставляемых инфокоммуникациями. Это, в свою очередь, означает, что сам он ограничен этими возможностями, «привязан» к ним, испытывая на себе их «управленческое воздействие».

Появившиеся в международной прессе указания на то, что США не собираются «строить новый Афганистан», является констатацией, свидетельствующей о возможностях имеющегося в наличии калькуляционного потенциала и способах его использования. Это обстоятельство, в свою очередь, позволяет лучше понять, что должно иметься в виду, когда речь идет о глобально-управленческих технологиях, рассчитанных на его использование.

Дж. Ритцер показывает, что задаваемые макдональдизацией технологии контроля являются «бесчеловечными», или «негуманными» (nonhuman). Дело здесь не только в том, что человеческая деятельность, выраженная в понятиях калькуляционных подходов, должна быть представлена достаточно упрощенно и формализовано. Сила этих подходов заключается в том, что с их помощью действительно можно добиваться успеха, опережая других конкурентов и соперников. Тем самым их разработка становится императивной. Следование им, в свою очередь, предполагает отбрасывание «человеческого измерения» в той мере, в какой его составляющие не могут быть выражены на языке калькулируемых действий.

Результативность калькуляционных управленческих технологий выражается в том, что у них появляются убежденные сторонники, для которых главное – победа любой ценой сейчас, чтобы в дальнейшем можно было демонстрировать всем и каждому, что именно их «стратегии» являются самыми оправданными в мире «как он есть». Их успехи ведут в результате к распространению безальтернативного мышления, восторжествовавшие представители которого исходят из того, что сделанное ими – это уже история, а «у истории нет сослагательного наклонения», и именно они, как ставшая безальтернативной история, должны делать историю дальше.

При всем схематическом характере нарисованной здесь картины она позволяет увидеть современный глобально целостный мир в качестве поля борьбы стратегий выживания, которые формируются в процессе отбрасывания в небытие своих конкурентов, борясь за право остаться в живых как единственно живых, а тем самым определять, что является справедливым. Инфокоммуникациям принадлежит при этом ключевая роль.

Потенциал иррелевантности инфокоммуникационных технологий позволяет строить их сетевое применение различным образом, ограничивая, подавляя или исключая те или иные управленческие практики. Выявление этого обстоятельства придает борьбе альтернативных стратегий выживания актуальный нравственный смысл.

Наши рекомендации