Критерии оценки качества проведения семинара по социологии.
Главная цель семинара - обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов учебной дисциплины, их методологическая и методическая проработка. Функции семинара: регулярное изучение студентами первоисточников и другой литературы; закрепление знаний, полученных студентами на лекции и при самостоятельной работе; расширение круга знаний благодаря выступлениям товарищей и преподавателя на занятии; проверка правильности ранее полученных знаний, вычленение в них существенного; формирование навыков самостоятельного мышления, устного выступления; приучают студентов свободно оперировать терминологией, понятиями и категориями; предоставляют возможность преподавателю систематически контролировать самостоятельную работу студентов. 3 типа семинарских занятий: Просеминар (1курс) Цель – ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними. Собственно семинар (2-4 курсы). Цель – сформировать у студентов исследовательских подход к материалу. Спецсеминар (5-6 курсы). Цель – приучить студентов работать в группах в рамках научной школы. Виды семинарских занятий: Развернутая беседа; Система семинарских докладов; Семинар - развернутая беседа с обсуждением доклада; Семинар - обсуждение письменных рефератов; Семинар - круглый стол; Семинар - диспут; Семинар пресс-конференция; Теоретическая конференция; Комментированное чтение первоисточников/ упражнения на самостоятельность мышления; Контрольная работа по отдельным вопросам, темам с последующим обсуждением; Проблемный семинар. Критерии оценки качества семинарского занятия: 1) план семинара; 2) список рекомендованной литературы; 3) организация семинара; 4) активность студентов; 5) стиль проведения семинара; 6) подготовленность преподавателя и его мастерство; 7) отношение преподавателя к студентам;8) отношение студентов к преподавателю и к изучаемому предмету.
23. Основные требования к организации самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работастудентов - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (или аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Цель СРС- овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия: 1) готовность студентов к самостоятельному труду; мотив к получению знаний; 2) наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала; 3) система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы; консультационная помощь. Требования к организации СРС - Критерии составления заданий на самостоятельное выполнение контрольных работ: 1)объем каждого задания должен быть таким, чтобы при твёрдом знании материала студент успел бы изложить ответ на все вопросы задания в письменном виде за отведённое для контрольной работы время; 2)все задания должны быть одинаковой трудности; 3)при всем проблемном разнообразии каждое задание должно содержать вопросы, требующие достаточно точных ответов, например, дать определение, написать формулу и т.д.; 4)в каждом задании должен быть вопрос по материалу, подлежащему самостоятельному изучению по учебной литературе; 5)при ограниченном числе вопросов по прочитанному лекционному материалу не должно быть двух или нескольких заданий с полностью одинаковыми вопросами; 6)наличие специальной учебно-методической литературы, причём наряду с конспектами лекций, сборниками задач и другими традиционными материалами, необходимы их электронные версии.
24. Цель, виды, условия самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работастудентов - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (или аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Цель СРС- овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Виды самостоятельной работыстудентов: 1) Во время основных аудиторных занятий; 2)Самостоятельная работа под контролем преподавателя; 3)Внеаудиторная самостоятельная работа.
Виды контролируемой самостоятельной работы: контрольная работа; отчёт о проведенном эмпирическом исследовании; тесты; реферат по проблеме учебной дисциплины; научный доклад; анализ конкретной ситуации с подготовкой аналитической записки; эссе; конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно; анализ статистических и фактических материалов по заданной теме; научный проект; составление таблиц, схем, моделей, расчёт показателей на основе материалов опросов и статистических материалов; поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме и т.п. Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия: 1) готовность студентов к самостоятельному труду; мотив к получению знаний; 2) наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала; 3) система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы; консультационная помощь.
25. Организация научно-исследовательской работы студентов-социологов.
Научно-исследовательская работа - работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов. Существует и применяется два основных вида научно-исследовательской работы студентов (НИРС). 1. Учебная научно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами. К этому виду НИРС относятся курсовые работы, выполняемые в течение всего срока обучения, а так же дипломную работу. Виды НИР: курсовые, дипломы, рефераты, эссе. 2. Исследовательская работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами. Такая форма НИРС является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов. Основными формами НИРС, выполняемой во внеучебное являются: Предметные кружки; Проблемные кружки; Проблемные студенческие лаборатории; Участие в научных и научно-практических конференциях; Участие во внутривузовских и республиканских конкурсах. Организация процесса НИР осуществляется научным руководителем. На организационном собрании, проходящем приблизительно в октябре, происходит распределение тем докладов и рефератов выборным путём, после чего преподаватель указывает на наличие для каждой темы основной и дополнительной литературы и рекомендует в ближайшее время продумать план работы. В организации и проведении научной работы студентов можно выделить следующие задачи: 1)Углубление знаний по дисциплине. 2)Подготовка будущих специалистов к самостоятельному научному наблюдению и исследованиям в производственных условиях. При организации НИР студентов необходимо руководствоваться следующими взаимосвязанными принципами: соответствие НИРС профилю будущей специальности, требованиям к знаниям, умениям, навыкам и качествам современного специалиста данного профиля; обеспечение преемственности и органической взаимосвязи цели, задач и содержания данной конкретной формы или вида НИРС с целями, задачами и содержанием предшествующей, последующей и одновременно выполняемой НИРС как в рамках учебного процесса, так и во внеучебное время; учёт характера, места и роли учебной дисциплины, видов учебных занятий и заданий, в рамках которой организуется научная работа студентов, в общей программе профессиональной подготовки специалиста и в системе воспитательной работы
26. Организация подготовки выпускной квалификационной работы бакалавра по социологии и защиты.
ВКР завершает подготовку бакалавра социологии и показывает его готовность решать теоретические и практические задачи. Квалификационная работа должна отразить умение студента самостоятельно разработать избранную тему и содержать конкретную аргументацию выдвигаемых теоретических выводов и практических рекомендаций, кроме того, должен быть широко представлен самостоятельно собранный фактический материал. Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением (кафедрой). Студенту может предоставляться право выбора темы в порядке, установленном вузом, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Для подготовки ВКР бакалавра студенту назначается руководитель, и при необходимости консультант. Условия и сроки выполнения ВКРБ устанавливаются учёным советом высшего учебного заведения на основании государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации выпускников. Защита ВКРБ проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей её состава. Результаты аттестационных испытаний определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» в соответствии с Положением ВУЗа. Решения государственной аттестационной комиссии принимаются на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном количестве голосов председатель комиссии обладает правом решающего голоса.
27. Организация подготовки магистерской диссертации по социологии и защиты.
Магистерская диссертация - это научное исследование, отличающееся фундаментальностью, более глубокими теоретико-методологическими основаниями и подходами к разработке проблемы, демонстрируемыми его автором в сочетании с полученными им знаниями в процессе обучения в определённой области специализированной деятельности. Критерии оценки:обоснование выбора темы, цели и задач исследования;актуальность темы и научная новизна выводов;обоснование выбора методологии исследования;представление результатов исследования, их обоснование и анализ;выводы - после главы и в заключении. Структура:Введение (актуальность темы исследования, степень научной разработанности, цель, задачи, объект, предмет, теоретико-методологическая база исследования, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту, характеристика структуры диссертации);Не превышает 10% всего объема (80-100 страниц);основная часть состоит из глав (от 2 до 4), содержащих параграфы (2-4), заключение, список использованной литературы, приложение.При работе над основной частью нужно обратить внимание на соответствие её содержания самой теме: сфокусировать внимание на методологических подходах к раскрытию главной проблемы и обобщении результатов проведенного исследования;Заключение основные результаты, полученные в ходе теоретического или прикладного исследования;Оценка степени выполнения задач, которые ставились в диссертации;Основные проблемы, которые возникли в ходе работы и оформления результатов.