Критерии оценки качества сюжета

Телевизионный сюжет

Элементы сюжета

Видеоряд. Видео может быть снято специально для сюжета профессиональным оператором (чаще всего), а также получено из архива или откуда-то со стороны (любительская, оперативная съемка). Видеоряд выстраивает монтажер в соответствии с текстом и замыслом сюжета. Большинство телевизионщиков современной школы считает видеоряд главным изобразительным средством. Есть даже лозунг: «Телевидение – это картинка!» Термин «картинка» стал настолько устойчивым, что обычно пишется без кавычек.

Графика. Как и видео, является картинкой. Схемы, карты, диаграммы, спортивные турнирные таблицы и другая графика может быть изготовлена на компьютере. Впрочем, можно и просто нарисовать, а потом снять на видео.

Интершум– звук, записанный вместе с видео. Как правило, он сопровождает закадровый текст и является полноценным изобразительным средством.

Лайф. От английского life – жизнь. Так называют отрезок видео (обычно до 10 секунд) с выразительным интершумом (аплодисменты, крик болельщиков, шум водопада и т.п.), который не закрыт закадровым текстом. Лайф дает возможность зрителю почувствовать себя на месте события. Очень оживляет сюжет.

Синхрон. От греческого sin – вместе и chronos – время. Это прямая речь героя сюжета в кадре, иначе говоря – отрезок интервью (обычно до 20-25 секунд). Называется так, потому что голос и изображение человека записываются и показываются одновременно в отличие, скажем, от закадровой начитки.

Стендап. От английского stand up – стоять. Речь корреспондента в кадре. Обычно используется, чтобы продемонстрировать присутствие на месте события и к тому же создать эффект общения со зрителем.

Титры – поясняющие надписи. Это могут быть титры в синхронах (имя, фамилия, должность героя сюжета), геотитры (указание места событий), поясняющие титры (типа «Съемка МЧС» или «Архив»), субтитры (например, перевод иностранного текста в нижней части кадра), а также «бегущая строка».

Закадровый текст. Его пишет автор (корреспондент). Называется закадровым, потому что того, кто говорит, зритель не видит. Начитывать текст может как сам корреспондент, так и диктор. Кстати, недавно блестящий журналист Кирилл Набутов и его режиссер в программе «Один день» на НТВ продемонстрировали нечто новое (или хорошо забытое старое?): в кадре шла нормальная картинка, развивалось некое действие, а в углу была врезка, где Набутов в наушниках синхронно начитывал перед микрофоном текст. Но, думается, что даже в этом случае текст следует называть закадровым.

Этапы производства сюжета

1. Выработка идеи или получение задания.

2. Сбор информации: поиск в Интернете, изучение пресс-релизов, ранее снятых на эту тему сюжетов и т.п.

3. Разработка общего замысла (концепции) сюжета. Необходимо, во-первых, понять, какова будет основная идея сюжета, во-вторых, кого, что, где и когда следует снять, чтобы эту идею проиллюстрировать. Нужно это делать до начала съемок, хотя в процессе замысел может быть серьезно скорректирован. Однако никогда не следует выезжать на съемки «с пустой головой».

4. Обсуждение замысла с редактором. Тот может подсказать дополнительную информацию, подкинуть идею, таким образом сюжет приобретет «объем», из частностей можно будет сделать некое обобщение.

5. «Телефонный этап»: созвон с потенциальными героями сюжета с целью понять детали и договориться о съемках.

6. Обсуждение замысла с оператором. Он должен понять, что ему предстоит снимать. Автор, помни: телевидение – это картинка, а оператор – соратник по творчеству!

7. Выезд на съемку. Набор видео, запись синхронов и стендапа.

8. Просмотр снятого видео. При этом желательно отметить тайм-код наиболее удачных или важных кадров, потенциальных лайфов.

9. Расшифровка синхронов и стендапа. Задача – дословно перенести на бумагу (или в компьютер) текст, а также по тайм-коду зафиксировать продолжительность.

10. Написание текста сюжета.

11. Саморедактирование: вычитывание текста с целью проверки логики повествования (чтобы не перескакивать с одного на другое) и поиска языковых ошибок.

12. Вычитывание текста вместе с редактором.

13. Начитка закадрового текста.

14. Монтаж. Этим занимается монтажер, но автор должен присутствовать и подсказывать идеи.

15. Отсмотр готового сюжета. Проверка качества, в частности, правильности всех титров.

Критерии оценки качества сюжета

1. Убедительное и качественное видео.

2. Текст:

а) раскрытие темы (ответы на все вопросы зрителя),

б) взаимное соответствие текста и картинки,

в) удачное начало и окончание,

г) «объемность» сюжета: наличие контрдействия, подтем и т.п.

3. Стендап:

а) уместная внешность,

б) эмоциональность,

в) работа «на зрителя», а не «на себя»,

г) доступность текста,

уместность стендапа.

Наши рекомендации