Критерии оценки качества проведения лекции по социологии.
Анализ содержания качества лекции предполагает оценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции. 1. Критерии оценки содержания лекции: соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса; научность, соответствие современному уровню развития науки; точность используемой научной терминологии; информативность, раскрытие основных понятий темы, сочетание теоретического материала с конкретными примерами; реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений; реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей; связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью; соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике, разъясняются особо сложные вопросы и т.п.). 2. Критерии оценки методики чтения лекции: дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала; структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции; акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах лекции; рациональное сочетание методических приёмов традиционной педагогики и новых методов обучения; логичность, доказательность и аргументированность изложения; ясность и доступность материала с учётом подготовленности обучаемых; соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами; использование методов активизации мышления студентов; использование приёмов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п.); использование записей на доске, наглядных пособий; использование раздаточного материала на лекции; использование технических средств обучения. 3. Критерии оценки организации лекции: соответствие лекции учебному расписанию; чёткость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие и т.п.); чёткость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами, время окончания лекции по отношению к звонку); посещаемость лекции студентами; дисциплина на лекции; рациональное распределение времени на лекции; соответствие аудитории, в которой проводится лекция, современным нормам и требованиям; наличие необходимых средств наглядности и технических средств. 4. Критерии оценки руководства работой студентов на лекции: осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекции; оказание студентам помощи в ведении записи лекции (изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией и т.п.); просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции); использование приёмов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы и т.п.); разрешение задавать вопросы лектору; согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов. 5. Критерии оценки лекторских данных преподавателя: знание предмета; убеждённость; эмоциональность, манера чтения; степень использования опорных материалов при чтении лекции; культура речи; речевые данные, дикция; внешний вид; манера поведения, умение держаться перед аудиторией; контакт со студенческой аудиторией; отношение преподавателя к студентам; отношение студентов к преподавателю. 6. Критерии оценки результативности лекции: степень реализации плана лекции; степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов, раскрытие темы лекции; информационно-познавательная ценность лекции; воспитательное воздействие лекции.
Роли преподавателя социологии. Требования к преподавателю социологии (ученому, педагогу, оратору, организатору).
Основные требованияк оратору определяются задачами, которые перед ним стоят: сообщение знаний, формирование мировоззрения, воспитание масс. Для того чтобы решать эти задачи, лектор прежде всего должен отлично знать предмет своей лекции, быть широко эрудированным в этой области и, конечно же, образованным и политически грамотным человеком. Главным, ведущим всегда остаётся содержание лекции, её высокая идейность, научность, информативность, актуальность и органическая связь с действительностью, жизнью народа. Каким бы высоким уровнем искусства красноречия ни обладал лектор, как бы ни завораживал его голос слушателей, но если он недостаточно компетентен в вопросах, которые излагает, или недостаточно убежден в том, в чём пытается убедить собравшихся, все его старания напрасны - ему не поверят.