Критерии оценки качества проведения лекции по социологии.

Анализ содержания качества лекции предполагает оценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции. 1.​ Критерии оценки содержания лекции: соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса; научность, соответствие современному уровню развития науки; точность используемой научной терминологии; информативность, раскрытие основных понятий темы, сочетание теоретического материала с конкретными примерами; реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений; реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей; связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью; соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике, разъясняются особо сложные вопросы и т.п.). 2.​ Критерии оценки методики чтения лекции: дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала; структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции; акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах лекции; рациональное сочетание методических приёмов традиционной педагогики и новых методов обучения; логичность, доказательность и аргументированность изложения; ясность и доступность материала с учётом подготовленности обучаемых; соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами; использование методов активизации мышления студентов; использование приёмов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п.); использование записей на доске, наглядных пособий; использование раздаточного материала на лекции; использование технических средств обучения. 3.​ Критерии оценки организации лекции: соответствие лекции учебному расписанию; чёткость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие и т.п.); чёткость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами, время окончания лекции по отношению к звонку); посещаемость лекции студентами; дисциплина на лекции; рациональное распределение времени на лекции; соответствие аудитории, в которой проводится лекция, современным нормам и требованиям; наличие необходимых средств наглядности и технических средств. 4.​ Критерии оценки руководства работой студентов на лекции: осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекции; оказание студентам помощи в ведении записи лекции (изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией и т.п.); просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции); использование приёмов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы и т.п.); разрешение задавать вопросы лектору; согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов. 5.​ Критерии оценки лекторских данных преподавателя: знание предмета; убеждённость; эмоциональность, манера чтения; степень использования опорных материалов при чтении лекции; культура речи; речевые данные, дикция; внешний вид; манера поведения, умение держаться перед аудиторией; контакт со студенческой аудиторией; отношение преподавателя к студентам; отношение студентов к преподавателю. 6.​ Критерии оценки результативности лекции: степень реализации плана лекции; степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов, раскрытие темы лекции; информационно-познавательная ценность лекции; воспитательное воздействие лекции.

Роли преподавателя социологии. Требования к преподавателю социологии (ученому, педагогу, оратору, организатору).

Основные требованияк оратору определяются задачами, которые перед ним стоят: сообщение знаний, формирование мировоззрения, воспитание масс. Для того чтобы решать эти задачи, лектор прежде всего должен отлично знать предмет своей лекции, быть широко эрудированным в этой области и, конечно же, образованным и политически грамотным человеком. Главным, ведущим всегда остаётся содержание лекции, её высокая идейность, научность, информативность, актуальность и органическая связь с действительностью, жизнью народа. Каким бы высоким уровнем искусства красноречия ни обладал лектор, как бы ни завораживал его голос слушателей, но если он недостаточно компетентен в вопросах, которые излагает, или недостаточно убежден в том, в чём пытается убедить собравшихся, все его старания напрасны - ему не поверят.



Наши рекомендации