Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий.

Теория поэтапного формирования умственных действий была разработана П. Я. Гальпериным. Он выделял шесть этапов формирования умственных действий: 1)формирование мотивационной основы действия; 2)предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения; 3) формирование действия в материальном виде с развертыванием всех входящих в него операций; 4) отработка действия во внешнем плане как внешнеречевого; 5)проговаривание действия "про себя", во внутренней речи; 6)превращение действия во внутренний процесс мышления, осуществление его "в уме". На первом этапе происходит формирование мотивационной основы действия, закладывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия, к содержанию материала, намеченного для усвоения. Выработка ориентировочной основы действия составляет главную задачу и содержание второго этапа. Ориентировочная основа действия представляет собой систему указаний на то, как выполнить новое действие. При этом самого действия у ученика нет - ему нужно ещё научиться. Третий этап - формирование действия в материальной форме. Сначала новое действие успешно формируется только в его внешней форме: действие с самими вещами или их изображениями (схемы, чертежи, модели, записи). Содержание четвертого этапа составляет перенесение действия в план громкой речи без опоры на предметы. Речь становится самостоятельным носителем всего процесса. На пятом этапе происходит перенесение громкоречевого действия во внутренний план, проговаривание действия целиком "про себя". Шестой этап - это перенесение действия в собственно умственный, внутренний план индивидуального сознания.

9. Сущность процесса обучения, основные формы и содержание обучения.

Обучение - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. В современной педагогике в качестве основных предлагаются следующиедидактические принципы:объективности, научности; связи теории с практикой; последовательности, систематичности; доступности при необходимой степени трудности; наглядности, разнообразия методов; активности обучаемых; прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности. Форма обучения- это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме. К ним относятся: беседа; викторина; зачёт; экзамен; лекция и т.д. Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это: урок; праздничный вечер; конференция. Комплексные формы обучениясоздаются как целенаправленная подборка простых и составных форм, к ним относятся: дни открытых дверей; дни, посвященные выбранной профессии; книги и т.д. Подсодержанием обучения понимается определённая информация, которая используется в процессе обучения. Содержание обучения включает в себя четыре основных элемента: знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности. Основными документами, определяющими содержание обучения в современных образовательных системах, являются стандарты, учебные планы, программы и учебники.

10. Понятие «модуль», типы модулей.
Термин «модуль» пришёл в педагогику из информатики. В своём первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX в. и быстро распространилось в англоязычных странах. Сущность его состояла в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Модульное обучение применяется пока исключительно в высших учебных заведениях. Обучающий модуль - это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем. Модуль содержит познавательную и профессиональную характеристики, в связи с чем можно говорить о познавательной и учебно-профессиональной частях модуля. Задача первой - формирование теоретических знаний, функции второй - формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний. Компоненты обучающего модуля: учебная цель; учебный материал в виде обучающих программ; методическое руководство по достижению целей; практические занятия по формированию необходимых умений; контрольная работа, согласно целям.

11. Методические требования к разработке основной образовательной программе по социологии.
План всего курса составляется преподавателем-предметником по определённому учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год. Рабочая программа должна содержать ссылку на нормативные документы и методические материалы, в соответствии с которыми составлена данная программа. Структура:- Титульный лист.- Пояснительная записка. - Содержание учебного предмета. - Учебно-тематический план с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и др. - Требования к уровню подготовки обучающихся. - Литература и другие средства обучения. - Приложения. В пояснительной записке обязательно следует отразить: нормативную базу преподавания данного учебного предмета, место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования, цели и задачи реализации учебного предмета; роль предмета в формировании ключевых компетенций; требования к уровню подготовки учащихся. Содержание учебного предмета. Это основная часть программы, строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом. Здесь следует опираться на обязательный минимум содержания основных образовательных программ Государственного образовательного стандарта. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки социолога (020300 - Социология): 1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки социолога на основе настоящего Государственного образовательного стандарта. 2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса. 3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса. 4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса. 5. Требования к организации практик.

12. Соотношение понятий компетенция и результаты обучения.
Разработка учебных программ дисциплин на основе компетентностного подхода представляет в настоящее время достаточно сложную, но одновременно актуальную проблему современного образования. Представление результатов освоения учебных программ дисциплин (результатов обучения) в формате компетенций осложняется многоаспектностью самого понятия компетенция.
Раньше студент должен был «знать то-то и то-то», но теперь он должен «владеть тем-то и тем-то». Необходимо подчеркнуть, что компетентностный подход не предполагает отказа от знаниевой модели, но он рассматривает знание лишь как инструмент для овладения той или иной базовой способностью. Компетенция не имеет фиксированного содержания – мы говорим, например, о способности человека получать знания, применять их, излагать их в статьях, эссе, презентациях. Дать студенту компетенции гораздо сложнее, чем знания, но это более адекватный подход, поскольку позволяет предъявлять требования практического характера, выявлять наличие или отсутствие у студента тех или иных способностей. Главное в «знаниевой» модели – чтобы студент мог давать определения социологических понятий, рассказывать об их происхождении. А в рамках «компетентностной» модели подход другой: студент должен использовать необходимые социологические понятия при анализе реальных ситуаций. Например, ему уже недостаточно будет дать определение того, что такое аномия, а нужно будет применить данный концепт для объяснения некоторой прожективной ситуации. Или не просто сказать, что такое регрессия и какие виды регрессий существуют, а выбрать из предлагаемых задач те, которые могут быть решены при помощи регрессионного анализа, и сделать соответствующие расчеты.

13. Виды компетенций бакалавра и магистра (ФГОС ВПО по социологии третьего поколения).
Магистр должен обладать такими профессиональными компетенциями: способность и умение самостоятельно использовать применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения, полученные знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук; способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований; способность осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов; способность и готовность профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию; способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук; умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем; способность самостоятельно разрабатывать основанные на профессиональных социологических знаниях предложения и рекомендации по решению социальных проблем; умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений; способность и умение использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин. К общекультурным компетенциям бакалавра по социологии относятся:способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;готовность к кооперации с коллегами и к работе в коллективе;способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации и навыками работы с компьютером как средством управления информацией;владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации;владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования; способность участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации и научных отчётов и готовность представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории.

14. Лекция в системе высшего образования. Методические основы чтения лекции по социологии.

Лекция – это ведущая форма группового обучения. Ведущей она является потому, что именно с неё начинается изучение каждой новой дисциплины, темы. И только после лекции следуют другие, подчиненные ей формы обучения: семинары, практические занятия и т. д. Под лекциейследует понимать такой метод обучения, когда учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объёму учебный материал, используя при этом приемы активизации познавательной деятельности учащихся. Виды лекций: установочная, вводная, обзорная, комплексная, академическая. Обобщенные рекомендации по подготовке к проведению лекции по социологии, выглядят следующим образом: нравственная сторона лекции и преподавания; научность и информативность; доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств; эмоциональность изложения; постановка вопросов для размышления; чёткая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; использование по возможности, аудиовизуальных дидактических материалов; научность, доступность, единство формы и содержания, органическую связь с другими видами учебных занятий.

15. Лекция по социологии. Методические требования к разработке. Приведите пример разработанного Вами плана лекции по социологии.

Лекция – это ведущая форма группового обучения. Ведущей она является потому, что именно с неё начинается изучение каждой новой дисциплины, темы. Обобщенные рекомендации по подготовке к проведению лекции по социологии, выглядят следующим образом: нравственная сторона лекции и преподавания; научность и информативность; доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств; эмоциональность изложения; постановка вопросов для размышления; чёткая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; использование по возможности, аудиовизуальных дидактических материалов; научность, доступность, единство формы и содержания, органическую связь с другими видами учебных занятий. Лекция должна отвечать следующим требованиям: иметь чёткую структуру и логику раскрытия последовательно изучаемых вопросов; иметь необходимую идейно-теоретическую направленность; иметь законченный характер освещения определённой темы, тесную связь с предыдущим материалом; быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, доказательств; быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения; обладать внутренней убежденностью, силой логической аргументации, вызывать интерес познания, давать направления самостоятельной работы; быть на современном уровне науки и техники, наглядной, излагаться чётким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов, понятий; быть доступной для восприятия конкретной аудиторией. Структура лекции включает элементы: - вводная часть; - основная часть (раскрытие основных вопросов); - заключительная часть.

Наши рекомендации