Тема 8. Труд, социальное развитие и уровень жизни населения
Общество, человек, личность. Социальное развитие и его факторы. Качество жизни как критерий оценки социального развития. Компоненты качества жизни.
Уровень жизни, его индикаторы и показатели. Методика оценки уровня жизни. Доходы как основной компонент уровня жизни населения. Источники формирования и структура доходов населения. Дифференциация доходов и ее показатели (децильные, квартильные, квинтильные коэффициенты дифференциации, коэффициент фондов). Показатели концентрации (коэффициент Джини, кривая Лоренца).
Взаимосвязь повышения уровня жизни и эффективности труда. Прогнозные оценки повышения эффективности труда и уровня жизни населения.
Лекция 7. Труд, социальное развитие и уровень жизни населения (2 часа)
План:
- Роль труда в социальном развитии общества.
- Качество жизни, его компоненты
- Уровень жизни: индикаторы, показатели, методы оценки уровня жизни.
- Доходы: виды, измерение, дифференциация и концентрация доходов.
Основные понятия
Социальное развитие; качество жизни; уровень жизни; дифференциация доходов; показатели дифференциации; показатели концентрации доходов.
Контрольные вопросы для самостоятельной работы по теме:
1. В чем различие между понятиями «уровень жизни», «качество жизни» и «стоимость жизни»?
2. Перечислите основные источники информации для изучения уровня жизни, доходов и расходов населения России.
3. Назовите основные элементы структуры потребления населением товаров и услуг.
4. Назовите факторы, оказывающие влияние на структуру доходов населения.
5. От каких факторов зависит изменение структуры потребительских расходов домохозяйств? Приведите примеры влияния таких факторов.
6. Перечислите наиболее важные показатели дифференциации доходов.
7. Каким образом учитывают в экономике величину «теневых» доходов населения? Какова, на ваш взгляд, доля таких доходов в общем объеме доходов россиян?
8. С какой целью изучаются и учитываются сбережения населения в отечественной экономике и статистике потребления?
9. Какие направления государственной политики доходов вы можете назвать? Какие из них вы считали бы приоритетными для России в настоящее время?
10. В чем разница между понятиями «потребительский бюджет» и «прожиточный минимум»?
11. Что представляет собой прожиточный минимум в России, какова методика его расчета и задачи его использования?
12. Раскройте содержание понятия «потребительская корзина» и перечислите основные виды потребительских корзин, использующихся при изучении уровня жизни населения.
Семинар 6. Уровень жизни населения России (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
- Качество жизни как критерий социального развития государства, его основные показатели.
- Уровень жизни: содержание понятия, индикаторы, показатели, интегральные показатели (ИРЧП и индекс стоимости жизни).
- Доходы и расходы, их виды, источники формирования и структура. Баланс доходов и расходов населения
- Прожиточный минимум: понятие, методика расчета, значение как социального норматива
- Дифференциация доходов населения и ее показатели.
- Направления и возможности повышения уровня жизни населения России, Волгоградской области.
Темы докладов и рефератов:
- Основные показатели качества жизни населения: зарубежный и отечественный подход.
- Роль семьи в повышении уровня жизни населения и преодолении негативных последствий социальных реформ.
- Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП): сущность, методы расчета, значения для России и других стран мира.
- Качество и стоимость жизни в российских регионах.
- Роль государства в повышении уровня и качества жизни населения.
- Динамика доходов россиян за 2000 – 2015 годы: тенденции, оценка
- Динамика потребительских расходов населения РФ за 2000 – 2015 гг и изменения в структуре расходов домохозяйств.
- Теневая экономика в России: сущность, масштаб, источники информации, степень влияния на экономику страны.
- Государственная политика доходов: содержание, основные меры и методы реализации
- Индекс уровня жизни и его использование при анализе стратификации российского общества.
- Уровень доходов как показатель экономической стратификации населения.
- Дифференциация доходов как одна из основных проблем повышения уровня жизни населения.
- Прожиточный минимум: понятие, методика и нормативная база для расчетов.
Возможна аудиторная контрольная работа. Студенты письменно отвечают на 3 теоретических вопроса по вариантам.
Практические задания:
Задание 1.
Используя данные Интернета, подберите цифры, характеризующие распределение различных стран мира по величине ИРЧП за ближайшие 5 лет. Охарактеризуйте изменение положения России в этом рейтинге, поясните причины такого изменения.
Задание 2.
Используя данные Интернета (сайт Федеральной службы государственной статистики или данные Волгоградстата), определите динамику величины прожиточного минимума за последние два года (поквартально). Определите, какова разница прожиточного минимума по Волгоградской области и в целом по стране.
Примерные вопросы контрольной работы по теме
Вариант 1.
1. Дайте определение понятий "уровень жизни" и "стоимость жизни". В чем различия между этими понятиями?
2. Назовите основные элементы структуры доходов и охарактеризуйте их соотношение в примерных цифрах. Как Вы считаете, отличается ли структура доходов в России от этих показателей за рубежом и почему?
3. Основным показателем потребления служит уровень индивидуального потребления как средний размер потребления определенных товаров и услуг на душу населения. Поясните, как рассчитывается этот показатель.
Вариант 2.
1. Дайте определение понятия "качество жизни" и поясните, чем оно отличается от понятия "уровень жизни".
2. Как Вы думаете, почему именно средние величины - средняя зарплата, пенсия, стипендия, среднемесячный душевой доход - чаще всего используют в статистике доходов? Обоснуйте свой ответ.
3. Какие элементы входят в структуру потребительских расходов домохозяйств? Приведите примерные цифры, описывающие соотношение элементов структуры потребительских расходов. Как Вы считаете, для нашей страны можно ли считать существующую структуру расходов оптимальной или необходимо внести изменения? Поясните ответ.
Вариант 3.
1. Перечислите основные составляющие уровня жизни. Как Вы думаете, почему свободное время относится к важнейшим составляющим уровня жизни?
2. Каким образом учитывается в статистике доходов величина "теневых" доходов населения. Какова, на Ваш взгляд, доля таких доходов в общей сумме доходов россиян?
3. Что такое "услуги", и какие услуги, оказываемые населению, входят в число объектов исследования в статистике потребления?
Рекомендуемая дополнительная литература:
1. Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // СОЦИС. – 2009. – 3 1. – С. 33 – 43
2. Жеребин В.М. Индикаторы качества жизни населения // Вопросы статистики. – 2012. - № 3. – С. 25 - 36
3. Лаврухина Е.А. Качество жизни сельского населения: подходы и измерения // Вопросы статистики. – 2012. - № 1. – С. 29 – 33
4. Мироедов А.А., Кретинин В.А. Качество жизни в современных оценках экономического роста и социального прогресса // Вопросы статистики. – 2012. - № 2. – С. 44 – 49
5. Митюрникова Л.А. Качество жизни как основной механизм регулирования социально-экономических преобразований в стране // Социально-гуманитарные знания. – 2011. - № 5. – С. 39 – 48
6. Ненаблюдаемая экономика (подборка статей) // Вопросы статистики. – 2010.- № 1. – С. 35 – 44
7. Обобщение международного опыта по формированию системы социальных индикаторов условий жизни населения // Вопросы статистики.–2012.- № 7. – С. 10 - 21
8. Олейник О., Еремина Г. Анатомия семейных финансов (бюджеты домашних хозяйств) // Бюджет и финансы. – 2011. - № 3- 4. – С. 24 – 32
9. Тихонова Н.Е. Малообеспеченность в современной России. Причины и перспективы // СОЦИС. – 2010. - № 1. – С. 5 – 17
10. Чуева Е.В. Экономическая тактика повседневного выживания в условиях бедности // СОЦИС. – 2012. - № 4. – С. 88 - 97