Тема 21. Постмодернистские социальные теории.

Изучение социологических взглядов постмодернистов следует начать с предвестников постмодернистских теорий: постструктурализма Ж. Дерриды и М.Фуко.

Затем необходимо обратиться к изучению:

  • «антисоциальной» теории Ж. Бодрийяра, его критике «общества потребеления»;
  • положения Ж.-Ф. Лиотара об эклектизме как отправном пункте современной культуры;
  • шизоанализа Ж. Делёза и Ф. Гваттари;
  • «Фреймовой организации знака»(1988) Дж. Каллера;
  • «постпостмодернизма» Ж.Липовецки и его критики «эры пустоты» и «империи эфемерного».

Чтобы понимать различие между модернизмом первой половины ХХ века и постмодернизмом, рекомендуется воспользоваться таблицей американского теоретика И.Хассана (из его работы «Культура постмодернизма» (1985)).

Модернизм Постмодернизм
Романтизм, символизм   Бессмыслица
Форма (последовательная, завершенная) Антиформа (прерывистая, открытая)
Целенаправленность   Игра
Замысел   Случайность
Иерархия   Анархия
Мастерство / логос   Усталость / молчание
Законченное произведение искусства   Процесс /перформанс/ хэппенинг
Дистанция   Соучастие
Творчество / синтез   Разложение / деконструкция
Присутствие   Отсутствие
Центрирование   Рассеивание
Жанр / границы   Текст / интертекст
Семантика   Риторика
Парадигма   Синтагма
Отбор   Комбинирование
Обозначаемое   Обозначающее
Метафора   Метонимия

Особое внимание следует уделить поднятым в изучаемых теориях проблемам потребительского общества, а именно:

· проблеме ограничения свободы кодом сигнификации;

· проблеме манипуляции «кодом сигнификации» со стороны СМИ;

· проблеме замены потребительской стоимости символической стоимостью;

· проблеме отсутствия связи между символом и реальностью и замены реальности гиперреальностью как симуляцией постсовременного общества.

Студентам, владеющим английским языком, рекомендуется прочесть работе Кима Хамфри «Жизнь прилавков: супермаркеты и изменение культуры потребления».

Необходимо также обратиться к творчеству известного мыслителя З.Баумана, к его работам «Индивидуализированное общество» и «Текучая современность» и остановиться на основных выделенных им признаках постмодерна:

· культурный плюрализм, который распространяется на все: на традиции, идеологию, формы жизни и т.д.;

· постоянно происходящие изменения;

· отсутствие властных универсалий;

· доминирование средств массовой информации и их продуктов;

· замена реальности символом.

& Литература:

1. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005.

2. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург, УрГУ, 2000.

3. Горичева Т. Так ли уж несерьезен постмодернизм?// Горичева Т. Христианство и современный мир. СПб., 1996.

4. Кравченко С.А. Социология. Учебник. М., 2004.

5. Кудрина С.А. Информационное общество XXI века: власть знака// Вестник ЯрГУ. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 5. Ярославль: ЯрГУ, 2007.

6. Кудрина С.А. «Опрокинутые» ценности на пути к полицейскому государству// Вопросы отечественной и зарубежной истории, политологии, образования: Материалы конференции «Чтения Ушинского». Ярославль, 2007.

7. Кудрина С.А. От культуры – к миру опрокинутых ценностей // Вестник социально-политических наук: сб. научн. тр. Вып. 6. Ярославль: ЯрГУ, 2006.

8. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - М. - СПб., 19989. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб.: Владимир Даль, 2001.

10.Николаева О. "Симулякры" постмодернизма: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikolaeva/freedom/46.html.

11.Николаева О. Игра как метафизика постмодернизма: http://blagoslovenie.su/izdat/books/olesa/index.php.

12.Kudrina S.A. “Overturned” Values on the Way to a Policy State// Мировое сообщество и глобализация: социокультурные, политические, экономические и исторические аспекты: Сб. науч. тр. Ярославль: ЯрГУ, 2006.

Тема 21. Постмодернистские социальные теории. - student2.ru Контрольные вопросы к теме:

  1. В чем видит Бодрийар несвободу современного человека?
  2. Что такое «символическая стоимость»?
  3. Каковы последствия манипуляции «кодом сигнификации»?
  4. Что такое «гиперреальность»?
  5. Согласны ли Вы с определением постмодерна и постмодернистской социологии, данным Ж. Липовецким:

«Постмодерн - сегодняшнее состояние западного общества, характеризующееся отсутствием всякой определенности в социальных структурах, поскольку временные и пространственные границы, которыми определялся модерн, исчезли, а на смену им пришли мимолетные и отрывочные по своей сути социальные взаимоотношения... Постмодернизм в социологии, как, впрочем, и в других науках, - это подход, которым подчеркивается неопределенность обществ, в которых все элементы определенности подорваны и подвергаются осмеянию, а условия проживания людей принимают характер глобального и фрагментарного общества, где не существует абсолютных правил и критериев оценки. Постмодернизм контрастирует с большинством социологических теорий в том плане, что этим подходом отвергается идея эпохи Просвещения о возможности постижения и усовершенствования общества через рациональное мышление». Какие черты постмодернизма можно было бы привести в дополнение к сказанному?



  1. Каковы признаки постмодерна по З.Бауману?
  2. Сравните содержание понятий «модерн» и «постмодерн».
  3. По какой причине известный теоретик постструктурализма и
    постмодернизма Джонатан Каллер, автор книги "Фреймовая организация
    знака" (1988), выбрал туризм в качестве образца социальной практики?
  4. Проанализируйте приведенные ниже слова З.Баумана из его работы «Индивидуализированное общество». Какую проблему общества XXI века поднимает автор?

«В условиях, когда занятость становится краткосрочной, лишается четких (не говоря уж о гарантированных) перспектив и тем самым превращается в эпизодическую, когда фактически все правила, касающиеся игры в карьерное продвижение или увольнения, отменяются либо имеют тенденцию изменяться задолго до окончания игры, остается мало шансов для укоренения и укрепления взаимной лояльности и солидарности. В отличие от времен, отмеченных долгосрочной взаимозависимостью, сегодня едва ли существует стимул для серьезного, тем более критического, интереса к изучению договоренностей, которые все равно окажутся временными. Место работы воспринимается как своего рода кемпинг, где человек останавливается на несколько ночей и который можно покинуть в любой момент, если не предоставлены обещанные удобства или предоставленные вдруг разонравились, а не как общий дом, где каждый обязан взять на себя труд по выработке приемлемых правил взаимодействия».

$Темы докладов:

· Феномен игры в культуре постмодернизма.

Литература:

1. Герасимов И. Игра и сознание (к постановке проблемы) // Общественные науки и современность. 1995. №1. С.159-167.

2. Николаева О. Игра как метафизика постмодернизма: http://blagoslovenie.su/izdat/books/olesa/index.php.

· Феномен туризма в культуре постмодернизма.

Литература:

1. Бауман З. От паломника к туристу // Ведомости НИИ прикладной этики. Вып.6. Тюмень, 1996. С. 212- 253.

2. Горичева Т. Так ли уж несерьезен постмодернизм?// Горичева Т. Христианство и современный мир. СПб., 1996.

Тема 22.Ценностные приоритеты, классификация и итоговые положения современных и постсовременных социологических теорий.

Изучая данную тему, необходимо выяснить основания разнообразия и противостояния ценностных (и стоящих за ними онтологических) оснований социологических концепций. Для этого следует обратиться к различению противостоящих друг другу теоретических подходов: номинализма и реализма, пронатурализма и антинатурализма. Номинализм — это теоретическая и методологическая ориентация, сущность которой заключается в том, что источником и единственным субъектом социального объявляются индивид и его социальное действие, в связи с чем отрицается онтологическое содержание понятий, выражающих социальное целое (государство, общество, группа, организация). С точки зрения реализма, наоборот, общество в целом выступает как самостоятельная сущность, не сводимая к взаимодействию отдельных индивидов. Дилемма «номинализм – реализм» служит основанием классификации теорий, но не имеет ценностной окраски, в то время как другая дилемма, «пронатурализм – антинатурализм», ценностна: одни теоретики предполагают примат духовных факторов перед материальными, другие, наоборот, считают общество сугубо природной реальностью. В результате можно выделить, как минимум, четыре типа социологических теорий:

  Номинализм Реализм
  пронатурализм Социал-дарвинизм: люди находятся в состоянии войны всех против всех, для общества свойственны все законы животного мира: наследственность, изменчивость, естественный отбор. Биоорганицизм: общество аналогично живому организму (позитивизм О.Конта и Г.Спенсера). Теория естественно-исторического процесса К.Маркса и Ф.Энгельса  
    антинатурализм Субъективистская социология. «Понимающая социология».М.Вебер: общество есть результат взаимодействий между людьми. Символические интеракционисты: общество есть продукт интерпретаций. Теорема Томаса: «Если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям». Структурный функционализм. Э.Дюркгейм: определяющая роль коллективного сознания. Т.Парсонс: определяющая роль культурных образцов и морально-религиозных ценностей. Психология народов: дух целого в основе существования каждого народа.  

Для обобщения результатов курса рекомендуется обратиться китоговым положениям современных социологических теорий, выделенным Дж. Ритцером:

ü «Современный мир представляет собой железную клетку рациональных систем, из которой невозможно выбраться.

ü Капитализм имеет тенденцию к саморазрушению.

ü Мораль в современном мире значит гораздо меньше, чем в ранних обществах.

ü Город способствует рождению личности определенного типа.

ü Люди склонны разыгрывать в обществе разные роли.

ü Отношения в обществе построены на принципе взаимозависимости.

ü Люди создают мир, который в конечном итоге порабощает их.

ü Люди всегда имеют возможность изменить ограничивающий их миропорядок.

ü Общество — это интегрированная система социальных структур и функций.

ü Общество — это сокрушительная сила, всегда готовая к неистовству и безумию.

ü Несмотря на представления о том, что Западный мир претерпел процесс либерализации, на самом деле атмосфера в нем становится все более подавляющей.

ü Современный мир вступил в постмодернистскую эру, для которой характерны отсутствие аутентичности, фальшь, симуляция реальности».

& Литература:

  1. Кудрина С.А. Ранняя социология в контексте ценностного переворота: между наукой и утопией. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2009. № 3. С. 68-72.
  2. Кудрина С.А. Ценности и оценочные суждения в социологии: введение в метасоциологическое исследование. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2008. № 6. С. 68-72.
  3. Кудрина С.А. Онтологические основания ценностных приоритетов в социологии. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2009. № 1. С. 77-81.
  4. Кудрина С.А. Ценностные приоритеты в социологии и их онтологические основания. СОЦИС. № 10. 2010. С. 37-46.
  5. Основы теоретической социологии. Метод. разработка/ Сост. С.А.Кудрина. ЯрГУ., 2003.
6. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002

Темы эссе.

1. Три примера действия теоремы Томаса.

2. Тема «одномерности» человека в социологических теориях ХХI века.

3. Современная социология о границах социологического исследования искусства.

4. Перспективы информационнго общества в свете современных социологических теорий.

5. «Современность или постсовременность?»: дискуссионное поле.

6. Латентная функция культуры.

7. Роль сознания в формировании социальной реальности в социологических теориях конца XX – начала XXI вв.

8. Социология о современном этапе глобализации.

9. Проявления формальной рациональности в условиях современности (постсовременности).

10. Ценности современного общества и их исследование в социологических теориях.

11. Симулякры и симуляции.

12. «Коды сигнификации».

13. Теории модернизации.

14. Этнометодология: изучение латентных пластов обыденного сознания.

15. Потребительское общество глазами социологов конца XX – начала XXI вв.

16. Диалектика Просвещения.

17. Понятие гиперреальности.

18. Массовая культура в социологических теориях конца XX – начала XXI вв.

19. Американизация и/или глобализация: социологический подход.

20. «Символическое насилие» и «структурная мистификация».

21. Концепция «открытого общества».

22. «Макдональдизация».

23. Проблема «играизации» общества.

24. Социологическая критика современного общества.

25. Ценности современного общества глазами социологов конца XX – начала XXI вв.

Вопросы к экзамену по курсу «Современные социологические теории»

1. Понятие парадигмы. Социология – мультипарадигмальная наука.

2. Макросоциологические и микросоциологические парадигмы. Интегративные парадигмы.

3. Основные положения структурного функционализма.

4. Т.Парсонс о социальной системе и подсистемах.

5. Структурный функционализм: общество как социокультурная система.

6. Структура социального действия по Т. Парсонсу.

7. Информационная иерархия контроля в структурно-функционально теории Парсонса.

8. Механизмы социализации (по Т. Парсонсу).

9. Процесс институционализации, его этапы.

10. Р.Мертон: функционалистская теория аномии.

11. Явные и латентные функции.

12. Теории среднего ранга.

13. Неофункционализм Дж. Александера.

14. Теория конфликта в ХХ веке.

15. «Безобразный облик общества» Р. Дарендорфа против стройности функционализма Парсонса

16. Конфликтный функционализм Л.Козера.

17. Козер о причинах, остроте, длительности и функциях конфликта.

18. Развитие марксистских идей в ХХ-ХХI вв.Нео- и постмарксизм.

19. Радикальная социология Ч.Р.Миллса.

20. Постмарксистский дискурс И.Валлерстайна.

21. Мир-системный анализ И. Валлерстайна.

22. Веберовский ренессанс в Германии и США.

23. Общая теория систем Никласа Лумана.

24. Символический интеракционизм: общество как продукт интерпретаций.

25.Теорема У.Томаса.

26. Ч.Кули: теория «зеркального я».

27. Дж.Г. Мид о формировании социального я и социальной реальности в процессе взаимодействия. Понятие конвенционального жеста.

28. Дж.Морено: учение о социальном атоме и неформальной структуре общества. Социометрический метод.

29. Г.Блумер: символы и коллективное поведение.

30. Символический интеракционизм и социальная драматургия И.Гофмана.

31. Проблема конституирования социальнойреальности в феноменологической социологии. А.Шютц: «феноменология социального мира».

32. Современные концепции социологии религии.

33. Социология знания П.Бергера и Т.Лукмана.

34. Этнометодология Г.Гарфинкеля.

35. Теория социального обмена Дж.Хоманса.

36. Теория социального обмена П.Блау.

37. Современные микро-макро интегральные парадигмы социального обмена (Р.Эмерсон, Дж.Коулмен).

38. Р.Эмерсон о «сетях социального обмена» и «продуктивном обмене».

39. Современная теория феминизма. Феминизм и постмодернизм.

40. Критическая теория общества.

41. Проблематика рациональности и отчуждения в «Диалектике просвещения» Т.Адорно и М.Хоркхаймера. Концепция авторитарной личности.

42. Г.Маркузе об одномерном человеке и массовой культуре. Исследование развитого индустриального общества.

43. Гуманистическая концепция Э.Фромма. Теория социальных характеров.

44. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса.

45. Современные концепции социологии права.

46. «Открытое общество и его враги» К.Поппера.

47. «Нищета историцизма» К.Поппера.

48. Постиндустриальное общество: основные характеристики (по Д.Беллу).

49. Теория структурации Э.Гидденса.

50. Основная теорема структуралистского конструктивизма П.Бурдье.

51. «Хабитуализация» как основа процесса институционализации.

52. Социология политики П.Бурдье.

53. Учение о П.Бурдье «символическом насилии» и «структурной мистификации».

54. Современные концепции социологии науки.

55. Теории современности и постсовременности.

56. У.Бек: «общество риска».

57. Динамические характеристики современности (по Э. Гидденсу).

58. Дж.Ритцер: макдональдизация.

59. Постмодернистские социальные теории.

60. Постструктурализм Ж. Дерриды и М.Фуко.

61. «Антисоциальная» теория Ж. Бодрийяра.

62. З.Бауман: признаки постмодерна.

63. Постмодернисты о потребительском обществе. Понятие «кода сигнификации». Симулякры и симуляция.

64. Понятие гиперреальности в постмодернизме.

65. Шизоанализ Ж. Делёза и Ф. Гваттари.

66. Теория информационного общества (М. Кастельс).

67. Современные концепции социологии искусства.

68. Ценностные приоритеты современных и постсовременных социологических теорий.

Наши рекомендации