Тема 28. Постмодернистские течения в современной поэзии (4 час.)

Московский концептуализм (Д.А. Пригов, Л. Рубинштейн, Т. Кибиров). Поэтика литературного концептуализма. Традиции русского авангарда (ОБЭРИУ). Жанр каталога в творчестве Л. Рубинштейна. Постоянная тема Т. Кибирова - распад не только идеологических, но и экзистенциальных устоев, «энтропия» (Н. Лейдерман).

Поэзия необарокко.

Пафос «восстановления или собирания реальности» - характерная черта поэзии необарокко. И. Жданов, Е. Шварц, А. Еременко, А. Парщиков. Ду­ховная драма поколения в сб. И. Жданова (р. 1948) «Место Земли» (1991). Архетип поэтической личности в стихотворениях Е. Шварц. Интонация силы (от авангардизма 1910 - 1920-х годов) - отличительная черта поэзии А. Ере­менко (р. 1950). Источники хаоса и абсурда («Филологические стихи»). Об­ращение А. Парщикова к ритмам силлабической поэтики XVII века. Поэма «Новогодние строчки». Позднее творчество А. Парщикова. Черты упадка.

Поэзия «куртуазных маньеристов» (А.Залищук, А.Добрынин, К.Григорьев и др.).

Раздел 9. Драматургия на современном этапе

Тема 29. Драматургия «новой волны» Постмодернистская драматургия (4 ч.)

Реалистическая драма (Г.Горин, А.Галин, Л.Разумовская, М.Арбатова, Н.Птушкина). Драматургия «новой волны» (пьесы Л.Петрушевской, В.Арро, Н.Садур и др.) Сегодняшнее восприятие драматургии «новой волны» как попытки изнутри осветить застойные явления в жизни общества.

Драматургия Н.Коляды. «Маленький человек» в пьесах Коляды («Мурлин Мурло», «Манекен» и др.). Реалии постсоветского быта в пьесе «Чайка спела». Поэтика пьес Коляды.

Модернистская драматургия (А.Слаповский, Ю.Мамлеев). Оживление авангардных тенденций, примет абсурдистской драмы в драматургии 90-х годов. Отечественные и зарубежные источники современ­ного драматургического авангарда (Н. Садур, В. Войнович, Вен. Ерофеев, А. Шипенко, Д. Липскеров и др.).Постмодернистская драматургия (А.Образцов, М.Угаров и др.)

Обогащение нетрадиционной драматургией театрального языка, воз­можностей для театрального эксперимента. Приемы гротеска, фантастики, сна, выстраивание модели мира как сумасшедшего дома, фантасмагориче­ской «реальности», населенной людьми-фантомами, химерами, оборотнями, уродами. Типологические черты абсурдистской драмы в пьесах этого ряда: герой - человек отчужденный, отчужденный язык, монтажность композиции и т.д.

Раздел 10. Критика на современном этапе

Тема 33. Литературная критика наших дней (2 час.)

Критика середины 1980-х -1990-х гг. Статьи Ю. Карякина, И. Клямкина, Ал. Михайлова, А. Нуйкина. Жанр «полемических заметок». Литературная критика «толстых» журналов. Статьи А. Бочарова, Е. Сидорова, Ал. Михайлова, Г. Белой, В. Пискунова, Е. Стариковой, И. Шайтанова.

Активизация творческой деятельности «сорокалетних» критиков (С. Чупринин, Вл. Новиков).

Попытки пересмотра основных ценностей русской литературы XX века. Статьи М. Чудаковой, В. Воздвиженского, Е. Добренко, В. Баранова, Ал. Михайлова и др. Литературная критика «Нашего современника» и «Молодой гвардии». Издания релятивистского плана («Не­зависимая газета», «Московский комсомолец» и др.).

Персоналии в «толстых» журналах (С.Куняев, Н.Иванова, В.Бондаренко, М.Липовецкий и др.).

Практическое занятие № 1.

Проблема периодизации современной русской литературы. Закономерности развития современной литературы (2 ч.)

Задание

Составить тезисные конспекты статей «После будущего. О новом сознании в литературе» М. Эпштейна и «Закономерности и антизакономерности в литературе» Д.С. Лихачева, В. Ерофеев «Поминки по советской литературе», опираясь на предложенный план семинарского занятия.

План

  1. Современная социокультурная ситуация и литературный процесс.
  2. Общая характеристика современной русской литературы.
  3. Концепция стадиальности М. Эпштейна. Циклы и фазы развития русской литературы. Критерии, лежащие в основе данной концепции.
  4. На какой стадии развития, по мнению М. Эпштейна, находится литература 1980-х – 1990-х гг.?
  5. Достоинства и недостатки концепции стадиальности М. Эпштейна. Возможные пути ее уточнения и корректировки.
  6. Суть теории закономерностей и антизакономерностей Д.С. Лихачева.
  7. Какие произведения и писатели русской литературы XX века подтверждают правоту суждений Д.С. Лихачева о развитии русской литературы?
  8. Концепция советской литературы Виктора Ерофеева и ее судьба во времени.
  9. «Будущее литературы» по В.Ерофееву.
  10. Споры в критике о тенденциях современного литературного процесса.


Литература

Основная:

1. Эпштейн М. После будущего. О новом сознании в литературе // Знамя. 1991. № 1. С. 217-230.

2. Лихачев Д.С. Закономерности и антизакономерности в литературе // Русская литература. 1986. № 3. С. 27-29.

3. Ерофеев В. «Поминки по советской литературе» // Ерофеев В. Страшный суд. М., 1996. С. 422-434; «Разговор по душам о виртуальном будущем литературы».Там же. С. 559-568.

4. Лихачев Д.С. Строение литературы: к постановке вопроса // Русская литература. 1986. № 3. С. 29-30.

5. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 3-х томах. Т. 2 1968-1990. М., 2007.

6. Нефагина Г.Л. Русская проза конца XX века. М., 2005.

7. Современная русская литература (1990-е гг. – начало XXI в.) / С.И. Тимина, В.Е. Васильев, О.В. Воронина и др. СПб., 2005.

Дополнительная:

1. Актуальные проблемы изучения истории русской советской литературы // Вопросы литературы. 1987. № 9.

2. Покушение на миражи // Вопросы литературы. 1988. № 1.

3. Клямкин И. Какая улица ведет к храму // Новый мир. 1987. № 11.

4. Добренко Б. "И, падая стремглав, я пробуждался..." // Вопросы литературы. 1988. № 8.

5. Отклики на выступление Е. Добренко /Споры и кредиторы // Вопросы литературы. 1989. № 7. Кардин В. Мифология особого назначения // Знамя. 1989. № 3.

6. Чудакова М. Сквозь звезды к терниям (смена литер. циклов) // Новый мир. 1990. № 4.

7. 28. Камянов В. Спор о прошлом после штурма будущего // Новый мир.

8. 1990. № 8.

9. Асмаилов Х. "Изъятая" литература как феномен литературного процесса // Вопросы литературы. 1991. № 1.

10. Добренко Е. Левой! Левой! Левой! // Новый мир. 1992. № 3.

11. Сарнов Б. Что же спрятано в "Двенадцати стульях"? // Октябрь. 1992. № 6.

12. Лексикон нонклассики: Художественно-эстетическая культура XX века / Под общ. ред. В.В. Бычкова. М., 2003.

13. Мережинская А.Ю. Художественная парадигма переходной культурной эпохи. Русская проза 80 – 90-х годов ХХ века. Киев, 2001.

14. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии ХIХ–ХХ веков. М., 1998.

15. Эпштейн М.Н. Философия возможного. СПб, 2001.

16. Русская литература XX века в зеркале критики. М., СПб., 2003.

Практическое занятие № 2

Рассказ на современном этапе (на примере рассказа В.Астафьева «Пролетный гусь») (2 ч.)

Задание

1. Особенности рассказа как жанра.

  1. Особенности литературно-критической статьи-рецензии.
  2. Написать рецензию на рассказ

План

1. Приметы времени в рассказе В.Астафьева.

2. Сочетание философско-нравственной проблематики с остросоциальной.

3. Особенности композиции произведения.

Литература:

1. Лейдерман Н., Липовецкий М. Между хаосом и космосом. Рассказ в контексте времени // Новый мир. – 1991. - № 7.

2. Пудожгорский В. Рассказ и автор: Принципы раскрытия авторской позиции в современном советском рассказе // Учебное пособие к спецкурсу. – Вологда, 1985.

3. Русская литература. Конец ХХ века. - СПб., 2001.

4. Русский советский рассказ. Очерки истории жанра. - Л., 1970.

5. Шубин Э. Современный русский рассказ. Вопросы поэтики жанра. - Л., 1974.

Практическое занятие № 3

Позднее творчество В.Распутина (по рассказам «Изба», «В ту же землю…» и повести «Дочь Ивана, мать Ивана») (2 ч.)

План

  1. Творческая биография В.Распутина (общая характеристика).
  2. Рассказ В.Распутина «Изба» в контексте времени. Символика рассказа.
  3. Общее и различное в рассказах В.Распутина «Изба» и А.Солженицына «Матренин двор». Образы Агафьи и Матрены.
  4. Рассказ «В ту же землю…». Смысл названия. Проблематика рассказа.
  5. Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана». Особенности композиции, авторского стиля.

Литература:

1. Васильев В. Судьба деревни и культура. Футурологическая проза // Молодая гвардия. - 1999. - № 3-4.

2.Левина М. Апофеоз беспочвенности («Онтологическая» проза в свете идей русской философии) // Вопросы литературы. 1991. Сентябрь октябрь. С. 3-29.

  1. Недзвецкий В. Русская деревенская проза. - М., 2002.
  2. Ничипоров И.Б. Эпос национального бытия в рассказе В.Распутина «Изба» // Классические и неклассические модели мира в отечественной и зарубежной литературах. Волгоград, ВолГУ, 2006. С.365-369. См.: http://www.portal-slovo.ru/philology/37232.php
  3. Партэ К. Русская деревенская проза: светлое прошлое / Пер. И.М.Чеканниковой и Е.С.Кириловой. – Томск, 2004.

6.Петрик А. «Деревенская проза»: итоги и перспективы изучения // Филологические науки. 1981. №1. С. 65-68.

  1. Распутин В. «Без деревни мы осиротеем» // Аргументы и факты. – 2006. - № 16.
  2. Семенова С. Валентин Распутин. - М., 1992.

9. Славникова О. Деревенская проза ледникового периода // Новый мир. 1990. №2. С. 198-207.

  1. Тендитник Н. Валентин Распутин: колокола тревоги: Очерк жизни и творчества. - М., 1999.
  2. Теракопян Л. Храм и торжище // Дружба народов. – 2004. - № 11.

12. Чалмаев В. «Воздушная воздвиглась арка.» //Вопросы литературы. 1985. №6. С. 73-117.

Практическое занятие № 4

«Война как преступление против разума» (по роману В.Астафьева «Прокляты и убиты») (2 ч.)

План

1. Споры в критике о современной военной прозе.

2. Роман В.Астафьева «Прокляты и убиты» в контексте современной прозы о войне. Общее и различное во взглядах авторов на правду о Великой Отечественной войне?

3. Военная тема в творчестве В.Астафьева. Трансформация военной темы в творчестве писателя.

3. Роман «Прокляты и убиты». Смысл названия, особенности жанра и композиции.

4. Роман В.Астафьева – «реквием по убитым русским солдатам». Своеобразие психологизма писателя.

5. Художественное мастерство В.Астафьева.

Литература:

1. Дедков И. Объявление войны и назначение казни // Дружба народов. – 1993.- №10.

2. Есаулов И. Сатанинские звезды и священная война // Новый мир. – 1994. - № 3.

3. Каспэ И.М., Ваншенкина Е.В., Кукулин И.В.Война – место присутствия // НЛО. 2002. №55. С.224–232.

4. Кукулин И.В. «Какой счет?» как главный вопрос русской литературы // Знамя. 2010. №4. С.204–210.

5. Кукулин И.В. Живая боль незнаменитых войн // Новое лит. обозрение. 2002. № 55. С.313–316.

6. Кукулин И.В. Регулирование боли (Предварительные заметки о трансформации травматического опыта Великой Отечественной / Второй мировой войны в русской литературе1940-1970-хгодов) //Неприкосновенный запас. 2005. №2-3(40–41). С. 324–336.

7. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. В 3-х кн. - М., 2001.

8. Огнев А. Против лжи о Великой Отечественной Войне. – Тверь, 2003.

9. Огнев А. Традиции, война и судьба России. – Тверь, 2004.

10. Сурганов В.С. Астафьев снова пишет о войне // Литературное обозрение. –1993. - №10.

Практическое занятие № 5

Наши рекомендации