Схема 1. Структура социологии, по П.А. Сорокину.
Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. А практическая социология исследует их с точки зрения должного. Теоретическая социология, в свою очередь, распадается на три основных раздела:
1) социальную аналитику;
2) социальную механику;
3) социальную генетику.
Социальная аналитика изучает строение (структуру) социального явления и его основных форм. Этот раздел включает в себя два основных подраздела:
– социальную аналитику, изучающую строение простейшего социального явления (определение такого явления, разложение его на элементы, систематика основных его форм);
– социальную аналитику, изучающую строение сложных социальных единств, образованных посредством комбинации простейших социальных явлений (определение таких единств, разложение их на простейшие социальные явления, классификация основных видов таких сложных социальных соединений).
Социальная механика (или социальная физиология) исследует процессы взаимодействия людей, т.е. поведения людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.
Социальная генетика (генетическая социология) изучает происхождение и развитие всей социальной жизни и ее отдельных сторон или институтов.
Социальная политика (практическая социология) должна быть прикладной дисциплиной, которая, на основе сформулированных теоретической социологией законов, давала бы людям возможность управлять обществом.
Так как основой предмета социологии является социальное взаимодействие, П.А. Сорокин анализирует условия этого взаимодействия. Таких условий (элементов) три:
1) наличие одного или нескольких индивидов, обусловливающих переживания и поведение друг друга;
2) наличие актов, обусловливающих взаимные переживания и поступки;
3) наличие проводников, способствующих передаче действия от одного индивида к другому.
Индивид рассматривается П.А. Сорокиным с точки зрения его способности к приспособлению к внешней среде. Он выделяет десять основных потребностей человека как организма:
1) удовлетворение чувства голода и жажды;
2) половая;
3) индивидуальная самозащита;
4) групповая самозащита;
5) движение;
6) дыхание, обмен веществ, сон, разряжение избыточной энергии (игра) и другие физиологические потребности;
7) общение с себе подобными;
8) интеллектуальная деятельность;
9) чувственно-эмоциональные переживания;
10) волевая деятельность.
Акты носят двойственный характер. С одной стороны, это внутренняя реализация собственной психической энергии индивида, а с другой стороны – это стимул, раздражитель, вызывающий, ту или иную реакцию у других индивидов.
«Вся жизнь людей представляет почти сплошной поток таких акций и реакций. Каждый из нас, в течение каждого дня, встречается с множеством людей, получает раздражение от множества действий других индивидов и принужден ежеминутно в той или иной форме реагировать на них. Каждый из нас, иными словами, погружен в человеческое море, волны этого моря непрерывно ударяют об наш организм в виде слов, прикосновений, движений, ударов, поступков, воспринимаемых органами зрения, слуха, обоняния, осязания, и всем телом, и заставляют нас, в свою очередь, непрерывно реагировать на них: словами, движениями рук, ног, всего тела, рядом усилий, поступков, короче – множеством актов, простых и сложных, тяжелых и легких, мучительных и приятных и т.д., и т.д.».[60]
П.А. Сорокин подразделял акты на:
1) акты делания и неделания (терпение, воздержание);
2) акты продолжительные и акты мгновенные;
3) интенсивные и слабые акты;
4) сознательные (целевые) и бессознательные акты (рефлексы, инстинкты).
Под «проводниками» П.А. Сорокин понимал средства, обеспечивающие передачу «раздражений» от одного индивида к другому. Он выделял следующие типы проводников: звуковые, световые, механические, тепловые, двигательные, химические, электрические, вещественно-предметные. Благодаря им люди могут взаимодействовать и через пространство, и через время.
Сорокин привел такой пример: «Я взаимодействую с моим другом, живущим в Америке. Сегодня я получил от него письмо; этот "раздражитель" заставил меня выполнить ряд актов: написать ответ, сходить в магазин и купить для него нужную книгу, идти на почту. Письмо его, кроме того, меня "страшно обрадовало". Короче, мой друг, живущий в Америке, определённым образом обусловил мои переживания и поступки. Такой факт, согласно определению, составляет явление взаимодействия».[61]
Основными элементами социального взаимодействия являются также для П.А. Сорокина основаниями для классификации этих взаимодействий. Так, в зависимости от первого элемента (индивиды и их группы) взаимодействия делятся на:
1) взаимодействия между двумя индивидами;
2) взаимодействие между одним индивидом и многими индивидами;
3) взаимодействие между двумя группами индивидов.
В зависимости от природы акта взаимодействия могут быть односторонними или двусторонними, длительными или временными, антагонистическими или солидаристическими, сознательными или бессознательными и т.п. В зависимости от природы проводника П.А. Сорокин выделяет механические, тепловые, звуковые и др. взаимодействия. Социолог приходит к выводу о том, что социальное единство (интеграция) возможно в силу наличия причинно-функциональной связи всех элементов социального взаимодействия.
Далее П.А. Сорокин обращается к построению иерархии социальных взаимодействий. Первый уровень взаимодействия – это межиндивидуальные отношения, построенные на биологических и психологических импульсах. Эти отношения становятся социальными в «элементарных» группах (единение людей по какому-либо одному признаку – полу, возрасту, языку, профессии, вере, доходу и т.п.). Социальная группа, по П.А. Сорокину, – это форма взаимодействия индивидов.
Второй уровень – это различные комбинации элементарных групп. Отношения между этими группами создают особые условия, в которых факторы социализации либо образуют коллективное единство (интегрируют его), либо способствуют распаду социального целого.
Третий уровень – это отношения между кумулятивными группами, формирующимися на основе нескольких признаков (например, классы, нации, элиты и т.п.).
Общество, таким образом, представляет собой совокупность кумулятивных и элементарных групп. Индивид при этом входит одновременно в несколько групп, которые могут быть либо закрытыми (пол, раса, нация), либо открытыми (партия, научные, религиозные, профессиональные группы), либо полузакрытыми (класс, сословие).