Объект и предмет социологии. Специфика социологии как науки
Социология – далеко не единственная наука, изучающая человеческое общество. Его изучением заняты также политология, история, экономика, демография, социальная философия, лингвистика, психология, этнография, антропология и т. д. У всех этих наук общий с социологией объект познания. Но они изучают общество с разных сторон, имеют свои специфические цели, интересы и методы, а, следовательно, и свой особый предмет. Чтобы понять специфику социологии, надо вычленить собственную область социологических исследований, т. е. её предмет, определить методы и рассмотреть процесс становления социологии как науки. Вычленение предмета социологии представляет немалые трудности, связанные с особенностями её объекта.
В отличие от объекта познания той или иной науки, представляющего собой фрагмент объективной или субъективной реальности, подлежащий ее изучению, предмет познания является теоретическим образом объекта, определяется целями, задачами и методами конкретной науки, выражен с помощью специфического, созданного данной наукой понятийного аппарата. Приближенно предмет познания можно трактовать как аспект изучаемой реальности, тот её "срез", который интересует данную науку.
Объектом социологии, по мнению большинства социологов, выступает общество (общества) в его развитии и внутренних взаимосвязях. Общество – это социальный организм, состоящий из сложного, целостного и противоречивого комплекса социальных общностей, институтов, организаций и групп.
Человеческое общество является самым сложным, чрезвычайно трудным для изучения и самым необычным объектом познания из всех известных нам во Вселенной, а его законы носят не динамический, а вероятностный характер. Общество имеет сложную структуру в том смысле, что оно обладает наибольшим числом различного рода внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей. Более того, общество постоянно меняется и, что еще более важно, оно обладает сознанием и волей, ему присущи те или иные цели, ценности и идеалы. Это резко отличает общество от объектов естествознания, существенно затрудняет его объективное исследование. Причем в последнее время отмечается значительный рост влияния субъективного фактора на характер общественных процессов.
Наконец, субъект познания в социологии не отделен от своего объекта, как это имеет место в естественных науках, а включен в него. Поэтому социолог изначально является практиком, заинтересованным агентом социальных отношений, а социальный опыт предшествует любому возможному социологическому опыту. Социолог еще до начала своих исследований имеет определенные представления об обществе, еще до всякого познания у него формируются те или иные идеалы, нравственные и политические позиции, практические цели и интересы. Согласно Ж.-П. Сартру, социолог всегда захвачен, втянут в политику, причастен ей, делает политический выбор. Однако, не только политика, но и здравый смысл, как основа обыденных представлений об обществе, который чаще всего является собранием социальных иллюзий, лежит в основе многих социологических теорий. Все это означает, в частности, что социологическое объяснение не только и не столько отражает событие, сколько участвует в производстве события, а также то, что за каждой теорией стоят аспекты видения, присущего определенной социальной позиции. Социологическое объяснение т.о. интегрировано в социальную реальность, есть жизненно-практическое участие исследователя в социальных отношениях.
Перечисленные выше особенности социологического познания сильно затрудняют беспристрастное изучение человеческого общества, накладывают особый отпечаток на социологические взгляды и концепции. Вместе с тем, социолог, как и всякий другой ученый, стремится к максимальной объективности рассмотрения своего предмета, создает для этих целей специальные механизмы и инструменты. Одним из них выступает систематизированный скептицизм (Р. Мертон), позволяющий социологам систематически ставить под сомнение все социальные реалии, стремясь выявить степень устойчивости соответствующих им связей. Другим – «социологическое воображение» (Ч. Миллз) и сравнительный анализ, помогающие социологу абстрагироваться от личного опыта и привычного культурного контекста, познавать культурное и человеческое многообразие.
Существенной особенностью социологии, тем не менее, является ее возможность и стремление не только изучать общества, их конкретные структуры, но и изменять параметры этих обществ. Социология исторически возникла и развивалась в рамках проективно-конструктивного отношения к социальной действительности, ориентирующего на преобразование и контроль социальных явлений. В частности, социология поддержала попытки реализации радикально-реформистских планов.
В этой связи нельзя не отметить, что попытки проведения скачкообразных изменений негативно влияют на целостность общества. Они нарушают сложившиеся модели восприятия людей, их поведения, разрушают связи между социальными группами, что неизбежно приводит к непредвиденным деструктивным последствиям. Людям только кажется, что они сознательно изменяют общество в желаемом направлении, тогда как в действительности значительная часть последствий их деятельности оказывается непредвиденной.
Одной из особенностей предмета социологии, отличающей её от смежных с ней наук и усложняющей социальное познание, является "сквозной" характер изучаемых ею феноменов. Эти феномены пронизывают содержание других наук, в той или иной мере изучающих общество. Если представить общество в виде четырех сфер: экономической, политической, духовной и социальной, то придется признать, что социальная сфера пронизывает все иные сферы общества. Однако социальный аспект общественной жизни нельзя свести ни к политическому, ни к экономическому, ни к духовному её аспектам.
Благодаря перечисленным выше особенностям предмета социологии, в этой науке могут быть предложены разные отправные точки анализа общественных явлений, а в силу этого существует огромное многообразие различных школ и направлений, подчас не совпадающих не только в техниках, но даже в своих самых общих положениях. Вместе с тем, ни одна из парадигм не дает всеобъемлющего анализа общества, а нуждается в своем дополнении противоположными парадигмами. В последнее время все же намечается определенный круг идей, объединяющих большинство западных и отечественных социологов. Некоторые из этих идей положены в основу данного пособия.
В наиболее общем виде предметом социологии выступает сама категория социального, понимаемая в узком смысле, как особая область бытия человека и общества, взятая в её оппозиции понятиям духовного, политического и экономического. Это вытекает из концепции четырех сфер, на которые обычно разделяют человеческое общество: экономическую, политическую, духовную и собственно социальную сферы. Социология изучает сущность социального, его различные формы и уровни, закономерности и качественные характеристики социальной структуры и социального процесса.
Современные социологи рассматривают социологию как науку о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и социальных процессов, как науку о социальных отношениях, т. е. механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между ними и личностью (В.А. Ядов); как науку, изучающую механизм функционирования общества (Ю.А. Левада); как науку, изучающую процессы и образцы индивидуального и группового взаимодействия, формы организации социальных групп, отношения между ними (Дж. и Ар. Теодорсоны).
Социальное обуславливается сложностью целостной организации общества, в котором индивиды, общности, различные группы людей взаимодействуют и находятся во взаимной зависимости как при осуществлении той или другой функции общества как целостного социального организма, но и при осуществлении жизненного процесса каждым из этих субъектом.
Особый подход к предмету социологии развивает Ж.Т. Тощенко. Он трактует социологию как науку о реальном сознании и поведении людей, живущих в гражданском обществе. Здесь подчеркивается то обстоятельство, что сознание людей не сводится к отражению объективной реальности, что само это сознание выступает в виде особой реальности, во многом независимой от желания и воли людей, демонстрирующей свою «упругость» и сопротивляемость внешним воздействиям, свою «объективность». Эта символическая реальность не менее реальна, чем т.н. «общественное бытие» (т.е. социальная материя), более того, она не противостоит общественному бытию, а составляет его важнейший аспект. Вся деятельность человека протекает прн участии его сознания.
Рассмотрим, как изменялось понимание предмета социологии в ходе становления и развития этой науки.