Этничность в структуре идентичностей и структура этнического самосознания
В спокойной ситуации межнациональных отношений и часто в моноэтнической среде этническое самосознание групп и конкретных людей чаще всего не актуализировано, <размыто>.
Для выявления значимости этничности в самосознании личности в этнической психологии используется тест Куца и Макпартленда*, который чаще называют просто <тестом Куца>. Он заключается в том, что респондента просят пять раз ответить на вопрос: <Кто Я?>. Ответы на этот вопрос в ходе проведенного массового интервьюирования по проекту <Национальное самосознание, национализм и регулирование конфликтов в Российской Федерации> в Татарстане, Саха (Якутии), Туве, Северной Осетии в 1994 и 1995 гг. показали, что упоминание национальности среди самоидентификаций встречалось, скажем прямо, нечасто - не более, чем у 12-13% респондентов''.
В политической психологии одной из популярных была концепция А. Маслоу - представителя так называемой гуманистической психологии. Он разделял потребности в мотивационной системе личности на пять уровней: низкий - физиологические потребности, далее идут потребности в безопасности, а на более высоких уровнях находятся потребности в человеческой общности, любви, уважении и, наконец, потребность в самоактуализации, т.е. реализации заложенных в человеке потенций и способностей*.
Главное в этой теории - <пирамидальная> структура. <Сначала хлеб, а зрелища потом>, но они нужны тоже. Американский психолог Дж. Дэвис, работая в рамках данной теории, обращал внимание на то, что есть не только потребности <выживания>, но и потребности, которые <побуждают людей стремиться к равенству, достоинству, власти>, а такие стремления часто сопряжены с этничностью.
Для выяснения места этнической идентичности в идентификационном пространстве (матрице) личности существенным является понимание того, что мир личности представляет собой системную целостность. В ней ценности и потребности не могут быть поняты каждая в отдельности; они взаимосвязаны и как компоненты типологической системы личностной мотивации экстраполируются в общественную сферу. Поэтому для людей с одной системой личностной мотивации этничность может быть значимой частью их идентичности в целом, для других она находится на периферии их потребностей, чувств и представлений. Так, у людей, в системе мотивационных ценностей которых вообще низка ориентация на корпоративные связи и высоко значима свобода от социального контроля, этническая идентичность занимает меньшее место в идентификационной матрице. К тому же этническая идентичность, как и другие идентичности, ситуативна.
Представления о структуре этнического самосознания различаются в разных школах. Так, социальные психологи, работающие в психологии, рассматривают этническое самосознание как представление о характерных чертах своей группы, т.е. автостереотипы и <осознание> собственной принадлежности к определенной этнической группе'. Для В.И. Козлова, профессиональными корнями связанного с этнодемографией, этническое самосознание - это принадлежность к этносу, самоотнесение к этнической общности*.
Ю.В. Бромлей ввел в научный оборот узкое и широкое понимание этнического самосознания: в узком понимании этническое самосознание интерпретируется как осознание принадлежности к этнической общности, в широком - оно означает еще и представления людей о культуре, языке, историческом прошлом своего народа, в том числе о государственности, территории'".
В 70-х годах, начиная эмпирические исследования этнического самосознания, мы также, операционально определяя его структуру, следовали широкому пониманию. Наше понимание этнического самосознания отличалось от того, которое давал Ю.В. Бромлей, тем, что включало в него, кроме выделенных им компонентов, также интересы, осознаваемые людьми как этнические".
Проведя целый этап исследований, сейчас уже можно сказать, что само понимание структуры этнического самосознания может быть уточнено. Если говорить в обобщенной форме, то в структуру этнического самосознания (условно говоря - по горизонтали) входят: осознание принадлежности к этнической группе, <образ мы> и этнические интересы.
Под <образом мы> имеются в виду не только автостереотипы, т.е. представления о характерных чертах группы, но и другие представления о своем народе, его культуре, территории и т.д.'* Однако мы не случайно в определении структуры этнического самосознания не дали <расшифровку> <образа мы>, подчеркивая тем самым, что этот <образ> очень изменчив и не всегда включает <обязательный> набор представлений.
В практике исследований мы не раз сталкивались с тем, что какие-то представления у большинства группы либо просто отсутствовали, либо были выражены очень слабо. Например, во время опросов русских москвичей накануне перестройки лишь четверть респондентов идентифицировали себя по языку и столько же по культуре, по представлениям о своем прошлом; широкий набор идентификаторов присутствовал у немногих людей.
Однако весь приведенный набор представлений существует на групповом уровне. Эти представления находят отражение в литературе, мифах, легендах, произведениях художественного творчества, в прессе, текстах других средств информации.
Согласно концепции, которую разработал еще французский социолог конца XIX - начала XX в. Э. Дюрктейм, <коллективные представления> - это надындивидуальные феномены сознания, имеющие собственное содержание и не сводящиеся к сумме индивидуальных сознаний. Вот почему в изучении этнического самосознания группы и личности существуют определенные различия. Если групповое самосознание изучают не только по результатам массовых опросов, но и по вторичным источникам - литературе, прессе, мифам, поговоркам и т.д., то самосознание личности изучают с помощью тестов, интервью и других социально-психологических приемов.
Индивидуальные представления личности зависят от <включенности> ее в этничность, от образования, эрудиции. Особое значение имеет включенность в этничность. Она намного выше у недоминирующих народов и в полиэтнической среде. Мы только что приводили пример русских москвичей, которые идентифицировали себя очень по-разному и по небольшому числу признаков, в то время как у грузин и узбеков в Тбилиси и Ташкенте идентификация по языку и культуре была характерна для 70-90% опрошенных.
Представления - это как бы когнитивное поле этнического самосознания. Но в идентичность входят не только когнитивные компоненты. Наши представления мы переживаем, т.е. здесь включена и чувственная, эмоциональная сфера. Образ <мы> всегда эмоционально окрашен. Г.М. Андреева считает, что <присущая всякой группе психическая общность выражается... в формировании определенного <мы-чувства>>".
Среди чувственных эмоциональных образований особо выделяется <стремление к психологической общности с группой> - социальный мотив аффилиации. Эту потребность в общности с группой, в данном случае этнической, люди испытывают в разной мере, все зависит от культурных традиций, воспринятых человеком в процессе социализации, и от особенностей личности. Г. Триандис выделяет аллоцентрический тип личности как более нуждающийся в групповой поддержке и идеоцентрический как менее нуждающийся в такой поддержке'*. Нередко аффиолитивные чувства прямо связаны с социальным интересом. Например, нам известны случаи, когда предприниматели, фермеры начинали, как они говорили, <прибиваться> к казачеству для того, чтобы получить защиту от рэкетиров, а постепенно начинали чувствовать себя <казаками>. Чувство аффилиации скорее всего нужно отнести к пограничным психологическим образованиям между потребностями и эмоциями.
Таким образом, в самосознании присутствуют не только когнитивный, но и эмоциональный компоненты.
Однако идентичность, как известно, существует не просто сама по себе как набор эмоционально окрашенных представлений, в ней присутствует очень важный регулятивный, поведенческий компонент. Он-то и объясняет, почему этническое самосознание, как и любое другое групповое самосознание, <руководит> поведением людей. Этот компонент наиболее очевидно выражен в интересах, потому мы и называем интересы <мотором этнического самосознания>.
Итак, этническое самосознание имеет сложную структуру. В него входят когнитивные компоненты - представления, составляющие <образ я>, а также эмоциональные и поведенческие.
Очень важные моменты, которые необходимо учитывать при изучении и понимании этнического самосознания, отмечены в концепции С. Московиси и его последователей. Так, С. Московиси относит к социальным представлениям не любые идеи, теории и взгляды, а лишь те, которые входят в сферу обыденного сознания, становятся продуктом <здравого смысла>, формируют <практическое сознание>, регулируют повседневную жизнь людей. Следовательно, далеко не все идеи, идеологемы, конструируемые элитой, становятся представлениями людей. Обыденное сознание может вырабатывать и собственные стереотипы поведения. Оно, как мы знаем, очень часто бывает далеко от рационального. Это наглядно демонстрирует, например, поведение людей во время этнических конфликтов типа бунтов. В то же время одни и те же идеологемы по-разному реализуются в поведении людей, которое в решающей мере обусловливается интересами групп.
С. Московиси подчеркивает также отличия групповых представлений от индивидуальных. Групповые представления более устойчивы. Будучи транслируемыми из поколения в поколение, они обладают свойством нормативного воздействия на людей'*.
В период национальных движений и конфликтов особенно заметно возрастает влияние представлений, черпаемых из далекого прошлого. К. ним относятся представления о великих временах в истории, успешных правителях, героях, о древней культуре, обращение к которой, как предполагается, <спасет> народ (традиционализм). Возвращение к традиционности часто называют <архетипами> сознания. Мы говорим именно об архетипах исторического сознания как части (элементе) этнического самосознания.
Элементом когнитивно-эмоциональных компонентов в структуре этнического самосознания является и система этнических стереотипов. Нам представляется очень важной разработка проблемы этнических стереотипов как системы в этническом самосознании. Несомненный шаг в ее разработке сделала Г.У. Солдатова (Кцоева)'''. Система эта означает, что в связке и взаимообусловленности в самосознании представлены автостереотипы - <этноинтегрирующие атрибуции-представления о действительных или воображаемых чертах группы>, и гетеростереотипы - <этнодифференцирующие атрибуции-представления о других группах>.
Количество характеристик в автостереотипе и гетеростереотипе варьирует: оно зависит от этнической среды, характера отношений в этой среде, наконец, от познавательных и различительных способностей людей. Исследователи нередко настаивают на том, чтобы изучались стереотипы относительно, скажем, армян, грузин, азербайджанцев, евреев и т.д., конкретно. Однако это необходимо лишь для того, чтобы определить наиболее неблагоприятные <образы врагов>. Если речь идет о выявлении групп населения, зараженных предрассудками, то <персональные стереотипы> в отношении конкретных Народов значения не имеют. Если сегодня у человека есть негативный стереотип относительно одного народа, значит завтра он может сформироваться и в отношении другого.
Этнические стереотипы - это приписывание каких-то черт народу. Они, конечно, могут отражать те или иные реальности, но в целом их неправомерно оценивать как характеристику народа. К. сожалению, <свободные приписывания> часто служат политическим спекуляциям и являются очень опасным инструментом насаждения враждебности между народами. Такими типичными приписываниями являются, например, <русская лень> или <кавказская воинственность>.
Наличие стереотипов в структуре этнического самосознания иногда служит основанием для того, чтобы считать <национальное самосознание> синонимом <национального характера> или <психического склада нации>'*. Такое понимание нельзя считать корректным. Во-первых, как показал И.С. Кон, <национальный характер> - это и миф, и реальность'*. Во-вторых, этносоциологи, выясняя специфические особенности народов, пользуются более надежными с точки зрения возможностей измерения понятиями, в частности такими, как особенности ценностей, ценностных ориентаций, норм, преобладающий тип темперамента. Таким образом, речь идет не о наборе специфических черт, по сути присущих всем народам, а о степени выраженности тех или иных ценностей, норм, ориентаций, что позволяет более корректно судить об особенностях психологии этнических групп в тот или иной период или в той или иной ситуации.
Неправомерно говорить о способностях как элементах психического склада, ибо тесты умственных способностей не позволяют надежно разграничивать то, что обусловлено природными способностями, и то, что сформировалось под влиянием социальной среды.
С помощью этнических стереотипов изучаются межэтнические отношения и эмоциональные аспекты этнической идентичности. С этой целью Г.У. Солдатова в качестве главных измерителей этнического стереотипа выделяет амбивалетность (степень эмоциональ ной определенности стереотипа), выраженность (степень интенсивности стереотипа) и валентность (определение знака и величины общей эмоциональной направленности стереотипа)'*.