Этико-социологическая школа: Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев.
Г. СПЕНСЕР
Органицизм По аналогии с биолог-ким организмом Сп рассматривал общ-во как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Сп отстаивал за индивидом автономию, не поглощая человека системой. Сп выделял черты сходства биологического и социального организмов:
1. рост, увеличение в объеме,
2. усложнение структуры,
3. дифференциация функций,
4. рост взаимодействия структуры и функций,
5. возможность временного существования частей при расстройстве жизни целого.
В тоже время он видел различия биологического и социального организма: в первом - части соединены неразрывно, вторые же - дискретное целое, в котором части - люди - свободны и рассеяны. В первом - способность чувствовать сосредоточены в одной части, в обществе же сознание разлито по всему организму. В живом организме части существует ради целого, в обществе же благо общества существует для его членов - людей. Соц организм состоит из 3 главных систем: регулятивной системы-это государство обеспечивающее подчинение частей целому, поддерживающей системы - производящей средства для жизни, и распределительной системы - связь органов.
Г. Спенсер выделяет два основных типа общества - военный («воинственный») и промышленный. По мнению ученого, государственность возникает и развивается вследствие военной деятельности, наступательных и оборонительных войн. Военный вождь постепенно подчиняет себе и невоенную деятельность индивидов, превращаясь в короля.
Военный тип организации общества до сих пор преобладал в истории человечества, он характеризуется прежде всего иерархической структурой, полным подчинением личности общественным целям. Это обеспечивает наибольшую консолидацию усилий всех индивидов, что необходимо для сохранения целостности общества в условиях постоянно существующей опасности внешних посягательств. Объединение усилий всех членов общества предполагает всеобщее служение, поглощение индивидуальных прав; жизнь, деятельность и имущество каждого должны быть в распоряжении общества.
В промышленном типе практикуется только отрицательное регулирование: члену промышленного общества правительство указывает: «ты не должен делать того-то и того-то»; но не указывает: «ты должен делать то-то и то-то»; оно имеет своей целью предохранить сферу частных интересов оч постороннего вмешательства. Здесь режим иерархических отношении постепенно заменяется режимом договора. В промышленном типе развивается и активно функционирует широкая система частных организаций; организациям публичным, государственным отведена сравнительно узкая сфера деятельности. Промышленный тип более пластичен, ему присуще стремление и к уничтожению государственного деления, и к образованию общей политической организации.
Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции
Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и
дифференциацию:
Ø интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по
аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные
ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом
численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные,
из которых вырастают провинции, королевства, империи.
Ø дифференциация заключается в движении от однородного к
разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и
однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит
разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что
приводит к возникновению другого более сложного типа общества.
Спенсер рассматривал эволюцию как единство этих двух процессов.
В. ЗОМБАРТ
В. Зомбарт (1863 — 1941) - проблема формирования или даже скорее судьба общества, которое есть современный капитализм. При этом его интересовал капитализм исключительно западноевропейский, который сформировался в западном христианском мире. Объектом его исследования является история хозяйства, но в фокусе его внимания дух хозяйственной жизни, то есть его интересует поведение человека в хозяйственной жизни.
Он полагал, что в разные исторические эпохи господствует определенный хозяйственный дух. Анализ духа капитализма он начинает с деления общества на традиционное, или докапиталистическое и современное по типу хозяйства. В традиционном обществе живет и действует естественный человек, и исходной точкой всякого хозяйствования является его естественная потребность во всякого рода благах. Исходя из этого, принцип хозяйства следующий: сколько благ человек потребляет, столько и должно быть произведено, то есть сначала определяются расходы и затем по ним доходы.
Теперь противоположный хозяйственный дух, хозяйственный дух современного капиталистического общества. Основное его отличие в том, что живой человек с его обычными человеческими желаниями и горестями, счастьем и несчастьем вытеснен из круга хозяйственных интересов. На его место поставлены две следующие абстракции: нажива и дело. Стремление всех хозяйствующих субъектов, или, по крайней мере, абсолютного большинства, направлено на максимальную наживу и на возможное процветание дела.
Согласно Зомбарту, капиталистический дух составляют два стиля жизни – это предпринимательский и мещанский дух. Предпринимательский дух – синтез жажды денег, страсти к приключениям, изобретательности, авантюризма. Существо предпринимательского духа связано с типами завоевателя, организатора и торговца. Конкретно же он воплощается в 6 типах — разбойники, феодалы, государственные чиновники, спекулянты, купцы, ремесленники. Мещанский дух состоит из склонности к счету, осмотрительности, благоразумия, хозяйственности.
Г. СПЕНСЕР
Органицизм По аналогии с биолог-ким организмом Сп рассматривал общ-во как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Сп отстаивал за индивидом автономию, не поглощая человека системой. Сп выделял черты сходства биологического и социального организмов:
1. рост, увеличение в объеме,
2. усложнение структуры,
3. дифференциация функций,
4. рост взаимодействия структуры и функций,
5. возможность временного существования частей при расстройстве жизни целого.
В тоже время он видел различия биологического и социального организма: в первом - части соединены неразрывно, вторые же - дискретное целое, в котором части - люди - свободны и рассеяны. В первом - способность чувствовать сосредоточены в одной части, в обществе же сознание разлито по всему организму. В живом организме части существует ради целого, в обществе же благо общества существует для его членов - людей. Соц организм состоит из 3 главных систем: регулятивной системы-это государство обеспечивающее подчинение частей целому, поддерживающей системы - производящей средства для жизни, и распределительной системы - связь органов.
Г. Спенсер выделяет два основных типа общества - военный («воинственный») и промышленный. По мнению ученого, государственность возникает и развивается вследствие военной деятельности, наступательных и оборонительных войн. Военный вождь постепенно подчиняет себе и невоенную деятельность индивидов, превращаясь в короля.
Военный тип организации общества до сих пор преобладал в истории человечества, он характеризуется прежде всего иерархической структурой, полным подчинением личности общественным целям. Это обеспечивает наибольшую консолидацию усилий всех индивидов, что необходимо для сохранения целостности общества в условиях постоянно существующей опасности внешних посягательств. Объединение усилий всех членов общества предполагает всеобщее служение, поглощение индивидуальных прав; жизнь, деятельность и имущество каждого должны быть в распоряжении общества.
В промышленном типе практикуется только отрицательное регулирование: члену промышленного общества правительство указывает: «ты не должен делать того-то и того-то»; но не указывает: «ты должен делать то-то и то-то»; оно имеет своей целью предохранить сферу частных интересов оч постороннего вмешательства. Здесь режим иерархических отношении постепенно заменяется режимом договора. В промышленном типе развивается и активно функционирует широкая система частных организаций; организациям публичным, государственным отведена сравнительно узкая сфера деятельности. Промышленный тип более пластичен, ему присуще стремление и к уничтожению государственного деления, и к образованию общей политической организации.
Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции
Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и
дифференциацию:
Ø интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по
аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные
ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом
численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные,
из которых вырастают провинции, королевства, империи.
Ø дифференциация заключается в движении от однородного к
разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и
однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит
разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что
приводит к возникновению другого более сложного типа общества.
Спенсер рассматривал эволюцию как единство этих двух процессов.
В. ЗОМБАРТ
В. Зомбарт (1863 — 1941) - проблема формирования или даже скорее судьба общества, которое есть современный капитализм. При этом его интересовал капитализм исключительно западноевропейский, который сформировался в западном христианском мире. Объектом его исследования является история хозяйства, но в фокусе его внимания дух хозяйственной жизни, то есть его интересует поведение человека в хозяйственной жизни.
Он полагал, что в разные исторические эпохи господствует определенный хозяйственный дух. Анализ духа капитализма он начинает с деления общества на традиционное, или докапиталистическое и современное по типу хозяйства. В традиционном обществе живет и действует естественный человек, и исходной точкой всякого хозяйствования является его естественная потребность во всякого рода благах. Исходя из этого, принцип хозяйства следующий: сколько благ человек потребляет, столько и должно быть произведено, то есть сначала определяются расходы и затем по ним доходы.
Теперь противоположный хозяйственный дух, хозяйственный дух современного капиталистического общества. Основное его отличие в том, что живой человек с его обычными человеческими желаниями и горестями, счастьем и несчастьем вытеснен из круга хозяйственных интересов. На его место поставлены две следующие абстракции: нажива и дело. Стремление всех хозяйствующих субъектов, или, по крайней мере, абсолютного большинства, направлено на максимальную наживу и на возможное процветание дела.
Согласно Зомбарту, капиталистический дух составляют два стиля жизни – это предпринимательский и мещанский дух. Предпринимательский дух – синтез жажды денег, страсти к приключениям, изобретательности, авантюризма. Существо предпринимательского духа связано с типами завоевателя, организатора и торговца. Конкретно же он воплощается в 6 типах — разбойники, феодалы, государственные чиновники, спекулянты, купцы, ремесленники. Мещанский дух состоит из склонности к счету, осмотрительности, благоразумия, хозяйственности.
Этико-социологическая школа: Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев.
Появление с конца 1860г. До начала 1920г. Представители: П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, СИ. Южаков, Н.И. Кареев. Субъективная социология — это специфически российское социологическое направление. В основе его лежит использование социологом в качестве основного инструмента исследования субъективного метола, а предметом изучения общества и человека является привносимый в социальную жизнь субъективный элемент. Субъективный метод рассматривался как подлинно социологический — в отличие от объективного, естественнонаучного. Поскольку основной единицей общества считалась личность (по не класс и не социальная группа), постольку социолог должен был исследовать ее помыслы и внутренние устремлении. Именно они оказывают определяющее влияние на се деятельность, а не объективные, внешние факторы. Поэтому для изучения деятельности личности нужен был в первую очередь субъективный метод, включавший в себя принцип "сопереживания" социолога исследуемому объекту.
Культура: Кареев высказал оригинальный подход к изучению культуры, в определение которой он включил всю совокупность результатов психологического взаимодействия между людьми. Содержание человеческой культуры в концепции Кареева представлено в виде двух крупных пластов. Один из них объединяет такие продукты духовной деятельности как язык, религию, искусство, науку, философию; другой состоит из структур, обеспечивающих функционирование общества: государство, народное хозяйство, право
Теория личности: Личность в теории Кареева - субъект истории, соединяющий в себе антропологические, психологические и социальные начала. Именно такое понимание личности составляет основу того субъективизма, на котором так настаивал ученый как на методе познания социальных явлений. Он утверждает, что субъективизм неизбежен в изучении общества, поскольку и отдельные события, и общественный процесс в целом оцениваются с точки зрения определенного идеала.
Теория общественного прогресса: Кареев интересуется теорией исторического прогресса. В его концепции прогресс включает в себя пять компонентов: умственный прогресс связан с воспитанием способностей и формированием духовных интересов; нравственный прогресс, определяющий нравственное содержание деятельности личности; политический прогресс, предполагающий развитие свободы и улучшение состояния государства; юридический прогресс, создающий предпосылки для развития равенства и справедливости; прогресс экономический, предполагающий развитие кооперации и солидарности. Критерий прогресса: уменьшение людей, которые являются орудием чужой воли.