Социологическая школа Дюркгейма

Школа отличалась относительно высокой степенью интеграции, основанной на общности теоретических воззрений, разделении труда и специализации в определенных предметных областях, научном авторитете Дюркгейма и т.д. существенную роль в интеграции школы сыграла близость теоретических воззрений ее участников, объединенных идеями буржуазного либерализма и социализма реформистского толка, а также характерными для Франции периода Коллективная форма, характерная для школы Дюркгейма, была новым явлением во французской университетской системе. Благодаря деятельности школы институционализация социологии во французской системе образования произошла в дюркгеймовском варианте. Ядро школы - Мосс (возглавил школу после смерти ее основателя), Хальбвакс, М. Гране.

№ 45. Социальные организации.

Известную трудность представляет разграничение понятий «социальные институты» и социальные организации». Некоторые соц-ги не различают эти понятия, другие – наоборот.

Так, Н.Смелзер, отмечая большую и все возрастаю­щую роль многочисленных организаций в современных развитых обществах, определяет организацию как ха­рактерную для сложных обществ «крупную вторичную группу, образуемую для достижения определенных це­лей». Г.В.Осипов: «социальных организаций» - сложные взаимосвязанные иерархические целевые социальные системы, как инстру­мент общества для достижения определенных целей, как своего рода «клеточки» социальной структуры, ее малые совокупности.

Как и социальные институты, социальные организации подразделяются по степени формализа­ции лежащих в их основе связей, взаимодействий и отно­шений на формальные и неформальные.

1) Социальная организация – искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как автономный объект. Тогда слово «организация» относится, например, к предприятию, органу власти, добровольному союзу и т.д.

2) Социальная организация - определенная деятельность по организации, включающую в себя распределение функции, налаживание устойчивых связей, координацию итд. Здесь организация выступает как процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект, и значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. СО совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его.

3) Социальная организация – характеристика степени упорядоченности какого-то объекта. Тут организация – структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целое. Поэтому здесь организация как свойство, атрибут. Такое содержание термина применяется, например, когда речь идет об организованных и неорганизованных системах, эффективной и неэффективной организации и тд.

СО чаще всего возникает тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей; или же когда достижение индивидуальных целей оказывается возможным только через выдвижение и достижение общих целей. В первом случае создаются трудовые организации (предприятия и учреждения), во втором – возникают тн общественные (союзные) организации. Таким образом, определяющим признаком СО является цель. ОС выступает как целевая общность.

Социальные свойства СО: организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей. С этой точки зрения на первый план выступают организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивация и стимулирование персонала и тд. Организация складывается как человеческая общность, специфическая социальная среда. Тут организация выглядит как совокупность социальных групп, статусов, норм, а также отношений лидерства, отношений сплоченности-конфликтности итд. Организация объективируется как безличная структура связей и норм, детерминированная административными и культурными факторами. Предметом анализа О в этом смысле выступает агрегированная целостность, построенная иерархически и взаимодействующая с внешней средой. Основные проблемы здесь – равновесие, самоуправление, разделение труда.

Формальные орг-ии – костяк организации, регламентированное, уставное взаимодействие, неформальные – общение, самореализация . Синергетика – вместе больше чем по отдельности.

№75 Организация и контроль работы интервьюеров.

Интервьюер – это честный человек. Сущ-ют разные способы контроля. В отчете они фиксируются для заказчика.

1 способ: Опрос респондентов (10%) другими интер-ми. Задаются контрольные вопросы (как бы для уточнения) + надо придумать вознаграждение для респондентов (сувениры).

2 способ: Каждый интер-ер имеет свой номер, и те анкеты , кот он делал отмечены, примерно через полгода он нарабатывает статистически значимое число анкет. Сравниваем данные интервьюера (рез-ты работы) со средним показателями, кот мы вывели. Если интер-р работал честно, то его показатель не будет сильно отличаться от среднего.

Адреса для опросы должны быть рядом, чтобы интер-р не уста, постоянно работающим интер-ам покупаются проездные.

За 2 недели до иссле-я всех интер-ов собирают на тренинг и инструктаж.

- разъяснение респон-ту необходимость именно его участия в опросе, - беседа должна проходить с глазу на глаз, - при опросе нельзя спешить (оптимально 40 мин), - четко следовать вопросам в анкете, - интер-р не должен вмешиваться в процесс ответа, - если дается расплывчатый ответ, интер-р должен еще несколько раз задать вопрос, попросить уточнить.

Билет 16

№ 16. Социология Георга Зиммеля

Зиммель – основоположник т. наз. формальной социологии, предметом которой являются абстрактные формы социального взаимодействия. Фрагментарность. Соц –как метод. Поиск идеальн. типов

Основная тема Зиммеля - взаимоотношения общества, человека и культуры.

«Формальная» социология – интегральная часть общефилософской и культурфилософской концепции Зиммеля. Ее основные понятия – «содержание» (цели, мотивы, побуждения человеческих взаимодействий) и «форма» (универсальный способ воплощения и реализации исторически изменчивых содержаний). В совокупности взаимодействий (форма + «наполняющее» ее содержание) реализуется общество.

Общество - совокупность форм и систем взаимодействия; человек как «общественный атом», культура – как совокупность объективированных форм человеческого сознания.

Социология должна утвердить свое право на существование не посредством выбора особого, не «занятого» другими науками предмета, а как метод. Социология, по Зиммелю, не является наукой, «обладающей собственным содержанием», т.к. «она не находит себе объекта, который не изучался бы какой-либо из общественных наук». Социология должна определить свой предмет методологически, найдя специфическую точку зрения. Эта точка зрения состоит в том, что соц-гия должна исс-ть не содержание, а формы общественной (социальной) жизни, то общее, что свойственно всем социальным явлениям. Социология не изучает содержание общественных явлений, а исследует общую для них социальную форму.

Формы социальной жизни:

1) Социальные процессы. Это постоянные, независимые от конкретных обстоятельств их реализации явления: подчинение, господство, соревнование, примирение, конфликт и т. д. Образцом социального процесса как формы социальной жизни (социации) может служить - Мода предполагает одновременно и подражание и индивидуализацию личности. Мода в том или ином виде существует всегда.

2) Социальный тип. Зиммель, исследовав такие социальные типы и характеры, как циник, бедняк, аристократ, кокетка и т. д., пытается выявить их характерные противоречия. Бытие такого типа, как аристократ, представляет единство двух взаимоисключающих характеристик: с одной стороны, он поглощен своей группой, ее фамильной традицией, с другой – он абсолютно отдален и даже противопоставлен ей.

3) Модели развития. Пример: универсальный процесс расширения группы с усилением индивидуальности ее членов. По мере роста численности групп члены ее становятся все меньше похожими друг на друга. Развитие индивидуальности членов группы сопровождается уменьшением ее сплоченности и единства.

Существуют и другие формы соц жизни. Наибольшую дистанцию непосредственно от социальной жизни сохраняют формы, названные Зиммелем «игровыми». Игровые формы – это чистые формы социации, представляющие собой не просто мыслительную абстракцию, а реально встречающиеся в социальной жизни формы. Примеры игровых форм: «старый режим», т. е. политическая форма, пережившая свое время и не удовлетворяющая запросам участвующих в ней индивидов; «наука для науки», т. е. знания, оторванные от потребностей человечества, переставшие быть «орудием в борьбе за существование» и т. д.

Понимание выступало у Зиммеля как метод, характеризующий исключительно социальное познание. Понимание требовало выяснения того, как связано исследуемое явление с интересами самого исследователя или социальной группы, которую он представляет. Результат понимания - открытие смысла исторического действия. Главная тема социальной философии Зиммеля – взаимоотношения индивидуума и общества в процессе исторического развития.

Процесс индивидуализации, возрастания человеческой свободы он рассматривал в качестве продукта интеллектуализации жизни и развития денежного хозяйства. Размер группы прямо пропорционален степени свободы, которой пользуются ее члены, поскольку расширение группы приводит к расширению пространства социализации.

Выработанные (выделенные) Зиммелем чистые формы социации нельзя рассматривать как нечто нереальное, не имеющее эмпирической основы. Они отражают саму действительность, и их методологическая ценность может быть проверена тем, насколько плодотворно они способствуют пониманию и упорядочению теоретически важных аспектов различных социальных процессов и социально-исторической жизни в целом. Соч.: 1) «Проблемы философии истории»; 2) «Философия денег»; 3) «Социология. Исследование форм социации»; 4) «Философия культуры»

Вопрос № 46.

Наши рекомендации