Глава 12. Н. Луман: теория общества и самореферентных систем.

Один из разработчиков "постмодернистской" социологии Никлс Луман (1927-1999) выступил с претензией на создание новой, "единой социологической теории", в центре которой находится понятие общества. Однако существовавшее до сих пор понятие общества неадекватно в силу трех причин: 1) гуманистическое предубеждение, согласно которому общество состоит из людей и отношений между ними; 2) допущение территориального разнообразия общества; 3) разделение субъекта и объекта познания. Поэтому необходимо, согласно Н. Луману, "революционизировать парадигму теории общества". А это можно сделать, только поставив в центр теории понятие системы.

Под системой Н. Луман понимает нечто, способное отличать себя от внешней среды и воспроизводить эту границу. Именно под такое определение системы подпадает, по его мнению, общество. Оно тем и отличается, что постоянно производит различение себя и внешней среды, дающее ему право называться системой. Эта система является самовоспроизводящей и одновременно самореферентной, т.е. способной описывать самое себя, воспроизводя и само это описание.

При таком понимании социальной системы ее элементами оказываются не люди и их действия, а их коммуникации между собой. Коммуникация - это не просто передача информации, а смысловой, самореферентный процесс, приводящий к определенному конструированию социальной системы.

Хотя система и окружающий мир разделены, утверждает Н. Луман, они не могут существовать как две стороны друг без друга. Если система достаточно сложна (а именно таково общество), она оказывается в состоянии обратить на себя самые различные системы и всего окружающего мира и осуществлять вследствие этого наблюдение самой себя как системы в окружающем мире.

Именно из такого взаимодействия системы и окружающего мира вытекает понимание и толкование Н. Луманом понятия "самореферентная система". Самореферентность, в его понимании, есть включение самого себя в предмет рассмотрения. Следовательно, самореферентная система, хотя и зависит от окружающего мира и не обходится без него, но детерминирована отнюдь не им, поэтому может сама себя организовать и выстроить свой собственный порядок, осуществив тем самым построение своих структур собственными системными процессами.

Такое понимание самореферентной системы органически связано с трактовкой Н. Луманом еще одного ключевого понятия в его социологической концепции - аутопоейтической системы. Он утверждает, что аутопоейтические системы, производят не только свои структуры, но и свои элементы, а также сети этих элементов. Сами же элементы системы - это информация, это различия, имеющие очень важное значение для развития и существования системы. Специфика аутопоейтической системы в том и состоит, что она делает выбор из самостоятельно сконструированной области информации и тем самым осуществляет процесс коммуникации между своими различными составными частями.

Отсюда вытекает ключевая значимость коммуникации аутопоейтической самореферентной системе. Такая значимость предопределяется тем, утверждает Н. Луман, что коммуникация является изначально социальной операцией, поскольку она: 1) предполагает множество совместно действующих систем сознания (т.е. мыслящих людей); 2) не может быть свойственна ни одному отдельному сознанию; 3) может быть произведена только в рекурсивной (т.е. взаимно возвращающейся) связи с другими коммуникациями, следовательно, в сети коммуникаций.

В предлагаемой Н. Луманом постмодернистской социологической теории в центр внимания выдвигаются два взаимосвязанных понятия "система" и "коммуникация". В этой теории коммуникация конституирует, т. е. создает социальную реальность. В процессе коммуникации получатель сообщения может принять или отклонить его. Отклонение тоже является актом коммуникации. В случае осложнения коммуникаторы (как отдельные индивиды, так и целые социальные системы) становятся перед выбором: избежать разногласий и конфликта или же разрешить возникшую проблему посредством давления, влияния, насилия. В современном постмодернистском обществе коммуникативный процесс становится более масштабным и эффективным благодаря расширившемуся арсеналу средств коммуникации: наряду с традиционными (язык, письменность, печать, радио) появились новые коммуникативные средства – телевидение, компьютерные и электронные сети и т. п. Кроме того, существуют «символические обобщения» - генерализованные средства коммуникации, такие как истина, право, собственность, деньги, любовь. Они работают как бинарный (двойной) код предпочитаемого/ не предпочитаемого, облегчая работу громадных объемов информации, содействуют принятию отборов других людей, принятие ценностей и норм их функционирования.

В разрабатываемой Н. Луманом теории общества различаются три уровня анализа: 1) общая теория систем, а в ней – аутопоейтических систем; 2) теория социальных систем; 3) теория системы общества как особого случая социальных систем. Общество как специфическая социальная система обладает рядом особенностей, к числу которых относятся: а) оперативная замкнутость; б) открытость; в) способность к самонаблюдению; г) способность к самоорганизации; д) самооценка; е) память; ж) различение прошлого и будущего состояний (память); з) функциональная дифференциация; и) взаимодействие с окружающей средой; к) интегративно-дезинтегративные изменения.

Н. Луман выделяет три основных типа социальных систем: 1) системы взаимодействия; 2) социетальные системы; 3) организации.

Одним из фундаментальных проявлений сложности современного общества, считает Н. Луман, становится глобализация, т.е. формирование единой глобальной социальной системы.

Наши рекомендации