Основные методы сбора первичной социологической информации, их характеристика.
Метод анализа документов.В процессе своей социальной деятельности люди создают огромную массу документов, поэтому документы являются важным и значимым источником первичной социологической информации. Документы систематизируются по разным основаниям. По статусу они делятся на официальные (государственныеприказы, договоры); неофициальные (письма, автобиографии). По форме изложения — текстуальные (вербальные); статистические; символические. По функциональным особенностям — информативные; коммуникативные; ценностно-ориентированной направленности. По способу фиксации — письменные; иконографические (картины, фото); фонетические (звуковая запись); аудиовизуальные (кино‑ и видеозапись); документы на технических (машиночитаемых) носителях. По характеру информации — первичные; вторичные (строятся на основе обработки и обобщения первичных документов).
В социологии используются два вида анализа документов — традиционный анализ и контент-анализ. Традиционный (качественный) анализ — это анализ содержания документов (фактов, оценок, мнений, содержащихся в них. Традиционный анализ — это достаточно трудоемкий процесс, требующий высокой квалификации исследователя. На его основе невозможно обрабатывать большие массивы документов. Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования
Документы одновременно содержат в себе два рода информации:
- информацию о фактах, событиях, результатах деятельности;
§ авторскую позицию, оценку этих фактов,.
Метод социологического наблюдения — метод сбора первичной социологической информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Ключевой особенностью метода является то, что происходит прямая регистрация событий очевидцем.
В зависимости от положения наблюдателя различают следующие разновидности этого метода.
- наблюдения, в процессе которых наблюдатель не вступает в общение с членами группы, а регистрирует события как бы со стороны. Это простое наблюдение;
- наблюдатель может частично вступать в общение, действия группы, сознательно ограничивая контакты. Это промежуточная разновидность наблюдения;
- включенное наблюдение имеет место тогда, когда наблюдатель включается в действия группы полностью. Включенное наблюдение может производиться открытым способом или же инкогнито.
4. самонаблюдение- наблюдатель регистрирует факты своих действий, состояний.
Метод опроса представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного или опосредованного общения социолога (или интервьюера) и опрашиваемого (называемого респондентом) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач. Таким образом, опрос — это метод, основанный на ответно-вопросной ситуации. Основное назначение метода - получение информации о состоянии общественного, группового, индивидуального мнения, а также информации о фактах и событиях, отраженных в сознании опрашиваемого.
Необходимо учитывать, что данные опроса в любом случае выражают лишь субъективное мнение опрошенных. Выводы из полученной в ходе опроса информации нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами, которые характеризуют объективное состояние изучаемых явлений.
Анкетирование
В случае анкетного опроса процесс коммуникации исследователя с респондентом опосредуется анкетой. Проводит опрос анкетер. Его функция состоит в том, что, получив от социолога-исследователя инструкцию, он ведет себя в соответствии с ней, создавая положительную мотивацию респондента по отношению к опросу.
Основной инструментарий анкетирования - анкета. Качество анкеты во многом определяет надежность, достоверность результатов исследования. Социологическая анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта и предмета анализа. Существуют определенные правила и принципы конструирования анкеты. Отметим, что существуют разные типы вопросов, выполняющих различную функцию. Вопросы в анкете формируются в блоки, например блок вопросов об объективных характеристиках респондентов.
Интервью
Интервью предполагает иной вид контакта социолога с респондентом, опосредуемого интервьюером. Роль интервьюера — как минимум озвучивание вопросов анкеты.
Социологический эксперимент.Эффективным методом сбора первичной социологической информации является эксперимент. Он позволяет получить уникальную информацию, добыть которую другими методами невозможно. В эксперименте определенная группа помещается в необычную экспериментальную ситуацию, то есть подвергается воздействию какого-либо фактора с тем, чтобы проследить направление, величину и устойчивость интересующих социолога характеристик.
Эксперименты в социологии можно классифицировать. По характеру экспериментальной ситуации эксперименты могут быть: полевыми и лабораторными.
Социологический эксперимент – метод социологического познания, проверки гипотез посредством фиксации и контроля за состоянием социального объекта, изменяющегося под воздействием специально создаваемых условий – вводных факторов, позволяющих наблюдать, измерять образующиеся связи явлений, проверять правильность выдвигаемых положений, получать новое знание.
Классическим полевым социологическим экспериментом является проведение под руководством Э. Мэйо знаменитых исследований в 1924 – 1932 годах на Хотторнских предприятиях близ г. Чикаго (США).
При изучении проблем прикладной социологии необходимо помнить, что эмпирическое исследование является лишь средством, призванным обеспечить фактуальную базу, основу теоретического поиска.