Личностные, биологические и общественные причины социальных отклонений.
Психологический факторНегативная личностная позиция самого ребенка, подростка: а) отклонения в самооценке в) безразличие к нравственному самосовершенствованию и тд.Личностные факторы поведения— это те факторы, что исходят от самого индивида. Среди них можно выделить следующие шесть.
1. Врожденные инстинкты человека, состояние его психики, тип темперамента(четыре основных типа темперамента — сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический).
2. Личные жизненные цели и интересы индивида, его ценностные ориентации и привычки.
3. Тип референтной (эталонной) группы, которую индивид избрал себе в качестве эталона поведения (скажем, космонавты, банкиры, артисты, политики).
4. Степень его самобытности, самостоятельности, умение оставаться самим собой, не поддаваясь голому подражательству.
5. Способность индивида к честной и трезвой самооценке, к самоконтролю, к осознанию и сдерживанию негативных тенденций в собственном поведении.
6. Умение индивида жить в обществе и ладить с людьми:
Другим важным фактором, влияющим на поведение личности, несомненно, выступают внутренние, биологические, условия. Биологические предпосылки включают: наследственно-генетические особенности, врожденные свойства индивида (приобретенные во время внутриутробного развития и родов). Теории, объясняющие отклоняющееся поведение с точки зрения биологических причин, вероятно, появились одними из первых. Первоначально исследователи обращали внимание преимущественно на конституциональные особенности. Мы приходим к следующим выводам. Внутренние биологические процессы играют определенную роль в формировании отклоняющегося поведения. Они определяют силу и характер наших реакций на любые средовые воздействия. Несмотря на наличие фактов, подтверждающих существование биологических основ отклоняющегося поведения, они действуют только в контексте определенного социального окружения. Более того, социальные условия сами по себе вполне могут вызывать биологические изменения в организме, определяя, например, реактивность нервной системы или гормональный фон.
Биологический фактор:Отклонения в психическом и физиологическом развитии:
а) низкий уровень интеллектуального развития от рождения или как результат черепно-мозговой травмы, мозговых инфекций;
б) формирование повышенной возбудимости, импульсивности в действиях и поступках, злорадства и издевательств над окружающими, бродяжничества и пр.;
Социальный фактор
Негативные факторы среды формирования личности: а) проблемы семьи б) безнравственная обстановка в семье: пьянство;
в) негативные факторы семьи, способствующие формированию у ребенка, подростка отрицательное отношение к дому, семье.
Педагогический фактор
Недостатки в воспитании ребенка, подростка. а) ошибки семейного воспитания; в) ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении, особенно в детском саду и школе; г) негативные нравственные ориентиры воспитания; д) привитие ребенку, подростку определенных негативных моделей жизни и
Гораздо более важным фактором, действующим на поведение личности, следует признать внешние социальные условия. К ним относятся: » общественные процессы (социально-экономическая ситуация, государственная политика, традиции, мода, средства массовой информации и др.); » характеристики социальных групп, в которые включена личность (расовая и классовая принадлежность, этнические установки, субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно-профессионалвной группе, референтная группа); » микросоциальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, личности родителей, характер взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания, друзья, другие значимые люди). Для объяснения социальных девиаций Э.Дюркгейм предложил концепцию аномии. Такое состояние общества когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.
В целом отклоняющееся поведение личности является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов, действие которых, в свою очередь, преломляется через систему отношений личности.
Известны многочисленные концепции девиантности: от биогенетических до культурно-исторических теорий. Одна из главных причин социальных девиаций – несоответствие норм социума требованиям, вторая – несоответствие самой жизни интересам конкретной личности. Помимо этого, девиантное поведение могут вызывать: наследственность, ошибки воспитания, семейные проблемы, деформация характера, личности, потребностей; психические заболевания, отклонения психического и физиологического развития, негативное влияние массовой информации.